Сергей Смидович
Версия для печати

Москва по отношению к другим регионам РФ начинает выполнять функции заграницы

Смидович Сергей Глебович, член правительственной комиссии по миграционной политике РФ от Москвы

Из интервью Ксении Лариной, "Эхо Москвы", 3 апреля 2004 г.

— Многие просто уже откровенно говорят эксперты, что Россия стала одной из самых расистских стран в мире, то, чего никогда не было. Кто в этом виноват? Может быть, и вы на этот вопрос можете ответить. Действительно ли это можно назвать началом такого мощного наплыва людей, которые ищут работу на лето. Такая точка отсчета?

— В принципе, совпадает с началом летнего строительного сезона, подготовительные ведутся работы, особенно в Московской области и в Москве. Мы знаем, что большое количество мигрантов, гастарбайтеров, как говорят в Германии, приезжает в Москву и в другие регионы России, но больше всего в Москву, потому что Москва отличается высоким уровнем жизни, она вырвалась по отношению к другим регионам. Конечно, могу вам сказать, недавно на одном из совещаний была высказана мысль, что Москва по отношению к другим регионам РФ начинает выполнять функции заграницы. Сюда едут не только из ближнего зарубежья, дальнего зарубежья, но и с территорий РФ, из регионов, особенно Центрального федерального округа. Приезжают сюда как за границу, временно, заработать деньги, особенно в сезон, и опять уехать назад. Потому что в большинстве регионов существенно выше уровень безработицы. Вы знаете, что в Москве практически безработицы нет, примерно 0,6% официальный уровень зарегистрирован безработицы. А во многих местах в 5-6 и даже на порядок в некоторых местах больше. Допустим, в Тверской области недавно тоже проводили совещание по Центральному федеральному округу. Обследования показывают, что люди сейчас больше рвутся на работу в Москву, из России, например, из бывших республик СССР, чем за границу. Здесь можно не меньше заработать. Но тут все знают язык в основном. И потом безвизовый въезд в РФ, кроме Грузии, Туркмении и трех стран Балтии, бывших прибалтийских республик.

Какой по цифрам приток во время таких сезонных обострений?

— Раза в 2 повышается уровень. Зимой эти работы существенно уменьшаются, только внутриквартирный ремонт, офисы ремонтируют, в городе например, да и рынки уже не так функционируют, открытые рынки особенно, которые менее приспособлены к торговле зимой. А сейчас начинается, примерно в 1,5-2 раза повысится приток вот именно по этим профессиям. Потому что у нас не только же торговля, общественное питание, но и транспорт, очень много водителей автобусов, трамваем с Украины, из других бывших республик, но больше всего с Украины, это круглогодичный и одинаковый приток. Но как раз есть сферы, где можно хорошо контролировать привлечение и использование иностранной рабочей силы. Вот это пример транспорта. Наш комитет по транспорту, он активно работает, и Мосгортранс, здесь цифры объективные. Другое дело в строительстве, в торговле, там цифры очень часто заниженные. Мы сейчас работаем над этим, чтобы цифры были объективны. Это очень сложно сделать, дойти до каждого предприятия, чтобы так называемая квота, которая по закону о правовом положении иностранных граждан должна быть установлена для каждого субъекта федерации, и для России в целом по привлечению иностранной рабочей силы, мы хотим дойти до каждого предприятия и сделать эту цифру не учетной, а контрольной. Вот если ты заявил необходимость на будущий год, значит, ты можешь получить разрешение. Если ты не заявил эту квоту, не попал в эту квоту, значит, ты нарушаешь закон. Но, к сожалению, пока такого механизма нет. Сейчас мы над этим работаем.

А масштабы незаконной миграции насколько сегодня угрожающие?

— Пожалуй, такое негативное отношение к миграции как раз связано с тем, что миграция стала таким, действительно, очень серьезным фактором в плане обеспечение безопасности, угрозы даже безопасности. Потому что объемы ее очень велики, особенно для некоторых субъектов РФ, это прежде всего Москва, Краснодарский край, Дальний Восток, т.е. либо где благоприятные климатические условия, или это приграничные районы, как по отношению к Китаю, либо это регионы с очень высоким уровнем развития, еще несколько субъектов федерации, которые являются добывающими, так сказать. Что касается объемов, в Москве оценивается количество незаконных мигрантов порядка одного миллиона, называют такую цифру. Это, конечно, по отношению к работающим весьма высокая цифра, это получается почти что 20%.

У нас эта неделя прошла как раз под знаком борьбы с незаконной миграцией. В частности, Государственная Дума приняла в первом чтении поправки в законодательные акты, касающиеся незаконной миграции. Я бы попросила вас, уважаемый Сергей Глебович, прокомментировать эти предложения. Насколько я понимаю, речь идет прежде всего о штрафах для работодателей. Это уже кодекс административных нарушений.

