Главная ?> Повестка дня ?> Президентская повестка 2000-х ?> Повестка 2005-10: Натурализационная политика: преодолевая страх ?> Политика иммиграции и натурализации в России: состояние дел и направления развития ?> Кого и как брать? инженерно-технологические решения в области проведения иммиграционно-натурализационной политики
Версия для печати

Кого и как брать? инженерно-технологические решения в области проведения иммиграционно-натурализационной политики

Часть 3.3. доклада "Политика иммиграции и натурализации в России: состояние дел и направления развития"

1. Основная проблема современной миграционной политики России — это отсутствие простой и прозрачной системы легальной иммиграции в страну. Действующее в Российской Федерации законодательство не рассчитано на привлечение в Россию иммигрантов в силу того, что создавалось совершенно под другие цели: сдерживание иммиграционного притока и противодействие незаконной миграции. Предлагаемые схемы (механизмы) построения иммиграционно-натурализационных каналов являются частью инженерно-технологических решений, которые могут быть использованы для разработки новой иммиграционной политики Российской Федерации по аналогии с системами, действующими в странах Европы, США и Канады.

Здесь мы рассматриваем семь иммиграционно-натурализационных каналов:

— Амнистия (гражданская амнистия)
— Репатриация соотечественников
— Воссоединение семей
— Учебная иммиграция
— Экономическая иммиграция
— Иммиграция беженцев и вынужденных переселенцев
— Армейская (служивая) иммиграция

Для каждого канала натурализации определяются категории лиц, в отношении которых выстраивается система преференций, определяются необходимые цензы, квоты и санкции. Цензы отсекают лиц с нежелательными характеристиками, преференции — рейтингуют (создают очередность) внутри конкретного канала и приводятся в действие, если количество заявок превышает установленную квоту.

Кроме того, для каждой категории лиц разрабатывается траектория движения по статусам, то есть определяется, какие правовые статусы и при каких условиях предоставляются.

Все каналы действуют параллельно и одновременно. Для обеспечения их функционирования необходимо также учитывать систему разделения полномочий на трех уровнях — федеральном, субъекта федерации, муниципальном.

2. Прежде всего необходимо определить, чем же иммигрант отличается от гражданина в плане прав и обязанностей. Отличия эти оказываются весьма значительными в зависимости от правового статуса иммигранта.
В таблице 3.3.1 перечислены основные права и обязанности иммигрантов с различными правовыми статусами по сравнению с гражданами РФ. Курсивом в таблице выделены предлагаемые изменения существующих норм.

Таблица 3.3.1
Гражданские и социальные права иммигрантов и граждан

Пройти путь от регистрации по месту пребывания до гражданства иммигрант может несколькими путями (следуя разным траекториям).

Мы выделяем шесть видов траекторий. В таблице 3.3.2 для справки приведена базовая траектория в соответствии с существующим законодатель-
ством.

Предполагается, что первоначальный статус (разрешение на временное проживание, вид на жительство, гражданство) лицо может получить до въезда в страну. В этом случае при получении РВП[1] или ВНЖ лицу выдается специальный документ (например, удостоверение иммигранта), на основании которого по прибытии в РФ он оформляет документ, удостоверяющий его статус.

Таблица 3.3.2
Правовые статусы и их нормативное описание. Траектории движения по правовым статусам

3. Траектория движения иммигранта по правовым статусам (порядок и условия их получения) зависит от того, к какой категории какого канала относится иммигрант. Надо отметить, что «гражданская амнистия», строго говоря, каналом не является, но рассматривается нами в логике канала как разовая гуманитарная акция, расчищающая правовое поле для реализации рассматриваемых далее программ иммиграции и натурализации.

Необходимо также особо сказать об «элитной иммиграции», под которой мы понимаем узкий (возможно, всего несколько сотен человек), но чрезвычайно важный для страны слой иммигрантов, возможность привлечения которых влияет на развитие экономики, науки, культуры и не в последнюю очередь — на международный имидж страны. Элитная прослойка существует в каждом канале, а ее малочисленность позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому иммигранту. Отметим, что Законом о гражданстве предусматривается некоторое смягчение порядка получения гражданства при «наличии у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладании лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации»[2]. Но, поскольку получение гражданства для этой категории иммигрантов, как правило, не является целью, для успешной деятельности им достаточно вида на жительство, процедура предоставления которого должна быть максимально упрощенной.

