Алексей Козьмин
Удобный город для сибиряков
Главное, что изменится в жизни не только Иркутска, Ангарска, Шелехова, но и других муниципалитетов, включенных в агломерационные процессы, — их развитие станет упорядоченным и целенаправленным
Интервью Алексея Козьмина, президента Фонда регионального развития, "Российскому Экспертному Обозрению" на тему планов развития сибирской агломерации Иркутск-Ангарск-Шелехов.
— Алексей Павлович, как изменится жизнь городов Иркутск, Ангарск и Шелехов в случае реализации проекта развития данной агломерации? Чем города окажутся удобнее для их жителей?
—Главное, что изменится в жизни не только Иркутска, Ангарска, Шелехова, но и других муниципалитетов, включенных в агломерационные процессы, — их развитие станет упорядоченным и целенаправленным. Сейчас города развиваются сами по себе, не оглядываясь на соседей. Между тем инфраструктуры, например, Иркутска ежемесячно используют не только полмиллиона жителей города, но и порядка 50 тыс. приезжих. Уже сейчас 12,2 % ангарчан и 22% шелеховчан ежедневно приезжают в Иркутск на работу и учебу, а 48,7% жителей Ангарска и 72,3% жителей Шелехова бывают в Иркутске, по крайней мере, раз в месяц. А сколько людей ежедневно приезжают в Иркутск из других пригородных населенных пунк-тов (Листвянки, Мегета, Большого Луга и других)! Устойчивая маятниковая миграция между городами агломерации существует, и эти процессы усиливаются, вовлекая близлежащие на-селенные пункты.
Муниципалитеты в пределах агломерации уже не могут себе позволить не замечать соседей: то, что они предпринимают для своего развития, оказывает прямое и непосредственное воздействие на соседние города и населенные пункты. Нужны общие проекты развития, скоординированная программа действий.
Разработкой такой программы мы и занимаемся в Фонде регионального развития Иркутской области совместно с муниципалитетами, научными институтами Иркутска — Иркутским государственным техническим университетом, Иркутскгражданпроект, Институтом географии, Иркутским государственным университетом путей сообщения, ведущими российскими проектными институтами — Центром стратегических разработок "Северо-Запад" , Центром стратегических исследований Приволжского федерального округа, ООО "Страте-гика", РосНИПИ "Урбанистики", ООО "Ленгипрогор".
Мы надеемся, что в итоге этой работы в Восточной Сибири появится город с населением в миллион жителей и со столичными стандартами качества жизни. Он станет промышленным, транспортным, научным и культурным центром международного уровня.
— Какие проекты Вы планируете реализовать?
— В первую очередь в агломерации планируется реализовать ряд крупных инженерных и инфраструктурных проектов.
Так, в Пади Ключевой будет построен международный аэропорт. Расположенный в центре предполагаемых нагрузок формирующегося пассажиро- и грузопотока, на площадке с благоприятными метеорологическими и геологическими условиями, он сможет обслуживать все актуальные направления авиаперевозок, в том числе по трансполярным трассам из Северной Америки в Юго-Восточную Азию.
Напомню, что в 2006 г. действующим аэропортом было перераспределено около 15 тыс. тонн грузов. Объем обслуживания грузов за последние 5 лет имеет тенденцию к росту и пока рассчитан на локальные поставки в северные районы РФ. Городской аэропорт регулярно обслуживает 21 российское авиатранспортное предприятие (из которых 5 общефедерального уровня) и одно китайское. При этом грузопоток, в том числе экспортной направленности, имеет стабильную тенденцию к росту. В связи с этим вопрос расширения и модернизации инфраструктуры аэропорта является первостепенным.
Наконец, сейчас в зоне притяжения Иркутска как основного авиационного хаба Восточной Сибири находится вся территория Иркутской области, Республика Бурятия, а также (в меньшей степени) районы Западной Якутии и г. Якутск. В области международного авиасообщения действует 12 регулярных рейсов в Китай, Японию, Монголию, страны Средней Азии и Закавказья, Турцию. Основными направлениями международного авиасообщения являются следующие города (в порядке значимости по объему пассажиропотока): Шеньян, Тянь-Цзинь (оба – КНР), Улан-Батор (Монголия), Пекин (КНР), Утапао (Таиланд), Ташкент, Баку, Анталия (Турция), Дальянь (КНР). Рост туристической отрасли ведет к росту пассажиропотока (по прогнозу — до 9 миллионов человек), экономический рост — к росту грузоперевозок. Старый аэропорт с ними справляться не может.
