Главная ?> Повестка дня ?> Президентская повестка 2000-х ?> Повестка 2004-08: Иммиграционная политика: расходящиеся взгляды ?> Организационное устройство иммиграционной политики ?> Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Организационное устройство миграционной политики

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Организационное устройство миграционной политики

В отличие от стран континентальной Европы, Великобритания не проводила политику привлечения иностранной рабочей силы в рамках специальных программ. Приток рабочей силы из-за рубежа определялся в большей степени состоянием рынка труда, чем мерами иммиграционной политики

Из главы 4 книги Денисенко М.Б., Хараевой О.А., Чудиновских О.С. «Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада», Москва 2003 г.

К оглавлению главы 4

4.10. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

Эмиграция и иммиграция всегда были неотъемлемой частью британской истории. Так, в XVI–XVII вв. Королевство предоставило убежище евреям, бежавшим от погромов в континентальной Европе, и гугенотам, преследуемым католиками во Франции. В годы Второй мировой войны в Королевстве нашли убежище граждане разных государств, скрывающиеся от преследований нацизма. В XIX в. и первой половине XX в. из Великобритании и Северной Ирландии отправился миллионный поток эмигрантов, который составил большую часть среди переселенцев в Северную Америку и Австралию.

После окончания Второй мировой войны значительный иммиграционный приток в страну в конце 1950 — начале 1960-х гг. был вызван распадом Британской империи. В законодательном плане он был облегчен тем, что выходцы из колоний обладали в эти годы правом на получение британского паспорта. Вместе с тем в этот же период продолжался эмиграционный отток из Британии в Канаду, Австралию и в США. При этом среди эмигрантов было много высококвалифицированных специалистов и ученых. Особенности международных миграционных потоков в период после 1964 г. отражены на рис. 4.

Как видно, на протяжении 1960–1970-х гг. Великобритания теряла население в международном миграционном обмене из-за эмиграционного оттока в Северную Америку, Океанию и Южную Африку. В то же время британские власти начали проводить политику ограничения иммиграции из стран Содружества. К этому, в частности, их подталкивали общественное мнение и обострение расовых проблем в местах проживания иммигрантов. По Иммиграционному акту 1962 г. вводилась квота в 61 тыс. человек для держателей британских паспортов из стран Содружества. В 1964 г. эта квота была сокращена до 4,7 тыс. человек, однако продолжался приток иммигрантов из сохранявшихся Британских колоний. Закон об иммиграции в странах Содружества 1968 г. сводил критерии получения Британского гражданства к рождению на территории Соединенного Королевства, а также рождению родителей или прародителей на территории Королевства. Закон об иммиграции 1971 г. и Закон о гражданстве 1981 г. ограничили права жителей бывших колоний на получение британского паспорта и фактически приравняли их к иностранцам. Эти законы были подвергнуты критике со стороны Европейской комиссии по правам человека за их дискриминационное содержание по расовому признаку. Так или иначе, иммиграционный приток из стран Содружества был сведен практически на нет.

Рисунок 4

Международная миграция в Соединенном Королевстве
в 1964 –1999 гг., чел.

 

В отличие от стран континентальной Европы, Великобритания не проводила политику привлечения иностранной рабочей силы в рамках специальных программ. Приток рабочей силы из-за рубежа определялся в большей степени состоянием рынка труда, чем мерами иммиграционной политики. Среди иммигрантов значительную часть составляли возвращавшиеся из эмиграции уроженцы соединенного Королевства, а также временные рабочие из Ирландии. В итоге в начале 1990-х гг. в Соединенном Королевстве была одна из самых многочисленных в Европе (после Германии и Франции) группа лиц, рожденных за рубежом. Но в то же время численность иностранных граждан была не столь велика.