Таблица 3.3.3
Категории иммигрантов

Следующая серия таблиц подробно описывает нормативный инструментарий иммиграционно-натурализационных инфраструктур.

Таблица 3.3.3а
Гражданская амнистия. Иммиграционно-натурализационные инфраструктуры. Нормативный инструментарий

Под гражданской амнистией мы понимаем предоставление правового статуса лицу, незаконно находящемуся на территории страны[3].

Амнистия является разовой гуманитарной акцией, расчищающей правовое поле России для реализации рассматриваемых далее программ иммиграции и натурализации.

Амнистия регулируется исключительно цензами, но не квотами. В качестве временного барьера взято событие 1 июля 2002 года, когда вступил в силу закон «О гражданстве».

Категории

Преференции

Цензы

Квоты

Санкции

Траектория

Граждане бывшего СССР

 

Оседлости: до 1 июля 2002 г.

 

Нет

 

 

I

Лица, переселенные на территорию СССР и проживающие на территории РФ (к примеру, афганцы, вьетнамцы, корейцы, др.)

 

Оседлости >12 лет

Нет

 

 

I

Граждане СНГ

 

Языковой

Оседлости: до 1 июля 2002 г.

Правоохранительный Возрастной

Имущественный

Нет

 

 

III

Граждане стран дальнего зарубежья

 

Языковой

Правоохранительный

Возрастной

Имущественный

(ценз оседлости см. в траекториях)

Нет

 

 

III (оседлость >5)

 

IV (оседлость от 3 до 5 лет)

 

Таблица 3.3.3б
Репатриация. Иммиграционно-натурализационные инфраструктуры. Нормативный инструментарий

Право на репатриацию признается за: (1) гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами страны, и (2) иностранными гражданами (ИГ), относящимися к представителям титульных народов РФ и удовлетворяющими определенным условиям. Список титульных народов определяется нормативным актом (к примеру, постановлением правительства РФ).

Категории

Преференции

Цензы

Квоты

Санкции

Траектория

Гражданин РФ

 

 

Нет

 

 

ИГ, родившийся на территории РФ либо проживший на территории РФ постоянно не менее 10 лет

— количество детей;

— уровень квалификации;

— научная степень;

— возраст

 

Есть

 

II

 

ИГ, имеющий хотя бы одного из родителей, относящегося к представителям титульных народов РФ

 

Есть

 

III

Таблица 3.3.3в
Воссоединение семей. Иммиграционно-натурализационные инфраструктуры. Нормативный инструментарий

Членами семьи, имеющими право на воссоединение, считаются супруги, дети, родители и другие члены семьи (перечень степеней родства определяется нормативным актом).

Лицами, имеющими право принимать членов семьи для воссоединения, считаются: (1) граждане РФ и (2) иностранные граждане, имеющие в РФ вид на жительство и пребывающие в этом статусе не менее 5 лет (ИГ—ВНЖ).

Категории

Преференции

Цензы

Квоты

Санкции

Траектория

ИГ, супруг гражданина РФ

 

Стаж брака 3 года

или наличие ребенка

Нет

Теряет статус ВНЖ при разводе до 3 лет.

I

(При стаже брака до 3 лет и при отсутствии ребенка имеет только статус ВНЖ)

ИГ, ребенок гражданина РФ

 

До 18 лет

Нет

 

Совместно с родителем — гражданином РФ

ИГ, ребенок гражданина РФ

 

Старше 18 лет

Нет

 

II

Родители гражданина РФ или ИГ-ВНЖ

— отсутствие других кормильцев;

— возраст

 

Только на федер. уровне

 

IV

ИГ, супруга ИГ-ВНЖ

 

Стаж брака — 5 лет

или

наличие ребенка

Нет

Теряет статус ВНЖ при разводе до 5 лет.

