Владимир Щербаков

Трудовая миграция в странах СНГ и защита прав трудящихся-мигрантов

Мировое профсоюзное движение в целом занимает неоднозначные позиции в отношении трудящихся-мигрантов. Некоторые профценхры одобряют меры правительств по ограничению их доступа в страну, и это особенно касается "новых иммигрантов" с Востока, другие — выступают за прием мигрантов "на основе потребностей страны в рабочей силе", третьи — за возможно полную свободу их приезда и предоставление им максимального равноправия в области оплаты и условий труда

Доклад "Трудовая миграция в странах СНГ и защита прав трудящихся — мигрантов" был прочитан на Национальном форуме "Настоящее и будущее народонаселения России", Москва, 3-4 2004 г.

Уважаемые участники семинара-совещания!

Вся история человеческого развитая тесно связана с процессом миграции. С давних пор люди расселялись по всей земле в поисках лучшей доли. Именно с миграции населения, с его переселения во все регионы мира зарождался и сам процесс мировой глобализации. В историческом плане многие современные государства в том числе США, Канада, Австралия возникли благодаря миграции.

Большой размах миграция получила в последние два столетия При этом её масштабы ежегодно увеличивались и она охватывала все больше стран. Люди оставляли родные места из-за голода и бедности, стихийных бедствий и ухудшения окружающей среды, а также в связи с вооруженными конфликтами или политическими преследованиями.

В 2000 году почги 17.5 млн человек, причем половина из них женщины, жили за пределами своей страны. Современная миграция в значительной сгепени является следствием растущего неравенства между странами, отсутствия продуктивной заняюсги и достойного груда, личной безопасности и гражданских свобод.

Снижение транспортных затрат, наступление времени дешевого массового туризма значительно уменьшили препятствия на пути перемещения населения Революция в области информационно-коммуникационных технологий, всемирный охват средствами массовой информации привели к широкому распространению сведений о различиях в уровне жизни между богатыми и бедными странами, что подогревает миграционные настроения. Появились новые рыночные инсииуш в лице посредников и агентов, которые содействуют этому процессу Транснациональные компании передвигают своих менеджеров по всему миру, и одновременно расширяется практика "покупки" специалистов за рубежом. В этих условиях рынки груда высококвалифицированных профессионалов фактически уже стали глобальными. Эта тенденция усиливается глобализацией систем высшего образования.

Миграция играет все более заметную роль в преодолении демографического дефицита и нехватки рабочей силы в одних странах, решении проблем занятости и снижения бедности населения в других государствах.

Например, парламент Германии, которая лидирует в списке стран, переживающих нехватку специалистов в области высоких технологий, в 2002 году принял закон, который должен обеспечить контролируемый приток в страну таких специалистов из-за рубежа. А англичане шутят, что их компьютеры говорят с индийским акцентом. В ряде стран существуют программы стимулирования приезда в страну иммигрантов-инвесторов. В США им выдается в год до 10 тыс. иммиграционных виз при условии, что каждый из них вяожит в американскую экономику не менее 500 тыс долл., создаст не менее 10 рабочих мест.

С другой сгороны, для экономики развивающихся стран большое значение имеют финансовые переводы трудящихся-мигрантов, работающих за рубежом. По данным Всемирного банка общая сумма лаких переводов составила в 2001 году более 72 млрд, долл США, а с учетом внебанковских переводов — свыше 100 млрд долл. Эти финансовые потоки занимают второе место, в рамках мировых тортовых и финансовых потоков после доходов от экспорта нефти. Для многих стран гакие средства являются, главным источником поступлений валюты, превышающим зачастую все иностранные инвестиции и зарубежную финансовую помощь.

Однако надо сказать, что не все мигранты являются желанными гостями в принимающих государствах. Значительная их часть въезжает в страны или работает там без соответствующего разрешения властей, и они являются незаконными или нелегальными мигрантами. По некоторым оценкам таких мигрантов в мире сейчас от 15 до 30 млн. человек.

Мировое профсоюзное движение в целом занимает неоднозначные позиции в отношении трудящихся-мигрантов. Некоторые профценхры одобряют меры правительств по ограничению их доступа в страну, и это особенно касается "новых иммигрантов" с Востока, другие — выступают за прием мигрантов "на основе потребностей страны в рабочей силе", третьи — за возможно полную свободу их приезда и предоставление им максимального равноправия в области оплаты и условий труда.

