Новая Зеландия. Организационное устройство миграционной политики

Основополагающим документом иммиграционной политики Новой Зеландии является "Договор Ваитанги", подписанный между вождями маорийских племен и британской короной. С 1990-х гг. маори активно влияют на развитие иммиграционной политики

Из главы 4 книги Денисенко М.Б., Хараевой О.А., Чудиновских О.С. «Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада», Москва 2003 г.

К оглавлению главы 4

4.8. Новая Зеландия[1]

Новая Зеландия — типичная переселенческая страна (наряду с Австралией, Канадой и США), уже два века проводящая открытую иммиграционную политику, которая направлена на привлечение рабочей силы из других стран. По результатам переписи населения, проведенной в марте 2001 г., почти 20% жителей Новой Зеландии родились за ее пределами, что меньше, чем в Австралии (24%), но больше, чем в Канаде (17%) и США (10%)[2]. 32,2% от этого числа составляют переселенцы из Великобритании и Ирландии, 24,9% — из Океании и 12,8% — из Восточной Азии (КНР, Гонконг, Япония, Корея и Тайвань).

Распределение иммигрантов по месту рождения отражает историю миграции в Новую Зеландию. Ее можно разделить на два основных этапа: первый — до 70-х гг. XX в.; второй — после 70-х гг. Последний, в свою очередь, можно подразделить на две части: 1970–1980-е гг. и период с конца 80-х гг. по настоящее время. Первый этап характеризовался тем, что почти все иммигранты в Новую Зеландию в это время были выходцами с Британских островов и из других бывших колоний Великобритании. Кроме того, в 1947–1970 гг. существовала также специальная квота для переселенцев из Нидерландов. Новозеландское правительство привлекало иммигрантов различными способами, в том числе, оплачивая их транспортные расходы.

Изменение миграционной политики в начале 1970-х гг. во многом было связано со вступлением Великобритании в 1973 г. в Европейское экономическое сообщество. После этого характер экономических и торговых связей между бывшими метрополией и зависимыми территориями, вошедших в Британское Содружество, стал изменяться. С 1974 г. граждане Великобритании для проживания и работы в Новой Зеландии должны получать разрешение. Но несмотря на это они до сих пор составляют значительную часть в новозеландской иммиграции[3].

С этого времени отмечается рост доли приезжающих на постоянное место жительства из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Хотя еще в 1950–1960-е гг. существовала трудовая миграция из стран Океании неквалифицированной рабочей силы в сельское хозяйство и на «грязные» производства, основной поток переселенцев начался именно в 70-е гг.

Стоит отметить особые отношения Новой Зеландии с Австралией в области миграции, с которой она в 1972 г. заключила Транс-Тасманский договор свободного передвижения (Trans-Tasman Travel Agreement). По нему все граждане и иммигранты со статусом постоянного жителя каждой страны имеют право свободного въезда в другую. В течение последних 20 лет Новая Зеландия имеет отрицательное сальдо в миграционном обмене со своим ближайшим соседом. На момент последней переписи населения в октябре 2001 г. в Австралии проживало 356 тыс. чел., родившихся в Новой Зеландии, что составляет примерно 1,9% всего населения страны, а в Новой Зеландии в марте 2001 г. насчитывалось 56,3 тыс. чел. (1,5% населения страны), родившихся в Австралии. Сравнительно одинаковые доли иммигрантов из соседней страны во всем населении вводят в заблуждение: многие из переселенцев в Новую Зеландию, родившихся в Австралии, являются детьми новозеландцев, которые долгое время прожили на «зеленом континенте» и вернулись в 1980–1990-х гг. обратно[4].

Низкий уровень иммиграции в Новую Зеландию, заинтересованную в привлечении новых переселенцев, в начале 80-х гг. привел к пересмотру миграционного законодательства. В 1987 г. был принят закон об иммиграции, на котором сегодня базируется новозеландская миграционная политика. До него в основе иммиграционной политики Новой Зеландии было отдано предпочтение иммигрантам из «традиционных стран переселения». Новый закон же постановил, что выбор мигрантов должен быть основан на критериях личных достоинств и не должен никого дискриминировать по расе, национальности или этническому происхождению, цвету кожи, полу, религии или этическим убеждениям.

В соответствии с ним любой человек, желающий иммигрировать в Новую Зеландию, должен предварительно получить «вид на жительство». Получение данного статуса позволяет человеку жить, работать, учиться и пользоваться иными правами в Новой Зеландии наравне с ее гражданами. В дальнейшем, прожив в Новой Зеландии три года, иммигрант, при соблюдении ряда иных требований (знание английского языка, а также прав и обязанностей гражданина), может обратиться за получением гражданства[5].

С 1988 г. к закону об иммиграции было принято 13 поправок (последняя в 2002 г.). Поправка 1991 г. ввела балльную систему отбора иммигрантов (подобную канадской и австралийской), по которой оцениваются их характеристики (квалификация, трудовой стаж, финансовые активы и др.).

