Главная ?> Повестка дня ?> Стратегические инициативы ?> Конфессиональная повестка дня ?> Вокруг "Основ социальной концепции РПЦ" ?> Русско-немецкая дискуссия вокруг социальной концепции Русской Православной Церкви

Русско-немецкая дискуссия вокруг социальной концепции Русской Православной Церкви

"Начало новой эры? — Социальная доктрина Русской Православной Церкви августа 2000 г." — под таким, довольно смелым, названием 19-20 февраля в г. Мюльхайм (Германия) прошла международная конференция, посвященная обсуждению "Основ социальной концепции РПЦ" , принятых Юбилейным Архиерейским Собором. Конференция была организована Фондом Конрада Аденауэра совместно с епископским фондом Реновабис , комиссией по общественным и социальным вопросам католической Епископской конференции Германии и католической академией "Вольфсбург" , где она и состоялась.

Фонд, носящий имя К. Аденауэра (1876-1967), канцлера послевоенной Германии и председателя Христианско-демократического союза, является влиятельной организацией христианско-демократической направленности, которая, начиная с 1989 года, осуществляет проекты во всех посткоммунистических странах. По словам бывшего заместителя секретаря Фонда и участника конференции Йозефа Тезинга, Фонд Конрада Аденауэра является политическим фондом, но имеет в качестве ценностной ориентации религию и исходит в своей деятельности из христианской ответственности. Именно поэтому во всем спектре социальных и политических вопросов, включающих государство, право, социальную этику, культуру, образование и т.д., особое внимание уделяется взаимосвязи религии и политики, поощрению их постоянного диалога. Этим, в частности, объясняется сугубый интерес Фонда к "Основам социальной концепции РПЦ". Так, уже через год после принятия этого документа Фонд Конрада Аденауэра осуществил его перевод на немецкий язык и издание с комментариями Рудольфа Юртца и Константина Костюка (Die Grundlagen der Sozialdoktrin der Russisch-Orthodoxen Kirche. Deutsche ?bersetzung mit Einf?hrung und Kommentar herauageben von Josef Thesing und Rudolf Uertz. Sankt Augustin, Konrad-Adenauer-Stiftung e.V., 2001).

Не меньший интерес вызвал первый опыт формулирования православной социальной доктрины и у других организаторов конференции. Организация Renovabis определяет свою деятельность как "акцию солидарности немецких католиков с людьми в Центральной и Восточной Европе". По словам директора Реновабиса Герхарда Альберта, многочисленные проекты, осуществляемые организацией в посткоммунистических странах, имеют целью способствовать возрождению религиозной жизни и осуществлению общего христианского свидетельства в обществе. В этой перспективе богословское обоснование служения Православной Церкви в мире привлекает внимание Реновабиса, и особенно в последнее время, когда имеет место ухудшение отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами и когда богословский диалог практически прекращен.

Обсуждение социальной концепции РПЦ — это шанс возобновить прерванный диалог, считает секретарь комиссии по общественным и социальным вопросам Епископской конференции Германии Матиас Майер. "Мы, католики, видим много общего в социальном учении РПЦ и Католической Церкви", — заявил он, приветствуя участников конференции, подчеркнув, что общность позиций особенно важна в период становления новой Европы.

Таким образом, вопрос "Начало новой эры?", ставший темой конференции, имеет как минимум два значения. Первое относится к самому факту появления социального учения, разработанного крупнейшей православной Церковью; второе выражает надежду на то, что это учение может отныне стать поводом и предметом для нового типа диалога между католиками и православными.

Собственно говоря, такой диалог как раз и имел место в Мюльхайме. Со стороны РПЦ на конференцию были приглашены непосредственные разработчики "Основ": протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, профессор Андрей Зубов (МГИМО) и профессор Эдуард Афанасьев (Российский православный университет).

Касаясь истории создания документа, о. В.Чаплин обратил внимание на то, что он был разработан не только в очень сжатые сроки (3,5 года), но и в условиях давления как со стороны представителей различных точек зрения, существующих в среде верующих (монархистов, христианских коммунистов и др.), так и со стороны светских политиков, которые выражали желание, чтобы социальная доктрина Церкви была привязана к "политическому моменту". Целью же составителей было создание систематизированной концепции, не привязанной к текущей политике и приемлемой для Церкви в целом — с учетом того, что почти половина приходов РПЦ находится за пределами Российской Федерации, на территории стран ближнего и дальнего зарубежья. В концепции нашли выражение принципиальный отказ Церкви от поддержки политических партий (восходящий к решениям Св. Синода 1993 г.), с одной стороны, и открытость к диалогу с обществом, поощрение участия мирян в политическом процессе, с другой.

