Версия для печати

Миграционная и интеграционная ёмкость Иркутской агломерации для отдельных групп мигрантов

Приложение А.6. к Концепции Иркутской агломерации

Полностью Концепцию Иркутской агломерации смотрите здесь.

В отличие от пополнения населения агломерации за счет процессов естественного движения населения (рождаемости и смертности), в отношении которых все более-менее ясно: рост рождаемости желателен, снижение смертности — главный приоритет ? миграционный ресурс подпитки населения не так однозначен. Прежде всего, по той причине, что возможности интеграции разных категорий мигрантов в принимающий социум существенно различаются. Неодинакова и готовность принимающего социума к вселению различных категорий мигрантов.

Ниже схематично представлены теоретические возможности по приему мигрантов разных категорий (табл. 6.1) и основные, наиболее важные ограничения, связанные с приемом мигрантов (табл. 6.2).

(В таблицах рассматривались достаточно укрупненные категории мигрантов, кроме того, не выделялись подкатегории, например, среди мигрантов на ПМЖ, семейные, возвратные и т.п.)

Таблица 6.1
Возможности агломерации по приему отдельных групп мигрантов

 

Районы выхода мигрантов

Иркутская обл., другие регионы Прибайкалья

Европейские страны СНГ, русскоязычные из других стран

Закавказье и страны Цент. Азии: коренное население

Страны дальнего зарубежья

Временные трудовые мигранты массовых профессий

1

1

2

3

Представители бизнеса, высококвалифицированные специалисты

1

1

2

2

Учебные мигранты

1

1

1

2

Мигранты, прибывающие на ПМЖ

2

2

3

3

Легенда:

1

Возможности приема неограниченны или ограничения несущественны

2

Возможности есть, но есть значимые ограничения

3

Возможности по приему малы, ограничения носят серьезный характер

Временные трудовые мигранты, владеющие массовыми профессиями, пожалуй, самая массовая категория мигрантов, приезжающих в российские города. Это могут быть и люди, "работающие на выезде", "вахтовики", не теряющие надолго связи с местом своего постоянного жительства, с семьей, оставшейся там. К населению населенного пункта, где они работают, они могут быть отнесены с известной долей условности, т.к. они не пользуются всем спектром услуг, которые нужны постоянным жителям, менее притязательны в выборе жилья, заработанные средства, за исключением расходов на проживания, предпочитают тратить в населенном пункте, регионе или стране, где проживают постоянно. Однако они помимо того, что трудятся, оставляют в регионе притока свои налоги (если заняты на легальной основе), оказывают влияние на потребительский спрос, пользуются транспортной инфраструктурой, могут совершать преступления и т.п. Эти мигранты имеют зачастую ограниченные контакты с представителями принимающего социума, большая часть их контактов замыкается на земляков или коллег по работе.

Часть из временных мигрантов приезжает на больший срок, перевозит свои семьи, их дети ходят в школу, сами они нуждаются в медицинских услугах, лучшем жилье, т.е. по своим потребностям приближаются к постоянным жителям региона вселения. Эти люди уже в значительной мере встраиваются в принимающий социум, и более заметны для самого принимающего социума.

Важный "водораздел" между этой категорией мигрантов и принимающим социумом лежит в области их этнокультурной комплементарности. Начиная от контактов с правоохранительными органами, которые проявляют повышенный интерес к лицам "неславянских" национальностей, заканчивая детьми в школе, где учатся их дети, и соседями по арендуемому жилью. Наконец, в ночное время суток многим из них появляться на улицах городов становится небезопасно.

Общество, можно сказать, полностью лояльно к трудовым мигрантам, не отличающимся физиономически, в большинстве российских городов они не имеют и особых проблем с милицией. К иностранцам, а также жителям южных республик РФ (их в Иркутске мало, так что не будем на них особо заострять внимание) общество относится по-иному. Их терпят на непрестижных работах (в сельском хозяйстве, ЖКХ, строительстве), но не любят в качестве мелких ("заметных") предпринимателей в сфере торговли и посредничества, сферы развлечений. Но если выходцев из стран СНГ считают все же более-менее близкими, своими, то к китайцам в восточных регионах страны отношение более настороженное.

Немаловажно, что в обществе соседствуют устойчивые представления, что мигранты снижают цену труда в ряде профессиональных ниш, вытесняют "коренное" население, и нежелание самого коренного населения занимать эти профессиональные ниши.

Соответственно, возможности по приему временных трудовых мигрантов в значительной мере зависят от настроений обывателей, которые дифференцированы в зависимости от стран (регионов) выхода мигрантов.

Более готово российское общество к приему квалифицированных мигрантов: как представителей креативного слоя, так и специалистов массовых профессий, требующих высокой квалификации и уровня образования. Национальность лечащего врача подавляющему большинству населения безразлична: лишь бы лечил хорошо. То же самое относится к топ-менеджерам и владельцам среднего бизнеса. Да и видны эти люди гораздо меньше, они обладают способностью быстро встраиваться в принимающий социум. У неграждан России могут возникать проблемы, связанные с необходимостью получения разрешений на право трудовой деятельности, с ведением бизнеса, но эти проблемы, как правило, легко преодолимы при наличии доброй воли с обеих сторон. Также могут быть проблемы у лиц, в недостаточной мере владеющих русским языком. Важно, что в обществе существует консенсус относительно полезности привлечения квалифицированных мигрантов.