Что касается профдвижения стран Европейского Союза, то оно четко выступает за предоставление законным мигрантам равного с местными грудящимися права на достойный труд и его оплату. Профсоюзы объективно заинтересованы в интеграции легальных мигрантов в общественную жизнь, в том числе и в их профдвижение.

Государства-участники СНГ столкнулись с массовой миграцией после распада единого государства. И если в начале 90-х годов трансграничное перемещение было связано с возвращением людей на свою историческую родину, то со второй половины этого десятилетия миграция идет в основном по экономическим причинам.

Миграционные потоки в СНГ быстро реагируют на все изменения в социально-экономической и политической жизни стран Содружества. Эти изменения оказывают влияние на формы миграции (внутреннюю и внешнюю) и её виды (беженцы, вынужденные переселенцы, транзитная миграция, трудовая, миграция в связи с учебой, репатриация и др.). Например, финансовый кризис 1998 года в России и последующий экономический спад привели к сокращению притока в страну репатриангов, трудовых мигрантов. Однако, как только в 2000 году начался подъем экономики, миграционные потоки вновь возросли.

Сегодня в государсгвах Содружества трудовая миграция в ее легальной (учтенной) форме невелика. К началу этого года она составляла, по данным Статкомигета СНГ, около 500 тыс человек (или всего полпроцента занятого населения наших государств).

Основной принимающей страной и главным миграционным партнером для государств-участников СНГ является Россия, поскольку здесь больше возможностей получить работу и уровень оплахы труда выше, чем в других странах Содружества. Затем следуют Украина, Казахстан и Белоруссия, где потоки мигрантов направлены как на выезд, так и на въезд. Азербайджан, Армения, Грузия, Молдавия и Таджикистан продолжают оставаться направляющими государствами. При этом более двух третей мигрантов в Содружестве составляют лица трудоспособного возраста с надлежащим уровнем образования.

В 2003 году в России было легально занято по трудовым договорам и контрактам 180 тысяч человек из стран СНГ. Две трети их прибыло из Украины и Молдавии. Из государств Центральной Азии главными поставщиками трудящихся — мигрантов стали Узбекистан и Таджикистан. Мигранты в основном заняты в строигельстве, в торговле и общественном питании, промышленности, в сельском хозяйстве и на транспорте. Среди мигрантов продолжает расти доля женщин. Так, если в 2000 году их было около 11%, то в 2002 году — уже более 24 процентов.

Нельзя сказать, что у легальных трудящихся-мигрантов нет проблем. Так, в частной беседе водитель троллейбуса, приехавший в Москву из Украины, рассказал, что живут такие работники в комнате без удобств при фоллейбусном парке, по несколько человек — женщин и мужчин. Спальное место одно на двоих со сменщиком. Еду готовить негде. Постирать или помыться — проблема. Нормально отдохнуть невозможно. Не говоря уже о таких вопросах как лечение, возможность привезти ребенка и чтобы он посещал школу, пенсионная страховка и другие. Но они об этом и не мечтают, молчат, потому что нужно заработать и прокормить семьи, оставшиеся на родине.

Однако, как известно, основная масса трудящихся-мигрантов работает в странах СНГ нелегально. Нелегальная миграция в Содружестве, если говорить о всех ее видах, оценивается специалистами примерно в 10 млн человек. В России, которая является третьей страной в мире по числу нелегальных мигрантов, их от 3,5 до 6 млн,, человек. Значигельную часть мигрантов составляют выходцы из стран дальнего зарубежья.

Широкое использование нелегалов приводит к тому, что цивилизованного рынка труда нет. Есть "черный нал", уход от налогов, работодатели, сбивающие цену рабочей силы, полное бесправие в области охраны труда, отсутствие трудовых контрактов, документов, подтверждающих право на ту или иную . трудовую деятельность, медицинских страховок. Надо ли удивляться, что развивается ксенофобия, возникают этнические трущобы, межнациональные конфликты?

Более того, например, опрос работающих на стройках Москвы и Подмосковья мигрантов из Таджикистана, проведенный Международной организацией труда, показал, что они страдают не только от действий работодателя, не выплачивающего заработную плату или выдающего ее в более низком размере, но также от поборов и вымогательств представителей правоохранительных органов, а зачастую — и от своих же соотечественников — бригадиров и посредников.

