Версия для печати

Ремиттанс

Ремиттанс (от англ. remittance — дословно: денежный перевод) — заработанные иммигрантами деньги, поступающие в страны исхода. Поскольку назначение таких денежных переводов, как правило, оказание помощи родным и близким иммигранта, наиболее сентиментально настроенные эксперты называют ремиттанс «человеческим лицом глобализации».

По данным МВФ, в 2004 году формальный глобальный ремиттанс составил $90,8 млрд., из которых $79,5 млрд. пришлись на долю развивающихся стран. При этом специалисты МВФ отмечают высокую степень недоучета денежных операций иммигрантов, обусловленную, во-первых, отсутствием единых требований к учету иммигрантского ремиттанса, а во-вторых, тем, что значительная часть потока международных денежных переводов выведена в неформальную плоскость. Оценки же реального глобального рынка ремиттанса в 2004 году колеблются в пределах от $200 до $300 млрд.

Недоучет является одной из основных проблем исследования глобального рынка ремиттанса. Так, Inter-American Development Bank отмечает серьезные расхождения в оценках объемов ремиттанса, приводимых международными финансовыми учреждениями (такими, как Всемирный банк и МВФ) и национальными центробанками: данные последних всегда выше, причем весьма существенно. Например, по данным Всемирного банка, объем ремиттанса на Филиппины в 2002 году составил менее $2 млрд., а Центробанк этой страны рапортовал о переводе в страну из-за рубежа более $6 млрд.

Проблема практического характера, на которую обращают особое внимание эксперты МВФ, — это высокие издержки процесса перевода денег гастарбайтеров на родину (к примеру, по данным Всемирного банка, оплата переводов из США в страны Центральной и Южной Америки составляет от 13% до 20% от суммы переводов, а порой и выше). Правительства как стран, откуда переводятся деньги, так и стран, куда они направляются, «должны снять барьеры на пути этих финансовых потоков, которые являются источником благополучия семей и экономического роста стран Третьего мира», — отмечают специалисты МВФ. Высокие издержки и недоверие к государствам со стороны частных лиц, между государствами и отчасти к международной банковской системе заставляют людей искать неформальные пути перевода денег. Правительства относятся к таким способам перевода с подозрением, полагая, что они могут быть использованы для отмывания средств, нажитых незаконным путем, а также для финансирования терроризма и разного рода нелегальной деятельности (нарко- и работорговли, подпольной торговли оружием). В МВФ считают, что к регулированию неформального потока ремиттанса «надо подходить с осторожностью и усиливать контроль так, чтобы перевод денег не прекратился либо не ушел в глубокое подполье».

При этом одним из главных направлений совершенствования системы международных денежных переводов является сокращение числа посредников, влекущее снижение издержек. В целом же, правительства и банки старательно учатся наращивать капитализацию как на иммиграции, так и на эмиграции путем расширения и укрепления финансовых связей между членами диаспор и их семьями и другими родственниками, остающимися на родине. Для отправителей и получателей ремиттанса подобное развитие связей означает прямое и весьма существенное снижение издержек.

Основные каналы, используемые иммигрантами для перевода денег за рубеж, — это банки и кредитные союзы, большие и малые специализированные компании (такие, как MoneyGram или Western Union; на счет последнего относят до 1/4 глобального рынка ремиттанса), почтовые переводы (например, у почтовой службы США есть собственная система переводов за рубеж — Dinero Seguro, а в Европе на базе национальных почтовых служб действует аналогичная система Euro-Giro, с помощью которой можно отправить деньги в 30 стран мира, включая Китай, Израиль и Бразилию), непосредственная «ручная» доставка разнообразными курьерами и с неформальной «оказией», а также через неформальных посредников или доверенных лиц, когда в реальности перевод денег не имеет места ни физически, ни в электронном виде (неформальное посредничество особенно распространено в Азии, в частности в Пакистане и Бангладеш, где оно носит название hawala).

Глобальный поток ремиттанса распределен следующим образом (2002 г.):

 

Доля мирового потока ремиттанса

Латинская Америка и страны Карибского бассейна

30%

Южная Азия

20%

Средний Восток и Северная Африка

18%

Восточная Азия и Тихоокеанский регион

14%

Европа и Центральная Азия

13%

Южная Африка

5%

При этом в каждом регионе есть лишь один-два лидера, принимающих основную долю ремиттанса. Так, на Индию — самого крупного в мире получателя индивидуальных денежных переводов — приходится 73% от общего объема ремиттанса в Южную Азию, Мексика принимает 34% потока в Латинскую Америку, а Филиппины — 43% всех поступлений в Восточную Азию и Тихоокеанский регион.

