Главная ?> Повестка дня ?> Президентская повестка 2000-х ?> Повестка 2004-08: Иммиграционная политика: расходящиеся взгляды ?> Трудовая миграция ?> Рекомендации семинара-совещания по проблемам трудовой миграции в СНГ и защите прав трудящихся-мигрантов
Версия для печати

Рекомендации семинара-совещания по проблемам трудовой миграции в СНГ и защите прав трудящихся-мигрантов

Конкретные предложения участников совещания позволяют надеется что удастся активизировать взаимодействие стран СНГ по согласованию политики и координации действий в отношении мигрантов, в том числе нелегальных

Миграция населения является частью общемирового процесса глобализаций. Растущая мобильность людей привела к тому, что общий объем миграции в мире, по данным МОТ, составил 174,9 млн. человек, из них трудящиеся-мигранты — 86,3 млн. человек. Почти половина мигрантов женщины.

Причины трансграничного передвижения людей имеют многообразный и сложный характер. В число наиболее важных входят — бедность, войны, голод и репрессии. Современную миграцию в значительной степени можно объясним, растущим неравенством между охранами, отсутствием продуктивной занятости и достойного груда, личной безопасности и гражданских свобод.

Миграция играет все более заметную роль в преодолении демографического дефицита и нехватки рабочей силы в одних охранах, решении проблем занятости и снижения бедности населения в других государствах. Трудовые мигранты рассматриваются в странах происхождения не только как источник благосостояния их семей, но и как инвесторы, способствующие подъему экономики своих государств, В то же время незаконные трудящиеся-мигранты составляют серьезную конкуренцию местному населению во многих сферах деятельности, оказывают давление на местные рынки труда, сбивая уровень зарплаты и занимая рабочие места, усиливая нагрузку на сферу социальных услуг, Нелегальные мигранты составляют немалую часть организованной преступности, что вызывает озабоченность населения в связи с растущей угрозой терроризма и наркоторговли.

Государства-участники СНГ столкнулись с массовой, миграцией после распада единого государства. При этом миграционные потоки быстро реагируют на все изменения в социально-экономической и политической жизни стран Содружества. Последние оказывают влияние на формы миграции (внутренняя, внешняя) и ее виды (беженцы, вынужденные переселенцы, репатрианты, трудовые мигранты, транзитные мигранты и др.). Для решения возникающих проблем по каждому виду миграции требуются соответствующие методы государственной политики. Участники совещания остановились на рассмотрении вопросов трудовой миграции.

Трудовая миграция в странах СНГ в ее легальной форме пока невелика — всего около 500 тыс. человек в год. Серьезную озабоченность вызывают масштабы нелегальной трудовой миграции, которая превратилась в выгодный бизнес, работорговлю, в том числе торговлю женщинами и детьми. По оценке некоторых экспертов, значительная часть нелегальных мигрантов занята в охранах СНГ в теневой экономике. Их статус практически не дает им возможности пользовался правовой и социальной защитой. Находясь в сфере криминальных интересов посредников и работодателей, мигранты нередко попадают к ним в долговую кабалу, оказываются в условиях принудительного труда.

По мнению участников совещания, такое положение связано, прежде всего, с отсутствием четкого механизма регулирования миграционных процессов в странах СНГ, и в целом — взвешенной национальной политики в области трудовой миграции, отсутствием скоординированных действий в Содружестве, Правовое регулирование этого вопроса как на национальном, так и на межгосударственном уровнях нуждается в совершенствовании. В миграционном законодательстве большинства стран СНГ преобладают запретительные и административные меры. Граждане государств Содружества, имея безвизовый режим перемещения, сталкиваются со значительными трудностями в законном оформлении трудовой миграции, зачастую устраиваются на работу в другой стране нелегально. Хотя нелегальный статус редко является результатом их добровольного выбора.

