Русский Север в свете ФЗ-131
540 миллионов рублей, истраченных на оклады 420 чиновников администрации Таймырского округа, это величина близкая к годовому бюджету Дудинки и превышает годовой бюджет всего Хатангского района с его коренным населением
Разнообразие ситуаций МСУ по регионам нередко превосходит возможности воображения. Вот некоторые парадоксы.
Чем может быть по статусу остров Новая Земля? — Угадать правильный ответ невозможно: эта обширная территория, на которой есть только законсервированный ядерный полигон, погранзастава и метеостанция, именуется «городской округ». На первый взгляд, это полный вздор — в действительности это совершенно рациональное решение губернской власти, принятое в иррациональной правовой среде, созданной законодателем. Поскольку, вопреки разреженности российского расселения, статус особых, межселенных территорий прямого федерального подчинения законом не предусмотрен, остров следует к чему-то приписать. Если включить его в состав какого-то сельского поселения, то в нем возникнет избыточность доходов (от налога на землю), и этот «лишек» будет изъят в федеральный бюджет. Приписать остров к сельскому муниципальному району закон не позволяет. Следовательно — пусть будет городской округ.
Еще более сложной оказывается ситуация рабочего поселка при алмазном прииске, удаленном от ближайшего населенного пункта на сотни километров. Если узаконить этот поселок как сельское поселение, подавляющая часть налогов уйдет в бюджет федерации, без какой-либо пользы для района. Приписать же это безымянное поселение к муниципальному району нельзя. При этом, как и везде, возможность осуществления нотариальных действий органами местного самоуправления устранена, возможность регистрации граждан по месту жительства теперь отменена. И хотя администрация Архангельской области почти образцовым способом осуществляло подготовку к внедрению Закона ФЗ-131, и сумела сжать переходный период и вместе с ним передачу полномочий до 1 года, она в решении этих вопросов, чрезвычайно болезненных для людей, так же бессильна, как и остальные субъекты Федерации.
На острове Сахалин, благодаря вмешательству областного суда, а затем и Верховного суда России, областная власть добилась права на свое прочтение федерального закона, сохранив в большинстве районов одноуровневую систему МСУ, т.е. без образования самоуправления в поселениях. Главной мотивировкой послужило в первую очередь резкое снижение затрат на проведение реформы местного самоуправления и только во вторую — неэффективность создания 128 МО на острове. Действительно, в Невельском районе, где все же образуются сельские округа, только затраты на передачу в них муниципальной собственности должны составить 327 млн. рублей, при том, что бюджет всего района на треть меньше этой суммы. Для оценки социальных эффектов столь радикального упрощения схемы МСУ у нас пока еще нет данных — тем важнее обеспечить независимый аудит новой ситуации.
Особый случай — ситуация на территориях проживания коренных, малочисленных народов Севера (только Севера, хотя вопрос о культурной автономии малочисленных народов имеет существенно более широкую географию, что, к сожалению, не было принято во внимание законодателем). Так, на Таймыре, по уверению президента Фонда «Возрождение» С.Х.Уодая, администрация автономного округа системно дезинформирует федеральный центр, «государственное строительство в округах превратилось в наращение численности чиновников… На Таймыре общее число чиновников на 2005 г . составляет 4400 человек на 42 тысячи населения… численность работников окружных администраций по сравнению с 2000г. увеличилась на Таймыре с 92 до 420 человек, в Эвенкии — с 160 до 430 человек… за вычетом всех бюджетных объемов г. Дудинки и трех районов округа… в распоряжении администрации округа на 2005 г . (как и в предыдущие) из 3,8 миллиарда рублей годового бюджета округа осталось более 2 миллиардов, распределение и использование которых в округе никем не контролировалось и не учитывалось».
Из обращения в Общественную палату президента Фонда «Возрождение»: «Фактически окружные администрации в автономиях превратились в прямые финансовые, кредитные организации, самовольно распределяющие в коммерческих целях многомиллиардные объемы по северным поставкам, по объектам капитального строительства, обеспечению округов материально-техническими средствами и пр., как правило, по ценам, в разы превышающим коммерческие уровни».
Мы не имели возможности проверить сведения, содержащиеся в письме, но косвенным и ярким подтверждением их небезосновательности служит другое обращение в Общественную палату, подписанное президентом Союза развития коренных малочисленных народов Таймыра «Лабыкта» Г.К.Щукиным и подкрепленной копией Постановления губернатора Таймырского (Долгано-ненецкого) автономного округа.
Действительно указанное постановление прямо и грубо нарушает право на приоритетное пользование водными ресурсами и животного мира на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности. Действительно передача обширной территории в частные руки осуществлено в отношении земель, где рыболовством и отстрелом оленей занято около 10 тысяч человек Хатангского района из 40-тысячного населения округа (30 тысяч — это город Дудинка). У нас не было возможности проверить многие обвинения в адрес окружной администрации, содержащиеся в обращении, но есть весьма выразительный факт: 540 миллионов рублей, истраченных на оклады 420 чиновников администрации округа, это величина близкая к годовому бюджету Дудинки и превышает годовой бюджет всего Хатангского района с его коренным населением.
Нет необходимости множить примеры, разлет содержания которых превосходит самое смелое воображение. Иначе и не может быть, учитывая уникальное для мирового опыта многообразие обжитых ландшафтов. Один уровень проблем у мэра Сургута, доходная база бюджета которого превышает 4 миллиарда рублей, не считая почти такой же суммы, перечисляемой субъектом Федерации из пяти фондов.
Из отчета мэра Сургута А.Сидорова: Для того чтобы как-то закрыть те расходы, которые необходимо нести, Сургут вынужден будет в 2006 году реализовать часть активов: акции нефтегазовых предприятий, которые есть в муниципальной казне; земельные участки; часть имущества, не используемого бюджетными учреждениями и муниципальными организациями — для того, чтобы формировать бюджет города порядка 10-ти с половиной млрд. и закрыть все те нужды, которые необходимо закрыть.
Совсем другой уровень проблем у Администрации Магаданской области, которая обсуждала вопросы использования близлежащих к селу земель, которые ранее были брошены, а сейчас используются под сенокос. Как предпочтение, губернатором была высказана необходимость передачи земель под развитие растениеводства, для нужд крестьянско-фермерских хозяйств. В связи с отсутствием телефонной связи в селах Ямск, Тахтоямск, Тауйск губернатор сделал акцент на установку в кратчайшие сроки коллективного телефона для населения и обеспечения выхода в Интернет.
Нет пределов у клубка проблем, скрытых за словами местное самоуправление.
Часть очерка доклада Комиссии по вопросам регионального развития и местного самоуправления подготовленного Председателем комиссии по вопросам регионального развития и местного самоуправления В.Л.Глазычевым 9 сентября 2006 г.
|