Людмила Леденева, Елена Некипелова

Миграционные намерения студентов

До тех пор, пока уровень профессиональной подготовки по целому ряду специальностей не будет востребован и адекватно оценен российским рынком труда, отток молодых талантливых ученых из страны будет продолжаться

Миграционные установки часто присутствуют в жизненных стратегиях студентов. Наиболее предпочтительная стратегия миграционно-профессионального поведения (для 59% респондентов) — постоянное проживание в России с возможностью работы за рубежом на контрактной основе, что подразумевает временную миграцию. Только четверть опрошенных выпускников МГУ имеют желание жить и работать в своей стране. Подавляющее же большинство не принимают Россию в качестве места приложения своих профессиональных знаний и в той или иной форме хотели бы свою судьбу решать за ее пределами. Это, конечно, лишь модель поведения или просто "мечта", которую реализуют далеко не все. Однако то, что такое настроение сегодня доминирует среди элитарной студенческой молодежи, говорит о многом.

Рисунок 2. Стратегии миграционно-профессионального поведения студентов-выпускников МГУ

Непосредственно после окончания МГУ в 2003 году подавляющее большинство молодых специалистов — 72,5% — планируют проживание в Москве, невзирая на то, что при поступлении местные студенты составляли лишь 59%, а 41% являлись иногородними. Минимальное число респондентов — 2,5% — собирается уехать в другой город РФ. Таким образом, получение качественного образования в элитном московском вузе служит фактором оттока талантливой молодежи из российских регионов в столицу. Около 10% в качестве места проживания сразу после окончания МГУ уверенно указывают заграницу, т.е. изначально планируют эмиграцию. И, наконец, 15% респондентов воздержались от ответа — в это число могут входить и те, кто также планирует выезд за рубеж, но до конца не уверен в возможности реализации выездного намерения.

Всего — с учетом более отдаленной перспективы — планируют выехать за рубеж, как на постоянное жительство, так и для временного пребывания, 35% выпускников, участвовавших в опросе (табл. 4). Эту часть студентов можно рассматривать в качестве потенциальных международных мигрантов. Наиболее широко выездные настроения распространены на биологическом и химическом факультетах МГУ, где планируют выезд соответственно 50% и 39% опрошенных студентов. Примерно одинаковые показатели демонстрируют факультеты физический, вычислительной математики и кибернетики и экономический, где потенциальным мигрантом является каждый третий респондент. Наиболее патриотически настроены выпускники механико-математического факультета (показатель потенциальной миграции за рубеж составляет лишь 27,5%).

Таблица 4
Миграционные намерения студентов-выпускников МГУ, %

Намерения

В среднем по выборке

Факультеты

Пол

БиоФак

ВМиК

МехМат

ФизФак

ХимФак

ЭкФак

жен.

муж.

ВСЕГО потенциальных мигрантов

35,1

50

33,8

27,5

34,6

38,6

32

32,7

36,8

В том числе:

- изначально планирующих эмиграцию

10,7

12,0

7,4

6,2

8,7

21,4

10,0

7,2

13,3

- предпринимающих активные действия

26,7

38,9

22,6

20,0

27,2

31,5

25,0

26,1

27,1

ВСЕГО не планирующих выезд

64,9

50,0

66,2

72,5

65,4

61,4

68,0

67,3

63,2

* Выделены показатели, превышающие средний уровень

Миграционные планы несколько чаще присутствуют у мужчин, чем у женщин. Особенно заметно это среди тех респондентов, которые изначально предполагают эмиграцию, то есть в качестве места проживания сразу после окончания МГУ уверенно указывают заграницу.

Ориентация на выезд за рубеж равно распространена среди всех категорий студентов МГУ: доля потенциальных мигрантов среди выходцев из Москвы и Московской области составляет 34%, среди иногородних студентов — 36% (в том числе, среди выходцев из поселков городского типа и сел — 31%). Таким образом, судя по миграционным настроениям, учеба в элитном московском вузе нивелирует социальные различия по типам средних школ, которые закончили абитуриенты МГУ в свое время. Для части респондентов (примерно 15%) миграция, начавшаяся как учебная — с переезда в Москву для получения высшего образования, потенциально может продолжиться выездом за рубеж.

Уже в момент проведения опроса трое из четырех планирующих выезд студентов предпринимали конкретные шаги в направлении реализации выездного намерения. Кроме интенсивного изучения иностранного языка и сбора общей информации о возможностях выезда за рубеж деятельность по организации выезда подразумевала интенсивные контакты с зарубежными университетами, фондами, спонсорами, а также потенциальными работодателями (табл. 5).

Таблица 5
Конкретные действия студентов-выпускников МГУ по реализации выездного намерения, %

Виды деятельности

% от предпринимающих активные действия

Сбор информации о возможностях выезда за рубеж

66,9

Интенсивное изучение иностранного языка

51,6

Обращение в зарубежные университеты, научно-исследовательские центры, фирмы и т.п.

