Главная ?> Повестка дня ?> Итоги и прогнозы ?> Итоги 2007 года ?> НГ: международные итоги 2007 года

НГ: международные итоги 2007 года

"Русский Архипелаг" публикует подборку самых значимых событий, произошедших в мире за 2007 год

Опасный мораторий

Москва приостановила участие в ДОВСЕ.

В последний месяц года Россия отказалась, по крайней мере на время, следовать процедурам международного соглашения, которое все последние 17 лет называли не иначе как "краеугольным камнем европейской безопасности". "Речь идет о Договоре об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ), подписанном в Париже в 1990 году и вступившем в силу в 1992 году.

ДОВСЕ — соглашение, уравнивавшее неядерные вооружения НАТО и Варшавского договора, прежде всего танки и другие бронетанковые средства, самолеты, вертолеты и артиллерию. Договор ликвидировал преимущества Востока над Западом, по некоторым видам техники вооружений —  весьма значимые.

Ныне Варшавского договора не существует, однако регулирующий документ с его участием сохраняет силу. Это дает курьезный повод для оправдания посылки Вашингтоном по 5 тыс. солдат на передовые базы в Болгарии и Румынии —  поскольку в период подписания договора обе страны были членами Варшавского договора, и никто не останавливал для них ограничения численности войск США.

Попытка заменить устаревший документ новым, адаптированным ДОВСЕ, подписанным в 1999 году в Стамбуле, провалилась. В новом виде договор ратифицировали лишь четыре страны: Россия, Казахстан, Белоруссия и Украина.

НАТО обещает двинуть вперед дело ратификации в случае вывода российских войск из Грузии и Молдавии (другие "стамбульские договоренности") и игнорирует тот факт, что россияне уже почти полностью эвакуировались из Грузии, а в Молдавии остаются лишь миротворцы и охрана складов.

С 13 декабря Россия не выполняет таких действий, как уведомления о перемещениях войск в зоне договора (европейская часть России), не проводит срочных проверок на местах и не претендует на проведение таких мероприятий в странах НАТО. Это называется приостановлением действия договора или мораторием на его выполнение. Вместе с тем Москва объявила, что не планирует увеличивать численность своих войск на территории европейской части страны.

Выживет ли договор? Бесспорно, он может выжить лишь в адаптированном варианте, и это зависит от НАТО.

А если не выживет? В таком случае это станет своего рода симметричной частью демонтажа системы контроля над вооружениями, оставшейся от периода холодной войны. Как известно, США сделали первый шаг —  односторонним решением вышли из Договора по противоракетной обороне 1972 года. Тогда Москва не сделала никаких ответных шагов. Ныне они могут произойти в вопросе о ДОВСЕ или, возможно, другом соглашении той эпохи.

Разумеется, лучше, чем односторонне выходить из договоров, было бы найти согласованные решения в области разоружения. И не только двусторонние, но и многосторонние. Однако это зависит от позиции партнеров.

Примечательно, что вопрос о судьбе ДОВСЕ стал темой одного из немногих внешнеполитических заявлений ведущего кандидата на пост президента РФ, первого вице-премьера Дмитрия Медведева. В интервью немецкой телекомпании ARD он заявил, что вопрос о ДОВСЕ был так "замучен", что вынудил Россию принять решение о приостановлении своего членства в договоре. Но это не значит, что Москва отказалась от перспективы развития этого процесса. Россия готова работать с НАТО в рамках адаптированного ДОВСЕ и даже ведет консультации в том, что касается текущей версии, сообщил Медведев.

Разоружение с препятствиями

Начался демонтаж ядерных объектов Северной Кореи.

В уходящем году потенциальная опасность конфликта с применением ядерного оружия в Восточной Азии уменьшилась. Это произошло благодаря тому, что на шестисторонних переговорах с КНДР было достигнуто соглашение о том, что Пхеньян приведет в нерабочее состояние свои ядерные объекты в Йонбене и раскроет полностью другие ядерные программы. В обмен ему были обещаны бесплатные поставки мазута и других энергоносителей, продовольствия и дипломатическое признание со стороны США.

Переговоры с участием КНДР, Южной Кореи, США, Китая, России и Японии, проходившие в Пекине, напоминали марафон, растянувшийся на несколько лет. Наконец, в феврале 2007 года можно стало говорить о достижении компромисса. Пхеньян дал добро на вывод из рабочего состояния плутониевого реактора в Йонбене. В КНДР вернулись инспекторы МАГАТЭ, которые ранее были выдворены из страны. Летом они провели несколько инспекций объектов в Йонбене.

