Версия для печати

Вступление. Использование зарубежного опыта

Приложение Б.1 к Концепции Иркутской агломерации

Полностью Концепцию Иркутской агломерации смотрите здесь.

В развитых странах государственное регулирование развития агломераций имеет почти 80-летнюю историю. Накопленный за этот период опыт (позитивный и негативный) может быть учтен и при "строительстве" Иркутской агломерации. Речь идет и об общих подходах, и о методах в отношении демографических и миграционных трендов.

Для Иркутской агломерации интересен как прошлый опыт регулирования  западных агломераций для подъема национальных кризисных территорий, так и современные практики поддержания глобальных центров на территории своих стран для повышения конкурентоспособности страны на мировых рынках.

Процессы развития и реструктуризации агломераций занимают значительный период времени, что объясняется огромной инерционностью территориальных структур. Политики, связывающие свои перспективы с подъемом агломераций, рискуют не увидеть зримых результатов своей активности в отведенное им законом время "пребывания" у власти.

Наиболее сложные задачи, связанные с развитием агломераций, это ограничение социальной стратификации, минимизация маргинализации населения, предупреждение гетоизации территории. Западные страны эти задачи не решили, что стало очевидным еще в 70-х годах прошлого века.

Соотношение естественных процессов развития агломераций и попыток государственного регулирования их развития всегда складывается в пользу первых.  Государственное регулирование имеет лишь то преимущество, что может быть задействовано в предельно короткие сроки (ускорить или замедлить имеющиеся тенденции).

Вопрос об оптимальной институциональной структуре для управления агломерациями зависит от многих факторов, в т.ч. от особенностей ареала, региона и страны "размещения". Большое значение имеют внутриполитические процессы, особенно соотношение сил органов власти различных территориальных уровней. Единый орган управления — не есть обязательное условие успешного функционирования агломераций. Более того, он может стать долгосрочной политической проблемой, конфликтом местных властей с "вышестоящими". Непременные условия для развития агломерации  — координация планировочной деятельности, в том числе в развитии инфраструктуры, наличие условий для интеграции ее "составляющих".                

Агломерации всегда находятся в авангарде при переходе к постиндустриальной стадии развития. Масштабы и структуры хозяйства Иркутской агломерации вполне благоприятны для движения в этом направлении.

Государство своей политикой способствует территориальной концентрации в агломерациях иноязычных и инокультурных мигрантов, что ведет к ухудшению качество жизни населения. Представляется, что в Иркутской области этой проблеме не уделяется достаточно внимания. В свое время развитые страны допустили ту же ошибку, которую ныне они не в состоянии исправить.

Ускорение развития Иркутской агломерации чревато разрушением существующей системы расселения в области. В результате еще более обострятся внутриобластные пространственные социально-экономические диспропорции. Эта проблема требует отдельного изучения.

Идущая депопуляция и истощение миграционного потенциала требует плана  постепенного свертывания системы расселения с учетом интересов развития как агломерации, так  и внеагломерационного пространства.

Процесс формирования Иркутской агломерации пойдет быстрее, если региональные власти продекларируют "незыблемость" властей муниципальных, ограничившись их координацией. Второй, опробованный на Западе и в России, путь — передача новым институтам части прав, связанных с ускоренной фазой развития агломерации, т.е. без ограничения юрисдикции местных властей. Покушение региональных властей на права властей муниципальных чревато затяжным конфликтом и, при худшем раскладе, может блокировать интеграцию в пределах агломерации.

Развитие Иркутской агломерации надо корректировать в соответствии с изменениями в ее хинтерланде.: его предстоит расширить за счет присоединенного округа и двух прилегающих регионов (Республика Бурятия и Читинская область). Последнее невозможно без политических решений и помощи федерального центра. В целом эту задачу следует отнести к федеральному уровню

Применение западного опыта не есть непременное условие успешного развития Иркутской агломерации. Он может быть и не востребован из-за различия в местных условиях, специфики территории и т.д., но решение о его использовании (естественно, после адаптации) должно приниматься после его анализа. Иными словами, этот опыт можно не использовать, но нельзя не знать.

Более полное представление о зарубежном опыте дают помещенные в приложении аналитические материалы по странам Западной Европы и Китаю, наиболее применимые для Иркутской агломерации.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2014 Русский архипелаг. Все права защищены.