Главная ?> Повестка дня ?> Президентская повестка 2000-х ?> Повестка 2004-08: Иммиграционная политика: расходящиеся взгляды ?> Стратегии миграционной политики ?> Две миграционные системы в Европе: тенденции развития и перспективы взаимодействия
Ирина Ивахнюк

Две миграционные системы в Европе: тенденции развития и перспективы взаимодействия

Часть 2

Назад к части 1                                                      Далее к части 3

Беженцы и лица, ищущие убежище

Динамика потоков беженцев из Евразийской миграционной системы вовне, в частности, в государства расширяющегося Европейского Союза, находится в непосредственной зависимости от того, как складывается ситуация внутри этой системы. В течение последнего десятилетия Россия приняла более 3 миллионов беженцев из «новых суверенных государств». В 2000 г. в стране находились 667 093 беженцев и вынужденных переселенцев[1] (из них 25 535 имели статус беженцев и 641 558 были вынужденными переселенцами), в то время как более полумиллиона лиц, которые получили статус беженцев или вынужденных переселенцев в начале 1990-х гг., утратили его между 1998 г. и 2000 г.[2].

Таблица 4
Ходатайства о предоставлении убежища, поданные гражданами стран бывшего СССР (кроме прибалтийских государств) в Европе, по странам подачи ходатайства, 1998-2001 гг. (человек)

Страна подачи ходатайства

1998

1999

2000

2001

Австрия

260

633

788

2,774

Бельгия

2,272

7,926

12,973

5,336

Болгария

26

157

449

182

Чехия

271

574

3,289

10,548

Дания

295

356

1,071

661

Финляндия

98

251

452

553

Франция

997

2,470

3,345

5,760

Германия

7,539

9,833

7,641

10,335

Греция

5

22

17

42

Венгрия

94

264

284

168

Ирландия

267

728

1,230

1,593

Италия

53

111

346

309

Люксембург

24

59

49

133

Нидерланды

3,216

5,499

4,185

3,211

Норвегия

221

774

1,051

3,535

Польша

1,140

1,141

2,243

2,807

Португалия

24

21

23

14

Румыния

6

10

2

15

Словакия

20

26

37

162

Словения

7

47

118

24

Испания

723

2,068

1,359

873

Швеция

497

1,085

1,453

2,658

Швейцария

1,866

1,444

1,148

1,612

Великобритания

2,820

4,110

4,275

885

ВСЕГО

22,741

39,609

47,827

54,190

Примечания:

Данные выведены на основе предварительных данных за месяц и поэтому могут отличаться от официальных данных за год.

В Бельгии и Франции учитывается только число ходатайств от основных аппликантов.

В Германии члены семей аппликантов учитываются только в том случае, если от них есть отдельные ходатайства.

Данные по Великобритании включают оценку количества членов семей аппликантов.

Данные по другим странам включают всех лиц, обращающихся с ходатайством о предоставлении убежища.

Источник: Данные правительств европейских стран; составитель — УВКБ ООН.

 

Кроме того, по состоянию на конец 2000 г., УВКБ ООН зарегистрировало в России 9180 беженцев из стран, не входящих в пространство бывшего СССР (из них 7 862 афганца). В Украине 2961 человек получили статус беженца, причем 72,6% из них были из государств, не относящихся к бывшему СССР (преимущественно афганцы). Помимо этого, в Украине насчитывалось 1893 лица, ищущих убежище, главным образом из Афганистана и Чечни, и 2844 лиц в ситуации, сходной с ситуацией беженцев, преимущественно грузины из Абхазии. Что касается Беларуси, там число беженцев не превышало 500 человек[3].

