Об опросе
В конце 2003 — начале 2004 года Рабочая группа по подготовке предложений по проекту концепции миграционного кодекса при ФМС РФ, Центр стратегических разработок (Г.Грефа), Центр стратегических исследований Приволжского федерального округа и Международная организация по миграции провели ряд мероприятий, итоги которых показали необходимость определения наиболее значимых проблем миграционной политики России. В связи с этим Центром стратегических исследований Приволжского федерального округа совместно с Федеральной миграционной службой Российской Федерации было принято решение о проведении экспертного опроса "Ключевые проблемы в области миграционной политики Российской Федерации".
Организаторы опроса полагают, что полученные результаты помогут провести анализ и подготовить предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства в области миграции и миграционной политике в целом.
Опрос проводился Федеральной миграционной службой России совместно с Центром стратегических исследований Приволжcкого федерального округа.
В работе участвовали
Тюркин Михаил Леонидович — заместитель руководителя Федеральной миграционной службы МВД России;
Градировский Сергей Николаевич — директор Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа;
Мишина Елена Валерьевна — начальник отдела организационно-аналитического управления ФМС России;
Выхованец Ольга Дмитриевна — эксперт Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа;
Лопухина Татьяна Вячеславовна — эксперт Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа.
Мы благодарим Витковскую Галину Сигизмундовну, Тюрюканову Елену Владимировну за помощь в проведении опроса.
В опросе приняли участие ведущие ученые, эксперты, политики, специалисты в данной области. Всего было приглашено к участию в опросе 97 человек. Ответы прислали 45 человек.
О чем мы спрашивали
1. Сформулируйте, желательно одним предложением, основные цели миграционной политики России.
2. Оцените приоритетность проблем (поставьте отметку в соответствующей графе):
1 — Очень важно. Требует незамедлительного решения (можно отметить не более 3 позиций).
2 — Важно. Требует срочного решения (можно отметить не более 3 позиций).
3 — Менее важно.
4 — Не важно.
5 — Такой проблемы нет.
3. Обоснуйте свой выбор «Очень важных» и «Важных» проблем.
4. Предложите пути решения выбранных «Очень важных» и «Важных» проблем.
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Отсутствие стратегии развития миграционной политики России.
|
|
|
|
|
|
2
|
Неадекватность проводимой политики (правовой базы и правоприменительной практики) существующим в России демографическим и экономическим реалиям.
|
|
|
|
|
|
3
|
Недостаточная координация взаимодействия между ветвями власти и неправительственными организациями.
|
|
|
|
|
|
4
|
Столкновение интересов: федерального центра и отдельных регионов; предпринимателей/работодателей и государственных структур.
|
|
|
|
|
|
5
|
Несовершенство миграционного законодательства.
|
|
|
|
|
|
6
|
Отсутствие единого понятийного аппарата (различное толкование одних и тех же терминов и понятий учеными, экспертами, политиками, правоведами).
|
|
|
|
|
|
7
|
Отсутствие системы селективной иммиграции (преференций для одних категорий мигрантов и ограничений для других).
|
|
|
|
|
|
8
|
Отсутствие политики интеграции и ассимиляции мигрантов, включающей программы толерантности как населения, так и мигрантов (например, усиление роли системы образования, СМИ).
|
|
|
|
|
|
9
|
Отсутствие программ приема/обустройства мигрантов (наличие жилья, социального обслуживания, системы ссуд, займов, кредитов на обзаведение хозяйства и/или на открытие своего дела).
|
|
|
|
|
|
10
|
Сложность процедуры легализации мигрантов — процедуры регистрации (получения ими правового статуса в РФ после въезда).
|
|
|
|
|
|
11
|
Отсутствие дифференцированных подходов/процедур получения разрешений на работу по отдельным отраслям/специальностям/регионам и другим возможным признакам (как для работодателя, так и для иностранного работника).
|
|
|
|
|
|
12
|
Правовая незащищенность трудовых мигрантов в России.
|
|
|
|
|
|
13
|
Отсутствие административных и уголовных норм контроля над работодателями (напр., увеличение штрафов за найм нелегалов и пр.).
|
|
|
|
|
|
14
|
Недостаточное информационное обеспечение населения, мигрантов, иностранных граждан по вопросам миграции и натурализации.
|
|
|
|
|
|
15
|
Отсутствие центрального банка данных для учета иностранных граждан, находящихся на территории РФ.
|
|
|
|
|
|
16
|
Ненадежность/недостоверность государственной статистики, статистического учета иностранных граждан.
|
|
|
|
|
|
17
|
Отсутствие исследований экономической составляющей миграции (определение потребности экономики в трудовых мигрантах, эффективность затрат государства на привлечение мигрантов, etc.).
|
|
|
|
|
|
18
|
Отсутствие исследований в области балансов трудовых ресурсов, прогнозов рынка труда на различных уровнях (страновый, региональный, муниципальный).
|
|
|
|
|
|
19
|
Отсутствие исследований в области баланса прав и интересов местного населения и мигрантов.
|
|
|
|
|
|
20
|
Защита граждан РФ, находящихся за пределами страны.
|
|
|
|
|
|
21
|
Неэффективность иммиграционного контроля при пересечении границы и на территории страны.
|
|
|
|
|
|
22
|
Угрозы нелегального транзита мигрантов через территорию страны.
|
|
|
|
|
|
23
|
Отсутствие отлаженного механизма депортации иностранных граждан, незаконно находящихся на территории страны.
|
|
|
|
|
|
24
|
Отсутствие процедур амнистии (легализации нелегальных мигрантов, длительное время находящихся на территории страны).
|
|
|
|
|
|
25
|
Вывоз капитала из России нелегальными иностранными работниками (гастарбайтерами).
|
|
|
|
|
|
26
|
Прозрачность отдельных участков государственной границы РФ.
|
|
|
|
|
|
27
|
Недостаточная координация действий со странами СНГ и дальнего зарубежья в вопросах пересечения границ Содружества, порядка выдачи виз, в области борьбы с международной организованной преступностью, криминальным бизнесом в сфере межгосударственных перемещений людей.
|
|
|
|
|
|
28
|
Развитие приграничного сотрудничества (совместные экономические и культурные проекты, упрощенный порядок пересечения границы для жителей приграничных регионов этих стран и пр.).
|
|
|
|
|
|
29
|
Работа государственных структур и НПО РФ с этническими и земляческими общинами (для развития сотрудничества и укрепления связей с соотечественниками).
|
|
|
|
|
|
30
|
Проблема кадрового обеспечения системы управления миграционными процессами.
|
|
|
|
|
|
31
|
Отсутствие специализированного научного учреждения координирующего исследовательскую, научную деятельность по проблемам миграции.
|
|
|
|
|
|
|
Другое
|
|
|
|
|
|
32
|
|
|
|
|
|
|
33
|
|
|
|
|
|
|
|