Затем в октябре прошел новый раунд бесед в Пекине, на котором в развитие предыдущих договоренностей было достигнуто согласие, что КНДР остановит работу на ядерных объектах до конца нынешнего года. Соответственно в начале ноября при участии американских специалистов был запущен процесс выведения их из строя.

Таким образом, был дан старт денуклеаризации Корейского полуострова. Значение этого события трудно переоценить. Ведь в прошлом году Северная Корея провела первое испытание ядерной бомбы, по-видимому использовав расщепляющиеся материалы, полученные в Йонбене. Баллистическими ракетами КНДР обзавелась еще раньше. Это означало, что любая попытка Вашингтона применить силу против сталинистского режима, который он числит среди пособников международного терроризма, могла привести к катастрофе, по меньшей мере регионального масштаба.

Но даже если исключить худший из сценариев, совершенствование ядерного арсенала Северной Кореей порождало очень опасный прецедент. Оно подтолкнуло бы правые силы в Японии активизировать борьбу за создание атомной бомбы. Учитывая, что КНДР уже запускала ракету, пролетевшую над Страной восходящего солнца, такой вариант стал бы более приемлемым для японского общества. А с точки зрения технических возможностей Япония способна превратиться в ядерную державу в течение нескольких месяцев. За Японией, возможно, последовала бы Южная Корея и, не исключено, Тайвань.

Угрожающую всей Восточной Азии тенденцию удалось притормозить в значительной мере благодаря усилиям Пекина. КНР не только предоставила площадку для переговоров. Она твердо настаивала на том, чтобы КНДР остановила работы по созданию бомбы. Не считаться с соседом Пхеньян не в состоянии. Ведь пока что основные энергетические поставки он получает именно из КНР. С другой стороны, Китай противился введению санкций против Пхеньяна, чего добивался Вашингтон. В Пекине, как и в Москве, считают, что санкции лишь осложнят переговорный процесс.

Определена дата создания Палестинского государства

Ближневосточный форум в Аннаполисе —  не провал для американской дипломатии.

Одним из наиболее ярких событий уходящего года стал международный форум по урегулированию ближневосточного конфликта, состоявшийся 27 ноября в американском Аннаполисе. Стоя рядом с президентом США Джорджем Бушем, палестинский лидер Махмуд Аббас и израильский премьер-министр Эхуд Ольмерт торжественно обещали возобновить мирные переговоры.

Возобновили. Но идти на какие-либо существенные компромиссы стороны оказались не готовы. Более того, не наступило даже временного перемирия —  из сектора Газа практически ежедневно сообщают о новых жертвах очередного удара израильских вооруженных сил. Впрочем, в итоговом заявлении аннаполисской встречи о мире говорится лишь как о конечной цели, а не как об условии для продуктивного диалога.

Саму конечную цель —  создание независимого государства Палестина, мирно соседствующего с Израилем, —  стороны взялись достичь до конца 2008 года. Однако с учетом того, что переговорный процесс уперся в неразрешимость основополагающих вопросов —  статус Иерусалима, проблема беженцев, определение границ, обеспечение безопасности, водные ресурсы и еврейские поселения, —  это маловероятно.

Форум в Аннаполисе вряд ли приведет к реальным подвижкам к мирному урегулированию. Однако он может претендовать на то, чтобы стать очередной "точкой отсчета" в истории палестино-израильского конфликта. Теперь наряду с такими условными периодами, как "после Осло" или после "Кемп-Дэвида", скорее всего появится и "после Аннаполиса".

Это уже можно назвать определенным успехом для США и лично для Буша. Во всяком случае периода "после Москвы" пока нет. И, судя по всему, может так и не возникнуть. Активно пропагандируя проведение следующей ближневосточной конференции в российской столице, власти РФ вдруг решили поставить ее организацию в зависимость от готовности палестинцев и израильтян выполнять свои обязательства.

Американский форум выглядит как блестящий финал хорошо спланированной операции —  США закрепили за собой роль ведущей силы на Ближнем Востоке. В итоговом заявлении встречи отсутствует даже упоминание о "квартете" международных посредников —  США, РФ, ЕС, ООН. Вместо него "оценивать" выполнение сторонами их обязательств будет единолично Вашингтон.

Пропагандистский успех в Ираке

США изменили стратегию, однако исход противостояния на центральном фронте глобальной войны с террором неясен.