После ратификации в феврале 1993 г. Конвенции ООН 1951 г., касающейся статуса беженцев, и Протокола к ней 1967 г., Россия приняла на себя международные обязательства относительно беженцев и лиц, ищущих убежище. Однако на деле лица, ищущие убежище в России (и даже в большей степени в Украине, которая не ратифицировала вышеупомянутую Конвенцию), сталкивались с большими трудностями при регистрации их заявлений: им приходилось чрезвычайно долго ожидать прохождения процедур, связанных с определением статуса беженца, пребывая все это время без какого-либо правового статуса и материальной поддержки и часто подвергаясь преследованиям со стороны правоохранительных органов[4].

Помимо этого, в 1999 г. УВКБ ООН и ряд неправительственных организаций начали постепенно сворачивать свою деятельность в регионе, намереваясь переложить эту нагрузку на организации, занимающиеся развитием. К сожалению, последние оказались не готовы принять на себя такие обязательства. В результате положение вынужденных мигрантов достигло критической точки: уровень их бедности вырос, а гуманитарная помощь резко сократилась, в то время как помощь по линии организаций, занимающихся развитием, не предоставлялась вовсе. Столкнувшись с отсутствием какого-либо выбора, все большее число вынужденных мигрантов эмигрирует в европейские государства и другие страны мира по нелегальным каналам[5].

Таблица 5
Ходатайства о предоставлении убежища, поданные гражданами стран бывшего СССР (кроме прибалтийских государств) в Европе, по странам происхождения, 1998-2001 гг. (человек)

Страна происхождения

1998

1999

2000

2001

Армения

5,322

8,573

6,711

6,602

Азербайджан

3,157

6,216

3,928

3,472

Беларусь

630

1,334

2,426

2,787

Грузия

4,108

3,426

3,571

6,010

Казахстан

390

1,151

2,693

1,255

Кыргызстан

17

428

893

586

Молдова

1,091

2,592

3,597

5,169

Россия

5,833

11,441

17,285

16,865

Таджикистан

203

187

251

222

Туркменистан

16

12

34

58

Украина

1,826

3,617

5,171

9,893

Узбекистан

138

631

1,267

1,271

ВСЕГО

22,741

39,609

47,827

54,190

Примечания:

Данные выведены на основе предварительных данных за месяц и поэтому могут отличаться от официальных данных за год.

Данные по России включают граждан Российской Федерации, а также бывшего СССР, которые фактически проживают в России.

Источник: Данные правительств европейских стран; составитель — УВКБ ООН.

 

Представляется, что в этом заключается главная причина постоянного роста числа лиц, ищущих убежище, из государств бывшего Советского Союза в Европе: с 23 тысяч в 1998 г. до 54 тысяч в 2001 г., т.е. в два раза за четыре года (см. таблицы 4 и 5). Основными странами-поставщиками беженцев в регионе СНГ являются Россия, Украина, Армения и Грузия. Среди европейских государств наибольшее число ходатайств о предоставлении убежища от граждан стран бывшего СССР в 2001 г. получили Чехия (19%), Германия (19%), Франция (10%), Бельгия (10%), Норвегия (6%). Для сравнения: в 1998 г. список стран, получивших наибольшее число ходатайств, возглавляли Германия (34%), Нидерланды (15%) и Великобритания (13%) (см. таблицу 4). Эти изменения являются главным образом результатом ужесточения национальных законодательств в отношении предоставления статуса беженца в традиционных принимающих странах, в то время как в других странах (в особенной степени тех странах, которые переживают переход к демократическим нормам жизни) происходит переоценка иерархии социальных ценностей, и гуманитарная помощь приобретает в ней особое значение.

Совершенно ясно, что не все ходатайства о предоставлении убежища удовлетворяются и лишь малая часть аппликантов получает статус беженца. В последние годы все большее распространение получает практика использования канала вынужденной миграции экономическими мигрантами, которые стремятся таким образом улучшить свое материальное положение. Международными конвенциями по беженцам и национальными законодательствами разных стран однозначно признается, что лица, которые хотят покинуть свою страну, чтобы повысить жизненный уровень или найти лучшую работу, не могут претендовать на статус беженца.