Основные ограничения развития иркутского аэропорта определяются, в первую очередь, его расположением: с западной стороны к территории аэропорта примыкают городские хозяйственные и жилые постройки, самолеты взлетают и снижаются прямо над густонаселенными жилыми кварталами, что снижает безопасность полетов, а в районе аэропорта часто появляются туманы, которые затрудняют стабильный график работы аэропорта. В этих условиях есть риск, что после создания комплекса современных аэропортов на северо-востоке Китая, в результате развития аэропортов Красноярска и Улан-Батора даже традиционные по-токи, обеспечивающие загрузку иркутского аэропорта, переориентируются на наших конкурентов. Требуется возвести абсолютно новый воздушно-транспортный комплекс, который отвечал бы всем "избыточным" требованиям.
Падь Ключевая — наиболее подходящее место для этого. Причем активные мероприятия по проектированию и последующему строительству нового аэропорта должны быть запущены не позже 2008 г., для того, чтобы была обеспечена возможность ввода в эксплуатацию всего комплекса к летнему сезону 2012 г. До этого момента необходимо в срок до 2008 г. провести весь комплекс мероприятий по реконструкции существующего аэропорта (для выхода к 2012 г. на авиапоток не менее 2,5-3 млн. пассажиров), а впоследствии использовать его как резервный или специализирующийся на обслуживании местных рейсов как туристического характера, так и бизнес-авиации, при сокращении его территории.
На базе нового аэропорта и Восточно-Сибирской железной дороги появится современный Байкальский транспортно-логистический комплекс. Развитие и централизация транспортно-логистических услуг снизит транспортные расходы грузовладельцев, решит во-просы выбора оптимального варианта доставки груза до потребителя и поднимет рентабельность производства в регионе. Речь идет о формировании транспортного каркаса, нацеленного на обеспечение 60-минутной транспортной доступности всех точек агломерации, в том числе нового аэропорта, культурных, образовательных, производственных комплексов, на обслуживание растущего потока туристов. Для этого нужно провести реконструкцию трассы Ангарск-Иркутск-Листвянка и узких мест трассы Иркутск-Шелехов, построить автобаны к новому аэропорту Иркутской агломерации, создать систему внутригородских скоростных шоссе. Необходима также линия скоростного рельсового транспорта, которая соединит все населенные пункты агломерации.
Не меньшее значение имеет строительство объектов коммунальной инфраструктуры, направленное на повышение качества жизни в городах агломерации. Необходимо строительство современного мусороперерабатывающего завода, который позволит муниципалитетам избавиться от полигонов твердых бытовых отходов, создание единого контура водо- и теплоснабжения трех городов, а также единой тарифной зоны телефонной связи.
На побережье озера Байкал, недалеко от Листвянки, расположится особая экономическая зона рекреационного типа, конкурс на размещение которой Иркутская область выиграла в 2006 г.
Неподалеку от Ангарска проектируется система промышленных парков. Приоритет в размещении будет отдан предприятиям среднего и малого бизнеса, производящим продукцию второго и третьего передела в стратегически важных отраслях: производство стройматериалов, оборудование, технологичная металлообработка и другие.
Мы полагаем, что часть проектов развития агломерации может быть профинансирована из федерального бюджета. Но не менее важно, что для реализации всех вышеперечисленных проектов нужны, в первую очередь, квалифицированные кадры. Агломерация становится центром притяжения людей. Именно человеческий потенциал определяет количественные и качественные характеристики рынка труда, а значит, привлекательность наших городов как места размещения тех или иных видов производств и других видов бизнеса.
Отмечу, что проект в целом рассчитан на реализацию в срок до 2025 г. Но уже в конце августа — начале сентября этого года состоится презентация концепции экономического развития агломерации.
— В 2006 году в муниципальных образованиях, входящих в границы агломерации Иркутск-Ангарск-Шелехов, было построено только 260 тыс. кв. м жилья. Этого вряд ли достаточно для развития. Если будет осуществляться масштабная квартальная застройка, как будет выглядеть такой "город будущего"?
— Сейчас можно сказать одно: это будут благоустроенные, современные, хорошо организованные кварталы, оснащенные необходимой инфраструктурой. Существующее положение в потенциальной Иркутской агломерации пока не позволяет осуществить внутри городов масштабный проект комплексной жилой застройки, необходимый для реализации национального проекта "Доступное жилье" и сравнимый с проектами новых районов в Екатеринбурге и Челябинске (объем застройки не менее 1 млн. квадратных метров). Основные причины — сложный рельеф и существующая плотная застройка. Необходимо освоение межселенных земель.