Немецкие участники конференции хотели получить от представителей РПЦ ответы на многие вопросы: о мотивации составителей "Основ", о внутрицерковной дискуссии, о партнерстве Церкви и государства, об использовании соответствующих католических документов, о реакции других Православных Церквей. Особую озабоченность вызвали слишком осторожные, по мнению некоторых участников, трактовки прав человека и демократии, в частности, уклонение от ясного ответа на вопрос о форме правления.

"Мы не считаем демократию благом, — заявил, отвечая на вопросы, о. Всеволод Чаплин. — Демократия — это не идеал и тем более не идол". По его мнению, формальное введение демократии приводит к краху. На Западе утверждению демократического устройства предшествовала длительная "воспитательная" традиция более жесткого государственного устройства. "Для нас история последних веков — не прогресс, а регресс", — считает представитель ОВЦС, утверждая, что "главное значение имеет не форма государственного устройства, а нравственное состояние общества".

Главным же мотивом для создания социальной концепции, по словам о. Всеволода, был настойчивый запрос, обращенный к Церкви со стороны общества, дать ответы на актуальные церковно-общественные вопросы после 70 лет ограничений церковной жизни и деятельности. В 1990-е годы в Церкви звучали разные голоса, и необходимо было дать систематизированное и взвешенное выражение общецерковной позиции, смелое и бескомпромиссное. Социальная концепция РПЦ "призывает мир измениться, а не наоборот", — сказал о. В. Чаплин.

Он также сообщил, что в процессе работы над текстом концепции принимались во внимание как католические, так и, в меньшей мере, протестантские, в том числе экуменические, документы, посвященные проблемам христианского социального учения, однако авторы стремились избегать "переписывания". Главными источниками были Библия и святоотеческое наследие. По существу социальному учению Церкви — 2000 лет, хотя оно и не было ранее "кодифицировано". В православном мире существуют разные точки зрения относительно необходимости формулировать особую социальную доктрину. Одни считают, что для православных естественнее не иметь систематической социальной концепции, другие же благоприятно отнеслись к документу, принятому РПЦ. (Кроме того, он послужил толчком для разработки социальных концепций российскими мусульманами, иудеями и протестантами.) Со своей стороны, о. Всеволод Чаплин считает, что существует необходимость выработки социального учения на общеправославном уровне.

В докладе, озаглавленном "Права человека, демократия и правовое государство в социальной доктрине РПЦ", представитель Фонда К. Аденауэра политолог Рудольф Юртц высказал ряд критических замечаний. По его мнению, слабым местом концепции является рассмотрение принципа прав человека как результата разложения общества, а использование образа, или понятия, "организма" свидетельствует о досовременном уровне мышления. В концепции нет ни неверующих, ни инославных, равно как и понятия "гражданина" как фактора правотворчества. При выработке социальной доктрины Церкви авторам приходится отвечать на новые вопросы, опираясь при этом на традицию, и в этом сложность задачи. Отметив, что в документе, принятом РПЦ в 2000 году, "всегда можно найти то, что вы ищете", д-р Юртц вместе с тем напомнил, что Католической Церкви для признания принципа прав человека понадобилось 100 лет. Католики постепенно осмысливали новые социально-политические реалии, опираясь на традицию естественного права, которая чужда православным. Однако и эпохальным решениям II Ватиканского собора в области социального учения и отношения к современному миру предшествовали долгие споры между консерваторами и либералами.

Андрей Зубов в своем выступлении остановился на понимании правовых вопросов, которым руководствовались составители "Основ". По его словам, в документе нашло выражение понимание права как божественного или, иными словами, "дух божественного правопорядка". Согласно этому пониманию, власть происходит от Бога, а человек является существом падшим. И государство, по сути, существует для выполнения религиозной задачи. Исходя из этого, составители концепции и предложили иерархию типов государственного устройства, в которой демократия не может занимать высокого уровня, потому что демократия отражает ситуацию, "когда человек смотрит на лицо". Демократия невозможна без демократов, поскольку это ценностная система, а не формальная. Вместе с тем особенность социальной концепции РПЦ в том, что она признает новую реальность, а именно тот факт, что современное государство — не богозданный институт. Отсюда и заявленное в концепции право Церкви на гражданское неповиновение в том случае, если государство призывает своих граждан к совершению греховных деяний.