Эти посредники чаще всего обманным пугем завлекают своих сограждан, суля им хорошую работу и большие заработки в другой стране, но по прибытии на место работы у них отбирают паспорта и передают в полное распоряжение работодателям, которые принуждают их фактически к рабскому труду. Мигранты нередко попадают в долговую кабалу к посредникам и работодателям, оплатившим их дорогу в другую страну. Сегодня организация нелегальной трудовой миграции превратилась, скажем прямо, в выгодный бизнес. Налажена целая система незаконной переправки мигрантов.

С нелегальной миграцией непосредственно связана работорговля, в том числе торговля женщинами и детьми. По некоторым оценкам, в незаконную миграцию женщин для представления секс услуг вовлечены более 100 тыс. человек в год. Сначала это были российские, украинские и молдавские женщины. Сейчас в проституцию все чаще вовлекаются женщины из "ран Закавказья и Центральной Азии. Около 50 тыс российских женщин занимаются проституцией в западньх странах и столько же в Китае и Юго-Восточной Азии, Власти Украины только за 1999-2000 гг. выявили более 6 тысяч случаев торговли женщинами. Из Турции в 2000 г. были депортированы почти 5 тысяч молдаванок. Несколько сотен украинских и молдавских женщин репатриировала из Западной Европы Международная организация по миграции. В Белоруссию в 2000 г. были депортированы 200 проституток.

Особую тревогу вызывает то, что нелегальная миграция также является важным каналом для наркотрафика. Наркоторговцы, пользуясь тяжелым положением людей, нередко принуждают их заниматься переправкой наркотиков. К примеру, из общего количества женщин, находящихся в местах заключения в Таджикистане, 47% были осуждены за перевозку наркотиков.

В целом нелегальные мигранты составляют немалую часть организованной преступности, что вызывает озабоченность населения в связи с растущей угрозой терроризма. Недавняя трагедия в Беслане, теракты в Москве и в других городах, взрывы пассажирских самолетов, унесшие жизни сотен безвинных людей, заставляют взглянуть на проблему миграции с иной стороны.

ВКП, как и все мировое профсоюзное движение, выступает против применения бесправного труда нелегальной рабочей силы. Однако следует прямо сказать, что преобладающая часть нелегальных мигрантов своим грудом вносят весомый вклад в экономику принимающих стран. И в этом нам видится главная причина того, что до недавних пор в большинстве cтpa СНГ смотрели на нелегальную миграцию сквозь пальцы.

Сейчас в государствах Содружества, в том числе в профсоюзном движении, существует сильная поляризация мнений о желательности расширения возможностей для международной миграции, в том числе трудовой. Однако золотая середина заключается в том, что есть и издержки, и выгоды, которые следует серьезно взвешивать.

Действительно, зададимся вопросом: а смогут ли некоторые страны СНГ в условиях фактической убыли населения удовлетворить потребности в трудовых ресурсах, достичь экономического роста? Ведь только в России, Украине, Белоруссии и в Казахстане за последние 12 лет численность населения сократилась более чем на 10 млн человек. При этом демографы отмечают "старение" населения. А если не будет соответствующего уровня экономического развития, то неизбежно будут проблемы по содержанию социальной сферы пенсионеров. Ведь не случайно многие страны Западной Европы в свое время открыли границы для турок, югославов, жителей Северной Африки. Они вынуждены были сделать это, несмотря на порой резко негативное отношение коренного населения.

Во многих странах СНГ (в особенности — России) уже сейчас имеются рабочие мест, которые некому заполнить, и ощущается потребность в привлечении иностранной рабочей силы. В то же время ряд государств Содружества, где высока рождаемость и наблюдается рост численности населения, заинтересован в трудовой эмиграции своих граждан, так как это в известной мере позволяет им решать проблему занятости и повышения уровня жизни населения, снижать социальную напряженность.

Например, в Киргизии, Армении и Молдавии каждая третья семья зависит от заработков своих родственников в России,. По экспертным оценкам, переводы грудящихся-миграягов из России на родину заработанных средств составляют в Молдавии и Таджикистане соответственно 25% и более 20% ВВП этих государств Азербайджанские мигранты привозяг домой до 2,5 млрд. долларов, "что в два с половиной раза превосходит иностранные капиталовложения в республику. Это является значительным вкладом мигрантов в инвестирование экономики своих стран.