 

IV

(Если ИГ получает гражданство, супруг переходит на траекторию I)

ИГ, ребенок ИГ-ВНЖ

 

До 18 лет

Нет

 

По родителю — гражданину РФ

ИГ, ребенок ИГ-ВНЖ

— высокая квалификация;

— возраст

— наличие детей

Старше 18 лет

Только на федер. уровне

 

IV

(Если ИГ получает гражданство, ребенок переходит на траекторию II)

Другие родственники гражданина РФ или ИГ-ВНЖ

— степень родства;

— наличие детей

 

Возраст

Имущественный

Квалификационный

 

Только на федер. уровне

 

V

Таблица 3.3.3г
Учебная иммиграция. Иммиграционно-натурализационные инфраструктуры. Нормативный инструментарий

Канал предназначен для иностранных граждан, получающих образование в России. Предполагается введение квоты на бюджетные места для ИГ, но не на натурализацию.

Категории

Преференции

Цензы

Квоты

Санкции

Траектория

Окончившие российский вуз или ССУЗ,
Окончившие/поступившие в аспирантуру, ординатуру, докторантуру и получивших ученую степень (защитивших диссертацию) в российских вузах и НИИ

 

Возраст

Нет

 

См. примечание

Поступившие на учебу в российский вуз или ССУЗ

 

Возраст

 

Нет

Потеря статуса при отчислении

См. примечание

Получившие среднее (общее или профессиональное) образование в РФ

 

Возраст

 

Нет

 

II

Таблица 3.3.3д
Экономическая иммиграция. Иммиграционно-натурализационные инфраструктуры. Нормативный инструментарий

В качестве метода отбора иммигрантов, приезжающих в Россию по экономической программе, предлагается использовать балльную систему (аналогичную канадской, адаптированной к российским условиям). Пример возможной системы начисления баллов приведен в таблице 3.3.4.

Категории

Преференции

Цензы

Квоты

Санкции

Траектория

Низко— и неквалифицированный труд

Определяются по количеству баллов

Возраст

Минимально необходимое кол-во баллов (МНКБ)

Есть

Лишение текущего статуса

при отсутствии работы более 6 мес.

V

Средней квалификации

Определяются по количеству баллов

Имущественный

Квалификационный

Возраст

МНКБ

Есть

Лишение текущего статуса

при отсутствии работы более 6 мес.

IV

Высоко-квалифицированный

 

Квалификационный

Нет

 

III

Предприниматели

Определяются по количеству баллов

Имущественный

МНКБ

Только на регион. уровне

Лишение текущего статуса

при отсутствии «своего дела» или работы более 6 мес.

III

Инвесторы

 

Имущественный

Работающая в российской экономике сумма инвестиции

Нет

 

III

 

Таблица 3.3.3е
Беженцы и вынужденные переселенцы. Иммиграционно-натурализационные инфраструктуры. Нормативный инструментарий

Вынужденный переселенец — гражданин РФ, покинувший место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Беженец — лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Категории

Преференции

Цензы

Квоты

Санкции

Траектория

Вынужденные переселенцы

 

 

Нет

 

 

Беженцы

— этнокультурная принадлежность;

— наличие детей

Есть

 

См. примечание

Таблица 3.3.3ж
Армейская (служивая) иммиграция. Иммиграционно-натурализационные инфраструктуры. Нормативный инструментарий

Канал предназначен для иностранных граждан, проходящих службу на контрактной основе в Вооруженных силах РФ. Предполагается введение квоты на службу, но не на натурализацию.

Категории

Преференции

Цензы

Квоты

Санкции

Траектория

Отслужившие по контракту

 

Срок службы не менее 3 лет

Нет

 

I

Заключившие контракт

 

Срок контракта не менее 3 лет

Нет

Теряет статус при расторжении контракта

до истечения 3-х лет

III

4. Для экономической иммиграции целесообразно использовать канадскую бальную систему. Отметим, что применение такой системы целесообразно только к долгосрочному иммигранту, ориентирующемуся на пребывание в стране не менее года. В таблице 3.3.4 приведен пример системы начисления баллов.