В начале 1990-х гг., сразу после введения балльной системы, иммигранты приезжали в основном из восточно-азиатских стран (Гонконг, Тайвань, Республика Корея). К концу десятилетия, в результате как Азиатского экономического кризиса 1997 г., так и замедления роста экономики Новой Зеландии, число переселенцев из этого региона уменьшилось, но в начале уже этого века вновь увеличилось.

Также значительное число иммигрантов в настоящее время приезжает из Индии, ЮАР и стран Океании. В 2000–2001 гг. на постоянное место жительства всего въехало 44,6 тыс. человек, в том числе по 5,8 тыс. — из Великобритании и Индии, 5,4 тыс. — из Китая, 4,0 тыс. — из ЮАР и 3,1 тыс. — с Фиджи[6].

В настоящее время в обществе происходит дискуссия об ограничении притока иммигрантов из азиатских стран (доля которых в сумме составляет более 1/2 от всех переселенцев), особенно из Китая и Индии. Сторонником этого выступает партия националистического характера New Zealand First, выдвигающая антииммиграционные лозунги[7].

Организация миграционной службы

Миграционная политика проводится единой Иммиграционной службой Новой Зеландии (New Zealand Immigration Service), являющейся подразделением Министерства труда. Главной целью этой службы является содействие социальному и экономическому благосостоянию Новой Зеландии[8].

Основные категории мигрантов

С 2001 г. новозеландская служба иммиграции рассматривает заявления на въезд на постоянное место жительства в Новой Зеландии по трем основным категориям: общая квалификация/бизнес инвесторы (General skills/Business), воссоединение семей (Family-sponsored) и международная/гуманитарная (International/Humanitarian) категория, каждой из которых ежегодно определяется своя квота.

По категории общая квалификация/бизнес инвесторы (всего в 2000–2001 гг. по этой категории приехало 24 тыс. иммигрантов) предпочтение отдается тем людям, чьи навыки и опыт могут внести положительный вклад в развитие страны и кто готов взять на себя долгосрочные обязательства в отношении Новой Зеландии. Получение вида на жительство по этой категории основано на системе баллов, которые начисляются за следующие параметры соискателя: квалификация, опыт работы по специальности (рабочий стаж иммигранта), приглашение на работу в Новой Зеландии, возраст, денежные средства, которые планирует ввезти в Новую Зеландию иммигрант (финансовая независимость), квалификация супруга иммигранта, опыт работы в Новой Зеландии, спонсорство родственников, находящих в Новой Зеландии (семейная поддержка иммигранта)[9]. Необходимое количество баллов часто меняется правительством. Так, в ноябре 2002 г. было повышено значение необходимого для получения визы на въезд и разрешения на проживание уровня знания английского языка.

В свою очередь бизнес-категория (в 2000–2001 гг. въехало 2,7 тыс. человек) включает предпринимателей и инвесторов. По категории «предприниматель» заявления принимаются от лиц, сумевших основать в Новой Зеландии успешный бизнес. Получение «вида на жительство» происходит в 2 этапа. Сначала заявителю необходимо подать заявление и получить долгосрочную бизнес-визу. Для ее получения заявитель должен представить бизнес-план, а также подтвердить наличие соответствующих навыков и опыта работы, капитала, достаточного для финансирования бизнеса, дополнительных средств для личного использования. Далее, по прошествии 2-х лет с момента основания бизнеса в Новой Зеландии, для получения «вида на жительство» заявителю необходимо доказать, что он уже основал в Новой Зеландии бизнес и что его бизнес приносит пользу Новой Зеландии, создавая рабочие места, выпуская новые типы товаров или предлагая новые виды сервиса, и т.д. Для получения вида на жительство инвесторы должны пройти отбор по бальной системе, главными критериями которого являются наличие средств для инвестирования, возраст, предпринимательский опыт.

Семейная категория предназначена для заявителей, состоящих в зарегистрированном и устойчивом браке или фактическом (незарегистрированном) браке с гражданином или законным жителем Новой Зеландии, или имеющих близких родственников (дети, родные братья и сестры), являющихся гражданами или законными жителями Новой Зеландии. В 2000–2001 гг. по данной категории получило вид на жительство 12,7 тыс. иностранцев, из которых 6,2 тыс. — по браку, 4,4 тыс. — как родители.

Гуманитарная категория предназначена для заявителей, чья необходимость переезда вызвана наличием серьезных обстоятельств гуманитарного характера (беженцы). Люди с признанным статусом беженцев принимаются в рамках квоты и направляются на шестинедельную программу в Подготовительный центр переселения беженцев (Mangere Refugee Resettlement Centre) перед поселением в группу с попечителем. В 2000–2001 гг. Новая Зеландия приняла 747 беженцев (при квоте 750), из них 25,9% из Мьянмы, 19,4% — из Сомали, 17,6% — из Эфиопии, 10,8% — Ирака и 10,1% из Ирана[10].