26,6

Сдача экзаменов, прохождение тестирования

21

Рассылка заявок, подготовка документов

16,1

Участие в конкурсах зарубежных фондов с целью получения грантов

14,5

Обращение в посольства

7,3

Другое

3,2

В целом активный миграционный потенциал обследованного студенческого контингента оценивается на уровне 25%. Именно эти активные выпускники и могут в самой ближайшей перспективе оказаться за пределами России.

По своим качественным характеристикам — по всем без исключения показателям академической успеваемости и профессиональной подготовки — контингент потенциальных международных мигрантов значительно превосходит контингент выпускников, не планирующих выезд за рубеж (рис. 3). Очевидно, что в ходе вузовского обучения происходит качественный самоотбор: перспектива выхода на зарубежные рынки профессионального труда в условиях жесткой конкуренции заставляет студентов, претендующих на продолжение профессионального образования и высококвалифицированный труд за рубежом, — в отличие от тех, кто не собирается уезжать из России, — максимально "выкладываться" в процессе получения отечественного образования. Таким образом, сохраняется закономерность, обнаруженная еще в начале 1990-х годов при первых исследованиях эмиграционных намерений студенческой молодежи, повышенная концентрация наиболее подготовленных, талантливых и трудолюбивых студентов среди потенциальных мигрантов. Эта тенденция — характерный показатель современного процесса "утечки молодых умов".

Рисунок 3. Показатели академической успеваемости и профессиональной подготовки студентов-выпускников МГУ в зависимости от выездных намерений

Цели миграции за рубеж в трех случаях из четырех самым непосредственным образом связаны со специальностью, получаемой в МГУ (рис. 4). Почти половина потенциальных мигрантов (45%) хотели бы за рубежом работать по специальности, каждый третий — продолжить образование по специальности. Желание пройти обучение за рубежом по другой/смежной специальности отмечается втрое реже. В сумме учебную миграцию планирует 45% потенциальных международных мигрантов, то есть каждый шестой опрошенный студент. Таким образом, международная миграция рассматривается российской элитной молодежью практически исключительно как средство повышения уровня образования / квалификации и профессиональной реализации.

Рисунок 4. Структура целей выезда за рубеж студентов-выпускников МГУ, имеющих выездные намерения

Основной источник финансирования обучения за рубежом, которым рассчитывают воспользоваться двое из трех потенциальных учебных мигрантов, — это стипендия принимающих университетов. Примерно треть потенциальных учебных мигрантов полагают, что это может быть и учебный грант от зарубежных фондов или других спонсоров. Кроме того, каждый десятый надеется на получение заемных средств на учебу.

Таким образом, ясно, что, планируя учебу за рубежом, молодые высокообразованные россияне в реализации своих планов очень сильно рассчитывают на привлечение внешних источников финансирования, т.е. на получение материальной поддержки со стороны принимающих стран. И это — косвенное свидетельство высокого уровня их конкурентоспособности среди претендентов на стипендии и гранты. Тем не менее, 43% планирующих учебный выезд респондентов собираются и работать за границей, чтобы самим оплачивать свою учебу. Собственные (родительские) средства предполагает использовать лишь пятая часть учебных мигрантов.

В качестве потенциальных стран-реципиентов указаны 22 конкретные страны, а также весь европейский регион. Судя по числу упоминаний, определяется шестерка лидеров: США (26,5%), Германия (18%), Великобритания (12%), Франция (9%), Канада (7%), а также Европа в целом (6%) — см. рис. 5.

Рисунок 5. Структура потенциальных стран-реципиентов (по частоте упоминаний)

Как оказалось, для современной высокообразованной молодежи наиболее массовым источником информации о возможностях выезда за рубеж является Интернет — три четверти (73%) планирующих уехать за рубеж черпают сведения именно там. Вторым по значимости источником (его отметила почти половина потенциальных мигрантов — 43%), как ни парадоксально это выглядит, названы преподаватели, профессора, сотрудники МГУ, которые вместе с профессиональными знаниями передают информацию о ведущих мировых учебных и научных центрах, зарубежных коллегах и т.п., способствуя этим интеграции студентов в международные научно-образовательные сети.

Очень продуктивными являются и непосредственные контакты самих студентов с зарубежными коллегами, университетами, организациями и т.п. (37%). Кроме того, поставляют информацию специализированные зарубежные образовательные службы, имеющие представительства в Москве (указали 21% потенциальных мигрантов), а также зарубежные посольства (13%). К остальным источникам, таким как российские и зарубежные средства массовой информации, российские фирмы, консультирующие по вопросам выезда за рубеж и т.п., студенты обращаются значительно реже.

Материал опубликован в журнале "Демоскоп-Weekly"

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2014 Русский архипелаг. Все права защищены.