Резюме исследования RAND Corporation

Исследователи RAND Corporation утверждают: иммиграция сама по себе не разрешит пенсионный кризис в Европе

Согласно исследованию RAND Corporation, Европа не сможет справиться с вызовами, обусловленными старением ее населения, только путем сохранения зависимости от иммиграции.

Исследователи Европейского отделения RAND Corporation сомневаются в том допущении, что наплыв рабочих из стран, не входящих в Европейский Союз, сможет поддерживать численность рабочей силы, достаточную для обеспечения пенсиями и удовлетворения медицинских потребностей седеющей Европы.

Согласно докладу RAND, взамен необходимо рассмотреть целый ряд акций — включая такие спорные области, как нормирование [в сторону урезания] дорогостоящего здравоохранения для пожилых людей и увеличение возраста выхода на пенсию.

В докладе говорится, что нужно рассмотреть и другие идеи — такие, например, как плата людям за большее число детей (в виде пособий и через налоговые системы отдельных стран).

Подготовленный по заказу ЕС доклад рассматривает отношения между правительственной политикой и демографическими трендами и утверждает: для того чтобы справиться с демографическими вызовами, членам ЕС и ассоциированным с ЕС странам нужно обратить внимание на радикальные альтернативы.

"Замещающая иммиграция не предлагает осуществимого разрешения проблемы старения населения", — отмечается в докладе.

В нем говорится, что, тогда как иммиграция может быть эффективно использована для замедления — в отличие от предотвращения — процесса старения населения, "число иммигрантов, требуемых для возмещения эффекта старения населения, …было бы неприемлемо в нынешнем европейском социально-политическом климате просто в количественном отношении".

Исследователи RAND Corporation приводят тот довод, что, даже если Европа допустит широкомасштабную иммиграцию, в перспективе иммигранты и сами состарятся. Демографический вызов в Европе создан увеличившейся продолжительностью жизни и снижающимися показателями рождаемости, которые упали ниже уровня простого воспроизводства, составляющего 2,1 ребенка на семейную пару. Всё это ведет к росту численности зависимого населения — пожилых людей — и сокращению "фонда" экономически активной молодежи.

В докладе говорится, что, если не отвечать на этот вызов, он будет иметь "потенциально разрушительные последствия для европейских экономик" — посредством сократившейся экономической производительности и тяжко обремененных пенсионной и социальной систем, а также системы здравоохранения.

Один из авторов доклада, Джонатан Грант (Jonathan Grant) из Европейского отделения RAND в Кембридже, отметил: "Доклад заостряет внимание на огромных проблемах, с которыми сталкиваются все европейские страны и которые, если не заниматься ими, окажут ужасающее воздействие на европейские стандарты жизни и экономическую производительность. Исследования, проведенные в рамках подготовки этого доклада, показывают, что существуют действия, которые можно предпринять для разрешения проблемы, однако [прежде всего] необходим широкий, всеобъемлющий политический подход".

В докладе говорится, что существуют три возможности для политического выбора, которые европейские правительства могут рассматривать для разрешения проблемы: поощрение роста рождаемости; допущение возросшей иммиграции и реформы политики, включая рационализацию здравоохранения; увеличение возраста выхода на пенсию; поощрение большего числа женщин к "вступлению в ряды" рабочей силы.

Авторы доклада отмечают, что, принимая во внимание нынешний климат, сопутствующий иммиграции, они в большей степени сфокусировались на том, как изменения уровней рождаемости могут быть использованы в качестве стратегии для предотвращения старения населения.

Авторы в частности заостряют внимание на том, что Франция и Швеция добились успеха, используя всеобъемлющие "пакеты", включающие пособия для семей (Франция) и привлекательные условия для отпусков по беременности и уходу за детьми (Швеция). Тем не менее они предостерегают, что ни один подход сам по себе не может быть рекомендован для политики [стимулирования] рождаемости. Если принять во внимание культурное и политическое многообразие Европы, [очевидно, что] каждая страна нуждается в определении своего собственного подхода к противоречивым проблемам, сопутствующим политике народонаселения, — таким, как вопросы контрацепции, планирования семьи и абортов.

В докладе отмечается, что результаты политик, направленных на управление народонаселением, проявляются медленно, и потому они могут оказаться не столь привлекательными для политиков, предпочитающих скорые, "в два счета", решения. "Существует разрыв между избирательными циклами, составляющими 4-5 лет, и гораздо более долгими циклами демографической политики", — говорится в докладе. Относительно здравоохранения доклад заключает: "Издержки медицинского обслуживания превратились в столь выдающуюся проблему по причине быстро растущего числа испытывающих нужду людей и драматического увеличения расходов на здравоохранение для ослабленного пожилого населения. Как предполагается, теперь всё большее число людей будет жить дольше — и это всё дороже обходится обществу, поскольку люди, которые 20 лет назад уже скончались бы в результате несчастных случаев или, например, паралича, теперь живут гораздо дольше [благодаря современному уровню развития медицины]. Вдобавок, существует слишком мало стимулов для пациентов, чтобы они обращались за менее дорогостоящей медицинской помощью. Значительный вопрос для политики: должны ли обеспечение медицинским персоналом, оборудованием и сооружениями, равно как и расходы на их содержание увеличиваться для удовлетворения растущего спроса — и в какой мере государству следует субсидировать эти затраты".

По поводу увеличения возраста выхода на пенсию исследователи RAND отмечают: "Некоторые страны уже прибегли к этой мере. Германия увеличила возраст, с которого граждане могут получать полные пособия, с 60-63 лет до 65-ти, а в США поправками от 1983 года к Закону о социальном страховании (Social Security Act) возраст, дающий право на получение полных пособий социального страхования, к 2027 году будет увеличен с 65-ти до 67 лет. Другая возможность заключается в увеличении так называемого "возраста раннего выхода на пенсию" или в запрете обязательного выхода на пенсию. В Германии и Италии уже ограничен доступ к таким пособиям по случаю раннего выхода на пенсию. Сходным образом Франция ужесточила требования к претендентам на получение пенсионных пособий; продолжительность трудового стажа, необходимого для получения полных пособий, увеличивается теперь с 37,5 до 40 лет (это условие полностью вступило в силу в 2003 году)".

Джонатан Грант добавляет: "Значение нашего доклада — в том, что он содержит потенциально глубокие смыслы для европейских правительств. Многие из тех мер, которые правительствам необходимо будет предпринять — такие, как пенсионная реформа и увеличение возраста выхода на пенсию, — заведомо непопулярны. Остается также вопрос относительно того, следует ли правительствам вторгаться в частную жизнь семьи. Однако, если действия, направленные на разрешение этих проблем, не будут предприняты, Европа окажется не готовой принять вызов. Тогда под угрозой могут оказаться провозглашенные ЕС цели в области политик занятости и экономического роста, равно как и социальной сплоченности".

Резюме 03.06.2004 г.


RAND Corporation — неприбыльная исследовательская организация, обеспечивающая объективный анализ и эффективные решения, направленные на разрешение вызовов, с которыми сталкиваются как общественный, так и частный секторы во всем мире.

Доклад подготовлен исследователями Европейского отделения и Отделения по труду и народонаселению RAND Corporation (RAND Europe, RAND Labor and Population).

Полный текст доклада "Низкая рождаемость и старение населения: причины, следствия и возможности выбора политики" (Low Fertility and Population Ageing: Causes, Consequences and Policy Options /MG 206-EC/), в формате .pdf: www.rand.org/publications/MG/MG206/

 

Перевод Татьяны Лопухиной, по заказу Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.