Главная ?> Авторы ?> Бачинин -> Проблемы права, политики и экономики в евангельском христианстве Ивана Проханова
Версия для печати

Проблемы права, политики и экономики в евангельском христианстве Ивана Проханова

Русское евангельское движение: от аристократического этапа к демократическому

Русское евангельское движение составило важную главу в религиозно-гражданской жизни России конца XIX — начала ХХ вв. Волею обстоятельств оно оказалось тесно связано с Петербургом. Возникшее в 1870-е гг., оно прошло через два важных периода — аристократический и демократический. Напомним, что первый был связан с приездом в Россию английского миссионера, лорда Г. Редстока, с его проповедями в великосветских салонах аристократического Петербурга[1]. Десятки столичных аристократов, обладателей княжеских и графских титулов перешли тогда из православия в протестантизм. Среди них были известный богач, владелец миллионного состояния, отставной гвардейский полковник В. А. Пашков, граф М. М. Корф. министр путей сообщения, граф А. П. Бобринский, княгиня В. Ф. Гагарина, княгиня Н. Ф. Ливен, вдова генерал-адъютанта Е. И. Черткова (урожденная графиня Чернышева-Кругликова), дочь поэта Дениса Давыдова Ю. Д. Засецкая, графиня Е. И. Шувалова и др.

После отъезда Редстока зародившееся евангельское движение возглавил В. А. Пашков. В конце 1870-х большие залы столичных особняков, предоставляемые их владельцами для молитвенных собраний, вмещали уже многие сотни, а в отдельных случаях и тысячи желающих услышать евангельские проповеди. Это вызвало беспокойство царского двора и Синода, что, в свою очередь, привело высылке Пашкова и Корфа в 1884 г. за пределы страны. Но евангельское движение (его иногда называли движением «пашковцев») уже невозможно было погасить. Успевшее распространиться в Петербурге и по многим губерниям России, оно вскоре нашло своего нового лидера. Им стал Иван Степанович Проханов. Человек, одаренный многими талантами, он был замечательным проповедником Евангелия, христианским мыслителем, поэтом, выдающимся организатором. Все эти дарования позволили ему стать признанным лидером российского евангельского движения и возглавлять его в течение нескольких десятилетий, вплоть до начала 1930-х гг.

Из Владикавказа в Петербург

Иван Проханов родился в 1869 г. в крестьянской семье. Его родители были молоканами, переселившимися из Саратовской губернии во Владикавказ.

Раннеевангельское движение молокан оформилось в русском духовном христианстве в 1760 — 1770 гг. Название «молокане» имеет две версии своего происхождения. Первая гласит, что оно возникло из-за того, что сами богоискатели взяли за основу образ Библии как «духовного молока, коим окормляется человеческая душа». Также особо были приняты во внимание слова апостола Петра: «Как новорожденные младенцы возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Пет. 2, 2). Согласно другой версии, православные верующие стали называть молокан таким образом за употребление теми молока в постные дни.

 Главная черта молоканского вероучения заключалась в том, что для его адептов единственным источником веры является Священное Писание. Новый Завет признавался молоканами средоточием абсолютной истины. Его содержание следует понимать духовно, но на это способны только люди, просвещенные Богом. Они отвергали все, что было связано с внешним поклонением Богу и утверждали, что Ему следует поклоняться духом.

Уровень грамотности среди молокан был значительно выше, чем в среднем по России. Во время молений специальные чтецы читали Святое Писание, затем пресвитер, возглавляющий религиозную общину произносил проповедь, певчие пели псалмы Давида, а все остальные им вторили. Несколько раз во время богослужения все участники собрания становились на колени и молились.

Молокане отвергали алкоголь и курение, признавали посты. При этом только один пост на Страстной неделе считался обязательным. а в остальное время каждый устанавливал себе посты сам, если нуждался в «укреплении духа».

Молокане считали, что истинно духовным христианам не нужны светские законы и суды. Тем не менее, они признавали государственную власть над собой, считая, что она от Бога. Видя в царе помазанника Божия, они с готовностью молились за него. При этом они отрицательно относились к к армейской службе и к войне и старались уклоняться от участия в них.