В последнее десятилетие иммиграция в Соединенное Королевство существенно возросла в основном за счет иностранцев. В стране наблюдается значительный миграционный прирост, который в равной степени обеспечивался как кратковременными трудовыми перемещениями, так и долговременной миграцией. Если в начале 1990-х гг. его величина была близка к нулю и даже принимала отрицательные значения, то в последний год XX в. она превышала 100 тыс. человек. Среди главных факторов, обусловивших изменение миграционной ситуации, можно выделить:

  • процессы глобализации экономики и, как следствие, приток квалифицированной рабочей силы;
  • интеграция со странами ЕС и, как следствие, приток в страну населения из континентальной Европы;
  • распад и кризис в странах Центральной и Восточной Европы, некоторых государствах Азии и Африки и, как следствие, приток населения из этих стран по легальным и нелегальным каналам;
  • рынок труда в Британии сильнее, чем в других странах Европы, и, как следствие, иммигранты находят на нем работу и содействуют экономическому росту в стране;
  • изменения в иммиграционном законодательстве, которое британские власти пытались адаптировать к потребностям общества.

Так, статистика показывает решающую роль экономического фактора в динамике международной миграции в Соединенном королевстве. Даже численность беженцев коррелирует с состоянием экономики и рынка труда. Потенциальные беженцы ищут убежища в странах, где наблюдается стабильная экономическая и политическая ситуация и предоставлены широкие возможностями для человеческого развития. Нелегальная миграция также увеличивается, когда в стране наблюдается экономический подъем и растет спрос на рабочую силу[1].

В ожидаемой перспективе британские власти ожидают рост миграционного прироста в стране при увеличении степени разнообразия в квалификационных, образовательных, профессиональных, культурных характеристиках мигрантов, в причинах миграции и странах происхождения мигрантов.

Институты миграционной политики

Управление миграционной политикой находится в ведомстве Министерства внутренних дел (Home Office ), цели и задачи которого согласованы с задачами других министерств. В настоящее время задача № 6 данного Министерства формулируется следующим образом: «Регулировать въезд и расселение иммигрантов в Соединенном Королевстве в интересах устойчивого роста и социального развития. Обеспечивать эффективное функционирование системы выдачи разрешений на работу с учетом квалификационных и экономических потребностей, а также справедливое, быстрое и эффективное рассмотрение дел, связанных с гражданством, долговременной иммиграцией, получением убежища и посещений иностранцами Соединенного Королевства. Содействовать гражданам Соединенного Королевства в их поездках за рубеж»[2]. Формулировка задачи № 6 отражает переход в британской миграционной политике от модели, жестко контролирующей миграцию, к модели менеджмента миграционными процессами для реализации определенных экономических и социальных целей[3].

В рамках Министерства внутренних дел функционирует Отдел иммиграции и гражданства, который непосредственно отвечает за решение следующих задач:

  • контроль въезда в страну;
  • рассмотрение дел о получении гражданства;
  • рассмотрение прошений о предоставлении убежища и об изменении статуса иностранцами, находящимися на территории Соединенного Королевства;
  • выдворение из страны иностранцев — нарушителей закона о въезде или пребывании в стране;
  • поддержка тех, кто ищет убежища, во время рассмотрения их дел.

До 2001 г. разрешения на работу в Соединенном Королевстве выдавал Международный отдел Министерства занятости и образования. В мае 2001 г. эта функция была передана новому подразделению — Отделу разрешений на работу в структуре Министерства внутренних дел. Одной из задач нового отдела является определение дефицитных профессий и специальностей. Для этого проводятся постоянные консультации с представителями разных отраслей экономики, профсоюзов и других министерств. Для оценки дефицита и выработки содержательных решений для отдельных отраслей экономики в отделе регулярно проводятся заседания экспертов по следующим направлениям: информационные технологии и электроника, финансы, здравоохранение, инженеры, обслуживание и образование. В Северной Ирландии разрешения на работу по-прежнему выдает Министерство занятости и образования.

Отдел разрешений на работу Министерства занятости и образования Королевства отвечает за политику (но не выдачу разрешений на учебу) в области обучения иностранных студентов. Выдача разрешений является прерогативой МВД.

За выдачу виз и других въездных документов отвечает специальное учреждение — Объединенный отдел разрешений на въезд (The Joint Entry Clearance Unit), который находится в структуре МИД и работает в тесном контакте с МВД.

В соответствии с Актом об иммиграции и убежище 1999 г. (Immigration and Asylum Act) был создан Отдел комиссара иммиграционной службы (Office of Immigration Service Commissioners). Задача этого отдела состоит в контроле над государственными и негосударственными учреждениями, занимающимися вопросами иммиграции и трудоустройства иностранцев.