Трудовая миграция

В течение 1990-х гг. законная трудовая миграция между расширяющимся Европейским Союзом (включая страны-кандидаты) и его восточными соседями устойчиво росла, что было отражением вхождения пост-социалистических государств в мировой рынок труда. Однако. несмотря на многочисленные прогнозы политиков, журналистов и даже некоторых ученых, Россия и другие страны бывшего СССР не стали крупными экспортерами рабочей силы за пределы пост-советского региона. По официальным оценкам, в общей сложности примерно 120 тысяч трудовых мигрантов насчитывается в настоящее время в европейских странах[6]. Основными причинами столь «скромного» числа трудовых мигрантов из бывшего СССР на европейском рынке труда представляются: «языковой барьер», который является естественным результатом долговременной изоляции стран региона за «железным занавесом»; слабая информационная база, касающаяся возможностей зарубежного трудоустройства; отсутствие в регионе опытных агентств по трудоустройству за рубежом; неблагоприятные условия вхождения в мировой рынок труда, что означает наличие жесткой конкуренции на европейском рынке труда, так что бывшие советские граждане вынуждены конкурировать с трудовыми мигрантами из других стран, многие из которых, в отличие от них, уже имеют опыт трудоустройства и проживания в странах, импортирующих рабочую силу, или могут рассчитывать на поддержку этнических миграционных сетей в странах-реципиентах[7].

Таблица 6
Численность трудовых мигрантов из государств бывшего СССР в некоторых европейских странах (тысяч)

Страны трудоустройства

Страны происхождения мигрантов

Количество разрешений на работу

Австрия, 19971

Страны бывшего СССР

3.8

Чехия, 20002

Украина

Россия

Молдова

Беларусь

15.8

1.1

1.5

1.1

Дания, 19971

Страны бывшего СССР

0.9

Финляндия, 20002

Страны бывшего СССР

9.3

Венгрия, 20002

Страны бывшего СССР

5.2

Польша, 20013

Украина

Беларусь

Россия

2.8

0.7

0.7

Великобритания, 19981

Страны бывшего СССР

5.0

Примечания и источники:

1 Данные Евростата, 2002; 2 Данные ОЭСР, 2002; 3 Данные национальной статистики (количество разрешений на работу, выданных в 2001 г.)

             

Вследствие этих причин миграция с целью трудоустройства оказалась ограничена преимущественно границами прежде единой страны и нацелена в основном на Россию, которая относительно более успешно переживает переходный к рыночной экономике период. В последние годы трудовая миграция стала превалирующей формой мобильности населения в Евразийской миграционной системе. Это делает особенно очевидной роль России как основного центра, притягивающего мигрантов как из государств бывшего Советского Союза, так и из других стран мира (Турции, Китая, бывшей Югославии и т.д.). Выше были упомянуты различия в уровне ВНП на душу населения между Россией и другими странами СНГ, особенно среднеазиатскими республиками.

Однако это лишь одна сторона вопроса. С другой стороны, важным фактором, определяющим приток трудовых мигрантов в Россию, является ситуация на рынке труда. Российский рынок труда находится еще в процессе формирования в соответствии с новыми экономическими условиями. Поэтому структура спроса и предложения на нем отличается несбалансированностью. Высокий спрос на представителей рабочих профессий и лиц, готовых заниматься физическим трудом в сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, не покрывается за счет национальных трудовых ресурсов. Российские граждане не готовы или не хотят занять эти рабочие места из-за низкого уровня оплаты, непрестижности, тяжелых условий труда. Число только зарегистрированных в службах занятости свободных рабочих мест в целом по России составляет около 800 тысяч вакансий[8].

Однако официальная оценка ежегодного притока иностранной рабочей силы в Россию лишь в незначительной мере отражает реальную картину трудовой миграции в Россию, поскольку в значительной своей части этот процесс происходит в скрытой, нерегистрируемой, незаконной форме. Так, в 2001 г. в России было зарегистрировано 283 тысячи иностранных работников[9]. Общее число разрешений на работу, выданных за период 1992-2001 гг. составило более 1,5 миллионов. Однако, эти цифры являются лишь видимой частью айсберга: число незаконных рабочих оценивается в 3-4 миллиона. За этими цифрами скрывается огромный потенциал трудовой миграции, который существует в странах региона. В том случае, если в государственной миграционной политике России регулятивные меры возобладают над рестриктивными, Россия сможет использовать этот потенциал для развития своей экономики.