Ремиттанс — крупнейший (в ряде случаев ключевой) источник финансирования развивающихся стран: суммарно денежные переводы гастарбайтеров нередко превышают объемы иностранных инвестиций, гуманитарной помощи и поступлений от экспорта, вместе взятых. Например, в 2003 году объем ремиттанса в Индию в 18 раз превысил объемы иностранной помощи этой стране, а ремиттанс в Бразилию оказался больше иностранной помощи в 10 раз. Кроме того, поток ремиттанса более стабилен по сравнению с доходами от внешней торговли, которые могут колебаться весьма существенно, и гораздо надежнее иностранной помощи, которая в любой момент может прекратиться / не возобновиться по тем или иным причинам.

Долгое время ремиттанс принято было рассматривать как непосредственный аналог прямых (частных) иностранных инвестиций, однако последние исследования МВФ заставляют думать, что ремиттанс носит скорее компенсационный, а отнюдь не инвестиционный характер, что определяется альтруистической мотивацией формирования потоков денежных переводов иммигрантов. В любом случае очевидно, что стабильный ремиттанс способствует возникновению устойчивой финансовой зависимости страны-получателя от страны-отправителя (которая является оборотной стороной зависимости стран-реципиентов иммиграции от стран-поставщиков иммигрантского труда). Тем не менее, эксперты по-прежнему склонны полагать, что ремиттанс предпочтительнее правительственной помощи (и потому более выгоден налогоплательщикам стран-отправителей), поскольку это прямой и, следовательно, более эффективный канал помощи развивающемуся миру.

Всемирный банк со ссылкой на данные МВФ приводит рейтинг 20-ти развивающихся стран — основных получателей ремиттанса (2001 г.):

 

Объем ремиттанса,
млрд. US$

Индия

10,0

Мексика

9,9

Филиппины

6,4

Марокко

3,3

Египет

2,9

Турция

2,8

Ливан

2,3

Бангладеш

2,1

Иордания

2,0

Доминиканская Республика

2,0

Сальвадор

1,9

Колумбия

1,8

Республика Йемен

1,5

Пакистан

1,5

Бразилия

1,5

Эквадор

1,4

ФР Югославия

1,4

Таиланд

1,3

Китай

1,2

Шри-Ланка

1,1

Абсолютным лидером среди стран-отправителей являются США: так, в 2001 году только в страны Латинской Америки и Карибского бассейна из Штатов было переведено $23 млрд., в 2002 году — $30 млрд. Среди других ведущих стран-отправителей — Саудовская Аравия (до середины 1990-х гг. она возглавляла список, будучи самым крупным отправителем, а ныне продолжает лидировать по размерам среднего индивидуального перевода), Германия, Бельгия и Швейцария.

Рынок ремиттанса на постсоветском пространстве и, в частности, в России остается, к сожалению, практически не изученным — при том, что РФ является как крупным отправителем, так и получателем иммигрантского ремиттанса.

По мнению авторитетного издания РБК, ремиттанс из России составляет около $12 миллиардов в год. Можно усомниться в этой оценке: по экспертным данным, иностранные работники высылают домой из РФ в среднем по $80 в месяц, т.е. $960 в год; следовательно, чтобы получить сумму в $12 млрд., в стране должно находиться более 12 млн. гастарбайтеров. Однако большинство российских экспертов не согласны с такой оценкой, считая реальной примерно 5 млн. гастарбайтеров. На чуть большую сумму указывают эксперты Международной организации труда: так, по их мнению, мигрант, приехавший в РФ из СНГ, пересылает на родину около 100 долларов в месяц. (При этом 66% мигрантов $100 ремиттанса позволяют обеспечить свои семьи более чем наполовину, а месячный заработок среднего мигранта в РФ составляет около $180.) Таким образом, максимальный объем ремиттанса из России может составлять $6 млрд. в год.

По некоторым данным, переводы рабочих-мигрантов из России в Грузию достигают 25% ВВП кавказской страны; для Молдавии этот показатель еще выше — 30%.

[С. Градировский, Т. Лопухина]
О Русском АрхипелагеКонтактыПоискКарта сайтаПроектыПодпискаАвторы

Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2006 Русский архипелаг. Все права защищены.