Новая иммиграционная политика

Целый ряд исследований, проведенных за последнее десятилетие, продемонстрировал позитивное воздействие иммиграции на темпы экономического роста, состояние рынка труда, финансовой сферы и демографическую ситуацию в Соединенном Королевстве[4]. Это побудило многих ученых, политиков, членов правительства заговорить о необходимости перехода к новой, более открытой иммиграционной политике, которая в большей степени соответствует реалиям новой исторической эпохе — эпохе глобализации. Другим элементом этой политики должен стать более строгий подход к предоставлению статуса беженца. Так, Министр внутренних дел Давид Бланкетт в статье, опубликованной в октябре 2002 г. в «Таймс», отмечал: «Мы предоставим убежища преследуемым, но не станем домом для лжецов и мошенников».

В феврале 2002 г. Министерство внутренних дел представило Парламенту страны новую концепцию основных направлений иммиграционной политики в документе, названном «Безопасные границы, тихая гавань: разнообразие интеграции в современной Британии»[5]. По мнению британских специалистов, миграционную политику следует модернизировать таким образом, чтобы, с одной стороны, с ее помощью извлечь для жителей Соединенного Королевства выгоды из функционирования международного рынка труда, а с другой, — усилить интеграцию внутри страны. В итоге модернизации в той или иной мере подлежали все компоненты иммиграционной политики: контроль въезда в страну, механизм селекции трудовых мигрантов, беженцев, интеграция иммигрантов и их натурализация.

Въезд на территорию Соединенного Королевства

Основные пути прибытия на территорию Соединенного Королевства и их «пропускная способность» представлены в табл. 22, при этом речь идет о странах, не входящих в Европейский экономический регион (European Economic Area). Граждане из стран ЕЕА обладают правом жительства на территории Соединенного Королевства. Британские граждане, проживающие за рубежом, имеют неограниченные права на возвращение.

Таблица 22
Численность иностранцев из стран, не входящих в ЕЕА, прибывших в Соединенное Королевство в 1995 г. и 2000 г. (число прибытий)

Цель прибытия

1995 г.

2000 г.

Студенты

285000

313000

Работа более 12 месяцев

11700

36300

Работа менее 12 месяцев

26100

30800

Сельскохозяйственные рабочие

4660

10110

Работающие туристы*

36000

38500

Потомки британских граждан**

6620

11000

Домашняя прислуга

11800

14300

Au Pair***

11700

12900

Инвесторы

10

50

Воссоединение семей

48400

74200

Переселенцы

2400

2290

Лица, ищущие убежище

3700

11400

Другие

51200

48000

Всего

499200

602840

* Речь идет о программах привлечения молодежи из стран Содружества на временную работу.
** Речь идет о выходцах из стран Содружества, у которых прародители были уроженцами Соединенного Королевства.
*** Проживающие в семье и выполняющие работу по дому в качестве платы за проживание.

Источник: Home Office (2002), Secure Borders, Safe Haven: Integration with Diversity in Modern Britain. Р. 41.

 

Трудовая миграция

Основной способ въехать в Соединенное Королевство для тех, кто хочет там работать, заключается в получении разрешения на работу. Разрешение на работу является основанием для въезда в страну и получения визы. Общая цель политики в области трудовой миграции заключается в сохранении баланса между интересами работодателя в привлечении квалифицированной рабочей силы из-за рубежа, с одной стороны, и защитой интересов британских граждан на рынке труда, с другой. Основой современной законодательной базы, обслуживающей систему выдачи разрешений на работу, составляет Иммиграционный акт от 1971 г., закрепивший положение о том, что разрешения на работу должны выдаваться только квалифицированным рабочим и профессионалам. Доступ неквалифицированным и полуквалифицированным рабочим на британский рынок труда был практически закрыт. Однако на рубеже веков ситуация здесь стала изменяться.