Что касается трудовой миграции из России и других государств бывшего СССР в страны-члены и страны-кандидаты Европейского Союза, то здесь наблюдается аналогичная тенденция — преобладание незаконных форм трудовой миграции над законными. В течение последнего десятилетия граждане ряда пост-советских стран сумели создать более или менее стабильные этнические миграционные сети в европейских государствах. Обследования трудовой миграции свидетельствуют о существовании развитых миграционных сетей молдаван (в Средиземноморском регионе, в частности, в Португалии, Италии, Греции, Израиле) и украинцев (в Центральной и Южной Европе)[10]. Миграционные сети, построенные устойчивых контактах с партнерами и работодателями в европейских странах, позволяют мигрантам находить там долговременную работу (обычно нелегальную) и создавать неформальные социальные институты, с помощью которых родственники мигрантов, их друзья, а также другие потенциальные мигранты из той же страны могут получать информацию о возможностях на местных рынках труда в принимающих странах, способах трудоустройства и т.д. С течением времени с помощью миграционных сетей потоки мигрантов из страны происхождения в страну назначения становятся самоподдерживающимися, самовоспроизводящимися.

По оценке Изабелы Корис, в Польше, Чехии и Словакии трудовые мигранты из Украины, России и Молдовы уже поставили свои страны в список пяти основных стран-экспортеров трудовых мигрантов[11]. По всей вероятности, эта оценка включает все категории экономических мигрантов (сезонных мигрантов, контрактных рабочих, приграничных рабочих, мелких торговцев-«челноков», незаконных мигрантов). Как бы то ни было, ужесточение пограничного режима, которое неизбежно будет сопровождать включение этих государств в ЕС, несомненно повлияет на эти миграционные потоки и может увеличить их незаконную составляющую.

Принципиально иной характер имеет встречный поток трудовых мигрантов из стран-членов и стран-кандидатов в ЕС в направлении России и других государств бывшего СССР. Это преимущественно высококвалифицированные специалисты, направляемые на работу своими компаниями, или молодые выпускники университетов, которые считают, что начинать карьеру легче не в своих собственных странах, а в странах с переходной экономикой, где, работая в местных отделениях транснациональных корпораций, они могут рассчитывать на более быстрый профессиональный и карьерный рост[12]. В качестве примера, таблица 7 показывает число работников из европейских стран, занятых в России в 2000 г. Все они имеют разрешения на работу и долгосрочный вид на жительство, что характеризует их как «классических» временных трудовых мигрантов.

Таблица 7
Иностранная рабочая сила из некоторых государств Европы, занятая в России, 2000 г.

Страны

Количество разрешений на работу

Австрия

291

Бельгия

189

Чехия

242

Дания

195

Финляндия

1,891

Франция

1,228

Германия

1,610

Греция

56

Ирландия

122

Италия

695

Нидерланды

350

Норвегия

219

Польша

2,621

Португалия

143

Словакия

359

Испания

186

Швеция

239

Швейцария

173

Великобритания

1,758

Другие европейские страны1

5,917

ВСЕГО

18,284

Примечание: 1 Исключая Турцию (20,915 разрешений на работу)

Источник: Federal Migration Service (2002) Information and Statistical Bulletin. No:1. FMS MVD RF, Moscow, pp. 172-175

Ситуация в области импорта рабочей силы из Европы в Россию и другие страны СНГ — которые испытывают потребность в высококвалифицированных специалистах для трансформации их экономики или потребность в иностранных инвестициях, которые обычно сопровождаются (в случае с менее развитыми странами) потоком менеджеров и специалистов из стран происхождения капитала — вряд ли претерпит серьезные изменения после расширения ЕС и введения нового миграционного регулирования.