Притесняемые светскими и церковными властями, молокане претерпели много лишений, твердо храня свою верность Христу.

 Отец Проханова и его братья, будучи молоканами, были высланы из Владикавказа в селение Гирусы, располагавшееся в труднодоступных, бесплодных местах горной Армении. Их судьба не была исключением: тысячи евангельских христиан, духоборов, штундистов, баптистов, исповедующих распятого и воскресшего Христа, томились в отдаленных резервациях гигантской империи. Никому не причинявшие зла, далекие от всех видов деструктивной деятельности, желающие только одного — жить по Евангелию, — они могли бы принести большую пользу России. Но Синод, возглавляемый в то время К. П. Победоносцевым, не позволил им свободно и беспрепятственно разбрасывать семена христианского просвещения по русской земле.

В 1888 г Иван Проханов окончил владикавказское реальное училище и в возрасте 19-ти лет поступил в Петербургский технологический институт, выдержав конкурс, составлявший 6 человек на одно место.

В Петербурге Проханов стал посещать евангельские собрания «пашковцев» у графини Е. И. Шуваловой и княгини Н. Ф. Ливен. Он познакомился с писателем Н. С. Лесковым и философом Вл. С. Соловьевым. Позднее он так писал о своем посещении Владимира Соловьева: «В самую темную эпоху Победоносцева Соловьев талантливо и вдохновенно писал о необходимости свободы совести. В жизни он был аскетом. Помню, как мне пришлось посетить Владимира Соловьева в одном доме на Возничьем проспекте, где он, за невозможностью легального проживания в столице, остановился у своих знакомых. Он помещался в почти пустой комнате, где имелся только стол, два стула и подобие кровати, ибо на ней не было подушки, а только слегка покрытые доски. Мне сказали, что он всегда живет таким образом. Наружность у него была импозантная: львиная голова, высокий рост, вдохновенное лицо. Недаром этой наружностью был так поражен француз Мелькиор де Вогюэ. Богословские сочинения В. Соловьева оставили живой след в жизни интеллигенции»[2].

В этот период происходит знакомство Проханова с Л. Н. Толстым. В 1993 г. он посетил Ясную Поляну, а в марте 1995 г. отправил от Петербургской общины евангельских христиан письмо Толстому с просьбой публично высказаться об отношении властей к христианам неправославного исповедания. Ответом Толстого на эту просьбу явилась его статья «Гонения на христиан в России в 1895 г.».

После окончания технологического института Проханов ощутил острую потребность в получении фундаментального богословского образования. Поэтому во второй половине 1890-х он на время покидает Петербург. Несколько лет он проводит в Европе, учится в Бристольском баптистском колледже, в Лондонском институте конгрегационалистов. В Берлинском университете, на богословском факультете он слушает Гарнака и Пфлейдерера, в Сорбонне посещает лекции по протестантской теологии.

Европейские впечатления, так не похожие на российские, обогащают Проханова новым социально-религиозным опытом. Вот что он пишет об этом В. А. Пашкову, живущему в это время в Париже: «Здесь я был поражен фактом, что разнообразие мнений относительно второстепенных вопросов не разрушает, а прямо придает прелесть духовному единству различных обществ евангельского христианства. Это мне открыло глаза на ту истину, что во главу деятельности христиан прежде всего должны быть положены не догматические определения веры, способные возводить рамки, но требования любви Христовой, которая больше всего и выше всяких перегородок, которая только одна есть источник силы Церкви на земле. Таким опытом я выведен был на путь понятий христианской свободы»[3].

Проханов имел возможность убедиться, что по моральной чистоте протестантские страны выше других стран и что основанием этого являются евангельские проповеди и чтение Библии на собраниях и в семьях, чему католическая и православная церкви отводят очень мало места. Он вернулся в Россию с твердым убеждением, что только свободно возвещаемое Евангелие способно изменить жизнь России к лучшему.

