Австралия. Организационное устройство миграционной политики

Отличительной особенностью современной австралийской иммиграции является растущее разнообразие стран выхода иммигрантов

Из главы 4 книги Денисенко М.Б., Хараевой О.А., Чудиновских О.С. «Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада», Москва 2003 г.

К оглавлению главы 4

4.1. Австралия

Государство Австралийский Союз, подобно США или Канаде, было создано трудом иммигрантов. Сегодня, согласно статистике, почти каждый четвертый житель Австралии родился за рубежом. Несмотря на заметные изменения в жизни австралийского общества и положения Австралии в мире, иммиграция и связанные с ней явления по-прежнему являются одной из основ общественной жизни.

Отличительной особенностью современной австралийской иммиграции является растущее разнообразие стран выхода иммигрантов. Если в конце 1940-х гг. среди родившихся за пределами Австралии преобладали выходцы из Соединенного Королевства — 66,7%, то по данным за 2000 г. их доля была равна 26%, представители же других европейских стран составляли 28% а выходцы из стран Азии — 24%[1].

Структурные изменения в составе иммиграционного населения стали следствием преобразований в политике правительства Австралии, в частности, отказа от концепции «белой австралийской иммиграции», ограничивающей приток населения из «неевропейских» стран. Первый шаг в этом направлении был сделан в 1958 г. принятием Закона о миграции, который отменил обязательное проведение письменного теста на владение мигрантом каким-либо из европейских языков. В тексте закона отсутствовали вопросы о расе, и, по словам министра иммиграции тех лет, «выдающиеся и высоко квалифицированные представители стран Азии» могли быть приняты Австралией в качестве иммигрантов[2]. Период устойчивого роста численности выходцев из азиатских стран в Австралии начался в 1966 г., когда правительство страны сократило период ожидания получения гражданства страны для этой категории иммигрантов с 15 до 5 лет, уравняв их в правах с европейцами. При этом критерий отбора азиатских мигрантов «выдающиеся и высококвалифицированные» был заменен критерием «квалифицированные», что определило рост их числа с 746 чел. в 1966 г. до 2696 чел. в 1971 г.

Годом окончательного отхода от проведения дискриминационной политики стал 1973 г., когда были внесены поправки в Закон о гражданстве, отменяющие преференции британских иммигрантов, которые пользовались теми же правами, что и граждане Австралии, оставаясь подданными Соединенного Королевства. Натурализация стала возможна для всех без исключения иммигрантов после трех лет пребывания на территории Австралии в статусе постоянного жителя. Были определены три категории иммигрантов в качестве основы селективной постоянной иммиграции: семейный класс; гуманитарный класс; квалифицированные специалисты, привлекаемые в трудодефицитные отрасли экономики.

Современная миграционная политика Австралии направлена на достижение следующих целей: привлечение мигрантов, чьи квалификационные характеристики и профессиональный опыт соответствуют потребностями экономики страны, противодействие нелегальной иммиграции, развитие принципов мультикультурного общества.

Система управление миграционной политикой в Австралии имеет централизованную структуру. За реализацию миграционной политики страны в целом несет ответственность Департамент иммиграции и межэтнических отношений (Department of Immigration and Multicultural and Indigenous Affairs — DIMIA). Свое нынешнее название Департамент иммиграции, образованный в 1945 г., получил 26 ноября 2001 г., когда новое коалиционное Правительство страны объявило о слиянии двух ведомств: Департамента иммиграции, местного самоуправления и межэтнических отношений (The Department of Immigration, Local Government, Ethnic Affairs and Multicultural Affairs) и Департамента по проблемам туземного населения (Department of Aboriginal Affairs).

В задачи Департамента входит:

  • рассмотрение заявлений на въезд, пребывание и работу в стране,
  • иммиграционный контроль,
  • борьба с нелегальной иммиграцией,
  • интеграция иммигрантов,
  • предоставление гражданства,
  • развитие межэтнических отношений и принципов мультикультурного общества.

Годовой бюджет DIMIA в настоящее время составляет 700 млн австралийских долл. Следует отметить, что решения, вынесенные DIMIA, могут быть обжалованы в Трибунале по рассмотрению миграционных апелляций (Migration Review Tribunal). Это касается отказов DIMIA в выдаче или продлении виз, утверждения условий спонсорства и пр. Заявления о пересмотре дел, связанных с отклонением прошений о предоставлении убежища, поступают в Трибунал по рассмотрению апелляций беженцев (Refugee Review Tribunal).