В СНГ была предпринята попытка скоординировать политику в области трудовой миграции. В 1994 году подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, а в 1998 — по сотрудничеству в борьбе с незаконной миграцией. Первое регулирует многие вопросы. Это и порядок привлечения работников к трудовой деятельности, и признание дипломов, стажа работы, и налогообложение трудовых доходов, и социальное обеспечение, медицинское обслуживание и другие. Соглашением было предусмотрено, что численность принимаемых работников должна определяться на основе двусторонних соглашений. Их немало, и по своему содержанию они очень близки. В них предусматривается, чго полномочные органы ежегодно устанавливают по взаимному согласию годовую численность трудящихся-мигрантов (иными словами — квоту) или могут ее вводить при изменении ситуации на рынках труда Сторон. Выяснить — устанавливались ли на двусторонней основе квоты для трудящихся-мигрантов из сгран СНГ, нам не удалось. Но, по всей вероятности, их не было.

В 1998-2000 годах в государствах Содружества стала нарастать тенденция к установлению границ, ужесточению пограничного контроля и ограничению свободного передвижения людей через границы. Эти ограничительные меры явились отражением растущей обеспокоенности государств по поводу роста незаконной миграции, которая наряду с исламским терроризмом, торговлей наркотиками и оружием рассматривалась как угроза безопасности.

 В результате к концу 1999 года практически перестало действовать Бишкекское соглашение 1992 года о безвизовом передвижении граждан стран Содружества, которое было основой открытого миграционного режима в регионе Из Соглашения вышли многие государства, в том числе основная принимающая страна — Россия. Государства предпочли вести двусторонние переговоры или подписывать соглашения в более узких рамках Такое соглашение имеется в ЕврАзЭС и есть ряд двусторонних договоров, которые предусматривают безвизовое перемещение граждан.

В государствах стали принимать миграционное законодательство, нормы которого не соответствовали ряду положений ранее заключенных соглашений по СНГ.

Взять хотя бы квоты. Думается, исходя из договора о создании СНГ, концепции формирования общего рынка труда в этом регионе, государства должны обеспечивать приоритет при приглашении на работу гражданам из стран Содружества. Для этого можно было бы на основе двусторонних договоренностей определять квоты.

Но практика показывает иное. В утверждаемых правительствами государств Содружества квотах не выделяется численность для грудящихся-мигрангов из стран СНГ. И в Казахстане, например, в общей численности иностранных трудящихся до 90% являются гражданами стран "дальнего зарубежья", Киргизии — более 70% и в Украине ? 63%.

В России законодательством предусмотрено, чго правительство утверждает ежегодную квоту для приема трудящихся-мигранюв. И также не предусматривается приоритета для граждан СНГ. Правда, Минтруд России дал разьяснение о том, чю квота устанавливается только на прием трудящихся-мигрантов из "дальнего зарубежья", а для граждан стран СНГ, заключивших с Россией договора о безвизовом перемещении своих граждан (у России нет таких договоров с Грузией и Туркменистаном), привлечение на работу осуществляется вне квот. И что мы имеем в результате — из легальных мигрантов только половину составляют выходцы из стран СНГ.

При безвизовом режиме передвижения и условии, что квоты не распространяются на граждан государств Содружества, последние едут искать работу в Российскую Федерацию, но в миграционных картах при пересечении границы указывают другую цель. Находясь в России на законном основании до 90 дней, мигрант может найти работу, но легальное оформление представляет огромную проблему. Ведь по существующему порядку он должен вернуться на родину (для этого не у каждого есть деньги), а работодатель обязан выслать ему копию трудового договора и приглашение на работу. Только имея эти документы, он может приехать в Россию, указав в миграционной карте, чго целью его приезда является трудоустройство и получить затем разрешение на работу.

Такие сложности с законным оформлением зачастую голкают грудящихся идти на нелегальный найм со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями как для государства, так и для самих трудящихся-мигрантов. Принятая Госдумой России поправка к Кодексу об административных правонарушениях по увеличению штрафа с работодателей за нелегальный найм иностранной рабочей силы с 2 гыс до 200 гыс. рублей, по нашему мнению, не в полной мере решает проблему. Требует упрощения сама процедура найма рабочей силы из стран СНГ и усиление контроля за этим процессом. Указанное относится и к другим странам Содружества. Иными словами нужно разработать и ввести такой механизм, чтобы найм нелегальной рабочей силы был экономически не выгодным и имел очень серьезные правовые последствия.