Инициатором получения разрешения на работу выступает работодатель. Как правило, если профессиональные характеристики потенциального работника и предполагаемая работа соответствуют определенным критериям, прошение работодателя удовлетворяется. Эти критерии включают в себя квалификационные и образовательные характеристики работника, «тесты рынка труда» (свидетельства о поиске специалиста на рынке труда в странах европейского экономического региона), условия оплаты и труда, которые должны быть не хуже, чем у британских специалистов, выполняющих ту же работу.

Отличительной чертой британской системы разрешений на работу является то, что в ней нет квот, огранивающих выдачу этих разрешений. После обновления в 1999–2002 гг. система выдачи разрешений на работу упростилась, стала мобильной и прозрачной, круг возможных мест приложения труда мигрантов был расширен. Выпускникам британских вузов теперь предоставлено право работать в стране сразу после окончания учебы. Ранее для этого требовался стаж работы, для получения которого студенты должны были выезжать из страны. Период действия разрешений на работу увеличили до 5 лет. В случае необходимости срок действия разрешения может быть продлен еще на пять лет. После четырех лет работы специалист может обращаться за предоставлением ему вида на жительство. Кроме того, супругам мигрантов, прибывших в страну на срок более 12 месяцев, сейчас разрешено работать, а детям — посещать государственные школы. Таким образом, в британской иммиграционной политике постепенно меняется структура приоритетов в сторону поддержки постоянной миграции специалистов.

В 2002 г. была запущена программа для высококвалифицированных мигрантов. Ее основная задача заключается в том, чтобы привлечь в Соединенное Королевство специалистов и профессионалов самой высокой квалификации. Это позволит стране извлечь реальную пользу из процесса глобализации и выдержать конкурентную борьбу за человеческий капитал с другими высокоразвитыми странами. Согласно этой программе, специалист может приехать в страну без вызова работодателя, и искать работу самостоятельно в течение одного года. При этом должно соблюдаться одно условие: мигрант должен обладать средствами для того, чтобы обеспечивать себя и свою семью. Отбор специалистов проводится по балльной системе, с учетом их образовательно-квалификационных характеристик, опыта работы, достижений в соответствующей сфере деятельности и уровня предыдущих заработков.

Другие категории квалифицированных трудовых мигрантов представляют бизнес-консультанты, приезжающие в страну на срок до 6 месяцев, и мигранты, переводимые на работу в рамках внутрифирменных перемещений. В 2000 г. была введена новая категория мигрантов — «Новаторы», которая рассчитана на предпринимателей, предлагающих перспективные бизнес-планы, и которые могут профинансировать их реализацию в течение первых 6 месяцев. Другой компонентой бизнес-иммиграции являются «инвесторы», вкладывающие в экономику страны более 1 миллионов фунтов стерлингов. Стоит отметить, что новые иммиграционные программы в Королевстве были приняты только после пилотных апробаций, проводившихся в течение 1–2 лет. В прессе отмечалось, что в результате их реализации в страну удалось интеллектуальную и бизнес элиту из многих стран мира, в первую очередь из Индии, США, Нигерии, Восточной Европы.

Вместе с тем в Соединенном Королевстве открыты пути для привлечения неквалифицированной рабочей силы. Так, на протяжении длительного периода в рамках программы «работающие туристы» (Working Holidaymakers) около 40 тыс. рабочих в возрасте от 17 до 27 лет ежегодно приезжают в Соединенное Королевство из стран Содружества и Японии для выполнения непрофессиональных работ на срок до 2 лет. Помимо того, что программа способствует культурному обмену, она привлекает в страну мобильных молодых работников, работающих в качестве социальных работников, младшего медицинского персонала и др.

К другим категориям трудовых мигрантов относятся работающие по программе au pair и домашняя прислуга, сопровождающая мигрантов, а также граждане стран Содружества, у которых прародители родились в Соединенном Королевстве. Еще одну категорию трудовых мигрантов составляют сельскохозяйственные рабочие численностью 15200 чел., которые рекрутируются среди студентов из стран Восточной Европы на срок до 6 месяцев. Первоначально перед сельскохозяйственной временной миграцией ставились скорее гуманитарные задачи (возможность работы в Англии, общение между народами и др.), сейчас же она рассматривается сугубо как экономический инструмент для обеспечения аграрного сектора дополнительной рабочей силой в период сезонных работ. Как правило, неквалифицированные рабочие привязаны к определенным работодателям, а их численность квотируется. В то же время неквалифицированным рабочим не надо получать разрешение на работу.