Законодательную базу миграционной политики в Австралии составляют:

  • Закон об иностранцах 1984 г. с последующими поправками,
  • Закон о гражданстве Австралии 1948 г. с последующими поправками,
  • Закон о миграции 1958 г. с последующими поправками,
  • Закон о визовом регулировании 1997 г. с последующими поправками.

Основным принципом в работе над совершенствованием миграционного законодательства является стремление, с одной стороны, привлечь в Австралию иммигрантов-профессионалов, бизнесменов и инвесторов, а с другой, оградить страну от въезда нежелательных категорий мигрантов.

Программы постоянной иммиграции

Центральным объектом иммиграционной политики Австралии являются постоянная иммиграция или переселения, среди которых выделяются:

  • иммиграция квалифицированных специалистов и бизнес-иммиграция;
  • иммиграция по линии воссоединения семей;
  • гуманитарная иммиграция и прием беженцев.

Численность прибывающих по каналам иммиграции квалифицированных специалистов/бизнес-иммиграции и воссоединения семей утверждается правительством в рамках так называемой миграционной программы (Migration Program). В 2002–2003 гг. планируемый Правительством объем иммиграционного потока составил 103900 чел., из которых 43200 чел. предполагается въедут как семейные иммигранты и 60700 чел.— как квалифицированные специалисты и бизнес-иммигранты. Правительство Австралии собирается отказаться от прежней практики ежегодного планирования числа иммигрантов и перейти к практике четырехлетнего планирования. При этом предполагается, что количественные параметры миграционной программы будут поддерживаться на уровне 100 тыс. переселенцев в среднем за год.

В рамках программы гуманитарной иммиграции (Humanitarian Program) в 2002–2003 гг. предполагалось принять 12 тыс. чел. Уровень гуманитарной иммиграции остается стабильным уже более пяти лет, и в планах правительства страны не предусмотрено его повышение.

Трудовая иммиграция

Главной целью правительства Австралии в области трудовой иммиграции является обеспечение притока квалифицированных специалистов при сохранении баланса интересов работодателей и защиты внутреннего рынка труда. Программа иммиграции квалифицированных специалистов включает независимую профессиональную иммиграцию, спонсорскую иммиграцию, где спонсором выступают австралийские работодатели, нанимающие иностранных специалистов в случае отсутствия претендентов на занятие вакансии на внутреннем рынке труда, и семейно-спонсорскую иммиграцию (для тех, кто имеет родственников в Австралии).

Программа предусматривает создание возможности для иммиграции лиц, чьи образование, квалификация и опыт работы могут представлять интерес для экономики Австралии, что формализовано в наличии особого перечня профессий, пользующихся спросом на рынке труда Австралии. Оценка претендента основана на балльной системе. Для того чтобы стать иммигрантом, необходимо набрать определенное количество баллов, которые начисляются за возраст, образование, квалификацию, стаж работы по специальности, знание языка. Для лиц, имеющих спонсорскую поддержку, устанавливается более низкий проходной балл.

1 июля 1999 г. Департамент иммиграции объявил о введении ряда изменений в существующие положения для независимой категории миграционных виз. Были введены минимальные требования к претендентам, невыполнение которых не позволяет им подавать заявление на визу. Значительно изменена система подсчета проходного балла. Различное количество баллов присуждается за разные виды профессий. Несколько изменена система присуждения баллов за знание английского языка, а обладателям определенных профессий может быть предложено пройти специальный языковый тест. Кроме того, были введены баллы за дополнительный (кроме минимального) стаж работы, а также за специальность, если она входит в список профессий, дефицитных на австралийском рынке труда, и за квалификацию супруга претендента.

Система отбора иммигрантов в Австралии

Балльная система оценок, введенная в Австралии в 1989 г., применяется для отбора иммигрантов, въезжающих в страну на постоянное место жительства по каналу иммиграции квалифицированных специалистов. Количество баллов, присуждаемых претендентам на получение иммиграционной визы, различается в зависимости от категории иммиграции (табл. 16).

Таблица 16
Количество баллов, необходимое для получения
иммиграционной визы

Программы иммиграции

Проходной балл

Минимальный бал

Независимая иммиграция

115

70

Спонсорская иммиграция

110

105

Семейно-спонсорская иммиграция

110

110

Независимая иммиграция иностранных студентов

115

115

Спонсорская иммиграция иностранных студентов

110

110

Источник: Australian Department of Immigration and Multicultural and Indigenous Affairs/ http://www.immi.gov.au/facts/25skilled_categories.htm

 

Для вынесения положительного решения необходимо набрать сумму баллов, равную или превышающую проходной балл. Если сумма баллов меньше проходного, но превышает минимальный балл, данные заносятся на 2 года в так называемый «банк ожидания». Иммиграция через «банк ожидания» — новшество, которое вступило в силу с 1 июля 1999 г.: претендент автоматически получает иммиграционную визу в случае понижения суммы проходного балла в течение двух лет. Помимо этого, для ряда штатов Австралии предусмотрена возможность приглашения иммигрантов, набравших минимальное количество баллов. Балльная система предполагает оценку претендентов по целому ряду критериев (табл. 17).

