Главная ?> Повестка дня ?> Президентская повестка 2000-х ?> Повестка 2004-08: Иммиграционная политика: расходящиеся взгляды ?> Трудовая миграция ?> Рекомендательный законодательный акт "Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ"
Версия для печати

Рекомендательный законодательный акт "Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ"

Постановление межпарламентской ассамблеи
Государств — участников содружества независимых государств

13 мая 1995 года г.Санкт-Петербург

О рекомендательном законодательном акте "Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ"

Учитывая важность разработки согласованных подходов в области миграции трудовых ресурсов в странах СНГ, в целях сближения национальных законодательств и обеспечения гарантий прав трудящихся-мигрантов в сфере трудовых отношений, Межпарламентская

Ассамблея постановляет:

 1. Принять рекомендательный законодательный акт "Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ" (прилагается).

 2. Направить данный рекомендательный законодательный акт в парламенты государств — участников Межпарламентской Ассамблеи.

Председатель Совета Ассамблеи В.ШУМЕЙКО

 

Приложение

Рекомендательный законодательный акт «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ»

Настоящий рекомендательный законодательный акт, основываясь на Всеобщей декларации прав человека, положениях Договора о создании Экономического союза и Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, исходя из приверженности основополагающим документам ООН в области прав человека и принципам, выработанным в рамках Международной организации труда, содержит базовые принципы согласованной законодательной политики в области миграции трудовых ресурсов в СНГ.

 Цель настоящего Закона — урегулировать (узаконить) процесс трудовой миграции в рамках СНГ; обеспечить гарантии прав трудящихся-мигрантов независимо от того, на чьей территории они находились, находятся или будут находиться; способствовать разработке и сближению национального законодательства в странах СНГ, заключению межгосударственных соглашений в области трудовой миграции и на этой основе взаимодействию государств по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Статья 1. Субъекты применения Закона

Действие настоящего Закона распространяется на трудящихся-мигрантов и членов их семей, органы власти и управления, субъектов всех форм хозяйствования, занимающиеся направлением граждан для трудовой деятельности за границу, привлечением на территорию республики (государства) рабочей силы в соответствии с международными соглашениями и двусторонними межгосударственными договорами.

 Настоящий Закон не применяется:

 — к беженцам и вынужденным переселенцам;

 — к въехавшим на короткий срок лицам свободных профессий;

 — к лицам, приезжающим специально с целью получения образования.

Статья 2. Термины, применяемые в Законе

Термин "трудящийся-мигрант" означает лицо, которое на законном основании будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является.

 Термин "приграничный трудящийся" означает лицо, которое сохраняет свое обычное местожительство в соседнем государстве, в которое он обычно возвращается каждый день или по крайней мере один раз в неделю.

 Термин "государство выезда" означает государство, из которого выезжают трудящиеся-мигранты и члены их семей для получения оплачиваемой работы в другом государстве.

 Термин "государство трудоустройства" означает государство, в котором трудящийся-мигрант будет заниматься, занимается или занимался оплачиваемой трудовой деятельностью.

 Термин "члены семьи" означает лицо, состоящее в браке с трудящимся-мигрантом, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Статья 3. Виды трудовой миграции

Трудовой миграцией признается:

  • выезд граждан за границу для получения оплачиваемой работы по договору (контракту);
  • въезд граждан другого государства для получения оплачиваемой работы на территорию государства, гражданами которого они не являются;
  • приграничная (маятниковая) трудовая миграция трудящихся-мигрантов сопредельных территорий в целях получения оплачиваемой работы на территории другого государства с учетом проживания на территории государства выезда.

Государство поощряет развитие приграничной трудовой миграции, содействует укреплению экономических, научно-технических, культурно-просветительских связей и обмену рабочей силой между сопредельными территориями государств СНГ.

Контроль за миграционными процессами на приграничных территориях осуществляется в соответствии с национальным законодательством и межгосударственными соглашениями.

Правовое положение трудящихся-мигрантов определяется законодательством государства трудоустройства с учетом проживания трудящихся-мигрантов на территории государства выезда.

Статья 4. Органы, занимающиеся направлением и привлечением  рабочей силы

Разработка и реализация государственной политики в области трудовой миграции осуществляется органами, в чьем ведении находятся данные вопросы, и структурными звеньями на местах с учетом состояния внутреннего рынка труда.

Право направления граждан для трудовой деятельности за пределы государства и привлечения рабочей силы в государство предоставляется всем субъектам хозяйствования независимо от форм собственности и лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица при наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление этой деятельности.

Трудящимся-мигрантам обеспечивается бесплатное предоставление услуг в связи с наймом, оформлением выезда и определением на работу.

Порядок привлечения трудящихся-мигрантов, возрастные и иные требования к ним устанавливаются страной трудоустройства, исходя из действующего на ее территории законодательства, если иное не оговорено двусторонними межгосударственными или межправительственными соглашениями и договорами.

Численность принимаемых работников определяется на основе двусторонних соглашений или квот, установленных органами власти.