Таблица 3.3.4
Система начисления баллов для отбора экономических иммигрантов

5. Теперь мы можем еще раз посмотреть на политические и социальные права отдельных категорий иммигрантов с точки зрения задействованных каналов. Курсивом в таблице выделены предлагаемые изменения существующих норм.

Таблица 3.3.5
Права иммигрантов относительно иммиграционно-натурализационных каналов

6. Прежде чем описывать организационную инфраструктуру иммиграционно-натурализационных каналов, необходимо определить институты, которые могут быть задействованы в обслуживании канала, и механизмы, необходимые для его функционирования.

Таблица 3.3.6
Институты и механизмы рекрутинга и социокультурной переработки

За пределами страны

Институты

Механизмы

МИД (посольства, консульства)

ФМС (зарубежные представительства)

Рекрутинговые агентства

Образовательные учреждения, нацеленные на работу с иностранными студентами

Центры русской культуры

Организации соотечественников

Правозащитные организации

Инфраструктура Росзарубежцентра

Структуры государств-доноров, ориентирующихся на обучение и трудоустройство своих граждан за рубежом

Региональные центры международного сотрудничества в области образования (Российский совет академической мобильности — РОСАМ)

Ярмарки вакансий

Ярмарки образовательных услуг

Выездные приемные комиссии (для получения образования в РФ)

Различные элементы системы набора иностранных студентов на учебу в российские вузы

Информационные кампании (к примеру, «В Россию за знаниями»)

«Вербовочные» мероприятия Минобороны

PR-программы иммиграционной привлекательности России

Двусторонние межгосударственные договоры в сфере миграции (рынков труда, образования)

 

На территории страны

Институты

Механизмы

Центры трудовой миграции

Центры социальной адаптации

Центры русского языка

Тьюторские центры

Деканаты по работе с иностранными студентами российских вузов

НПО (творческие союзы, женские организации, молодежные организации)

Партии

Профсоюзы

Религиозные организации

Армия (подразделения по работе с контрактниками)

Службы занятости / биржи труда

Организации различных форм собственности (коммерческие, ГУП и т.п.), способные реализовать программы по интеграции и натурализации

Телевидение (СМИ)

Тест «Русский как второй язык»

Краткий курс гражданских прав и обязанностей

Система образовательного кредита

Летние образовательные школы и курсы

Олимпиады, конкурсы, соревнования

Информационные кампании

PR-программы поощрения смешанных семей*

PR-программы взаимной толерантности

Курсы переподготовки и повышения квалификации

Программы, ориентированные на адаптацию и социализацию детей мигрантов

Телевизионные сериалы

Социальная реклама

* Уровень смешанных семей — признанный показатель эффективности и масштабов ассимиляции.

7. Иммиграционно-натурализационный канал состоит из нескольких частей (этапов), которые проходит иммигрант. В следующей серии таблиц отражена внутренняя структура канала и механизм его действия в отношении разных категорий иммигрантов.

При интеграции и натурализации ко всем категориям иммигрантов применяется «базовый набор» механизмов, который дополняется специфическими механизмами для данной категории. В «Базовый набор» входят: тест «Русский как второй язык», краткий курс гражданских прав и обязанностей, PR-программы взаимной толерантности. В настоящее время знание русского языка требуется только при получении гражданства и должно быть подтверждено документально (а не экзаменом) — аттестат, свидетельство об окончании курсов и т. п. В будущем целесообразно вводить сдачу экзамена по русскому языку для получения вида на жительство (начальное знание языка) и гражданства (хорошее владение языком). Также целесообразно введение экзамена по курсу «Основные гражданские права и обязанности» (только для получения гражданства). Особого обсуждения требует вопрос, за чей счет иммигранты сдают экзамены.

При получении целевого кредита на обустройство гарантом выступает государство, так как при переезде у иммигранта может не оказаться других поручителей на территории страны (в отношении оговоренных категорий).