В Австралии действует ряд программ бизнес-иммиграции. До последнего времени существовали следующие, наиболее популярные разновидности иммиграционных бизнес-виз: владелец бизнеса, руководитель предприятия, инвестор. Как и для программ иммиграции квалифицированных специалистов, для всех категорий бизнес-имигрантов действовала балльная система, в основе которой лежала оценка бизнес-квалификации претендента на получение иммиграционной визы по следующим критериям: объем капитала, количество занятых, опыт инвестиционной деятельности, возраст заявителя, знание английского языка. С 1 марта 2003 г. в законодательстве, регулирующем поток бизнес-иммиграции, вступили в силу изменения, целью которых являлось повышение эффективности отбора бизнес-иммигрантов[3]. Правительство Австралии ввело двухступенчатый процесс выдачи визы на постоянное пребывание для данной категории иммигрантов, первоначально предоставляя временную (на 4 года) бизнес-визу, а по прошествии этого срока, при условии достижения определенных параметров ведения бизнеса, — и визы на постоянное пребывание, а также упразднило балльную систему оценок бизнес-имигрантов.

Таблица 17
Критерии начисления баллов

Критерии отбора

Количество баллов

1

2

Возраст

18–29 лет

30

30–34 лет

25

35–39 лет

20

40–44 лет

15

Профессиональная квалификация

Ученая степень или диплом о высшем образовании и опыт работы по специальности, на занятие которой претендует заявитель (для специальностей, требующих узкой профессиональной подготовки)

60

Высшее образование

50

Диплом о профессиональном образовании

40

Знание английского языка

Профессиональный уровень

20

Бытовой уровень (достаточно свободное владение английским языком, способность понимать английский язык в большинстве ситуаций)

15

Опыт работы

3 года из 4 лет, предшествующих подаче заявления, по специальности, на занятие которой претендует заявитель (60 баллов по графе «профессиональная квалификация»)

10

3 года из 4 лет, предшествующих подаче заявления, по специальности или другой профессиональной сфере деятельности (40 и 50 баллов по графе «профессиональная квалификация»)

5

Спрос на специальность

Специальность пользуется особым спросом, и заявитель имеет приглашение на работу в Австралии

10

Специальность пользуется особым спросом, но заявитель не имеет приглашения на работу в Австралии

5

Образование в Австралии

Степень доктора наук

15

Степень магистра

10

Учеба в Австралии в течение двух лет

5

Профессиональная квалификация супруга(и)

Ученая степень, диплом о высшем образовании или сертификат о профессиональном образовании или опыт профессиональной деятельности в течение:

12 из 18 месяцев, предшествующих подаче заявления (60 баллов по графе «профессиональная квалификация»),

24 из 36 месяцев, предшествующих подаче заявления (40 и 50 баллов по графе «профессиональная квалификация»).

При этом супруг(а) удовлетворяет минимальным требованиям по возрасту и знанию английского языка

5

Дополнительные баллы

Инвестиция капитала в экономику Австралии (как минимум 100 тыс. долл. США на срок 12 месяцев)

5

Опыт работы в Австралии (как минимум 6 месяцев из 48 месяцев, предшествующих подаче заявления)

5

Владение одним из языков (кроме английского), общин Австралии

5

Родственники в Австралии

Родственные связи заявителя (или его супруга) с гражданами Австралии или постоянными резидентами страны

5

Источник: Australian Department of Immigration and Multicultural and Indigenous Affairs/ http://www.immi.gov.au/facts/25skilled_categories.htm

 

В ряду законодательных изменений необходимо упомянуть и введение новой категории бизнес-виз (Business Talent), предназначенных для бизнесменов высокого уровня. Эта категория виз является единственной из всех бизнес-виз, которая автоматически предоставляет соискателю право на постоянное пребывание в Австралии без прохождения системы отбора. Среди требований, которым необходимо соответствовать для получения визы в категории Business Talent:

  • спонсорская поддержка одного из австралийских штатов или территории;
  • стоимость активов в основном бизнесе заявителя не менее 400 тыс. австралийских долл. в течение 2-х лет из последних 4-х финансовых лет перед подачей иммиграционного заявления;
  • годовой оборот средств в основном бизнесе заявителя не менее 3 млн австралийских долл. в течение 2-х лет из последних 4-х финансовых лет перед подачей иммиграционного заявления;
  • общая стоимость активов заявителя и его супруги(а), включая личные активы и активы в бизнесе, которые потенциально могут быть переведены в Австралию, не менее 1,5 млн австралийских долл.;
  • возраст заявителя не более 55 лет.