В пределах агломерации под жилую застройку в настоящий момент зарезервированы участки общей площадью более 2 тыс. га. Проектируемая комплексная застройка микрорайонов включает в себя строительство жилых комплексов, объектов социального назначения (школ, детских садов, больниц, спортивных и развлекательных комплексов), объектов для обеспечения безопасности, крупных торгово-развлекательных центров. Для обеспечения потребностей агломерации в жилье требуется строить не менее 5 миллионов кв. метров в год. Для освоения зарезервированных участков неизбежно придется привлекать крупных национальных или зарубежных застройщиков — местные компании не справятся с такими объемами. Кроме того, государство в рамках программы "Доступное жилье" может взять на себя некоторый объем нового строительства. Мы предполагаем, что этот объем не превысит 30% от общего строительства в регионе, иначе произойдет слишком глубокое ценовое расслоение рынка.
— У Ангарска имеется интересная северная историческая часть, собственное архитектурное лицо есть у Иркутска. Но культурное наследие, особенно в Иркутске, в связи с активной политикой развития инфраструктуры и застройки может исчезнуть. Как этого избежать?
— На мой взгляд, необходимо дифференцировать функции центра города Иркутска и пространственно их разделить. Сейчас в историческом центре у нас сосредоточено все: от администрации до гостиниц и казино. Нужно усилить культурную составляющую исторического центра, реализовать программу реставрации, реконструкции старых домов, адаптировать их к новым функциям. Возможно, не все они станут музеями — где-то разместятся офисы, где-то небольшие частные гостиницы, где-то — уютные ресторанчики. Нужно превратить исторический центр города в привлекательный для туристов район.
Промзоны предполагается выводить за пределы города, но необходимо, естественно, убедиться, что достигнуты все необходимые согласования с владельцами предприятий. Полностью разгрузить центр от офисов, скорее всего, не удастся. Поэтому требуется выделить в городе определенные зоны, где будут созданы офисные комплексы, оснащенные всей необходимой инфраструктурой — от крытых парковок для сотрудников до выхода в Интернет и кондиционеров.
Крупные торговые комплексы, гипермаркеты и торговые моллы, предприятия оптовой торговли должны располагаться за пределами центра Иркутска, возможно — на межселенных землях, чтобы обеспечить доступ к ним всех жителей агломерации. Проект переноса административно-делового центра агломерации на межселенные территории сейчас обсуждается. Мы считаем, что это придаст необходимый импульс развитию городов, строительству жилых комплексов, решит проблему сохранения исторического центра Иркутска. Подобное решение невозможно в рамках существующего пространственного территориального деления. Территориальные резервы в рамках границ Иркутска уже практически исчерпаны или находятся на трудноосваиваемых землях. Новый административный центр способен не только стать связующим элементом между городами, входящими в состав агломерации, но и выступить поводом к возведению сопутствующих сооружений — гостиниц, конференц-залов, офисов, представительств.
— Алексей Павлович, будут ли у Иркутска шансы конкурировать с такими гигантами, как Москва и Петербург, или, например, с тоже активно развивающимся Красноярском?
— Мы понимаем, что, становясь точкой роста на экономической карте России, начинаем конкурировать с Москвой и Санкт-Петербургом, с городами Западной Сибири, с Дальним Востоком, и, прежде всего, за самый ценный сегодня ресурс — человеческий капитал. Эта конкуренция происходит уже сейчас. Если спросить уезжающих из Иркутска о цели отъезда, большинство расскажут о зарплате, профессиональном росте, о том, что здесь они не видят будущих перспектив. Я знаю многих людей, которые готовы вернуться в Иркутск, если здесь они смогут найти интересную работу, получать достойную зарплату, ощутить комфортные условия жизни, если они будут здесь иметь доступ к тем культурным, научным, туристическим возможностям, которые появляются при переезде в западную часть страны.
Подчеркиваю, формируя агломерацию, мы хотим создать в регионе такие условия, при которых высококвалифицированные специалисты предпочтут остаться здесь.
— Неужели слияние трех городов способно удержать человека от переезда в другой город, где ему уже сейчас предоставляют хорошее жилье и достойную заплату?
— Никакого формально-юридического слияния городов в агломерации сейчас не происходит, и в ближайшем будущем не планируется. Есть стратегия развития агломерации Иркутск-Ангарск-Шелехов, цель которой заключается в формировании благоприятных экономических условий не только для глобальных и масштабных проектов. На карте страны появляется принципиально новое формирование — агломерация. Муниципалитеты, которые войдут в это образование, объединит не административная система, а новое качество жизни на территории. И вот это станет стимулом оставаться здесь и не перебираться в другие регионы. В то же время задача управления агломерацией потребует выработки принципиально новых управленческих механизмов.
— А в чем будет заключаться это новое качество жизни?
— "Город, удобный для жизни" — понятие, которое, на мой взгляд, включает в себя множество характеристик.
