Владимир Грязневич

Лекарство для инфраструктуры

Введение в российскую деловую практику концессионного механизма даcт новый импульс развитию инфраструктуры и значительно продвинет решение проблемы ГУПов, особенно в сфере региональных естественных монополий

В России произошло чрезвычайно важное событие — появился закон "О концессионных соглашениях". Совет Федерации одобрил его 13 июля, после того как неделей раньше законопроект приняла Госдума. Возможно, он уже подписан президентом Путиным.

По своему значению для экономики нашей страны это событие подобно революции, ибо введение в практику концессионного механизма дает толчок большому числу важнейших реформ и проектов в самых разных сферах экономики — и в ЖКХ, и на транспорте, и в энергетике. То есть везде, где требуется привлечь частные инвестиции в государственную собственность, которую нельзя приватизировать, — взлетно-посадочные полосы аэропортов, фарватеры и причальные стенки морских и речных портов, автомобильные и железные дороги, стратегически важные энергосети (в том числе городские тепловые, канализационные и электрические магистральные сети) и т.д., и т.п.

Без привлечения частных средств и, главное, частных управляющих компаний модернизировать подобные объекты не получится. У государства нет ни денег, ни возможности наладить эффективное управление ими. В то же время существовавшие до сих пор механизмы частно-государственного партнерства не позволяли реализовать проекты модернизации таких объектов. Главное препятствие состояло в том, что ни один из механизмов не гарантировал частному инвестору возврат его средств, вложенных в государственную собственность. А концессионный механизм такую гарантию как раз дает. Избавляет он инвестора и от других проблем, связанных с инвестированием в госсобственность.

Благодаря этим своим достоинствам концессии весьма широко распространены в мире в качестве основного механизма частно-государственного партнерства. Ежегодно в мировую экономику в результате концессионных соглашений привлекается около 80 млрд долларов. По оценке председателя думского Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерия Драганова, принятие закона "О концессионных соглашениях" позволит ежегодно привлекать в экономику России не менее 2,5?3 млрд долларов.

Наибольшее значение этот механизм имеет для инфраструктурных проектов. Понятно, что для России с ее чрезвычайно обширной и крайне запущенной инфраструктурой концессионный механизм важен как ни для какой другой страны. Руководитель экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович прямо назвал концессионный механизм одним из главных инструментов привлечения частного капитала в инфраструктурные проекты национального масштаба.

Приведу только один пример. Давно существует проект организации транспортного коридора "Восток-Запад" с использованием "Транссиба" в качестве альтернативы нынешнему морскому пути из региона Юго-Восточной Азии в Европу. Преимущества нашего коридора для грузоперевозок огромные. Достаточно сказать, что морской путь до Европы из Юго-Восточной Азии — самого динамично развивающегося региона в мире — занимает сейчас от 28 до 32 суток, а через территорию России можно, по расчетам, добраться за 12 суток, то есть в два с половиной раза быстрее. Это дает нашей стране потенциальную возможность перетянуть на себя многомиллиардные грузопотоки.

Существуют инфраструктурные проекты под концессионный механизм и в Петербурге. Например, строительство Западного скоростного диаметра. По словам председателя Комитета по энергетике и инженерному обеспечению администрации Петербурга Александра Боброва, механизм концессии очень удобен как для власти, так и для бизнеса при реконструкции теплоснабжающей инфраструктуры Петербурга. В договоре с "Газпромом" о реконструкции котельных в Петроградском районе города прямо предусмотрен переход на концессию в случае принятия соответствующего закона. Механизм концессии может быть использован и в проекте модернизации теплоснабжения Курортного района, а также других удаленных районов города (например, Петродворца).

Появление закона о концессиях может ускорить решение еще одной важной проблемы Петербурга — ликвидации инфраструктурных ГУПов. В частности — ГУП "Водоканал", ГУП "ТЭК СПб" и ГУП "Пассажиравтотранс", ибо концессия, возможно, явится механизмом, устраивающим все заинтересованные стороны. До сих пор реорганизация этих ГУПов тормозилась как раз из-за того, что стороны не могли договориться о взаимоприемлемом варианте. Александр Бобров в принципе с этим согласен, хотя и указывает на дополнительные сложности, которые появление концессии не решает, например режимный статус объектов водоснабжения.

Возникнут, как водится, проблемы с реализацией закона. Впрочем, как утверждает один из главных его инициаторов, президент Всероссийской Ассоциации приватизируемых и частных предприятий (работодателей) Григорий Томчин, текст закона хороший, он соответствует всем принятым в мире нормам для закона о концессиях. К тому же, отмечает Александр Бобров, в Налоговый кодекс уже полгода назад (еще до принятия закона о концессиях) было внесено специальное положение, позволяющее начислять амортизацию на имущество, переданное в концессию. Для введения концессионного механизма в Петербурге понадобится принять соответствующий городской закон, детализирующий федеральный. По словам депутата ЗакСа Алексея Белоусова, проект такого закона уже подготовлен и в сентябре будет рассматриваться городским парламентом.

Основной проблемой, актуальной для любого крупного концессионного проекта, очевидно, является поиск инвестора, готового даже на концессионных условиях вложить серьезные деньги на длительный срок. Как и в ситуации с ипотекой, тут вступают в силу страновые риски — и нынешняя политическая неопределенность (особенно — связанная с защитой прав собственников), и макроэкономическая нестабильность России, обусловленная сильной зависимостью от мировой сырьевой конъюнктуры. Впрочем, в отличие от ипотеки, возможность применять концессию для сравнительно быстро окупаемых проектов позволяет рассчитывать на то, что она реально ускорит развитие инфраструктуры.

 

Источник: "Эксперт Северо-Запад", 18 июля 2005 г .

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.