Важным элементом программы бизнес-иммиграции в Австралии является расширение участия правительств штатов и территорий в иммиграционном процессе с целью стимулирования бизнес-иммиграции в регионы, которые нуждаются в привлечении дополнительных средств. Так, бизнес-иммигранты, имеющие спонсорскую поддержку со стороны региональных органов власти, получают значительные льготы по сравнению с независимыми бизнесменами, для которых введены более жесткие ограничения по возрасту и требования к знанию английского языка.

Воссоединение семей

Согласно иммиграционной программе правительства страны планируемый уровень иммиграции по каналу воссоединения семей в 2001–2002 гг. составил 35,5% общего притока мигрантов на постоянное место жительство[4]. В семейный класс иммигрантов в Австралии попадает широкий круг родственников граждан и постоянных жителей страны: супруги (включая состоящих в гражданском браке не менее 12 месяцев), будущие супруги (жених, невеста), взаимозависимые партнеры, дети, находящиеся в финансовой зависимости от родителей, родственники-сироты (до 18 лет), родители, родственники, способные взять на себя уход за проживающим в Австралии членом семьи, пожилые зависимые родственники, а также лица, не имеющие родственных связей за пределами Австралии.

Наибольшее количество виз в семейном классе — 28875 (77%) — в 2001–2002 гг. было выдано супругам постоянных резидентов страны. В данном случае процедура получения визы постоянного жителя проходит в два этапа. Первоначально Департамент иммиграции выдает заявителю визу временного жителя. Спустя два года можно обратиться за получением разрешения на постоянное пребывание, представив доказательства того, что брак не был заключен с целью приобретения такого разрешения. Аналогичная процедура предусмотрена для взаимозависимых партнеров, которым в 2001–2002 гг. было выдано 604 (1,6%) виз. Будущие супруги — 3864 (10,3%) виз в 2001–2002 гг. — получают специальную временную визу для заключения брака, срок действия которой составляет девять месяцев.

При подаче заявления на иммиграцию по категории «Родители» — 508 (5,4%) виз в 2001–2002 гг. — необходимо пройти тест «Баланс семьи» (количество детей, проживающих постоянно и на законных основаниях в Австралии, должно быть больше или равно количеству детей, проживающих в стране постоянного проживания родителей), целью которого является установление наличия родительских связей с детьми в Австралии и возможность поддержки родителей детьми после въезда в Австралию.

Следует отметить, что количество виз по ряду категорий иммиграционных виз в семейном классе ограничивается. К ним относятся визы, выдаваемые будущим супругам, взаимозависимым партнерам, родителям и другим родственникам. Визы, запрашиваемые с целью воссоединения супругов и детей с родителями, проживающими в Австралии, не подлежат количественным ограничениям и пользуются высшим приоритетом в системе визовых предпочтений в данном классе иммиграционных виз.

Одним из требований, предъявляемых к иммигрирующим в рамках семейной программы, является предоставление гарантии финансовой поддержки со стороны родственников, постоянно проживающих в Австралии. В настоящее время денежный залог, входящий в условия «гарантии поддержки», составляет 3500 долл. США за главного заявителя и 1500 долл. США за каждого следующего взрослого члена семьи, и размещается на два года в банке «The Commonwealth Bank of Australia». Для категории «Родители» залог составляет 10 тыс. долл. США за основного заявителя и 4 тыс. долл. США за каждого следующего взрослого члена семьи, и размещается на срок 10 лет. При этом, лица, обеспечивающие «гарантию поддержки», должны продемонстрировать свою возможность сделать это, для чего гарант должен показать, что его налогооблагаемый годовой доход составляет не менее чем 31755 долл. США и что он обладает суммами равными 2000 долл. и 624 долл. США на каждого субсидируемого взрослого и зависимого ребенка соответственно[5].

Лица, нуждающиеся в защите

За последние 50 лет более 600 тыс. беженцев и перемещенных лиц получили убежище в Австралии. В настоящее время гуманитарная программа правительства страны состоит из двух компонентов: программы переселения беженцев, находящихся за пределами страны, и мер оказания помощи лицам, которые находятся на территории государства (по временной визе или прибывшим нелегально) и ходатайствуют о предоставлении им убежища.