Одним из наиболее очевидных последствий создания Иркутской агломерации станет значительное увеличение потребительского рынка — не менее 1 миллиона человек. Такой объем неизбежно привлечет на рынок агломерации крупных национальных ритэйлеров, которые до сегодняшнего момента у нас не представлены. О комплексной жилищной застройке, межмуниципальных проектах по обеспечению коммунальной инфраструктурой и модернизации транспортной инфраструктуры я уже говорил выше. Возможно, на межмуниципальных землях появится новый деловой район. Наконец, развитие агломерации придаст мощный импульс среднему и малому бизнесу.
— Критики проекта агломерации называют в качестве возможного риска повышение нагрузки на экологию и снижение качества жизни. Так, на Западе еще в 1970-х годах XX в. началась борьба с агломерациями, так как они наносят существенный ущерб экологии и снижают качество жизни. Ангарск, Братск, Зима, Иркутск, Усолье-Сибирское, Черемхово и Шелехов находятся в списке 45 российских городов с очень высоким уровнем загрязнения воздуха. Европейская и американская статистика неумолимо подтверждают факт роста преступности в крупных городах. Насколько описанный Вами позитивный экономический эффект от создания агломерации перевесит возможные негативные последствия в социальной сфере?
— Любой проект несет с собой определенные риски, в том числе и экологические. На мой взгляд, отрицательные последствия вызваны в основном не неэффективностью агломерации как модели территориально-экономического развития, а выбором неправильных механизмов влияния на развитие данной системы.
Поэтому мы уделяем нивелированию рисков большое внимание. В первую очередь, рискам экологическим. Сейчас застройка межмуниципальных земель идет хаотично, и мы рискуем получить жилые дома рядом с заводскими корпусами. Нужно не бояться, а соблюдать нормативы, заложенные в законодательстве, в том числе и по строительству очистных сооружений. Кроме того, нужно развивать промышленность нового поколения. Новые технологии позволяют значительно снизить риски для окружающей среды. И, наконец, нужна система общественного мониторинга, которая позволит добиться соблюдения установленных норм и правил.
Что касается преступности — та же мировая статистика показывает, что на рост преступности напрямую влияют нищета, безработица, бездействие социальных структур и органов правопорядка, независимо от количества населения. Сейчас на территории Иркутской агломерации есть неблагополучные районы, неспособные справиться с последствиями разрушения градообразующих предприятий. Для решения этой проблемы нужна взвешенная, продуманная социально-экономическая политика, сотрудничество администраций муниципалитетов, органов правопорядка и представителей гражданского общества.
— Эксперты называют еще одну опасность: "создание довольно густонаселенного центра в Сибири может привести к притягиванию населения из региона, обостряя тем самым демографическую проблему". Каков Ваш взгляд на эту проблему?
— Вы понимаете, принятая в СССР схема расселения на сегодняшний день устарела. Требуются новые проекты территориального развития, формирование в России центров притяжения населения. В Иркутской области таких точек роста будет несколько. Речь идет о формировании Братского промышленного узла, о создании крупных транспортных узлов в Усть-Уде и Киренске, и, в первую очередь, об агломерации Иркутск-Ангарск-Шелехов.
Да, реализация проекта притянет в агломерацию часть жителей из сопредельных районов области. Но они останутся в регионе, а не уедут в поисках счастья на Запад. Кроме того, агломерация становится центром притяжения для потока мигрантов, который до сих пор направлялся на запад России.
Откуда есть пошла иркутская агломерация
Впервые конкретные разработки по созданию агломерации на базе Иркутска, Ангарска и Шелехова были обнародованы во время выборов мэра Иркутска осенью 2005 г. Проект предложил один из кандидатов в мэры — в то время депутат Законодательного собрания Иркутской области — Алексей Козьмин. Позже идею поддержал губернатор Приангарья Александр Тишанин. Осенью 2006 г. на IV Байкальском экономическом форуме проект агломерации был одобрен спикером Совета федерации Сергеем Мироновым и министром регионального развития РФ Владимиром Яковлевым.
В мае текущего года губернатор Тишанин представил проект агломерации на заседании правительства РФ. По итогам встреч главы региона с министром экономического развития РФ Германом Грефом и министром транспорта РФ Игорем Левитиным в протокольное решение отобраны те объекты, которые "сыграют" и в макроэкономическом масштабе — создание нового авиатранспортного узла, строительство автодороги на участке обхода города Иркутска и завершение строительства мостового перехода через реку Ангара в Иркутске.
Источник: «Коммерсант», 2006-2007 гг.
Источник: "Российское Экспертное Обозрение", № 4-5 (22) 2007 г.
|