Таблица 3.3.7а
Организационная инфраструктура при проведении гражданской амнистии

Гражданская амнистия

Вовлечение

Обустройство

Интеграция и натурализация

(механизмы // институты)

Необходима информационная кампания

Задействовать посольства (представительства) тех стран, чьи граждане попадают под амнистию

//

МВД, МРР, Минздрав,
правозащитные организации, землячества, диаспоры

В соответствии с полученным статусом

«Базовый набор»

//

Центры трудовой миграции, профсоюзы, женские организации, молодежные организации

Кроме прочего, амнистия позволяет дать оценку действительного количества нелегальных иммигрантов, находящихся в стране.

Проблемой может стать кадровое и организационное обеспечение: не ясно, в состоянии ли будет существующая инфраструктура паспортных столов справиться с наплывом легализующихся.

Следующая серия таблиц описывает организационные инфраструктуры отдельных иммиграционно-натурализационных каналов.

Таблица 3.3.7б
Репатриация соотечественников. Организационная инфраструктура канала

Рекрутинг

(действия
// институты)

Трансферт

Обустройство

Интеграция и натурализация

(механизмы // институты)

Жилье

Занятость

Социальный пакет

Широкая информационная кампания

//

Посольства / консульства / представительства РФ за рубежом, правозащитные организации, организации соотечественников

За счет репатрианта

Не предоставляется

Не предоставляется

Возможность получения целевого кредита на обустройство

«Базовый набор» + система образовательных кредитов

//

Центры социальной адаптации

Центры русского языка

Религиозные организации

Профсоюзы

Общественно-политические движения и организации

Таблица 3.3.7в
Воссоединение семей. Организационная инфраструктура канала

Рекрутинг

(действия
// институты)

Трансферт

Обустройство

Интеграция и натурализация

(механизмы // институты)

Жилье

Занятость

Социальный пакет

Не нуждается

За счет иммигранта (семьи)

Не предоставляется

Не предоставляется

В соответствии

с полученным статусом

«Базовый набор»

//

Семья

Центры социальной адаптации

Центры русского языка

Таблица 3.3.7г
Учебная иммиграция. Организационная инфраструктура канала

Категории учебной иммиграции: 1 — поступившие, 2 — окончившие

 

Рекрутинг

(действия
// институты)

Трансферт

Обустройство

Интеграция и натурализация

(механизмы // институты)

Жилье

Занятость

Социальный пакет

1

Широкая информационная кампания

//

Совместная стратегия вузов, Минобраза, ФМС, бизнеса

За счет иммигранта

Предоставляется общежитие на время учебы

Дается разрешение на работу*

Медицинское обслуживание

«Базовый набор» +

система образовательных кредитов

Летние образовательные школы и курсы

Олимпиады, конкурсы, соревнования

PR-программы поощрения смешанных семей

//

Образовательные учреждения

Тьюторские центры**

Молодежные организации, в т.ч. молодежные отделения партий и массовых движений

Творческие союзы

2

За счет государства в случае добровольного переселения в указанное место

Не предоставляется

Не предоставляется

В соответствии с полученным статусом

Возможность получения целевого кредита на обустройство


* Возможность работы не более 10 часов в неделю (1/4 ставки) и выполнение разовой работы — в течение учебного года, работа на полную ставку — в каникулы.
** Обеспечивающие проектирование карьеры.

Таблица 3.3.7д
Экономическая иммиграция. Организационная инфраструктура канала

Рекрутинг

(действия
// институты)

Трансферт

Обустройство

Интеграция и натурализация

(механизмы // институты)

Жилье

Занятость

Социальный пакет

Широкая информационная кампания, рекрутинговые кампании

//

Специализированные национальные агентства стран-доноров

Совместные структуры, создаваемые по межправительственным договоренностями

Рекрутинговые агентства со стороны бизнеса

За счет иммигранта

Не предоставляется

Дается разрешение на работу

Возможность получения целевого кредита на открытие своего дела

В соответствии с полученным статусом

«Базовый набор» +

система образовательных кредитов (для переподготовки и повышения квалификации)

PR-программы поощрения смешанных семей

//

Центры трудовой миграции

Центры социальной адаптации

Центры русского языка

Профсоюзы

Образовательные учреждения (переподготовка и повышение квалификации)

Таблица 3.3.7е
Беженцы и вынужденные переселенцы. Организационная инфраструктура канала

Рекрутинг

(действия
// институты)

Трансферт

Обустройство

Интеграция и натурализация

(механизмы // институты)

Жилье

Занятость

Социальный пакет

Нет оснований

За счет иммигранта

Предоставляется временное жилье

Не предоставляется

В соответствии с полученным статусом.