Переселения в классе гуманитарной иммиграции осуществляются, как в рамках соглашения с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев по предоставлению убежища лицам, соответствующим критериям Женевской конвенции (1951 г.) и Протокола (1967 г.) о статусе беженца, так и в соответствии с условиями Специальной гуманитарной программы (The Special Humanitarian Program) по оказанию помощи лицам, покинувшим свою страну вследствие дискриминации и нарушения прав человека. Квота приема лиц, ищущих убежище, на 2002–2003 гг. составляет 12 тыс. чел., 7 тыс. мест из этого числа отведено на реализацию Специальной гуманитарной программы.

Виза беженца предоставляет ее владельцу все права постоянного жителя Австралии и, более того, дает определенные преимущества, такие, например, как немедленное получение пособия по безработице и льготы при вызове в Австралию близких родственников.

Подобно изменениям в иммиграционном законодательстве других стран, трансформация процедуры предоставления статуса защиты в Австралии в последние годы была направлена на предупреждение возможных злоупотреблений и обеспечение того, чтобы убежище предоставлялось тем, кому оно действительно необходимо. Так, в октябре 1999 г. был введен в действие режим предоставления временного (на три года) статуса защиты (Temporary Protection Visa — TPV) для мигрантов, ходатайствующих о его получении, чье пребывание в стране является неправомочным. С августа 2003 г. режим TPV распространен на все категории вынужденных мигрантов. В дальнейшем (по прошествии 30 месяцев) держателям визы временной защиты предоставлена возможность обратиться за получением визы на постоянное пребывание. Исключение, согласно поправкам, вступившим в силу в октябре 2001 г., составляют те, кто до прибытия на территорию Австралии более семи дней провели в стране, где могли получить искомый статус.

На период рассмотрения заявления о предоставлении убежища выдается, так называемая бриджинг-виза (bridging-visa), которая вступает в действие в момент окончания въездной визы — туристической или какой-либо иной. Бриджинг-виза позволяет оставаться в стране на законных основаниях и дает право на трудоустройство в случае, если заявитель провел на территории Австралии менее 45 дней до подачи ходатайства.

Законодательство страны предусматривает меры оказания финансовой помощи нуждающимся беженцам и перемещенным лицам. В 2001–2002 гг. на эти цели было направлено 12089 млн долл. США[6]. Как свидетельствует данные статистики, число лиц, получивших постоянную визу в гуманитарном классе, относительно невелико — 726 в 2001–2002 гг. и 600 в 2002–2003 гг.

Программы временного пребывания

Программы временного пребывания предоставляют возможность посещения страны с целью туризма, обучения, посещения родственников, временного трудоустройства, налаживания социально-культурных связей и пр. При рассмотрении заявлений на получение виз временного пребывания основное внимание уделяется целям предполагаемого визита в Австралию, результаты которого должны улучшать экономическое положение страны, содействовать развитию международных отношений и способствовать обогащению социально-культурной жизни Австралии. Продолжительность визы кратковременного пребывания составляет 3 месяца, срок действия долгосрочной визы — до 4 лет.

Наиболее многочисленный класс временных мигрантов составляют туристы. Иностранный туризм в Австралии является четвертой по величине статьей экспорта, доходы от которого в 2000–2001 гг. оценивались в 17,1 млрд долл. США или 11,2% совокупных доходов от экспортной деятельности.

Традиционно ориентированная на привлечение постоянных мигрантов, Австралия в последние годы все больше внимания уделяет реализации программ временного пребывания, рассчитанным на привлечение квалифицированных специалистов и бизнес-иммигрантов. В 1996 г. с целью стимулирования их притока продолжительность визы временного жителя, выдаваемой в этой категории, была увеличена до четырех лет. В отличие от программы постоянной трудовой миграции никаких количественных ограничений на въезд мигрантов по временным визам не предусмотрено.

В 2001–2002 гг. в экономическом классе программ временной иммиграции было выдано 43 тыс. виз. Для получения виз в этой категории необходимо наличие спонсорской поддержки, получаемой в рамках трудового соглашения между представителями департаментов иммиграции и занятости и работодателями (или их ассоциациями) о найме иностранной рабочей силы, либо в рамках соглашений о временном въезде бизнес-иммигрантов. При выдаче визы принимается во внимание необходимость предпочтительного найма австралийцев на работу в данной области.