Незаконная миграция

Масштабная незаконная миграция, будучи одной из характерных черт Евразийской миграционной системы, является предметом особой озабоченности Европейского Союза, особенно в свете его предстоящего расширения. В контексте новых миграционных тенденций на Европейском континенте незаконную миграцию часто называют наиболее болезненной проблемой и угрозой региональной безопасности.

Значительная по объему миграция даже сама по себе может быть вызовом национальной и региональной стабильности, поскольку она несет в себе экономические, социальные, этнические и прочие проблемы, особенно для принимающих стран. Однако, если значительная часть международной миграции в регион, внутри региона, через регион и за пределы региона происходит в неконтролируемой, незаконной или нелегальной форме, она может представлять собой угрозу региональной и международной безопасности. Именно это происходит в Евразийской миграционной системе.

Тенденция негативного отношения к миграции, получившая развитие после трагических событий 11 сентября 2001 г.[13], ведет к необоснованному отождествлению мигрантов, особенно незаконных мигрантов, с террористами и другими злоумышленниками. На деле борьба с терроризмом превращается в иррациональную борьбу с миграцией в целом. Сам термин «мигрант» приобретает негативное звучание. Это заблуждение — в том случае, если оно выражается в конкретных анти-миграционных действиях — может привести к результату, противоположному желаемому. Как свидетельствует опыт последних четырех десятилетий в области миграционной политики в различных странах мира, ужесточающие меры миграционной политики практически всегда сопровождаются ростом незаконной миграции (как это было в 1960-е гг. в США, в 1970-е и 1990-е гг. в Европе).

Для того, чтобы понять, что собой представляет незаконная миграция в определенном регионе, представляет ли она угрозу региональной безопасности и каким образом с ней можно бороться, очень важно принять во внимание всю сложную, «многослойную» структуру потоков незаконной/нелегальной миграции. В значительной части незаконные мигранты являются по своей природе трудовыми мигрантами. Это особенно справедливо в отношении миграционных потоков внутри Евразийской миграционной системы: подавляющее большинство незаконных мигрантов здесь — это мигранты, которые прибывают из государств бывшего СССР в поисках работы в Россию, где экономическое положение относительно более устойчиво, а на рынке труда с его огромным теневым сектором можно найти возможности для незаконной занятости. Многие мигранты предпочли бы законное трудоустройство, однако, его сфера искусственно сужена российским законодательством.

На деле получается, что сама экономическая система и ужесточающаяся миграционная политика в России провоцируют рост незаконной миграции. Мигранты, которые прибывают в Россию в поисках работы, гораздо легче находят рабочие места в теневом секторе занятости; там их не спрашивают о регистрации и прочих документах. Производство в теневом секторе экономики России оценивается Госкомстатом в четверть ВВП, а занятость в нем — в 15-30% от общего числа работников[14].

С конца 1990-х гг. отчетливо проявляется тенденция переориентации потоков трудовой миграции с законных форм на незаконные. Это связано как с ухудшением финансового положения многих промышленных предприятий, которые раньше официально нанимали иностранных рабочих, так и с ужесточением законодательства, касающегося найма рабочих-мигрантов.

Оценки численности незаконных мигрантов в России варьируют от 2 до 15 миллионов[15]. Представляется, что наиболее реалистичная оценка составляет 3-4 миллиона, однако, есть основания предполагать, что наметившаяся тенденция ужесточения миграционной политики может спровоцировать дальнейший рост незаконной миграции. Так, 25-кратное увеличение налога на работодателей за найм иностранных работников, принятое в 2002 г., может лишь способствовать тому, что еще многие трудовые мигранты окажутся в незаконном статусе.[16].