Борьба за права неправославных христиан

Возвратившись в Россию, Проханов далеко не сразу получил возможность обосноваться в столице империи. Только в 1901 г. он поселяется в Петербург, где поступает на тормозной завод Вестингауза. Как высококвалифицированный инженер, он получает должность заведующего техническим отделом и принимает самое непосредственно участие в создании трамвая и в организации городского трамвайного движения.

Профессиональная деятельность не помешала Проханову активно включиться в евангелизационную деятельность. Будучи талантливым поэтом, он пишет большое количество евангельских гимнов. Составив из них сборник, Проханов издает его тиражом в 20 тысяч экземпляров в петербургской типографии Министерства внутренних дел, располагавшейся на Фонтанке.

На этом отношения Проханова с российским МВД не закончились. Когда в августе 1904 г. Николай II назначил князя Святополк-Мирского новым министром внутренних дел, тот сразу же обнаружил интерес к вопросам религиозной жизни. К руководителям духовных движений было направлено обращение с просьбой предоставить обстоятельную информацию о религиозной ситуации в стране. В ответ И. С. Проханов, вместе с двумя соратниками, В. В. Ивановым и П. И. Кушнеровым, отправили министру аналитическую «Краткую записку о возникновении евангельского движения в России». В ней они писали о том, что евангельские христиане с уважением относятся к православной церкви и ко всем прочим церковным организациям. Они ни с кем не враждуют, а желают только одного — чтобы свет Евангелия проникал в сердца граждан России.

В «Записке» содержалось пожелание принятия закона о религиозной свободе. Этот закон, — писали Проханов и его товарищи, — «должен быть изменен таким образом, чтобы в пределах Российской Империи под скипетром Всемилостивого Государя Императора из-за религии русским людям (раскольникам вообще и евангельским христианам в частности) не чинилось стеснений ни в деле свободного присоединения к какой угодно религиозной общине, ни в делах выдачи паспортов с желаемым для них вероисповедным наименованием, ни в деле записей браков, рождений и смертей, ни в деле устройства молитвенных домов, поступления на государственную и общественную службу, чтобы отбирание детей, имений, насилия и ссылки были невозможны, чтобы на всем пространстве Российской Империи с этого дня не оставалось ни одного сосланного или оштрафованного, или заключенного в тюрьму за дело религии. Исключение может быть сделано для лиц, совершивших изуверство на религиозной почве, но опять с ясным указанием, что наказание производится не за убеждение и религию, а за изуверство»[4].

Когда, спустя некоторое время, в апреле 1905 г. был обнародован царский Указ о началах веротерпимости, а в октябре того же года вышел Манифест о даровании населению незыблемых основ гражданской свободы, то в них оказались учтены многие пожелания евангельских христиан.

Местные власти в отдаленных уголках империи не торопились исполнять распоряжения центральной власти. Из тюрем и ссылок вернулась только небольшая часть христиан, пострадавших за веру. Это обстоятельство заставило Проханова добиваться аудиенции у премьер-министра С. Ю. Витте. Тот его принял и отнесся вполне благожелательно к его просьбе. Спустя неделю вышло специальное распоряжение по Министерству внутренних дел, предписывающее освободить всех, кто оказался в заключении и ссылке по причине неправославного вероисповедания.

Занимаясь практической правозащитной деятельностью, Проханов убедился в том, что одним из главных препятствий на его пути является повсеместная правовая неграмотность русских людей, как простолюдинов, так и государственных чиновников разных уровней. Это обстоятельство заставило его заняться составлением сборника всех российских законодательных актов, касающихся религиозных вопросов. В результате в свет вышла книга «Закон и вера» (СПб., 1910), где, наряду с нормативной частью, присутствовали и комментарии к законам. Последствия ее издания превзошли все ожидания. «Эта книга, — писал Проханов, — имела колоссальный успех. В ней наши братья увидели, что законы на их стороне, и могли отстаивать себя. Они показывали мою книгу местным властям, ссылаясь на определенный параграф. Власти в большинстве случаев не знали законов сами, изумлялись и соглашались с нашими братьями. Нередко власти писали, прося нас выслать эту книгу. Таким образом, книга законов, опубликованная мною, стала руководством не только евангельских христиан, но также и самих властей. Даже Каменский, председатель комиссии по религиозным культам в Государственной Думе, был приятно изумлен, когда я подал ему мою книгу, и сказал: «О! Это то, что нужно для нашей работы!»[5]

В 1905 г. Проханов получил разрешение издавать ежемесячный журнал «Христианин». А начиная с 1910 г. стал выходить еженедельник «Утренняя звезда». В них освещались самые разные вопросы религиозно-гражданской жизни российских христиан.