Студенты

Эта категория мигрантов составляет большую часть иностранцев, прибывающих в Королевство на длительный срок. Привлечение иностранных студентов — одно из главных направлений британской научно-технической и иммиграционной политики. Так, в 1999 г. Премьер-министр страны провозгласил трехлетнюю стратегию с целью привлечения дополнительно 75 тыс. иностранных студентов. На эти цели было выделено 700 млн фунтов стерлингов, часть из которых была израсходована на маркетинговую кампанию и увеличение количества государственных стипендий для иностранцев. Важными факторами, обусловивших рост численности иностранных студентов явились (1) разрешение работать в Королевстве, как в течение, так и после окончания обучения, (2) облегчение процедуры получения разрешения на учебу.

Воссоединение семей

Мигрантов, которые приезжают в Королевство, могут сопровождать супруги и несовершеннолетние дети. Однако их положение в стране (доступ к общественным фондам, обучению и др.), а также период ожидания разрешения на въезд зависят от статуса и происхождения мигранта. Так, для выходцев с Индийского субконтинента время ожидания первого интервью в консульстве может длиться до одного года. При определенных условиях с постоянными жителями Королевства могут воссоединиться их родители, прародители и другие родственники.

Вместе с тем в Королевстве ужесточают требования получения разрешения на постоянное проживание на основе заключения брака с гражданином Королевства. Так, в 2001 г. Иммиграционной службой было рассмотрено примерно 700 дел о фиктивных браках, заключенных с целью получения вида на жительство. Для предотвращения проникновения в страну подобным образом и борьбой с соответствующими преступными группами было принято решение об увеличении испытательного срока для получения вида на жительство супругом/супругой гражданина Королевства до 2-х лет.

Беженцы

Основу британского законодательства о беженцах и лицах, ищущих убежище, составляют Конвенция ООН 1951 г. и Протокол 1967 г. о статусе беженцев, а также соглашения с другими странами Европы в рамках Европейского Союза, в частности, Дублинская конвенция, вступившая в силу в 1997 г.[6] В целом увеличение численности беженцев в Королевстве с 4 тыс. в 1988 г. до 80 тыс. в 2000 г. — новый феномен. Численность лиц, чьи прошения о предоставлении убежища были неудовлетворенны за этот период, была незначительна.

Содержание политики по отношению к беженцам и лицам, ищущим убежище, определяется следующим образом: «Система предоставления убежища должна работать только на тех, кто действительно нуждается в защите, и тех, кому защита не может быть обеспечена другими альтернативными способами»[7]. Для совершенствования системы принятия решения о предоставлении убежища в конце 1990-х гг. были предприняты следующие шаги[8]: сокращены сроки рассмотрения прошений о предоставлении убежища, создан Национальный центр помощи беженцам в рамках МВД, введена система электронной дактилоскопии для предупреждения многократной подачи прошений, введен контроль над фирмами и лицами, консультирующими беженцев, усовершенствована система сбора предварительной информации о потенциальных беженцах. В целях предупреждения концентрации беженцев в нескольких районах, беженцев размещают равномерно по территории Королевства.

Среди основных направлений реформирования политики в области предоставления убежища чиновники МВД выделяют следующие:

  • разработка программы переселения беженцев из других стран в Королевство по соглашению Верховного комиссариата по делам беженцев ООН, Красного Креста и Международной организации по миграции;
  • создание центров временного пребывания, в которых лица, ищущие убежища, могут содержаться от 1 до 7 дней до принятия окончательного решения по их прошению; после чего они получают статус беженца и остаются в стране или выдворяются за ее пределы;
  • введение регистрационных карт, защищенных от подделки, для идентификации беженцев; помимо фотографии и персональных данных о беженце, в карте запечатлены отпечатки пальцев;
  • интеграция беженцев в общественную жизнь.
Борьба с нелегальной миграцией