Кроме того, мы считаем, что надо снизить размеры государственных пошлин, взимаемых с работодателя и мигранта из СНГ за легальную работу, и, возможно, рассмотреть вопрос об увеличении первоначального срока найма на работу мигрантов необходимых профессий с 1 года, как это зафиксировано в правовых акгах государств СНГ, до 3-х лет.

Наряду с этим было бы целесообразно рассмотреть в государствах, имеющих более тесную интеграцию и входящих в Единое экономическое пространство или в ЕврАзЭС, вопрос о возможности введения не разрешительного, а уведомигельного порядка найма на законном основании трудящихся-мигрантов из стран, входящих в эти интеграционные объединения. Указанное предложение исходит из того, что значительный эффекг в борьбе с нелегальной миграцией может дать увеличение законных возможностей для миграции и трудоустройства.

В этом плане можно было бы рассмотреть вопрос о легализации в приоритетном порядке мигрантов из стран СНГ, находящихся и продолжительное время работающих в данном государстве. Это позволило бы упорядочить их правовой статус и обеспечить защиту прав при проживании и осуществлении ими трудовой деятельности.

Замечу, что в ряде западных стран, несмотря на жесткую иммиграционную политику, программы легализации используются достаточно широко и охватывают сотни тысяч человек. В начале этого года президент США обьявил о разработке программы легализации 8 млн. нелегальных мигрантов, находящихся в США Единственное условие для легализации-наличие у них работы.

Что касается процедур депортации, то международный опьп свидетельствует, чго такие действия имеют ограниченную эффективность. Генеральный секретарь ООН совершенно справедливо подчеркнул: "Немногие государства смогли сократить количество мигрантов за счет установления жесткого контроля. Законы спроса и предложения слишком сильны для этого".

 В целом, если посмотреть на вопросы трудовой миграции в СНГ, то подготовка к этому совещанию позволяет нам сделать следующие выводы.

Управление процессом миграции находится только в стадии становления. Нужна последовательная, прозрачная и всеобъемлющая национальная политика, пользующаяся широкой общественной поддержкой, а также тесное сотрудничество между государствами, принимающими и направляющими мигрантов. Эта политика должна основываться на соблюдении национальных интересов и сочетать экономическую целесообразность привлечения иностранной рабочей силы с мерами по защите внутреннего рынка труда, национальной безопасности и общественного порядка.

Во всей этой работе, для уменьшения вообще потоков трудовых мигрантов в государствах должны быть приняты меры по устранению причин миграции. И здесь на первом месте — борьба с бедностью. Надо содействовать обеспечению населения продуктивной занятостью и достойным трудом.

А управление процессом трудовой миграции надо организовать так, чтобы она приносила пользу всем его участникам. Одновременно необходимо усилить борьбу с нелегальной миграцией, транснациональной организованной преступностью, торговлей людьми И здесь не последнюю роль играет точная делимитация государственных границ и более высокий уровень их контроля.

Процесс трудовой миграции нуждается в упорядочении. Необходимо совершенствовать правовую базу. Более четкого отражения требуют, например, такие вопросы, как порядок привлечения и использования трудящихся-мигрантов из государств Содружества; обеспечение гарантий по оплате труда; предоставление мигрантам жилья для временного проживания; их медицинское обслуживание и социальное страхование; возможность вступления в профсоюз и другие.

На наш взгляд, требуется укрепить соответствующие структуры по управлению процессами миграции Из-за частых преобразований в правительствах, перестановок ответственных сотрудников, а также частичной коррумпированности бюрократического аппарата, отсутствия опыпных кадров, нехватки финансовых средств снижается качество этой работы, и функции этих структур очень ограничены. А они могли бы оказывать консультативные услуги и услуги в области трудоустройства своим гражданам, намеренным выехать на работу за границу. Учитывая сложившуюся обстановку, в качестве временной меры — осуществлять набор и отправку на работу в сопредельные государства.

Когда направляющая страна проводит надлежащую политику и формирует соответствующие структуры, позволяющие регулировать миграцию, работники, естественно, предпочитают мигрировать через установленные законом каналы, предоставляющие им более полную защиту.