Разрешение на въезд трудящимся-мигрантам выдается после того, как соответствующие органы власти территории и миграции удостоверятся, что на территории въезда не имеется достаточного числа людей, способных выполнять данную работу, и отсутствуют возможности перераспределения трудовых ресурсов из других регионов страны.

Статья 5. Порядок выезда и въезда трудящихся-мигрантов

Въезд граждан на территорию государства трудоустройства, пребывание и выезд осуществляются в соответствии с действующим на территории государства трудоустройства законодательством и соглашениями, заключенными в рамках Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, а также межгосударственными соглашениями в области трудовой миграции.

Соответствующие органы могут потребовать досрочного прекращения трудовых отношений и возвращения трудящегося мигранта в государство выезда в случаях нарушения им законодательства. Работодатель также обязан расторгнуть трудовой договор по требованию соответствующего органа в случае нарушения трудящимся-мигрантом действующего законодательства.

Соответствующие медицинские службы могут в случае необходимости удостоверить как в момент отъезда, так и по приезде состояние здоровья трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Государство трудоустройства может потребовать досрочного прекращения трудовых отношений и возвращения трудящегося-мигранта в государство выезда в случаях нарушения им законодательства  государства трудоустройства.

Статья 6. Групповые перемещения трудящихся-мигрантов

Групповые перемещения трудящихся-мигрантов для осуществления государственных программ развития производятся под контролем соответствующих государственных органов на основании двусторонних межгосударственных соглашений.

Порядок въезда и выезда групп трудящихся-мигрантов, организации их работы, оплаты труда, социального обеспечения и медицинского обслуживания регулируется двусторонними межгосударственными соглашениями.

Статья 7. Участие организаций, предпринимателей и профсоюзов  в регулировании трудовой миграции

Осуществление мер в области трудовой миграции должно проводиться с учетом  уществующего положения с занятостью населения на основе консультаций с представительными организациями предпринимателей и профсоюзов.   Статья 8. Ограничение на выезд и въезд трудящихся-мигрантов

 Ограничения на въезд трудящихся-мигрантов допускаются лишь в случаях, прямо предусмотренных в законодательстве государства трудоустройства. Въезд трудящихся-мигрантов может быть ограничен:  — с учетом ситуации на внутреннем рынке труда;

— по соображениям национальной безопасности;

— в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

— для определенных категорий лиц, совершивших преступления против мира, человечества или иные тяжкие преступления, предусмотренные в законодательстве государства трудоустройства.

Ограничения на выезд граждан для трудоустройства в ином государстве недопустимы.

Статья 9. Принцип равенства

При заключении договоров (контрактов) о трудоустройстве трудящиеся-мигранты имеют равные права с гражданами государства при приеме на работу и расторжении трудовых отношений, установлении условий оплаты труда, режима работы, охраны здоровья и гигиены труда, социальной защиты трудящихся-мигрантов. Государство трудоустройства гарантирует трудящимся-мигрантам право на обращение в суд или иные органы судебной системы для  азрешения споров по социально-трудовым вопросам наравне с гражданами государства.

Трудящиеся-мигранты, выехавшие за пределы государства проживания в целях трудовой  еятельности по договору (контракту), пользуются правами и выполняют обязанности, предусмотренные законодательством страны трудоустройства.  Не допускается дискриминация  рудящихся-мигрантов и членов их семей по признаку национальности, расы, религии или пола.

Статья 10. Трудовой договор (контракт)

Трудовая деятельность трудящегося-мигранта оформляется трудовым договором (контрактом)   соответствии с действующим законодательством государства трудоустройства. Трудовой договор (контракт) между трудящимся-мигрантом и нанимателем (работодателем) заключается в письменной форме и должен содержать исчерпывающие данные об условиях и характере работы и проживания, порядке переезда трудящегося-мигранта и членов его семьи и  возвращения в государство выезда, социальных гарантиях в государстве трудоустройства.  Наниматель (работодатель) обязан зарегистрировать заключенный трудовой договор (контракт)   учреждениях, определенных уполномоченными органами.

Один экземпляр договора (контракта) должен быть вручен трудящемуся-мигранту до его выезда в государство трудоустройства.  Трудовой договор (контракт) не может передаваться от одного нанимателя (работодателя) другому.

Статья 11. Признание документов об образовании,  профессиональной квалификации и трудового стажа

Трудящимся-мигрантам из стран СНГ гарантируется признание на всей территории дипломов, свидетельств об образовании, соответствующих документов о присвоении звания, разряда, квалификации и других необходимых для трудоустройства документов, полученных в государстве выезда, а также трудового стажа, включая стаж на льготных условиях и по  пециальности.

Статья 12. Обеспечение занятости

Уполномоченные органы осуществляют контроль за использованием трудящихся-мигрантов, добиваются безусловного выполнения заключенных межгосударственных соглашений и индивидуальных трудовых договоров (контрактов).

Если трудовой договор (контракт) расторгнут в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников, уполномоченный орган государства трудоустройства обеспечивает повторное трудоустройство трудящегося-мигранта по мере возможности на условиях, равноценных условиям, оговоренным заключенным договором (контрактом) на срок его действия.