В 2000 г. было предупреждено 47 тыс. попыток незаконного въезда в страну, более 5 тыс. случаев нарушения законов пребывания в стране (главным образом, нелегальная работа или пребывание в стране после окончания срока действия визы). Оценки случаев траффикинга женщин в целях сексуальной эксплуатации колеблются в интервале от 500 до 1500 случаев в год. Общее количество нелегальных иммигрантов, естественно, неизвестно. Существуют разные оценки экспертов (от 100 до нескольких сот тысяч), но всех их объединяет одно общее мнение: в течение последних лет происходит рост численности нелегальных мигрантов, благодаря странам Восточной Европы. Борьбу с нелегальной миграцией в Соединенном Королевстве непосредственно увязывают с борьбой против организованной преступности. Из всех выявленных нарушений закона о въезде и пребывании в 75% случаев был установлен след организованных преступных групп. Среди основных мер борьбы с нелегальной миграцией выделяются следующие:

с конца 1990-х гг. борьба с нелегальной миграцией становится одним из приоритетов Иммиграционной службы, которую она должна решать в тесном взаимодействии с полицией. Предполагается упрощение, стандартизация и в тоже время повышение надежности документов, удостоверяющих личность, от фальсификации. Положение Акта об иммиграции и беженцах от 1996 г. о штрафах работодателя в 5 тыс. фунтов стерлингов за каждого нелегального рабочего было признано неэффективным. За четыре года всего четыре работодателя были привлечены к ответственности за использование нелегальной рабочей силы. На основе принятых законодательных норм предполагается изымать прибыль у тех, кто использует труд нелегальных мигрантов. В настоящее время ответственность за содействие нелегальной миграции распространяется на всех лиц, кто организовал перевозку нелегальных мигрантов и укрывает их:

  • за организацию или содействие нелегальной миграции или траффикингу с целью сексуальной эксплуатации новым положением предусматривается наказание в виде лишения свободы до 14 лет;
  • в стране разрабатываются специальные меры для помощи и реабилитации жертв траффикинга;
  • в целях борьбы с преступностью в области нелегальной миграции и траффикинга предполагается координировать силы различных ведомств: иммиграционной службы, полиции, подразделений по борьбе с организованной преступностью, антикриминальной разведки, Министерства иностранных дел Содружества, службы государственной безопасности;
  • расширение сотрудничества в рамках Европейского союза, а также с другими международными партнерами;
  • выработка стратегии предупреждения нелегальной миграции в странах происхождения мигрантов и странах транзита мигрантов; среди возможных мер предупреждения мигрантов называются установление причин нелегальной миграции и помощь в их устранении; содействие правительствам этих стран в борьбе с организованной преступностью.
Пограничный контроль

Составляющей борьбы с незаконным проникновением на территорию Соединенного Королевства является усиление пограничного контроля. Среди тех мер, которые в настоящее время разрабатываются и внедряются для успешной и эффективной охраны границы, выделяются следующие:

  • в целях предупреждения проникновения в страну пассажиров с неправильно оформленными документами в аэропортах мира размещать посты паспортного контроля (Airline Liaison Officers). Сегодня такие посты существуют в 20 странах мира;
  • ужесточение визового режима по отношению к тем странам, представители которых систематически нарушают пограничный режим Королевства;
  • размещение сотрудников Иммиграционной службы за рубежом, там где это необходимо для предварительной проверки пассажиров, направляющихся в Соединенное Королевство;
  • размещение пунктов иммиграционного контроля во Франции;
  • использование новых технологий идентификации, таких как приметы, дактилоскопия, опознание по радужной оболочке, для обеспечения безопасности пассажиров;
  • использование новейшей техники сканирования для выявления тех, кто тайно перемещается в страну;
  • создание мобильных групп для предупреждения нелегального проникновения на территорию;
  • развитие сотрудничества со странами ЕС для укрепления границ Союза и борьбы с транзитной нелегальной миграцией.
Получение гражданства

Современное понятие британского гражданства связано с Законом о гражданстве 1981 г. С 1992 по 2002 гг. британское гражданство получили более 550 тыс. человек. Правительство рассматривает получение гражданства как одну из мер интеграции иммигрантов в британское общество. Поэтому процедура получения гражданства не является столь долговременной, как, например, в Германии. Мигранты и беженцы без ограничений могут подавать прошение о предоставлении им британского гражданства после 5 лет постоянного проживания в стране. Более того, в Соединенном Королевстве признается двойное гражданство. Главные привилегии, которыми обладает подданный Ее Величества Королевы, заключаются в обладании британского паспорта и в возможности передачи гражданства по наследству, право на участие в выборах разного уровня, а также возможность получения работы на государственной службе.