В 1909 г. вышел в свет песенный сборник «Гусли». Он включал более пятисот духовных гимнов, слова которых были сочинены самим Прохановым, а музыка — студентом Петербургской консерватории К. Г. Инкисом.

В рождественские праздники 1912 г. в Петербурге торжественно открылся Дом Евангелия, предназначенный для молитвенных собраний петербургских евангельских христиан.

Потепление отношений между государством и российскими протестантами было, к сожалению, кратковременным. В 1914 г., в связи с начавшейся войной, ситуация в стране резко меняется. В националистической прессе открылась кампания травли евангельских христиан. Возобновились былые преследования за веру, а с ними и практика тюремных заключений и ссылок. Закрылись евангельские журналы «Христианин» и «Утренняя Звезда». Прекратилось издание протестантской литературы. В Петербурге каким-то чудом продолжал работать только один маленький магазинчик «Радуга», на полках которого можно было увидеть евангельскую литературу. Но Проханов не унывал. Суть его мироощущения хорошо передает сочиненное им стихотворение «Христианин»:

Среди смятенья и рыданий,
Среди потоков слез людских,
Среди руин погибших зданий —
Один лишь он спокоен, тих.

Он слышит братьев скорбных стоны,
Он видит жертв кровавых бед,
И мир, слезами затопленный, —
Но он не плачет, люди, нет!

Его чело, как небо, ясно,
А взор светлеет, как заря;
Он смотрит в даль грозы ненастной,
Восторгом радостным горя.

Он видит: к бездне волн бегущих
Простерлась мощная рука,
Чтоб избавлять пловцов зовущих,
Чтоб смолкла слезная река.

Он знает: близок день спасенья
И стихнет бурь греховный ад;
И не рыданья — звуки пенья
Мир обновленный огласят.

Его лицо светлеет ясно,
Чтоб брат плывущий взор поднял,
И чтоб, спасен рукою властной,
И он восторгом просиял.

За объединение всех евангельских христиан России

Начиная с 1906 г. Проханов развертывает широкую и разностороннюю организационную деятельность по образованию Русского евангельского союза. Руководящим принципом он избирает мудрые слова Августина: «В главном единство, во второстепенном свобода, а во всем остальном любовь».

Проханов считал, что членами этого союза могут быть христиане, принадлежащие к разным протестантским деноминациям — евангельские христиане, баптисты, меннониты, методисты и т. д. При этом от членов союза требовалось только, чтобы они исповедовали основные евангельские догматы, а во всех остальных вопросах христианской веры, ее внешних проявлениях и церковном устройстве они были свободны.

Задачи Русского евангельского союза должны были заключаться в том, чтобы содействовать духовному пробуждению, распространять евангельские идеи религиозного обновления, способствовать объединению всех евангельских верующих, организуя молитвенные собрания, съезды, практикуя различные формы обмена духовным опытом.

Проханов был христианином с ярко выраженным социальным мышлением. Этим он отличался от лидеров русского баптизма, которые считали, что самое важное — это спасение душ, а все остальное носит второстепенный характер. Из-за этого они занесли в разряд несущественных проблем и задачу консолидации сил всех неправославных христиан России.

Спустя три года, сентябре 1909 г. в Петербурге состоялся первый съезд евангельских христиан России, в котором многие увидели знаки приближающейся русской Реформации. В эти дни Проханов писал: «Евангельское движение имеет своей целью обновить всю религиозную жизнь русского народа. Для того, чтобы оно могло выполнить свою задачу, необходимо, чтобы все ветви его объединились. Если они не объединятся, то, будучи удалены одна от другой, они засохнут, то есть превратятся в отдельные секты и духовно умрут. Если же они объединятся, их сила возрастет, и они сумеют оказать реформирующее влияние на всю религиозную жизнь русского народа»[6].