Кроме вышеназванных категорий, лицам, въезжающим в Новую Зеландию на обучение со сроком свыше трех месяцев, выдается специальное разрешение на проживание для студентов.

Краткосрочные перемещения

Для краткосрочного (не более 3 месяцев) визита в Новую Зеландию с целью туризма, посещения друзей или родственников, обучения, участия в спортивных соревнованиях, бизнес-поездки, а также медицинского лечения требуется получение визы, за исключением граждан ряда стран, с которыми Новая Зеландия заключила договор о безвизовом режиме краткосрочных визитов.

Нелегальная иммиграция

Нелегальная иммиграция в Новой Зеландии главным образом состоит из лиц, нарушивших сроки пребывания в стране, и лиц, пытающихся незаконно пересечь границу. К июню 2001 г. число нелегальных иммигрантов, которые превысили срок пребывания в Новой Зеландии, указанный в визе, оценивалось в 17,1–20,4 тыс. человек. По стране происхождения это в основном граждане Самоа (21%), Тонга (21%) и Таиланда (10%). В 2000–2001 гг. 635 нелегальных иммигрантов было депортировано, а 409 покинули Новую Зеландию добровольно, 1149 человек было задержано на границе (65% — из Таиланда)[11].

Фактор коренного населения в миграционной политике

Между миграционной политикой Новой Зеландии и другими странами классической иммиграции –Австралия, Канада и США — много общего, но ее отличие состоит в особом внимании к «бикультурности». Среди этих четырех стран в Новой Зеландии коренное население— маори — имеет самую большую долю в общей численности населения (14% из 3,8 млн человек в 2002 г.). И хотя преобладание маори в населении закончилось еще во второй половине XIX века, они играют значительную роль при определении социально-экономической политики государства. В 1990-х гг. маори стали активно влиять на развитие иммиграционной политики. По их мнению, преамбула «Договора Ваитанги» (Treaty of Waitangi), подписанного в 1840 г. между вождями маорийских племен и британской короной, является основополагающим документом иммиграционной политики Новой Зеландии.

Правительство страны проводит специальную программу, облегчающую иммиграцию из стран Океании, с целью сохранения маорийской и вообще полинезийской культуры. Программа имеет три направления: 1 — для граждан Самоа, 2 — для граждан Тонга, Тувалу, Кирибати, 3 — для жителей о. Питкэрн. В результате проведения этой программы полинезийцы немаорийского происхождения и меланезийцы составляют 6% (230 тыс. человек) населения Новой Зеландии (2001 г.). Надо уточнить, что специально привлекаются мигранты в основном из бывших британских колоний, адаптация которых в новозеландском обществе облегчается также и тем, что они, как правило, еще на родине владеют английским языком, а язык маори — второй официальный язык Новой Зеландии — родственен полинезийским языкам[12].

Таким образом, можно определить основные цели миграционной политики Новой Зеландии:

  • пополнение демографических ресурсов страны, основанное на отборе иммигрантов с необходимыми характеристиками (балльная система);
  • содействие экономическому развитию и инновациям посредством привлечения бизнес-мигрантов (выделение специальной бизнес-категории);
  • предоставление временных разрешений на работу по специальностям, в которых ощущается нехватка трудовых ресурсов (инициативы в привлечении высококвалифицированных работников в сектор информационно-коммуникационных технологий);
  • способствование воссоединению семей новозеландцев и лиц, имеющих постоянный вид на жительство (по текущим иммиграционным программам квота семейной категории составляет примерно треть от всех разрешений на въезд);
  • исполнение Новой Зеландией своих обязательств как члена международного сообщества по программам приема беженцев (ежегодно статус беженца предоставляется около 700 человек);
  • поддержка высокого уровня социального согласия в «бикультурном» обществе, которое становится этнически более разнородным (новозеландская иммиграционная система не носит дискриминационного характера в отношении страны приезда мигранта, но склоняется к выбору тех, кто в достаточной мере владеет английским языком, имеет образовательную и профессиональную квалификацию, признанные необходимыми властями и профсоюзами).

Все эти цели указывают на огромное значение миграции для развития новозеландского общества и экономики.

К оглавлению главы 4


[1] Материал подготовлен В. И. Колесовым.

[2] R. Bedford The Politicization of Immigration(http://www.migration-information.org). 2003.

[3] International Migration Policy.

[4] R. Bedford, The Politicization of Immigration.

[5] Immigration Act 1987.

[6] Trends in International Migration.

[7] R. Bedford  The Politicization of Immigration.

[8] http://www.immigration.govt.nz/

[9] http://nzembassy.msk.ru/

[10] Trends in International Migration.

[11] Trends in International Migration.

[12] R. Bedford The Politicization of Immigration.

 

Источник: Институт экономики переходного периода. Научные труды № 61Р. Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. «Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада», Москва 2003 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.