10 января 2007 года —  почти через четыре года после начала войны в Ираке —  президент США Джордж Буш, по сути, признал ошибочность избранного курса. В телеобращении к нации американский лидер объявил об изменении политической и военной стратегии в Ираке. Необходимость в ней возникла из-за резко ухудшившейся к концу 2006 года обстановки с безопасностью в постсаддамовском государстве и усилившегося политического и общественного давления на республиканскую администрацию в США. На промежуточных выборах в Конгресс в ноябре 2006-го иракская война стала главной темой избирательной кампании. В итоге Республиканская партия потеряла контроль над обеими палатами на Капитолийском холме.

План Буша "Новый путь вперед" включал следующие пункты: увеличение американского контингента на 30 тыс. человек; направление пяти дополнительных боевых бригад в Багдад; подключение американских батальонов к иракским бригадам в девяти районах столицы. Также планировалось перебросить подкрепление в провинцию Анбар для "усиления давления на "Аль-Каиду" и удвоить до 15 число команд, занимающихся реконструкцией. Белый дом, кроме того, указал на необходимость создания новых рабочих мест в Багдаде и Анбаре и активизацию борьбы с деструктивным иранским вмешательством в Ираке.

Отдельный акцент в стратегии был сделан на укреплении безопасности арабских соседей Ирана в Персидском заливе, а также на запуске "Международного договора" —  программы международной помощи Ираку. Общей стратегической целью плана было становление "единого демократического федеративного Ирака, способного управлять, защищать и содержать себя, а также быть союзником в войне с терроризмом".

Белый дом на днях рапортовал, что стратегия работает. С июня, когда подкрепления под руководством назначенного в начале года нового командующего силами США в Ираке Дэвида Петреуса вступили в строй, "насилие существенно снизилось". Число терактов упало на 55%, потери мирного населения сократились на 60%, а иракских сил безопасности —  на 40%. Этот месяц до сих пор был наименее смертоносным для американцев —  погибли 17 военнослужащих. Продолжается вывод 5,7 тыс. американских военных.

Вашингтонская стратегия изначально была обречена на пропагандистский успех. Иной оценки в период развернувшейся президентской кампании в США от республиканской администрации ожидать вряд ли стоило. Некоторые аналитики утверждают, что успехи, о которых заявляет Вашингтон, либо имеют мало общего с реальностью, либо улетучатся после того, как американцы перестанут финансировать перешедших на их сторону в войне с "Аль-Каидой" шейхов.

Первое поражение Чавеса

Венесуэльский лидер потерял около трех миллионов сторонников.

2 декабря президент Боливарианской Республики Венесуэла Уго Чавес потерпел первое политическое поражение за 9 лет пребывания у власти. На референдуме, состоявшемся по его инициативе, 51% граждан (против 49%) отвергли предложенную главой государства реформу Конституции. И это после четырех подряд побед при голосовании!

Первый успех пришел к Чавесу в 1998 году, когда недавнего мятежника, поднявшего неудавшееся восстание против власти и отсидевшего за него два года в тюрьме, поддержали на президентских выборах 57,2% сограждан. В декабре 1999 года он выиграл первый референдум по преобразованию Конституции. И в результате год спустя, в 2000-м, Уго Чавес вновь предстал перед избирателями, снова став главой государства при поддержке уже 59,76%. А по окончании этого мандата, в декабре 2006 года, был переизбран президентом Венесуэлы с еще большей поддержкой —  62,57% голосов.

Что же произошло теперь с его столь верными "чавистами"?

Президент предложил отменить ограничения на переизбрание главой республики одного и того же лица, что подразумевало возможность неограниченного правления Чавеса. А также предоставить президенту права назначения руководителей территориальных и муниципальных образований, включая мэра столицы, которых до сих пор избирали всенародно. Планировалась также возможность ограничения свобод граждан и свобод СМИ в случае чрезвычайных ситуаций, создание социалистического типа имущественных отношений на основе кооперативов и общественных советов, образование народной милиции, сокращение рабочего дня с 8 до 6 часов и увеличение социальных пособий…

По мнению оппозиции, реформы нарушали принцип разделения властей. Но сторонников Чавеса из беднейших слоев населения —  индейцев, мулатов, метисов, —  а также верных ему военных и часть интеллигенции этот упрек вряд ли смущал. Ибо противники президента собрали те же 4,5 млн. голосов, то есть 35— 40% электората, которые они получали и ранее.

А вот идею реформы Конституции поддержали "всего" 4,3 млн. человек, то есть Чавес потерял около трех миллионов "своих" голосов из-за яростной пропагандистской кампании национальных и международных СМИ, а также недооценки или непонимания его сторонниками предложенных перемен. Так или иначе, но упрямый и удачливый Чавес вряд ли отступит. Тем более что до конца нынешнего мандата в 2012 году еще есть время.

 

Источник: "Независимая газета", 28 декабря 2007 г .

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.