Религиозно-гражданская жизнь евангельских христиан в Петрограде

Революционные события 1917 г., разыгравшиеся в Петрограде, не могли не отразиться на социальной позиции Проханова. Его интерпретация того, что происходило в России, существенно отличалась от интерпретаций, предлагаемых светским сознанием тогдашних политиков и теоретиков. Проханов увидел в происходящем две линии событий, означающих два типа освободительного движения. Первая тенденция завершилась Февральской революцией. Вторая тенденция имеет своей целью российскую Реформацию как духовное возрождение народа, пробуждение его религиозной совести и коренное преобразование Церкви на евангельских и первоапостольских началах. Эти идеи Проханову удалось неоднократно озвучивать в читаемых им в это время публичных лекциях на тему «Реформация вслед за революцией».

То, что происходило в религиозной жизни России, заставляло Проханова вспомнить имена Яна Гуса, Мартина Лютера и Жана Кальвина. Ему представлялось, что перед Россией открылась уникальная возможность попытаться решить те задачи евангельского движения, которые когда-то не успела решить европейская Реформация. Он уставал повторять, что Бог совершает великие дела через маленьких людей, которых, т. е. в данном случае христиан по вере, было в то время в России около пяти миллионов.

Весной 1917 г. в Петрограде открылся IV Всероссийский съезд евангельских христиан. На нем Проханов выступил с предложение создания христианско-демократической партии «Воскресение». Эта партия могла бы стать институтом гражданского общества, защищающим права российских христиан от произвола государственной бюрократии.

Делегаты съезда обнаружили двойственное отношение к идее Проханова. Многие были против того, чтобы церковные общины были втянуты в активную политическую жизнь и вынуждены были бы принимать участие в политической борьбе. Однако, обнаружилась и другая точка зрения. Ее суть заключалась в том, что государственная и гражданская жизнь нуждаются в реорганизации в соответствии с христианскими принципами. Поэтому те христиане, которые хотели бы участвовать в этой реорганизации, вправе рассматривать свою политическую, партийную деятельность как личное дело своей совести. Этот двойственный вывод в конечном счете был принят съездом и вошел одним из пунктов в его решения.

Первые годы власти большевиков были для Проханова временем активной религиозно-гражданской деятельности. Власти не чинили ему особых препятствий, поскольку почти все большевистские лидеры помнили, как в тюрьмах и сибирской ссылке рядом с ними часто соседствовали евангельские христиане.

Проханов получает разрешение на открытие в Петрограде Библейских курсов с шестимесячной программой обучения евангельских проповедников. Он создает программу по широкой евангелизации народов. Ее девиз: «От города к городу, от села к селу, от деревни к деревне». Посылаются миссионеры в те края, где большая часть населения не имела представления о Благой Вести, — к казахам, киргизам, калмыкам, бурятам, ненцам и др. Двух проповедников отправили даже в Индию и Китай.

Одна из важнейших задач, которую ставит Проханов перед евангельскими христианами, — это налаживание братских отношений с православными церквами, с их иерархами и прихожанами. Издается в количестве 100.000 экземпляров, а затем рассылается обращение к православным христианам под названием «Евангельский клич». В нем звучит призыв к духовному обновлению.

В это время Проханову не раз приходится объяснять суть религиозно-гражданской позиции евангельских христиан. Он обычно сводил ее к следующим пунктам:

1) евангельская церковь по своему учению и религиозно-общественной позиции — это не секта и не партия, а восстановленная первохристианская церковь, рожденная в недрах русской народности;

2) отличительной особенностью евангельской церкви является широта взглядов на инаковерующих; в своем отношении к другим христианским церквам она руководствуется принципом: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, а во всем остальном — любовь».

3) евангельские церкви не питают ни малейшего чувства враждебности к православным церквам.

