Версия для печати

Социокультурная переработка

Социокультурная переработка (типы ск-переработки) — форма фундаментального процесса освоения, применяемая по отношению к народонаселению (включая общественные институты, социальные структуры, коллективные формы сознания и бессознательного).

Типы ск-переработки: ассимиляция, аккультурация, прокультурация, неокультурация, резервация, метисация и социокультурная аннигиляция. К крайней форме ск-переработки относится геноцид (который, в частности, может выражаться в организации вынужденных или репрессивных миграционных потоков — депортаций).

Ассимиляция — переработка до стадии утраты культурной инаковости (специфичности). Считается, что противостояние данному механизму составляет суть национального сопротивления, в связи с чем вспоминается совет Жана-Жака Руссо полякам после первого раздела Польши: «Не можете помешать тому, чтобы вас проглотили, — постарайтесь хотя бы, чтобы вас не могли переварить». Если раньше любой этнограф «считывал» этнические особенности изучаемой социальной группы, обращая внимание на триаду «жилище–пища–одежда», то сегодня — прибегнем к популярной номинации: «в век глобализации» — именно эти материально-культурные особенности подвержены наибольшей унификации. Следовательно, противостояние ассимиляции полностью перемещается в нематериальную сферу.

Аккультурация — дву-(мульти-) культурность, достигаемая в результате усвоения новой культуры в добавление к первоначальной. Термин традиционно трактуется как процесс взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа. Аккультурация часто выступает как временная форма, никоим образом не ведущая к ассимиляции (в частности, доминирование исходной идентичности восстанавливается после прекращения контакта с другой, более сильной, культурой).

Яркий пример аккультурации — диаспоры т.н. «диаспоральных народов» (в частности евреев) или китайская диаспора в современной Америке. Другой пример — индийская колониальная элита, стремящаяся получить образование в метрополии (Великобритании). Пример из отечественной истории — советские армяне: время СССР вышло, и армяне немедленно восстановили в Армении моноэтничность и монокадровость, хотя элементы прокультуративности сохранились. (Скорее всего, для сохранения своего участия в глобальных процессах на новом этапе армяне будут пытаться воспользоваться несколькими большими культурами — русской, англо-американской и частично французской.)

Прокультурация — вписывание малой (более слабой) культуры в рамочную, как правило, культуру-доминанту данного СК образования. Рамочные культуры (такие, как русская, англосаксонская, арабская, ханьская, ряд других) назовем прокультурантами; культуры, подвергаемые прокультурации (входящие в пространство другой культуры), — инкультурантами. Такие отношения могут носить культурно-вассальный характер. В ситуации, когда наблюдается действие комплементарной культуры-доминанты, ассимиляция (т.е. разотождествление до потери национального самосознания) инкультурационной культуре не грозит.

В чем различие аккультурации и прокультурации? Аккультурант включается в лоно другой культуры, дополняя свой первичный культурный потенциал новым, инкультурант вписывается в более емкое и явно доминирующее пространство новой культуры. Билингв всегда либо инкультурант, либо аккультурант (при этом инкультурант использует «родной» язык исключительно как средство бытового общения, в то время как аккультурант может — и с удовольствие это делает — мыслить, работать, творить на обоих языках). Если доступ к знаниям, богатству и абсолютным смыслам лежит вне национальной культуры, происходит полная прокультурация; если задействованы один-два канала — частичная. Аккультурация означает равенство обеих культур. Выход в большую науку и международный бизнес возможен только через пространство английского языка и принятие определенных культурных норм. В этом смысле бизнес-элиты многих стран мира добровольно прокультурационны англо-саксонской деловой культуре — так же, как мусульманские теологические элиты прокультурационны арабской культуре и языку Пророка и Писания, а значит, языку богослужения. Индия выпестовала свою элиту в прокультурационном режиме, который она в чем-то сохранила, даже избавившись от британской колониальной зависимости.