— Кодекс об административных правонарушениях. Вообще эти штрафы были в Москве весьма существенные. По закону города, 41 закону об ответственности за нарушение порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы каждый иностранец, который нелегально использовался на фирме, эта организация отвечала за него штрафом в размере 100 минимальных размеров оплаты труда. Т.е. это было, расчетная 100 рублей минимальная, 10 тысяч рублей за каждого. Иногда у нас получались такие истории, когда оштрафовывались 500, 700 человек, и тогда, вы понимаете, эта цифра уже под миллион, это были весьма существенные штрафы. Потом был принят новый закон о правовом положении иностранных граждан РФ, там штрафы и вообще система была несколько искажены по сравнению с тем, что было раньше. И особенно в новом кодексе об административных правонарушениях практически ответственность была сведена к минимальным штрафам. Работодателю было выгоднее даже заплатить штраф, поскольку он минимальный, чем оформлять в установленном порядке разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, до 20 минимальных размеров оплаты труда можно было взять с организации в целом за нарушение, тысячу человек она привлекает незаконно или одного.

Это же капля в море.

— Конечно. И поэтому вот эти, я бы сказал, профилактические меры или, может быть, карающие меры этих штрафов, они были сведены к минимуму. Тем более что это все делалось в судебном порядке. А суд v это всегда процедура, которая может принять то или другое решение. Часто принималось не в пользу миграционной службы, были такие случаи. Да тем более, представляете, это нужно доставить, нужно было допросить людей.

А почему нельзя простой механизм отработать? Засекли один раз всё.

— Мы предлагали. Мне кажется, в определенной степени лоббировались интересы этих крупных или мелких иностранных компаний, вообще компаний, которые привлекают иностранную рабочую силу. Ведь это большой бизнес. Конечно, выгоднее привлекать людей, которые получают черным налом зарплату.

Никаких социальных гарантий.

— За которых не платят налог. Где условия проживания минимальные, паспорта у них отбираются. Т.е. они на положении рабов, конечною. Сегодня приняты в 1-м чтении изменения, существенно усиливающие вот эти штрафные санкции. Кроме того, сейчас есть проекты изменений в уголовный кодекс.

Я знаю, что ГУВД предложили просто сроком чуть ли не до 8 лет лишения свободы за нарушение.

— В принципе, велась эта работа в рамках так называемой рабочей группы совершенствования миграционного законодательства. Вносились в установленном порядке эти законы, мы их рассматривали. Да, уголовная ответственность в большинстве европейских стран за организацию незаконной миграции, за незаконное привлечение и использование иностранной рабочей силы есть. У нас ее до последнего времени не было. В ближайшее время, я надеюсь, изменения в наши акты, в том числе и в УК, будут приняты. Поэтому общая тенденция именно такая. Но здесь нужно все это довести до практики. Когда нелегальная миграция составляет несколько процентов, как в отдельных субъектах, то в Москве, когда уже составляет, может быть, десятки процентов от числа занятых, здесь нужны особые меры. И мы предлагали и сейчас предлагаем разработать и сделать отдельную программу по Москве, с учетом того, что здесь расположены и федеральные органы исполнительной власти, практически все представительства субъектов РФ, посольства, исчисляются такие международные крупные организации сотнями буквально. И вообще в целях безопасности тут нужна отдельная программа по Москве. И есть такое предложение, сразу же я могу вам сказать, ввести лицензирование за привлечение и использование иностранной рабочей силы. Нам говорят: нельзя вводить лицензирование, потому что это еще один способ коррупции, когда люди— в общем, сейчас лицензируются только вопросы трудоустройства российских граждан за рубежом. Эти фирмы должны получить лицензию. Но это тысячи, может быть, человек, десятки тысяч по России и по Москве. А приток иностранной рабочей силы v это миллионы.

Подождите, по закону у нас любая компания может использовать иностранную рабочую силу.

— Да, она должна получить разрешение. Т.е. этот вопрос не лицензируется. Но не только компания, но и посреднические фирмы, которые занимаются сейчас.

Устраивают на работу.

— Вот прослойка этих посредников v это очень, как говорили, страшная сила. Потому что они очень в этом заинтересованы, потому что они наживаются на этом.

Можно тогда добавить, что среди этих посреднических фирм огромное количество занимают фирмы, которые просто регистрацию устраивают за 500 рублей.