Наглядным примером гому служат Филиппины. В этой стране имеется два основных агентства, ведающих вопросами осуществления политики и организации миграции рабочей силы — Управление зарубежным трудоустройством и Управление по вопросам благосостояния работников, занятых за рубежом, для которых правительство создало трехсторонние консультативные совет. Управление зарубежным трудоустройством прославилось многими инновациями, среди которых можно назвать меры, возлагающие на частные агентства набора рабочей силы совместно с иностранными работодателями ответственность за все нарушения трудовых контрактов и одновременно предусматривающие стимулы и вознаграждения за хорошую работу и за введение в интернет "безбумажной" системы утверждения контрактов. В резулыаге филиппинские работники пользуются высоким спросом за рубежом и получают более высокую заработную плату по сравнению с другими иностранными работниками той же квалификации. Этот опыт, думается, может быть полезен и для стран СНГ.

Помимо указанного, национальная политика должна основываться на применении международных норм, направленных на защиту основных прав всех мигранюв, предупреждение дискриминаций, мониторинге миграции и условий для трудящихся-мигрантов, социальном диалоге.

Особо хочу остановиться на последнем. Чтобы оградить политику в облает миграции от популистских политических требований, важно проводить диалог с участием компегеншых лиц, который способен привесга к широкому социальному консенсусу между представителями тех, кто может выиграть и тех, кто может проиграть. Таковыми являются работники, работодатели и правительство. При этом со стороны представителей рабогников и работодателей должна быгь более активная позиция в решении этих проблем.

Что касается представителей работников — профсоюзов, то на наш взгляд, объединения профсоюзов, профсоюзные организации всех уровней еще не нашли своего месга в этих вопросах, Только в пяти государствах Содружества (Грузия, Киргизия, Молдавия, Россия и Украина) законодательством предусматривается участие профсоюзов в рассмотрении вопросов привлечения и использования иностранной рабочей сипы. Но на практике профсоюзы и в этих "ранах очень редко привлекаются к этой работе, да и сами далеко не всегда проявляют инициативу.

А при разработке национальной политики у профсоюзов, думается будет два очень острых принципиальных вопроса. Это — сколько приглашать человек на работу и каких специальностей. И второй — условия пребывания легальных грудящихся-мигрантов, с точки зрения защиты их прав и интересов.

В этой работе необходимо оценить сложившуюся ситуацию на рынке груда, взвесить перспективы демографического, экономического и социального развития Нужно четко понимать, что заниженная цифра приведет к росту нелегалов со всеми вытекающими последствиями, а завышенная — ухудшит интересы коренного населения, в том.числе и членов профсоюзов.

Что касается защиты прав трудящихся-мигрантов, то, безусловно, указанные вопросы должны решаться на законодательном уровне, а также через систему соглашений и коддоговоров. А дня этого нужно вовлекать мигранюв в члены профсоюзов.

Мы знаем, что объединения профсоюзов и профсоюзные организации в странах СНГ неоднозначно относятся к этому. Так, опрос, проведенный газетой "Солидарность" среди председателей российских отраслевых территориальных советов профсоюзов, показал следующее. Одни говорят, что если бы мигранты работали легально, они были бы рады сотрудничать с ними и защищать их. Другие отмечают, что пытались интересоваться проблемами легальных трудящихся —мигрантов, но последние не идут на контакт, тем более, что помочь им ничем не могут, поскольку мигранты не могут вступить в профсоюз, так как не являются гражданами России. Третьи рассказывают, что иностранцы (а в этом регионе это в основном украинцы) вступать в профсоюз не хотят, и профсоюз им в этом не содействует, сипая, что на предприятиях должны работать люди, проживающие на данной территории. Четвертые говорят, что столько проблем у своих членов профсоюза, что до иностранцев не доходяг руки.

Конечно, профсоюзные организации призваны добиваться соблюдения работ ода гелями прав и интересов прежде всего своих членов профсоюза и местных рабогников, имея ввиду их приоритетное право на занятость и достойную оплату труда. Но самоустраняться от проблем трудящихся-мигрантов, думается, не совсем правильно. И вот что думает об этом группа трудящихся МОТ: "Формирование организаций мигрантов является насущной задачей профсоюзов и следует отменить законодательство, препятствующее мигрантам вступать в профсоюзы, так же как и положения культурных прав, личных свобод, а также доступа к процедурам судебного разбирательства".

В целом надо отметить, что для эффективного управления процессом трудовой миграции все большую роль будут играть международные нормы и многостороннее сотрудничество. Ведь вопросы, связанные с перемещением людей через национальные границы, не мотуг быть решены отдельными странами, действующими в изоляции или на односторонней основе. Сегодня на повестке дня стоит вопрос о создании многосторонней основы регулирования международной миграции.