Иную точку зрения выразил профессор Гейнер Людвиг из Института теологии и социальной этики в Дармштадте, который считает, что суть новой реальности в ином: больше нет вечного, общего правопорядка (ordo); правовые нормы нужно формулировать, причем, делая их все более абстрактными, и затем легитимировать. Местом для действия церквей, для их участия в политико-правовом процессе является современное гражданское общество, где происходит дискуссия о ценностях.

По мнению Иоганна Оэльдемана, директора Экуменического института им. Мёлера в Падерборне, Русская Православная и Римско-Католическая Церкви демонстрируют в своих социальных доктринах прямо противоположные подходы. Если у католиков Церковь понимает себя как путь человека, то у православных наоборот: путь человека — это Церковь. Отсюда и использование православными образа "организма", что возможно только в моноконфессиональном обществе. Кроме того, существует и теологический аспект, выражающийся в эсхатологическом напряжении "уже" — "еще нет". В свете этого видения Церковь — это знак вечной жизни, а не ее осуществление на земле. Продолжая сравнивать два подхода, д-р Оэльдеман признал, что "мы, на Западе, слишком подчеркиваем автаркию человека", — тогда как в православной концепции, наоборот, достоинство человека прописано не очень ясно. Причина последнего видится ему в последствиях того "разрушения человека", которое происходило в советский период, а также в настойчивом утверждении всегдашней греховности человека.

Реагируя на высказывания немецких участников, о. Всеволод Чаплин выразил свою точку зрения, согласно которой православие порой ближе к исламу, чем к западному христианству, поскольку делает акцент не на персонализме, а на соборности и коллективизме: спасаются — только в "общем теле Церкви", а не поодиночке. И высшей ценностью, согласно позиции, выраженной в "Основах социальной концепции РПЦ", является не жизнь человека, а его вера и вечное спасение. В этом смысле персонализм, например, Бердяева, — маргинален, и тем более православной традиции несвойственен антропоцентризм. "Участие Церкви в общественной дискуссии — не важно; нельзя укреплять антропоцентрическое общество. Важно не как, а важно, что говорит Церковь, — считает представитель РПЦ. — В Апокалипсисе сказано, что мир не может улучшаться". Отсюда соответствующее понимание истории, движущейся к своему концу.

Говоря о различии подходов к пониманию католиками и православными социальных вопросов, что продемонстрировала состоявшаяся в ходе конференции дискуссия, профессор Томас Бремер из Экуменического института при католическом теологическом факультете Мюнстерского университета обратил внимание на необходимость диалога о теологических основах социального учения Церкви. Такой диалог нужен для того, чтобы выяснить, каким образом и почему обращение к общему для христиан Евангелию приводит к различным интерпретациям и решениям конкретных проблем.

Его поддержал, со своей стороны, о. Всеволод Чаплин, который считает важным, что православные и католики обсуждают церковно-общественные темы. "У нас есть, что вместе сказать светскому обществу. Это не отменяет проблем, существующих между Церквами, но оставляет окно для общения и диалога", — заключил представитель Русской Православной Церкви.

На этой оптимистической ноте и завершилась конференция в Мюльхайме. В заключительном слове представитель Реновабиса Герхард Альберт выразил надежду, что состоявшаяся плодотворная дискуссия в братской атмосфере поможет снять межцерковное напряжение и станет шагом на совместном пути к "началу новой эры", когда католики продолжат углубленно изучать восточно-христианскую традицию, а православные будут развивать свою социальную концепцию во взаимодействии с католиками.

Зачитанный на конференции доклад Константина Костюка, сотрудника московского представительства Фонда Конрада Аденауэра, специалиста по социальной этике и, в частности, по социальному учению Восточной Православной Церкви, под заглавием "Социальная доктрина как вызов традиции и современности РПЦ" будет полностью опубликован на портале "Религия и СМИ" в ближайшее время.

 

Источник: "Религия и СМИ ",  27 февраль 2003 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.