Христианство и экономика

Важной сферой приложения социальных усилий Проханова стала экономическая жизнь России. Тенденция общинного землепользования и хозяйствования, набирающая силу в постреволюционной России, отвечала его христианским воззрениям. Нечто подобное когда-то существовало в христианских общинах апостольских времен. «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2, 44 — 45).

В начале 1880-х гг. предшественники Проханова, В. А. Пашков и М. М. Корф, имели планы создания христианской хозяйственной артели в Крыму. Но этим планам не суждено было реализоваться. Теперь же возникла возможность развертывания кооперативного движения среди евангельских общин России.

В 1918 г. Проханов издает брошюру «Евангельское христианство и социальный вопрос», в которой излагает принципиальную позицию евангельских христиан относительно кооперативного движения. Он указывает на иерусалимскую общину первых христиан как важный прецедент совместного владения обобщенным имуществом. Но при этом подчеркивает, что не следует всех без исключения христиан призывать встать на этот путь. «В той же Иерусалимской церкви, — пишет он, — обобщение имущества было временное. Только такая группа лиц, в которой у всех «одно сердце и одна душа» и в которой все объяты пламенем Духа Божия, может осуществить эту особенную жизнь… Мы твердо держимся мнения, что христианство не есть только слово, но и дело, не только учение, но и преобразованная жизнь. Поэтому мы верим, что евангельское движение в России должно выразиться не только в проповеди, но и создании новых форм социально-экономической жизни. Мы знаем, что в России среди последователей евангельского учения есть люди, желающие создать высшие формы общинной жизни и подготовленные к этому»[7].

Вскоре по всей стране, в тверских, новгородских, брянских, сибирских землях, в Москве, Омске, Курске, Харькове, Тамбове, Гомеле, стали возникать сельхозартели, промышленные товарищества, кооперативно-кредитные общества, членами которых были евангельские христиане. В 1921 г. при Наркомате земледелия. была создана специальная комиссия по передаче свободных земель и бывших помещичьих угодий старообрядцам и евангельским христианам.

Проханов считал, что евангельские трудовые артели должны быть оснащены новейшей техникой по обработке земли и переработке урожая. В тех артелях, которые он знал, господствовал евангельский быт, отсутствовали пьянство и хулиганство, имелись библиотеки.

 Однако, из тех планов, которые вынашивал Проханов, реализовалась только малая часть, да и то лишь на короткий период. Главным его идеям по духовному возрождению России воплотиться не удалось. Этому помешали те роковые метаморфозы, которые начали происходить в СССР с приходом к власти Сталина. Вырвавшиеся на волю демонические силы постепенно погружали страну в духовную тьму. Евангельские христиане вновь превратились в преследуемых и гонимых. В этих условиях Проханов оказался в вынужденной эмиграции, где в 1935 г. Бог призвал его к Себе.



[1] См. об этом: В. А. Бачинин. Лорд Г. Редсток и генеральша Е. И. Черткова (Истоки евангельского пробуждения в аристократическом Петербурге // Он же. Христианская мысль: социология, политическая теология, культурология. Т. II. СПб., 2004. С. 51 – 70; В. А. Бачинин. Евангельское пробуждение в петербургском высшем свете (полковник В. А. Пашков, граф М. М. Корф, министр А. П. Бобринский и другие) // Он же. Христианская мысль: социология, политическая теология, культурология. Т. III. СПб., 2004.

[2] Добрый Советник: Христианский календарь. СПб., 1912. С. 127.

[3] Материалы о деятельности В. А. Пашкова. Письмо И. С. Проханова В. А. Пашкову из Берлина от 17 мая 1898 г. // Архив ВСЕХБ. Рукопись.

[4] И. С. Проханов, В. В. Иванов, И. П. Кушнеров. Краткая записка о возникновении евангельского движения в России // Архив ВСЕХБ. Машинопись. С. 8.

[5] И. С. Проханов. Автобиография. Архив ВСЕХБ. Машинопись. С. 32.

[6] Братский листок. Сентябрь. СПб., 1910. С. 19.

[7] И. С. Проханов. Евангельское христианство и социальный вопрос. Пг., 1918. С. 12.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.