— Регистрацию, миграционные карточки, регистрацию по месту жительства и по месту пребывания, все это делается незаконно и страшно дестабилизирует систему управления. Нужно с ними бороться активно. А у нас эта деятельность не лицензируется. В то же время гораздо менее важная деятельность по трудоустройству за рубежом, по объемам это в сотни раз меньше, она лицензируется. Но мы никак не можем доказать, что и эту систему нужно лицензировать, мы направили такие предложения.



— Скажите, может ли гражданин РФ работать в Москве без регистрации? На основании какого закона? Ведь регистрация антиконституционна.

— Это как раз основное противоречие закона о праве граждан на свободу передвижений, выбор места жительства и места пребывания. В соответствии с этим законом, каждый гражданин РФ и иностранец должен иметь регистрацию по месту жительства или по месту пребывания. В то же время следующим абзацем там говорится, что отсутствие регистрации не может являться причиной для ограничения каких-либо других свобод гражданина РФ. Но в то же время у нас есть и штраф за отсутствие регистрации в соответствии с кодексом административных правонарушений. Он очень противоречивый закон. Сейчас разрабатывали мы, т.е. правительство Москвы до последнего времени, этот закон, сейчас наши наработки переданы в МВД, туда, в этот закон вносятся изменения. Возможно, он будет называться о регистрационном учете населения в РФ. Так вот в то же время по трудовому законодательству основанием для отказа приема на работу не может быть отсутствие регистрации. Т.е., в принципе, по закону человек может быть принят на работу без регистрации и по месту жительства, и по месту пребывания. Но по закону, я как вам раньше уже говорил, каждый гражданин РФ обязан иметь регистрацию. Это противоречие, его надо снимать в скорейшем времени. Мне кажется, что регистрация для нас, в наших конкретных условиях просто обязательна, для учета, для того, чтобы нормально вести экономическую работу с субъектами федерации.

Она должна носить все-таки какой характер, уведомительный или разрешительный, на ваш взгляд?

— Она и сейчас носит по закону разрешительный характер, потому что человек обязан представить определенный набор документов. Если они неправильные, то ему могут отказать в регистрации. Так практика складывается. Это тоже одно из противоречий. Я считаю, что регистрация, несмотря ни на что, она может иметь уведомительный характер, конечно, и во многих странах так делают. Но сама процедура регистрации, она предусматривает определенный набор документов. И поэтому сама процедура носит разрешительный характер. Потому что я, например, пустить в свою квартиру, допустим, гастарбайтеров, зарегистрировать органы внутренних дел не могут без моего разрешения, поэтому всегда необходимо разрешение или ответственного квартиросъемщика, владельца квартиры, то же самое и в гостиницах, обязательно разрешение администрации. И фактически она носит разрешительный характер. Надо просто снять это противоречие.

Доводят ли правоохранительные органы дела, касающиеся нелегального приема эти людей на работу, до суда?

— У нас была очень активизирована совместными усилиями всех структур правительства Москвы, в первую очередь главного управления внутренних дел, там создана специальная рабочая группа по депортации, и по решению суда в течение прошлого года было депортировано из города в принудительном порядке почти 35 тысяч человек. Это больше, чем в любом другом субъекте федерации.

Еще вопрос, тоже, мне кажется, важный, от Ивана: "Существует ли для депортированных такое наказание, как внесение в черный список?" Т.е. пожизненное лишение российской регистрации. Т.е. вы как-то учитываете людей, которых вы выгоняете?
— Да, они учитываются, и могут быть поставлены так называемые флажки на их въезд в РФ. Все зависит от степени его правонарушения. Если он попал в черный список и попал в компьютер, то он уже въехать не сможет, ему будет закрыт въезд, его пограничники не пропустят. Но все-таки эта система действует, я считаю, не в полной мере, недостаточно эффективно. К тому же у нас существует, как вы знаете, очень много на границе зон, которые не контролируется, допустим с Казахстаном, там переход может быть и свободным, т.е. не через пункты пропуска через границу. Да и в некоторых других местах. Хотя большая часть границы с Западом, допустим, и в других местах, она контролируется, и там такой свободы нет.

— "Я из Украины, вышла замуж за россиянина, сдала документы для вида на жительства, регистрировалась каждый 3 месяца. По закону теперь каждые 3 месяца я должна выезжать для регистрации. Почему? Я ведь замужем".

— Это по закону так. Нужно сначала получить разрешение на временное проживание, сдать все документы, потом милиция может это все рассматривать в течение, по-моему, даже полугода, потом человек получает разрешение на временное проживание, потом он получает вид на жительство, потом может получить гражданство. Но для жены российского гражданина существует возможность и прямо подать на гражданство. И возможно, это опять же рассматривает вопросы паспортно-визовое управление и комиссия президента РФ, в соответствии с законом о гражданстве, может быть предоставлено раньше гражданство. А так пока да, каждые 3 месяца нужно ездить. Пока не получит вид на жительство и разрешение на временное проживание.