Резервация — консервирование социокультурных различий с исключением внутри данного образования таких процессов, как развитие, эволюция и им подобных. Резервационная модель (а) не предполагает трансляции собственных стандартов; (б) выход «в свет» членов резервации заканчивается их ассимиляцией и не обратим по причине отношения общины к ним как к предателям, а также страха общины перед «вирусом» любых новаций, с одной стороны, а с другой — в силу абсолютности принятия и перехода на новые стандарты; (в) собственно есть пауза на пути к ассимиляции, обманчивый механизм замедления времени; (г) как правило, имеет место на слабо освоенных, малозаселенных территориях пионерного освоения (для России это Север, Кавказ и ряд других горных районов, например Алтай; для Северной Америки — Север, Аляска и срединные штаты; для Китая — Тибет и труднодоступные районы Восточного Туркестана).

Все три последние формы ск-переработки — аккультурация, прокультурация и резервация — могут в конечном итоге вести к ассимиляции; в этом случае они, по сути, являются формой «отложенной» ассимиляции, своего рода ассимиляционной паузой. В отношении аккультурации и прокультурации это не обязательное правило, более того, и аккультурация для диаспоральных образований (анклавов), и прокультурация для малых народов — это всегда шанс самосохранения, который они в состоянии реализовать. Прокультурация и аккультурация — это доступ к дополнительным ресурсам развития и для культуры-доминанты (за счет увеличения в своем составе различного, другого, увеличения гетерогенности), и для культуры-субдоминанты (культуры-«вассала», получающей дополнительные ресурсы для самосохранения, а затем — развития в новых условиях). У таких культур разная судьба: одна у украинской или тюркской (субдоминантные культуры), другая — у вепсов, зырян или ногайцев.

Неокультурация — способ генерирования новой культурной общности, «нового народа», в составе того или иного СК образования. Часто это вынужденная политика цивилизации, учитывающая ландшафтные, климатические и иные условия отдаленных территорий, диктующих иной, непривычный тип хозяйственного освоения. Яркие тому примеры — казачество и новороссийский субэтнос в Российской империи или американская и австралийская нация в западной цивилизации. Новая культурная общность вырабатывает специфические формы хозяйствования, собственный говор (диалект); у него, как правило, лучше ситуация с вольницей и выше показатели детородности, а значит, естественного прироста (например, в 1891–1900 гг. в Новороссии — 20,6%, в украинской ее части — 24,7%, на Северном Кавказе — 19%, в России — 13,9%, в Империи в целом — 14,5%). Новая культурная общность может иметь собственную государственность (и этот механизм Западная цивилизация использовала в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии) или слиться на следующем этапе освоения с остальным населением. Неокультурация позволяет закреплять колонизируемое пространство за социокультурной системой (те же западные примеры). Советский народ — яркий пример масштабной и впечатляющей попытки неокультурации. Реальность этого народа проявилась в конкретных освоенческих проектах XX века.

Метисация (термин предложен Львом Гумилевым) — переходная форма, нестойкая, существует до тех пор, пока осуществляется пополнение временного («буферного») сообщества новыми метисами. Характеризуется смешением традиций этносов, культур исхода, рас и социокультурных форм, порожденных новой ситуацией, памятью о предках и новыми смутными образами. Потомство таких экзогамных браков либо ассимилируется в третьем-четвертом поколениях (причем в большинстве случаев выбор осуществляется в пользу культуры-доминанты, но в части случаев возможно и предпочтение вассальной культуры), либо распадается на отцовскую и материнскую линии. После прохождения процедур аккультурации и/или прокультурации «принятие решения» о метисации не представляет моральной проблемы. Расово-метисное население имеет отношение к генезису цивилизации, свидетельствуя о раннем этапе ее формирования, часто это антропологическая основа нового социокультурного образования (современные примеры — Латинская Америка, особенно Карибы; исторические — удельная Русь, Арабский халифат и Индия в череде контактов с кочевниками-монголоидами, в доисторические времена — приход ариев на полуостров Индостан и др.).

Аннигиляция (ск-аннигиляция) — взаимоуничтожение сообществ, в результате которого высвобождается энергия, порождающая новый этнос. Данный тип Л. Гумилев считал главным двигателем этногенеза. Аннигиляция отличается от неокультурации тем, что последняя генерируется в структуре («теле») определенного эволюционирующего социокультурного образования и не приводит к уничтожению «родительской» культуры.

[С. Градировский, Т. Лопухина]
О Русском АрхипелагеКонтактыПоискКарта сайтаПроектыПодпискаАвторы

Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2006 Русский архипелаг. Все права защищены.