Обладатели виз временного жителя обязаны платить налоги с дохода, полученного в Австралии, однако не имеют права на помощь австралийских служб социального обеспечения и доступа к государственному медицинскому обслуживанию.

Студенты образуют вторую по величине группу временных мигрантов, принося доход около 4 млн долл. США экономике страны[7]. Число виз, выданных студентам в 2001–2002 гг., составило 151894. Основной поток студенческой иммиграции образуют граждане США, Китая, Малайзии, Индонезии, Сингапура, Японии и Индии.

На сегодня в Австралии существует семь категорий студенческих виз, предоставляющих возможность изучения английского языка, включая обучение в австралийской школе для детей школьного возраста, получения профессионального образования, высшего образования, ученой степени и пр. Визы на обучение выдаются студентам, предполагаемое пребывание в стране которых превышает три месяца. Максимальный срок действия студенческих виз составляет 5 лет.

С 1 июля 2001 г. в процедуре выдачи студенческих виз произошли изменения, связанные со стремлением правительства страны сделать процесс выдачи виз более прозрачным и пресечь возможность злоупотреблений. По каждой из семи категорий учебных виз стране выхода учащихся-мигрантов присваивается определенный рейтинг, исходя из следующих критериев: доля студентов, лишенных виз в Австралии; доля заявлений о выдаче визы, содержащих ложные сведения или подложные документы; доля студентов, статус которых не соответствовал австралийским законам на 31 марта 2000 г.; доля студентов, подавших заявления о предоставлении убежища или постоянного места жительства в Австралии на 31 марта 2000 г.; доля отказов в выдаче студенческой визы от общего числа заявлений в 1999–2000 гг. Чем ниже рейтинг страны, тем более строгим является подход к рассмотрению заявлений на выдачу студенческой визы. В первую группу по всем категориям виз попали Бельгия, Греция, Япония, Ирландия, Малайзия, Швеция, Швейцария и Испания; в четвертую — Камбоджа, Китай, Иран, Ливан, Иордания и Пакистан.

Важным нововведением стало предоставление возможности студентам, обучавшимся в Австралии не менее года и получившим диплом или иное подтверждение квалификации, обращаться с запросом о получении визы на постоянное пребывание. Среди прочих изменений можно отметить введение ограничений на продление виз (в случае, если продолжительность курса обучения не превышает десяти месяцев, студенческая виза будет выдана без права ее дальнейшего продления в Австралии) и ужесточение требований к знанию английского языка (для всех академических программ, кроме среднего образования, необходимо представить результат теста IELTS, сданного не более чем за два года до подачи заявления; минимально допустимый результат для высшего и последипломного образования — 5,0, для остальных — 4,5, при этом обязательным условием будет предварительная языковая подготовка).

Основное требование, предъявляемое студенту — его финансовая стабильность. Для этого оценивается весь комплекс финансовых затрат, связанных с пребыванием и получением образования в Австралии. Более того, учитывается возможность поддерживать членов семьи (супруга и детей в возрасте до 18 лет), независимо от того, сопровождают ли они прибывающего по студенческой визе в Австралию. Так, для стран третьей группы, к которым по всем категориям студенческих виз отнесена и Россия, Департамент иммиграции определяет сумму расходов, связанных с пребыванием заявителя в Австралии, в размере 12 тыс. австр. долл. в год, его супруга(и) — 4200 австр. долл., одного ребенка — 2400 австр. долл., второго (и каждого следующего) ребенка — 1800 австр. долл.[8]

Студенческая виза предоставляет учащимся право работать 20 часов в неделю. Однако это не предполагает возможность использовать заработанные средства на оплату обучения или покрытие расходов на проживание в стране. Нарушение условий предоставления визы влечет за собой ее аннулирование.

Нелегальная иммиграция

Согласно законодательству Австралии, лица, пытающиеся въехать в страну без визы или дорожных документов, а также нарушившие условия временного пребывания в Австралии, считаются нелегальными иммигрантами. По данным на 30 июня 2001 г. численность иммигрантов, проживающих в стране нелегально, оценивалась в 60100 чел. Особенность географического положения страны обуславливают наличие относительно небольшого числа иммигрантов, въехавших без соответствующих документов. Так, за период 2001–2002 гг. было зафиксировано 2470 случаев незаконного проникновения: 1193 чел. прибыло в страну воздушным транспортом и 1277 — морским. Основную долю нелегальных иммигрантов составляют лица, остающиеся в стране по завершении срока действия визы, а также работающие без получения соответствующего разрешения.

