Версия для печати

Мониторинг Стратегии и контроль за ее реализацией

IX часть Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации

В рамках разработанной Стратегии планируется создание системы федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей.

 Задачи мониторинга:

  • оценка уровня социально-экономического развития регионов, муниципальных образований, в зависимости от их функции в пространственной организации страны. Введение системы статистики для городских округов и городских поселений. Новая система показателей должна позволять проводить оценку инфраструктурных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов в регионах и муниципальных образованиях, выявление формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса (в том числе формирования конкурентоспособных экономических кластеров) и осуществления инвестиционных проектов, объективную оценку необходимости федеральной поддержки региона или муниципального образования;
  • оценка деятельности региональных органов власти по проведению социально-экономических, бюджетной и административной реформ, сбор информации и анализ состояния нормативно-правовой базы на региональном и местном уровнях;
  • оценка состояния трудового, демографического и миграционного балансов территорий, развития этно-конфессионального сотрудничества в них.

Система федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей позволит оперативно получать достоверную информацию, характеризующую выполнение графика реализации Стратегии и оценивающую ее эффективность.

Для реализации Стратегии на первом этапе предусматривается формирование соответствующего плана мероприятий и принятие его на уровне Правительства Российской Федерации.

Контроль за реализацией стратегии осуществляется Правительством Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на основании Сетевого плана-графика решения задач и Плана мероприятий.

Основным инструментом реализации Стратегии являются федеральные и ведомственные целевые программы.

Министерство регионального развития Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, заинтересованных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации организует экспертные проверки хода реализации программ и отдельных мероприятий Стратегии. При этом обращается внимание на достижение конечных результатов, выполнение сроков реализации мероприятий, целевое и эффективное использование выделенных средств, привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования. По результатам проверок подготавливаются предложения для внесения в Правительство Российской Федерации о целесообразности продолжения работ и финансирования программ или их прекращения, применения санкций к участникам реализации программ.

Основным видом оперативной отчетности по реализации Стратегии является ежеквартальная статистическая отчетность по определенным формам. Перечень показателей и порядок предоставления отчетности устанавливаются Федеральной службой государственной статистики по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

В качестве основных показателей оценки уровня социально-экономического развития субъектов федерации и муниципальных образований предлагается использовать набор показателей, представленных в Таблице 9.1.1 «Показатели уровня развития территории».

Таблица 9.1.1 Показатели уровня развития территорий

Показатели[i]

Единицы измерения

Уровень использования

Использование в качестве критериев регионального развития страны

Округа, субъекты

Муниципальные образования

 

Качество жизни населения:

Среднедушевые денежные доходы населения[ii]

руб./чел.

 

 

Подсчет коэффициентов вариации, сравнение наиболее богатых и бедных территорий и их групп

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата

руб./чел.

   

Соотношение доходов 20% наиболее и 20% наименее обеспеченного населения

%

 

 

Сравнение наиболее благополучных и неблагополучных территорий и их групп

Уровень безработицы[iii]:

— зарегистрированной

— подсчитанной по методике МОТ

%

   

Подсчет коэффициентов вариации, сравнение наиболее благополучных и неблагополучных территорий и их групп

Коэффициент естественного прироста

%0

   

Сравнение наиболее благополучных и неблагополучных территорий и их групп

Коэффициент миграционного прироста

%0

   

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

год

 

 

Младенческая смертность (число умерших детей до 1 года на 1000 родившихся)

%0

   

 

Уровень развития экономики:

ВРП на душу населения

 

руб./чел.

 

 

Подсчет коэффициентов вариации, сравнение наиболее богатых и бедных территорий и их групп

Промышленное или с.-х. производство на душу населения

руб./чел.

   

Распределение по отраслям экономики/промышленности ВРП и занятости

%

   

Подсчет коэффициента диверсификации, качественная оценка устойчивости и этапа социально-экономического развития

Инвестиции в основной капитал на душу населения

руб./чел.

 

 

Подсчет коэффициентов вариации, сравнение наиболее богатых и бедных территорий и их групп

Уровень износа основных фондов

%

   

Сравнение наиболее благополучных и неблагополучных территорий и их групп

«Экспортность» экономики/промышленности/с.х.[iv]

%

   

Сравнение территорий

Густота транспортных сетей:

— ж.д.

— автодорог общего пользования с твердым покрытием

 

 

км/10000 кв.км

 

 

 

Сравнение территорий

Степень обеспеченности бюджета собственными доходами

%

   

Сравнение территорий

Превышение денежных доходов над расходами населения

%

 

 

Сравнение территорий

 

Условия развития:

Географическое положение

 

   

Анализ ведется на качественном уровне

Природные условия

 

   

Плотность населения

чел/кв.км

 

 

Наличие городов с населением:

— более 1млн.чел.

— более 500 тыс.чел

— более 100 тыс.чел

 

шт.

шт.

шт.

 

 

Анализ ведется на качественном уровне

Наличие этно-конфессиональных конфликтов

 

   

Характеристики с неопределенными показателями

Состояние природной и социальной среды

 

 

 

 

Возрастная структура населения

 

 

 

 

Качество рабочей силы

 

 

 

 

Жилищные условия

 

 

 

 

Уровень развития гражданского общества

 

 

 

 

Обеспеченность плановыми документами

 

 

 

 

Уровень развития социальной сферы

 

 

 

 

Степень инновационности

 

 

 

 

Инвестиционная привлекательность

 

 

 

 

Степень реформированности экономики

 

 

 

 

Внутренние пространственные различия

 

 

 

 

Доля в промышленности отраслей высоких технологий

 

 

 

 



[i] Избранные показатели могут быть использованы для подсчетов интегральных коэффициентов развития.

[ii] С учетом покупательной способности рубля.

[iii] Дополнительно возможен учет безработицы среди молодежи и застойной  безработицы.

[iv] Доля ВРП, промышленного или с.-х. производства  вывозимая за пределы территории; пока не подсчитывается Госкомстатом.

Примечания:

1. Все показатели будут рассматриваться в динамике (что реально удваивает их количество).

2. Количество показателей специально ограниченно, исходя из 2-х соображений: прозрачности принимаемых на их основе  решений и тесной корреляции между многими из них.

3. Реально для нужд типологии регионов понадобятся максимум 5 – 6 показателей

4. Выбраны показатели, применимые ко всей территории Российской Федерации, для конкретных регионов возможно использование специфических (например, связанных с сезонностью транспортной доступности территорий).

5. Для нужд региональной политики необходимо будет определить пороговые значения для всех квантифицируемых показателей.

6. Субъекты Российской Федерации должны анализироваться с учетом их внутренних различий

7. Совпадающие с Паспортом региона показатели должны браться из того же источника.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2014 Русский архипелаг. Все права защищены.