Нет нужды здесь говорить о негативных последствиях незаконной миграции. Они хорошо известны и, в общем-то, типичны для всех стран, которые сталкиваются с этом явлением. Для России, пожалуй, «степень негативности» этих последствий даже выше, поскольку незаконные мигранты дезорганизуют еще не сформировавшийся национальный рынок труда, увеличивают ниши незаконной занятости и таким образом тормозят процесс перехода к рыночной экономике. Кроме того, поскольку незаконные мигранты не имеют каких-либо трудовых или социальных гарантий, для того, чтобы выжить, они вынуждены использовать механизмы этнической солидарности. Часто это приводит к формированию закрытых этнических образований, которые действуют в сообществе с организованными преступными группировками. В результате, в обществе нарастают враждебные настроения в отношении мигрантов, возникают ультраправые партии, происходят погромы.

К сожалению, реакция российских властей на негативные последствия незаконной миграции распространяется на всю международную миграцию в целом. В результате нарастает запретительный характер миграционной политики, сконцентрированный на усилении миграционного контроля и отработке механизмов депортации. Альтернативные меры, такие как легализация (амнистия) мигрантов и расширение легального поля миграции, оказываются вне поля зрения правительственных служб, ответственных за разработку и осуществление миграционной политики.

Очевидно, однако, что нерегистрируемые трудовые мигранты из государств бывшего СССР — это не единственная группа незаконных мигрантов в России; их дополняют транзитные мигранты из азиатских и африканских стран, которые используют пост-советское пространство как транзитный евразийский «коридор», открывающий путь в Западную Европу (более подробно будет рассмотрено ниже). Более того, весьма часто Россия рассматривается как «промежуточная станция» незаконными мигрантами из других стран СНГ, которые стремятся в конечном счете попасть на Запад; здесь они зарабатывают деньги для дальнейшего транзита и приобретают некую психологическую адаптацию к пребыванию в незаконном статусе, находясь в более или менее благоприятных обстоятельствах (общий язык, схожие трудовые традиции и требования и т.д.).

В последние годы незаконная миграция оказалась в фокусе политических и общественных дискуссий и в России, и в Украине и в Беларуси. Не будет преувеличением сказать, что из числа проблем, связанных с международной миграцией, именно незаконная миграция и ее последствия для экономики и общественной жизни этих стран являются наиболее обсуждаемыми как на правительственном уровне, так и среди ученых и в средствах массовой информации. Еще большую актуальность этой дискуссии придает перспектива расширения ЕС и связанное с этим ужесточение миграционного режима.

Страны Европейского Союза, как и страны-кандидаты, очевидно озабочены проникновением незаконных мигрантов с территории России, Украины и Беларуси. В то же время тот факт, что большая часть граждан СНГ (или в более широком смысле — граждан различных стран, прибывающих из государств СНГ или через них), которые работают в европейских государствах, являются незаконными мигрантами, — этот факт в значительной степени связан с жесткой миграционной политикой ЕС. Эти люди обычно прибывают в европейские страны не с уже подписанным трудовым контрактом, а лишь с туристической визой (или, быть может, с фальшивыми документами) и остаются там работать сверх установленного визой срока в незаконном статусе. Мужчины чаще всего находят работу в строительном секторе или сельском хозяйстве, а женщины — в качестве домашней прислуги или в секс-индустрии. Вероятно, выявить их не столь уж и сложно, однако, отсутствие соглашений о реадмиссии делает их депортацию сложным и малоэффективным процессом. Кроме того, не следует забывать о том, что дешевый труд незаконных мигрантов, лишенных каких-либо прав, является исключительно выгодным для работодателей в принимающих странах. В этом заключается основная причина продолжающегося роста незаконной миграции, несмотря на противодействующие ей официальные меры, принимаемые во многих странах.