Сложностью является то, что действительно квалифицированных мигрантов, особенно среди иностранных граждан, немного, и среди работодателей, по данным некоторых опросов, растет общая неудовлетворенность квалификацией иммигрантов. Так, согласно опросу ИЭПП, число руководителей предприятий, не удовлетворенных качеством рабочей силы иммигрантов, составляет 15%[1], и за последний год эта доля удвоилась.

Так что возможности по приему этой категории мигрантов велики, однако здесь ограничено предложение (если выдерживать критерии квалифицированности).

На наш взгляд, наиболее высокой адаптивной способностью обладают учебные мигранты (они же — потенциальные квалифицированные специалисты). Они выгодны учебным заведениям (они платят за обучение и связанные с ним услуги, обеспечивают заполняемость учебных мест). Они практически не конкурируют с местным населением, при массовом характере миграции способны качественно менять принимающую среду (кампусы). Они менее всех других категорий склонны к асоциальному поведению. У этих мигрантов есть только два объективных недоброжелателя: скинхеды и милиция (а к кому она лояльна?).

Мигранты, прибывающие на ПМЖ — основная, ключевая группа, на которую следует ориентироваться при развитии агломерации. Они активны на рынке труда и жилья (могут влиять на спрос, формировать его), являются пользователями социальных благ и услуг. Они заинтересованы в полноценной интеграции в принимающий социум, но могут существенным образом менять его при массовом прибытии. Поэтому эти мигранты должны обладать следующими ключевыми качествами: во-первых, не сильно отличатся от принимающего социума, во-вторых — иметь высокую адаптивную способность.

Мы уже говорили о том, что в Иркутской агломерации серьезным препятствием для миграции на ПМЖ является низкая доступность жилья. Это серьезный лимитирующий фактор, с экономической жесткостью снижающий возможности по приему мигрантов, одновременно вводящий их некоторый "имущественный ценз".

С одной стороны, принимающее сообщество комфортнее чувствует себя, когда мигранты "невидимы", с другой стороны, оно болезненно относится к формированию замкнутых сообществ иммигрантов, формированию этнических кварталов, феномену этнопредпринимательства. С одной стороны, все как бы против профессиональной сегрегации, с другой, общество отрицательно относится к появлению лиц "неславянских" национальностей в аппарате управления, в правоохранительных органах. Раздражает богатство "чужих".

И в развивающейся агломерации, и в других городах и регионах страны общество настороженно будет воспринимать массовую иноэтничную иммиграцию, особенно китайскую. Но людские ресурсы для массовой миграции, так уж сложилось, есть только за пределами России. Поэтому надо продумывать схемы бесконфликтной интеграции иммигрантов в принимающий социум, это — сложная, но решаемая задача для управленческих структур.

Таблица 2
Ограничения, связанные с приёмом отдельных групп мигрантов

 

Районы выхода мигрантов

Иркутская область, др. регионы Прибайкалья

Европейские страны СНГ, русскоязычное население других стран

Закавказье и страны Центральной Азии — коренное население

Страны дальнего зарубежья

Временные трудовые мигранты массовых профессий

 

Необходимость получения разрешения на право трудовой деятельности, получения регистрации по месту пребывания — возникающие бюрократические сложности

Необходимость получения разрешения на право трудовой деятельности, получения регистрации по месту пребывания — бюрократические сложности, проблемы с правоохранительными органами, недружелюбное отношение со стороны принимающего социума

Ограничения на привлечение ИРС (квоты), бюрократические сложности, проблемы с правоохранительными органами, недружелюбное отношение со стороны принимающего социума

Представители бизнеса, высококвалифицированные специалисты

 

Необходимость получения разрешения на право трудовой деятельности, получения регистрации по месту пребывания

Необходимость получения разрешения на право трудовой деятельности, получения регистрации по месту пребывания, недружелюбное отношение со стороны принимающего социума, ограничения для занятия розничной торговлей

Необходимость получения разрешения на право трудовой деятельности, получения регистрации по месту пребывания, недружелюбное отношение со стороны принимающего социума, ограничения для занятия торговлей

Учебные мигранты

Нехватка общежитий

Необходимость оплачивать обучение, размещение в общежитиях

Необходимость оплачивать обучение, размещение в общежитиях, нетерпимость к фенотипу на улицах города

Необходимость оплачивать обучение, размещение в общежитиях, сложности этнокультурной адаптации, уличная агрессия

Мигранты, прибывающие на ПМЖ

Низкая доступность жилья, вялый рынок труда

Низкая доступность жилья, ограниченная поддержка государством программ по переселению соотечественников, сложности с получением РВП, вида на жительство, гражданства (всех натурализационных статусов)

Низкая доступность жилья, серьезные сложности с получением РВП, вида на жительство, гражданства, сложности интеграции в принимающий социум

Очень серьезные сложности с получением РВП, вида на жительство, гражданства, серьезные сложности интеграции в принимающий социум, обостренные проблемы этнокультурной адаптации



[1] Российский бюллетень конъюнктурных опросов. Промышленность. 184 опрос — сентябрь 2007.ИЭПП.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2014 Русский архипелаг. Все права защищены.