Борьба с нелегальной иммиграцией рассматривается правительством страны как одно из важных направлений миграционной политики. В 2000–2001 гг. расходы правительства страны на борьбу с нелегальной иммиграцией составили 299 млн долл. США. В 2002–2003 гг. планируется их увеличение до 348 млн долл. США. «Правительство твердо намерено обеспечить целостность границ, эффективный контроль и управление перемещением населения через государственные границы Австралии»[9]. Основная ответственность за реализацию миграционного законодательства в части борьбы с незаконным проникновением и пребыванием на территории государства возложена на Департамент иммиграции, который выполняет функции пограничного контроля, предупреждения проникновения в страну лиц, чье пребывание на территории Австралии нежелательно, расследования нарушений миграционного законодательства, задержания и депортации нелегальных иммигрантов.

Одним из инструментов, используемых DIMIA, является компьютерная база данных «The Movement Alert List», содержащая сведения о лицах, чей въезд может представлять угрозу благосостоянию страны. На 1 июля 2003 г. в ней были представлены материалы на 235 тыс. чел., совершивших криминальные преступления, нарушивших миграционное законодательство и пр.

Все компании, осуществляющие международные авиаперевозки, обязаны представлять DIMIA данные о пассажирах. Такая система контроля пассажиропотока позволяет DIMIA в режиме реального времени выпускать директивы в адрес воздушных перевозчиков в случае, если пассажиры не располагают документами, допускающими их въезд на территорию страны. DIMIA располагает штатом служащих в международных аэропортах стран, имеющих прямое воздушное сообщение с Австралией, основная функция которых содействовать работникам аэропортов в проверке дорожных документов.

Вовлечение в организованную контрабанду людских ресурсов рассматривается как основной фактор роста нелегальной миграции. Внеся в 2001 г. изменения в законодательство в части ужесточения мер борьбы с незаконным проникновением на территорию страны, правительство Австралии заявило о своей непримиримости в отношении деятельности, связанной с траффикингом нелегальных иммигрантов. С этой целью применяются следующие меры:

  • создание иммиграционной зоны, в которую вошли острова, расположенные в северной части побережья Австралии;
  • лишение лиц, въезжающих в страну нелегально и претендующих на получение убежища в Австралии, возможности обратиться в будущем за получением визы на постоянное пребывание, а также возможности воссоединения в Австралии с членами семьи. В случае выезда за пределы страны, их возвращение на территорию Австралии запрещается;
  • ужесточение наказания лиц, способствующих незаконному въезду иностранцев: лишение свободы на срок от 5 до 20 лет (от 8 до 20 лет при повторном нарушении закона) и взыскание штрафа в размере 220 тыс. долл. США;
  • расширение правомочий австралийских береговых служб в выявлении и задержании судов, занимающихся транспортировкой нелегальных иммигрантов;
  • увеличение штата служащих иммиграционных служб;
  • активизация информационных кампаний за рубежом, целью которых является предупреждение нелегальной иммиграции.
Интеграция иммигрантов

В основу политики интеграции иммигрантов положено признание культурного многообразия австралийского общества. В 1999 г. Парламент страны принял программный документ «Новая повестка дня для мультикультурной Австралии», нацеливающий на создание административной, социальной и экономической инфраструктуры, отвечающей потребностям многонационального населения страны; содействие достижению социальной гармонии между представителями различных культур; использование преимуществ культурного многообразия населения во благо всех австралийцев.

Австралия пришла к принятию политики культурного многообразия, столкнувшись с ростом числа иммигрантов, для многих из которых английский язык не являлся родным. В своем развитии политика мультикультурализма (Multiculturalism) в Австралии прошла ряд этапов. В 1901–1960 гг. проводилась политика ассимиляции «Белая Австралия». Из стран происхождения иммигрантов предпочтение отдавалось Великобритании. Выходцы из других стран должны были заимствовать язык и культуру белого населения Австралии. Пересмотр иммиграционного законодательства в 1966 г. положил конец политике «Белой Австралии», открыв каналы иммиграции для не европейцев, обладающих высокой квалификацией. Новая политика интеграции иммигрантов допускала сохранение ими своей культурной и этнической идентичности. Термин «мультикультурализм», означающий признание, принятие и уважение культурного многообразия населения страны, был введен в политический оборот в 1973 г.

С тех пор политика мультикультурализма в Австралии обрела институциональную структуру. В 1979 г. по инициативе коалиционного правительства страны был создан Австралийский институт по вопросам культурного многообразия. В 1987 г. образовано Управление по проблемам мультикультурализма, позднее, в 1996 г., вошедшее в структуру Департамента иммиграции. В 1987 г. правительством страны с целью разработки политических рекомендаций на следующее десятилетие и реализации мер содействия развитию культурного многообразия был учрежден Национальный консультативный совет по вопросам мультикультурализма. Его рекомендации легли в основу программы правительства «Новая повестка дня для мультикультурной Австралии», реализация которой продлена на период 2003–2006 гг.