 Объединения профсоюзов, профсоюзные организации еще не нашли своего места в решении проблем трудовой миграции. Подчеркивалась необходимость более активной роли профсоюзов в выработке грсударственной миграционной политики с учетом реальной оценки сложившейся ситуации на рынке труда, перспектив демографического, экономического и социального развития. Было обращено внимание на необходимость усиления работы профсоюзов всех уровней по привлечению трудящихся-мигрантов в профсоюзы, защите их прав и интересов; углубления сотрудничества и взаимодействия отраслевых профсоюзов государств Содружества в этом вопросе. Было принято к сведению мнение группы трудящихся МОТ о том, что «формирование организаций мигрантов является насущной задачей профсоюзов и следует отменить законодательство, препятствующее мигрантам вступать в профсоюзы, так же как и положения уставов профсоюзов и правил, которые содержат препятствия, мешающие мигрантам становиться их членами».

Участники совещания, отмечая растущую заинтересованность государств Содружества в сотрудничестве в области трудовой миграции для решения задач экономического и социального развития, убеждены в том, что решение проблем трудовой миграции возможно лишь на основе тесного взаимодействия парламентов, правительств, объединений работодателей и профсоюзов. Важно обеспечить такое управление процессом трудовой миграции, чтобы ока приносила максимальную пользу, как принимающим странам, так и самим трудящимся-мигрантам.

В этой связи участники совещания считают целесообразным рекомендовать:

1. Государствам Содружества с участием сторон социального партнерства:

1.1. Рассматривать борьбу с бедностью, повышение уровня жизни абсолютного большинства граждан важнейшим приоритетом национальной
политики. В этих целях содействовать обеспечению населения продуктивной занятостью и достойным трудом.

Правительствам стран, принимающих трудящихся-мигрантов, совместно с объединениями работодателей, исходя из национальных интересов и интересов частого бизнеса, рассмотреть возможность увеличения инвестиций в государства Содружества, испытывающие значительные затруднения в обеспечении занятости населения, включая организацию на территории этих государств филиалов или дочерних предприятий межгосударственных финансово-промышленных групп и транснациональных корпораций.

1.2. Ускорить разработку и осуществление государственной миграционной политики, направленной на цивилизованное решение проблем
трудовой миграции и повышение ее эффективности, сочетающей долгосрочные интересы и экономическую целесообразность привлечения иностранной
рабочей силы с вопросами защиты внутреннего рынка груда, недопущения нелегальной трудовой миграции и обеспечивающей соблюдение прав человека, прав трудящихся-мигрантов, их защиту от актов насилия, ксенофобии и дискриминации, от всех проявлений транснациональной организованной преступности, включая торговлю людьми, в том числе женщинами и детьми.

При разработке механизма регулирования миграционных процессов среди других мер можно было бы использовать упорядочение набора и трудоустройства мигрантов; в качестве временной меры введение квот на прием трудящихся-мигрантов из стран СНГ с последующей их отменой по мере формирования общего рынка груда государств Содружества; укрепление структур, занимающихся вопросами миграции, в том числе трудовой, расширению их функций, включая оказание помощи мигрантам в поиске работы и оформлении соответствующих документов, защиту от мошенничества и злоупотреблений при трудоустройстве.

Обеспечить трудящимся-мигрантам, привлеченным на законной основе, не менее благоприятные социально-трудовые условия, чем гражданам страны приема. В этих целях подписать Конвенцию о защите прав трудящихся —мигрантов и членов их семей государств-участников СНГ, ратифицировать международные акты, касающиеся трудящихся-мигрантов, в том числе, Международную Конвенцию ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Конвенции МОТ №97 "О трудящихся — мигрантах" 1949 года и № 143 "О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения" 1975 года.

Принять безотлагательные меры по противодействию нелегальной миграции, недопущению незаконного вывоза, ввоза и торговли людьми, в том числе и из третьих стран, дискриминации и эксплуатации нелегальных мигрантов. Обеспечить соблюдение прав трудящихся-мигрантов с неурегулированным статусом в соответствии с общепринятыми международными документами. Осуществить меры по увеличению легальных возможностей трудоустройства для граждан стран СНГ, в том числе путем организованного найма трудящихся-мигрантов. Повысить ответственность работодателей за использование нелегальной рабочей силы, вплоть до уголовной, сделать наем нелегальных мигрантов экономически невыгодным.