Из мер, которые правительство предпринимает для того, чтобы повысить эффективность процесса получения гражданства, следует выделить:

  • ускорение процесса получения гражданства. Сейчас для удовлетворения прошения требуется менее одного года, к 2004 г. этот процесс предполагается сократить до 3 месяцев;
  • подготовка кандидатов на получение гражданства. Речь идет о языковых и образовательных программах для желающих получить британское гражданство;
  • введение торжественной церемонии получения гражданства;
  • модификация и повышение эффективности процедуры лишения гражданства[9];
  • соответствующее обновление законодательства о гражданстве.
Общественное мнение

Переход к новой иммиграционной политике вызывает определенную настороженность со стороны общественного мнения. Многие британцы ошибочно сводят вопросы иммиграции к проблемам беженцев. Об этом свидетельствую результаты социологических опросов. Так, в начале 2003 г. 8 из 10 британцев считали, что Правительство не контролирует ситуацию с беженцами, и, более того, скрывает реальное число иммигрантов. Большинство опрошенных (57%) видят в наплыве иммигрантов угрозу британской культуре и образу жизни[10]. Однако те же обследования показывают, что за негативным отношением к иммиграции стоит незнание ситуации. Так, британцы полагают, что иммигранты составляют 20%, а этнические меньшинства 26% от общей численности населения страны. По данным последней переписи эти цифры были заметно ниже и соответственно равнялись 4% и 7%[11].

Поэтому одна из важнейших задач, которую должны решить сторонники либерального подхода к иммиграции, состоит в убеждении жителей Соединенного Королевства в том, с иммиграцией неизбежно связано будущее их страны. При этом речь идет только о регулируемой иммиграции. Для этого необходимо в первую очередь необходимо предоставлять населению правдивую и полную информацию о миграционных тенденциях и их последствиях.

К оглавлению главы 4


[1] Glover S., Gott C., Loizilion A., Portes J., Spencer J., Srinivasan N., Willis S. Migration: an economic and social analysis. Research, Development and Statistic Directorate, Home Office, London, 2001.

[2] Home Office (2003), Statement of purpose and aims. http://www.homeoffice. gov.uk/inside/aims/index.html. По состоянию на май 2003 г.

[3] Spencer S. Recent Changes and Future Prospects in UK Migration Policy. Paper to be presented at the Ladenburger Discourse on Migration 14–15 February 2002.

[4] См., например, NOP Business/Institute for Employment Studies (2002), Knowledge Migrants. Motivation and Experience of Professionals in the UK on Work Permits. Final report for Department of Trade and Industry and the Home Office; Gott C., Johnston K. (2002). The Migrant Population in the UK: Fiscal Effect. RDS Occasional Paper No 77; Kempton J. (2002). Migrants in the UK: their characteristics and labour market outcomes and impacts. RDS Occasional Paper No 82.

[5] Home Office (2002), Secure Borders, Safe Haven: Integration with Diversity in Modern Britain.

[6] В конвенции провозглашен один из главных принципов прошений о предоставлении убежища: соискатель может его подавать только в одной стране, и только эта страна отвечает за окончательное решение о предоставлении убежища в границах Евросоюза.

[7] Home Office (2002), Secure Borders, Safe Haven: Integration with Diversity in Modern Britain. Р. 13.

[8] Home Office (1998), «Fairer, Faster and Firmer – A Modern Approach to Immigration and Asylum»; Immigration and Asylum Act 1999.

[9] Последний такой случай лишения гражданства был отмечен в 1973 г.

[10]Sunday Times (London), February 9, 2003.

[11] Spencer S. Migration policy dilemmas. New Economy. Institute for Public Policy Research, 2002.

 

Источник: Институт экономики переходного периода. Научные труды № 61Р. Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. «Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада», Москва 2003 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.