 

Возможность получения целевого кредита на обустройство

 

«Базовый набор»

 

//

Правозащитные организации, фонды

Центры трудовой миграции

Центры социальной адаптации

Центры русского языка

 

Таблица 3.3.7ж
Армейская (служивая) иммиграция. Организационная инфраструктура канала

Категории армейской иммиграции: 1 — заключившие контракт, 2 — отслужившие по контракту.

 

Рекрутинг

(действия
// институты)

Трансферт

Обустройство

Интеграция и натурализация

(механизмы // институты)

Жилье

Занятость

Социальный пакет

1

Рекрутинговые кампании

//

МИД, Минобороны

За счет государства

 

Предоставляется

Армейское довольствие

«Базовый набор»

//

Армия (управление / отдел по работе с контрактниками)

2

За счет государства в случае добровольного переселения в указанное место

Не предоставляется

Не предоставляется

Возможность получения целевого кредита на обустройство

Система образовательных кредитов (для переподготовки и повышения квалификации)

PR-программы поощрения смешанных семей

//

Центры трудовой миграции

Центры социальной адаптации

Образовательные учреждения

8. Информационное и PR-сопровождение иммиграционно-натурализационной кампании. PR-программы взаимной толерантности и иммиграционной привлекательности страны.

Основные показатели:

  • позиция России в рейтинге миграционной привлекательности в странах-донорах;
  • количественные показатели использования механизмов рекрутинга;
  • уровень толерантности с разбивкой по регионам страны;
  • количество преступлений, направленных против мигрантов;
  • количество преступлений, совершенных мигрантами.

9. Система исполнения, индикаторы оценки и мониторинг.

Мониторинг работы каналов осуществляется на основе пакета документов, определяющих его порядок, исполнителей, формы отчетности и т. д. Разработка системы мониторинга выходит за рамки данной работы, поэтому отметим лишь ключевые принципы:

  • привлечение к мониторингу правозащитных, общественных организаций; сотрудничество с международными организациями, в первую очередь МОМ и МОТ;
  • привлечение к проведению мониторинга бизнес-структур, особенно в сфере экономической и элитной иммиграции;
  • использование как бюджетных, так и внебюджетных средств.

Для проведения мониторинга необходима система показателей и индикаторов оценки. Перечислим наиболее важные из них.

Показатели по каждому из каналов определяются как соотношение планируемых показателей и реальной иммиграции по следующим позициям:

  • соответствие принятым квотам
  • количество прибывших с разбивкой по полученным статусам
  • половозрастной состав иммигрантов
  • образовательный уровень
  • квалификационный уровень
  • количественные показатели использования механизмов социокультурной переработки

Индикаторы работы канала:

  • степень адаптации:
    —   наличие жилья
    —   социальная связность
    —   уровень безработицы среди иммигрантов
    —   наличие семьи и детей
  • степень интеграции:
    — уровень знания русского языка
    — соответствие работы / должности имеющимся квалификациям
    — число смешанных браков
    — суммарный коэффициент рождаемости
    — посещение детьми дошкольных учреждений, школы
    — количество полученных образовательных кредитов
    — реализация защиты своих прав в суде
  • степень натурализации:
    — получение гражданства иммигрантом       
    — получение гражданства детьми иммигрантов
    — участие в общественных и политических организациях
    — участие в выборах и референдумах (для имеющих вид на жительство)
    — получение очередного (более высокого) правового статуса.


[1] По действующему законодательству, получение РВП квотируется; лицо, получившее РВП, может проживать и работать только в указанном субъекте РФ.

[2] Закон о гражданстве Российской Федерации, ст. 13, п.2.

[3] Отдельного обсуждения требует вопрос т. н. трудовой амнистии, применяемой к иностранным гражданам, законно находящимся на территории РФ и осуществляющим трудовую деятельность без имеющегося на то разрешения.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.