В случае невозможности повторного трудоустройства на трудящегося-мигранта распространяются льготы и компенсации, предусмотренные для высвобождаемых по указанным основаниям работников.

Статус безработного присваивается работнику государством выезда в соответствии с его законодательством. В случае признания трудящегося-мигранта безработным служба занятости при необходимости оказывает содействие в его переподготовке по полученной профессии и квалификации. В случаях нарушений условий договора (контракта) принимающей стороной и невозможности подыскать адекватную работу уполномоченные органы добиваются  асторжения договора (контракта) и возвращения трудящегося-мигранта в государство своего проживания.  Расходы по возращению трудящихся-мигрантов и членов их семей в этом случае несет принимающая сторона.

Статья 13. Возмещение ущерба, причиненного здоровью  трудящегося-мигранта

Право трудящегося-мигранта на жизнь и охрану здоровья гарантируется в соответствии с действующим законодательством государства постоянного места жительства и государства трудоустройства. Возмещение ущерба, причиненного здоровью трудящегося-мигранта вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением трудовых обязанностей, а также вследствие наступления смерти потерпевшего производится  осударством, законодательство которого распространялось на трудящегося-мигранта в момент получения увечья или иного  повреждения здоровья. 

Государство трудоустройства несет  ответственность за перевод причитающихся сумм за причиненный ущерб здоровью по месту постоянного жительства  трудящегося-мигранта.  В случае смерти работника работодатель (наниматель) организует и несет все затраты, связанные с перевозкой тела и личных вещей умершего на территорию государства выезда. Наниматель (работодатель) информирует об этом дипломатическое или консульское учреждение государства выезда с представлением материалов по факту смерти.

Статья 14. Социальное обеспечение

Трудящиеся-мигранты, работающие на территории государства трудоустройства по найму, имеют право на все виды пособий и выплат в случае временной нетрудоспособности и болезни, беременности и родов, рождения ребенка наравне с гражданами государства трудоустройства на основании его действующего законодательства.

Все расходы, связанные с предоставлением указанных пособий и выплат, несет государство трудоустройства, если иное не предусмотрено международными соглашениями или межгосударственными договорами. Вопросы пенсионного обеспечения трудящихся-мигрантов и членов их семей регулируются двусторонними межгосударственными соглашениями.

Статья 15. Право на вступление в профессиональные союзы

Каждый трудящийся-мигрант имеет право вступать в профессиональные союзы для защиты своих прав и интересов и наравне с другими трудящимися пользоваться преимуществами, предоставляемыми коллективными договорами.

Статья 16. Доступ к образованию

Трудящимся-мигрантам гарантируется предоставление возможности профессионального обучения для повышения квалификации или приобретения новой профессии, а также доступа им и членам их семей в учебные заведения.

Статья 17. Перевод денежных средств

Трудящиеся-мигранты могут осуществлять перевод заработанных средств и сбережений на территорию государства выезда в соответствии с валютным законодательством государства трудоустройства и двусторонними межгосударственными соглашениями.

Статья 18. Налогообложение трудящихся-мигрантов

Налогообложение трудовых доходов трудящихся-мигрантов осуществляется в порядке, предусмотренном в законодательстве государства трудоустройства.

Государства во избежание двойного налогообложения могут заключать соответствующие соглашения.

Статья 19. Ввоз и вывоз трудящимися-мигрантами личного  имущества, инструментов и оборудования

Трудящиеся-мигранты имеют право беспошлинного ввоза на территорию государства  трудоустройства личного имущества, рабочих инструментов и оборудования, необходимых для выполнения функциональных обязанностей, и вывоза их по завершении работы в государство  происхождения или постоянного местожительства в соответствии с таможенной декларацией.

Статья 20. Ответственность нанимателя

Наниматели (работодатели) должны обеспечивать уполномоченные органы и трудящихся-мигрантов объективной информацией о характере работы, оплате труда и условиях проживания, социального обеспечения, медицинского обслуживания, проезда трудящихся-мигрантов и членов их семей к месту трудовой деятельности и возвращения в государство выезда.

Физические и юридические лица, введшие в заблуждение трудящихся-мигрантов и предоставившие ложные сведения о характере своей деятельности, лишаются лицензии на  право заниматься этой деятельностью и привлекаются к ответственности в соответствии с национальным законодательством.  

Статья 21. Предотвращение нелегальной трудовой миграции

Государство в лице его уполномоченных органов принимает все надлежащие меры для предотвращения и пресечения незаконных или тайных переездов и найма граждан и иностранных граждан, не имеющих легального статуса, включая при необходимости применение санкций в отношении нанимателей трудящихся-мигрантов в случаях, предусмотренных законодательством.

Статья 22. Сотрудничество государств — участников СНГ  в области регулирования трудовой  играции

Сотрудничество государств — участников СНГ в области регулирования трудовой миграции строится на основе соответствующих межгосударственных соглашений.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2014 Русский архипелаг. Все права защищены.