Активизировать взаимодействие стран СНГ по согласованию политики и координации действий в отношении мигрантов, в том числе нелегальных. Для этого:

  • обеспечить выполнение ранее принятых межгосударственных соглашений, касающихся вопросов миграции и, в частности, Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, Соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией; а также Концепции поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств-участников СНГ, в случае необходимости внести в них соответствующие дополнения и изменения;
  • совершенствовать и сближать нормативно-правовую базу трудовой миграции государств СНГ в целях более четкого отражения в ней вопросов регулирования трудовой миграции, в том числе порядка привлечения (имея в виду упрощение процедуры найма и регистрации) трудящихся-мигрантов из государств Содружества;
  • осуществлять тесное сотрудничество государственных органов, ведающих вопросами трудовой миграции, своевременно информировать друг друга об изменениях в национальном миграционном законодательстве, наладить постоянный обмен информацией о наличии в государствах вакантных рабочих мест, условиях оплаты, жилищно-бытовых условиях, правилах пребывания и осуществления трудовой деятельности, а также обеспечить свободный доступ граждан к ней. Создать четко отлаженную межгосударственную систему формирования банка данных и пользования им, активизировать в этих целях работу Консультативного Совета по труду, миграции и социальной защите населения государств-участников СНГ. Способствовать созданию общего механизма осуществления контроля за использованием труда иностранных рабочих в странах СНГ и соблюдением их прав;
  • рассмотреть вопрос о возможности введения в государствах, входящих в Единое экономическое пространство, в ЕврАзЭС, не разрешительного, а уведомительного порядка найма трудящихся-мигрантов из стран, входящих в эти интеграционные объединения.

Объединениям профсоюзов и профсоюзным организациям всех уровней:

  • добиваться участия профсоюзов в определении государственной миграционной политики и механизма привлечения трудящихся-мигрантов с учетом демографической ситуации, задач развитая отраслей экономики страны, региона, территории и максимально возможного использования национальной рабочей силы;
  • предусмотреть в уставных документах соответствующих профсоюзных органов право трудящихся-мигрантов на вступление в члены профсоюза принимающего государства. Вовлекать трудящихся-мигрантов в члены профсоюза;
  • добиваться распространения действия коллективного договора на трудящихся-мигрантов, пресекать случаи дискриминации и нарушения их прав в условиях и оплате труда, выявлять факты найма нелегальных мигрантов;
  • организовать обучение профсоюзного актива по вопросам трудовой миграции и защиты прав трудящихся-мигрантов. Бороться против проявлений ксенофобии и нетерпимости по отношению к трудящимся-мигрантам;
  • рассмотреть возможность организации консультирования членов профсоюзов, желающих выехать на работу в другую страну СНГ, и уже работающих трудящихся-мигрантов;
  • добиваться проведения соответствующими органами с участием представителей профсоюзов мониторинга использования иностранной рабочей силы в организациях;
  • ввести в практику проведение взаимных консультаций соответствующих профсоюзных органов стран СНГ по вопросам трудовой миграции, обмениваться информацией о возможностях трудоустройства мигрантов, положении дел с защитой их прав;
  • рассмотреть возможность заключения договоров между центральными (республиканскими) отраслевыми комитетами профсоюзов государств Содружества о сотрудничестве в работе с членами профсоюза, желающими трудоустроиться в организации соответствующей отрасли одной из стран СНГ или уже работающими в ней Обобщать опыт заключения и практику реализации этих договоров.

Руководству ВКП довести данные рекомендации до сведения правительств стран Содружества, Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, Исполкома СНГ, Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС и Интеграционного комитета ЕврАзЭС, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Консультативного Совета по труду, миграции и социальной защите населения государств-участников СНГ, национальных и международных отраслевых объединений профсоюзов.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2014 Русский архипелаг. Все права защищены.