Просроченные визы, отсутствие разрешений на работу, неоформленные взаимоотношения с работодателями являются наиболее частыми причинами незаконного статуса тысяч трудовых мигрантов из России и других государств бывшего СССР, находящихся на территории ЕС. В результате они оказываются вне рамок социальной и юридической защищенности и лишаются помощи со стороны своих правительств в случае ущемления их прав. Для государства эта ситуация оборачивается формированием негативной «репутации» поставщика незаконных мигрантов на мировой рынок труда. Для будущих трудовых мигрантов — подозрительностью принимающей стороны при трудоустройстве и оформлении визы. Многочисленны, например, случаи отказов в визе гражданам СНГ, желающим принять участие в молодежных международных программах трудоустройства Work & Travel, Work & Study, Au Pair. Причина этого — частые нарушения молодыми россиянами, украинцами и т.д. условий трудоустройства, незаконное пребывание в стране сверх разрешенного срока.

Назад к части 1                                                      Далее к части 3


[1] По российскому законодательству статус вынужденного переселенца предоставляется гражданам стран бывшего СССР, которые оказываются в ситуации, схожей с ситуацией беженцев, при условии, что они получают российское гражданство.

[2] Данные представительства УВКБ ООН в Российской Федерации.

[3] IOM (2002) Migration Trends in Eastern Europe and Central Asia. 2001-2002 Review, Geneva, Switzerland, pp. 69, 120, 150.

[4] IOM (2002) Migration Trends in Eastern Europe and Central Asia. 2001-2002 Review, Geneva, Switzerland, pp. 130.

[5] IOM (2002) Migration Trends in Eastern Europe and Central Asia. 2001-2002 Review, Geneva, Switzerland, p. 18.

[6] Трудовая миграция в СНГ: социальные и экономические эффекты. Под ред. Ж. Зайончковской. М., 2003

[7]  А. Каменский (2002) Современное участие России в международной трудовой миграции. В:  Мир в зеркале международной миграциию Научная серия «Международная миграция населения: Россия и современный мир»ю Выпуск 10. М.: МАКС-Пресс.

[8] Трудовая миграция в России (2001) Выпуск 2 научной серии «Миграция населения». Редактор серии О.Воробьева. Пилодение к журналу «Миграция в России». М., с. 83.

[9] Федеральная мигационная служба (2002) Информационно-статистический бюллетень. No:1. ФМС МВД РФ, М., с. 181.

[10] Трудовая миграция в России (2001) Выпуск 2 научной серии «Миграция населения». Редактор серии О.Воробьева. Пилодение к журналу «Миграция в России». М., с. 18.

[11] Izabela Korys (2003) Migration trends in Poland and other post-socialist countries: similarities and differences. Paper presented at the European Population Conference, August 26-30, 2003,Warsaw.

[12] Эта тенденция была описана Мареком Окольским: Marek Okolski (1999) Migration pressures on Europe // In: European Populations: Unity in Diversity. Ed. by Dirk van de Kaa et al. Dortrecht, Boston, London, Kluwer Academic Publishers, p. 165.

[13] См., например, Mary Kritz (2002) Time for National Discussion on Immigration // International Migration Review, vol. 36, No: 1.

[14] Радаев В. (1999). Теневая экономика России: изменение контуров // В: “Pro et Contra”. Зима, с. 10

[15] Оценки экспертов, журналистов, политических деятелей представлены, например, в: Г. Витковская  (2002) Незаконная миграция в России: ситуация и политика противодействия  //Вn: Нелегальная иммиграция. Научная серия «Международная миграция населения: Россия и современный мир» Выпуск 9, М.: МАКС Пресс; IOM (2001) Irregular Migration in Russia: Opening the Debate, IOM Open Forum, Moscow Migration Research Programme, Information Series, No: 1, Moscow; Красинец Е.С., Кубишин Е.С., Тюрюканова Е.В. (2000) Нелегальная миграция в России. М.: Academia, с. 82; Черненко A. (2002) Концепция миграционной политики России. Доклад на Парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ 9 декабря 2002; «Газета», 12 марта 2003; Время МН, 12 декабря 2002; Чуйкин М.Россия становится раем для нелегальных мигрантов // «Независимая газета», 5 февраля, 1999.

[16] «Время новостей», 25 апреля 2002.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.