Гражданство

В 2001–2002 гг. гражданство Австралии было предоставлено 86289 чел.[10], что на 17,9% превысило численность получивших его в 2000–2001 гг. Из общего числа лиц, ставших гражданами страны в 2001–2002 гг., 17334 чел. были выходцами из Новой Зеландии, 16411 чел. — из Соединенного Королевства и 6416 чел. — из Китая. В настоящее время условиями получения гражданства Австралии являются:

  • статус постоянного жителя страны;
  • постоянное пребывание в Австралии в течение двух лет из пяти, не выезжая за пределы страны в течение последнего года, предшествующего подаче заявления;
  • обладание хорошей репутации;
  • знание английского языка;
  • знание прав и обязанностей австралийского гражданина;
  • подтверждения своего намерения проживать в Австралии после натурализации.

В 2002 г. в законодательство о гражданстве были внесены изменения, в соответствии с которыми была аннулирована статья 17 Закона о гражданстве Австралии 1948 г. Таким образом, 4 апреля 2002 г. гражданам страны было предоставлено право сохранять австралийское гражданство при обращении за получением гражданства другого государства. Через два года пребывания в Австралии в статусе резидента иммигранты приобретают право на получение социальных выплат. Возможностью получения пенсий по возрасту или инвалидности обладают лица, прожившие в Австралии десять лет в качестве гражданина или резидента страны.

Иммиграция и общественное мнение

В общественных дискуссиях, затрагивающих проблемы иммиграции, присутствуют три главные темы: нежелательность широкомасштабной иммиграции, влияние культурного многообразия на австралийское общество и права человека. С одной стороны, осознается необходимость притока мигрантов, в частности, квалифицированных специалистов. С другой стороны, высказывается озабоченность сохранением англо-кельтского культурного наследия первых колонистов Австралии. Правительство часто критикуют за нарушение прав человека при задержании нелегальных иммигрантов и их содержании в изолированных центрах.

Электоральный успех в 1998 г. Партии одной нации Паулины Хансон, выступавшей с требованием проведения жесткой иммиграционной политики, в особенности по отношению к выходцам из азиатских стран, стал свидетельством заметно обострившихся противоречий в австралийском обществе. Реакцией на успех Партии одной нации стало создание представителями 35-ти азиатских, мусульманских и еврейских общин Австралии Партии единства, главная цель которой, по словам ее лидеров, сохранение многонационального уклада Австралии и борьба с расизмом.

Иммиграционная политика стала одной из основных тем избирательной кампании 2001 г. Либеральная партия Австралии, занявшая по итогам выборов большинство мест в нижней палате Парламента, сделала свою главную ставку на ужесточение иммиграционного законодательства. Мало чем отличалась в данном вопросе и программа их основного противника, Лейбористской партии, которая также заявила о намерении продолжить борьбу с нелегальной иммиграцией и поддержала предложение ограничить прием беженцев.

К оглавлению главы 4


[1] Inglis С. (2002). Australia's Transformation/http://www. migrationinformation.org/ Profiles/.

[2] Abolition of the 'White Australia' Policy/ http://www.immi.gov.au/facts/08 abolition.htm

[3] Immigration Solutions Australia/http://www.isa.com.au/business_frame.html.

[4] Australian Department of Immigration and Multicultural and Indigenous Affairs/ http://www.immi.gov.au/facts/29overview_family.htm

[5] Australian Department of Immigration and Multicultural and Indigenous Affairs/ http://www.immi.gov.au/facts/34aos.htm

[6] Australian Department of Immigration and Multicultural and Indigenous Affairs/ http://www.immi.gov.au/facts/62assistance.htm

[7]Australian Department of Immigration and Multicultural and Indigenous Affairs/ http://www.immi.gov.au/facts/46temporary_entry.htm

[8] Australian Department of Immigration and Multicultural and Indigenous Affairs/ http://www.immi.gov.au/students/assessment.htm

[9]Australian Department of Immigration and Multicultural and Indigenous Affairs/ http://www.immi.gov.au/facts/71border.htm

[10] Australian Department of Immigration and Multicultural and Indigenous Affairs/ http://www.immi.gov.au/statistics/publications/digest/digest.htm

 

Источник: Институт экономики переходного периода. Научные труды № 61Р. Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. «Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада», Москва, 2003 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.