Однако, проведенный ВКП анализ участия государств СНГ в отдельных международных юридических axiax, касающихся прав человека, показал, что, например, Международная Конвенция ООН о защите прав всех трудящихся —мигрантов и членов их семей подписана только Азербайджаном, Киргизией и Таджикистаном. Думается, надо предпринять усилия по присоединению других стран Содружества к этой Конвенции, а также Конвенциям МОТ Мй 97 и № 143. Со своей стороны ВКП обратилась в Межпарламентскую Ассамблею государсгв-участников СНГ с призывом принять рекомендации для парламентов стран Содружества по ратификации целого блока конвенций МОТ, среди которых названы и эти. Указанный вопрос в ближайшее время будет рассмотрен на заседании Комиссии МПА СНГ по социальной полигике и правам человека.

Особое место в решении проблем грудовой миграции занимает региональная экономическая интеграция. Сегодня в рамках СНГ принята Концепция формирования общего рынка труда, ряд соглашений, в разработке которых принимала участие ВКП, Однако реализация их идет очень медленными темпами, практически не осуществляется контроль за их выполнением, отдельные положения соглашений устарели и требуют изменений или уточнений.

Уже семь лег разрабатывается Конвенция о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей. Надо сказать, что в ней в максимальной степени учтены предложения профсоюзов Содружества. В сентябре текущего года Cosei Министров иностранных дел государств СНГ рассмотрел ее и семь "ран парафировали данный документ. Это — Азербайджан, Армения, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, А остальные — нет. Среди неподписавших и Россия — головной разработчик Конвенции и вносившая этот проект на СМИД. Парафированный документ будет внесен на ближайшее рассмотрение Совета Глав правительств СНГ. Но думается, если он будет подписан не всеми странами, и особенно принимающими, значение его будет принижено. Пользуясь этой трибуной, я обращаюсь к профцентрам России, Казахстана, Молдавии, Грузии содействовать тому, чтобы правительства названных стран подписали эту Конвенцию.

Не все идет просю с разработкой документов по регулированию процесса трудовой миграции и в ЕврАзЭС. В Союзном государстве России и Белоруссии уже полтора года практикуются единые миграционные карты для иностранцев, препятствующие нелегальной иммиграции Но юридической силы они не имели. С удовлетворением надо отметить, чю в октябре текущего года главы МВД России и Белоруссии накануне заседания Совета Министров "двойки" договорились об их введении.

Но, по всей вероятности, в СНГ, ЕврАзЭС, в Союзном государстве к проблеме миграции следовало бы подходить более комплексно. Необходима выработка общих направлений миграционной политики для согласования интересов и гармонизации национальных законодательств в этой области Мы поддерживаем инициативу Межпарламентской Ассамблеи СНГ о подготовке соответствующего модельного закона, Но, понятно, целью всей этой работы должно стать создание общего рынка труда, который позволит снять многие наболевшие вопросы, Надо отметить, что здесь мы не пионеры. Европейский Союз является самым крупным регионом, где передвижение рабочей силы не имеет ограничений Аналогичное соглашение имеется в регионе Северной Европы, между Австралией и Новой Зеландией, между Канадой и США, между государствами — членами Андского сообщества и во многих других регионах. Эти соглашения являются свидетельством признания экономических и социальных преимуществ, которые дают единые рынки труда.

Кроме этого, сама интеграция может содействовать межгосударственным инвестициям, включая создание межгосударственных финансово-промышленных групп, что увеличит занятость в направляющих странах А либерализация торговли должна, в конечном счете, привести к более тесному сближению уровня заработной платы, цен и других факгоров производства. То есть интеграция может снизить потребность в трудовой миграции людей, не ограничивая при этом их свободное перемещение.

Из этих положений исходит ВКП, участвуя на межгосударственном уровне в разработке соглашений, договоров, модельных и типовых законопроектов, конвенций и других документов.

Мы понимаем, что выбор странами СНГ неолиберальной модели экономического развития обусловил стремительное вхождение их в международный рынок трудовых ресурсов Теперь проблема заключается в юм, чтобы понягь реальность новой глобальной экономики, приспособшься к ней, научиться использовать в своих интересах При всей неоднозначности этой проблемы, профсоюзы должны добиваться от законодательных и исполнительных органов власти государств выработки и осуществления такой миграционной политики, которая при соблюдении интересов населения принимающего государства, обеспечивала бы права трудящихся-мигрантов, способствовала экономическому и социальному развитию стран.

Благодарю за внимание.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.