"Почему депортация иностранных граждан производится за счет бюджета Москвы, а не посольства этих государств, суверенные территории которых находятся на территории Москвы? Не проще ли их депортировать на территории этих посольств?"

— На территорию посольства невозможно депортировать людей, если это большие массы, во-первых. Иногда депортация составляет 150 человек, как бывали у нас случаи, целый самолет отправляется. Во-вторых, это связано с тем, что по закону депортация производится не за счет средств субъекта федерации, а за счет средств федерального бюджета или за счет средств работодателя. Вот раньше существовала такая система, когда работодатель вносил на счет миграционной службы Москвы деньги на депортацию. И мы нормально работали, и УВИРу давали деньги за счет этих средств на депортацию. Сейчас такой практики нет, хотя в законе она прописана. Практики, повторяю, такой нет. Лучше всего депортировать за счет работодателя. А потом уже за счет федерального бюджета. Вот эту практику надо вводить снова. Она очень сложная. И нужно эту систему— мы создавали с большими сложностями в течение 10 лет. Сейчас снова надо ее создавать.


 Из интервью Наталье Граниной, "Известия", 30 января 2004 г.

— Мы уже два года бьемся над ужесточением правил регистрации. Раньше существовала генеральная схема развития и размещения производительных сил в стране. И там всегда было прописано ограничение роста крупнейших городов. Я понимаю, что сегодня между столицей и другими регионами огромный экономический разрыв и вряд ли его в ближайшее время можно сгладить. Но начинать принимать меры необходимо. Образно говоря, Москва — это сердце России. И если сюда будет слишком большой приток крови (то есть мигрантов), то можно заработать инфаркт.

— Как планируете убегать от "инфаркта"?

— Действующий закон о праве граждан на свободу передвижения абсурден. С одной стороны, регистрация является обязательной, с другой — уведомительной. Даже Конек-Горбунок не смог бы совместить это. Должны быть жесткие правила. Особенно для крупных мегаполисов. На Чукотку к Абрамовичу все могут ехать, а вот въезд в Москву нужно сдерживать. И сейчас уже передвижение в городе затруднено. Одна из мер — вернуться к идее городов-спутников. Для Москвы сейчас таким является Зеленоград. Можно взять еще несколько дополнительных городов, вывести туда часть предприятий, населения и разгрузить столицу.

— Некоторые приезжие не прочь были бы легализоваться. Но не у всех хватает нервов по нескольку дней стоять в очередях в паспортном столе. Может, начать с того, что там порядок навести?

— Нужно менять законодательство. В том числе и в области миграционной политики. Московское правительство по этому поводу вышло с предложением к президенту. Сегодня большинством вопросов о пребывании иностранцев в стране занимается Министерство внутренних дел. Но милиция явно не справляется. Проблема слишком глобальная. Чтобы ее решить, необходимо разграничить полномочия центра и регионов. Центр устанавливает правила и следит за их выполнением, как судья на футбольном поле, субъект их выполняет. А вот сам процесс организует регион: как играть, чем играть, ему же виднее. Пускай милиция занимается силовыми проблемами регулирования численности приезжих. А социально-экономическую сферу надо отдать регионам.

— Но в Москве и так каждый год принимается программа по мигрантам?

— Еще раз говорю — сегодня у нас не хватает полномочий. Раньше —были. Например, когда начались события в Чечне, вышло постановление мэра о том, что в Москве статус переселенца могут получить только лица, имеющие здесь родственников, и это сдержало первый поток. То есть у субъекта всегда должна быть возможность для маневра, мобильности. Сейчас мы разрабатываем концепцию регулирования демографических процессов в столице. Все очень непросто. Получается, что за счет демографии население Москвы убывает, рост происходит только за счет приезжих.

— Какие главные предложения?

— Выстроить четкую систему управления. В каждой префектуре, в каждой управе должны быть специалисты по вопросам миграции. Сегодня рассматривается городской закон о создании центров временного содержания и подготовки к выдворению нелегалов. Действующие приемники-распределители не справляются с этой задачей. Стоит подумать и об организации миграционных тюрем для злостных нарушителей. В США, например, такие есть в каждом крупном городе.

— Уже подсчитано, сколько денег на это потребуется?

— Нет. Пока все на стадии разработки. Мы понимаем, что это может вылиться в крупную сумму. Помимо строительства здания, потребуются средства на содержание граждан, на персонал. Но начинать надо сегодня.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2014 Русский архипелаг. Все права защищены.