Архитекторы 1960-х: в ХХI веке люди поселятся в "тарелках"
Что такое финские домики, все более-менее знают. Домики, как домики. Деревянные, сборные, в общем — обычные. Но не все финские домики такие. В конце 1960-х архитектор из Финляндии спроектировал дома в виде летающих тарелок. Космические финские домики. Во как
Надо ли говорить, что в те годы человечество просто помешалось на космосе, который с успехом начали покорять его представители.
Казалось, что с этого момента наступило будущее — именно то, что предсказывали писатели-фантасты.
У находящихся в состоянии эйфории людей складывалось ощущение, что различные футуристические новинки входят в обиход чуть ли не каждый день(см. Рисунок 1). Вчера полетели в космос, сегодня заставим трудиться роботов, а завтра загоним в гаражи летающие автомобили.
Новому "космическому" миру должно было соответствовать буквально всё. Транспортные средства, бытовая техника и многое другое стало принимать очертания ракет, а люди мысленно примеряли на себя униформу космических путешественников.
Понятно, что и жилища больше не могли походить на прямоугольные коробки. Нужны были дома в духе эпохи. И они появились.
В 1968 году финский архитектор Матти Сууронен (Matti Suuronen) (см. Рисунок 2) прославил своё трудно выговариваемое имя тем, что создал дом в форме "летающего блюдца". Эллиптические окна, струящиеся замысловатыми волнами линии интерьера, круговой обзор и кухня, напоминающая отсек космического корабля.
Между прочим, и дверь в обиталище открывалась наподобие трапа — вываливалась вниз.
Автор напрямую обращался к чувствам людей. Внешность и интерьер порождали ассоциации не только с ракетами, вертолётами и дирижаблями, но и с кораблями инопланетян (см. Рисунок 3).
На фоне многочисленных сообщений о наблюдении НЛО в скором контакте с внеземными цивилизациями тогда многие не сомневались.
Сууронен не стремился объяснить свои фантазии логикой. Удобство и рациональность такого дома, по сравнению с традиционным жилищем — спорны. Взять, к примеру, мебель. Не поставишь же в круглом доме дубовый шифоньер.
Значит и все детали обстановки нужно было изобретать заново, в чём, впрочем, проблемы не было — "космических" дизайнерских решений в те годы было хоть отбавляй. Даже в Финляндии.
Кстати, поначалу архитектор не навязывал свою концепцию в качестве новой формы жилья — он предполагал, что конструкция будет использоваться, как лыжный домик или что-нибудь в этом роде.
Затем его планы изменились, и нелетающие тарелки были названы идеальным загородным домиком, где небольшая семья сможет проводить отпуск или уик-энд.
Проект обрастал всё новыми деталями и обрёл подобающее название — "Футуро" (Futuro)(см. Рисунок 4).
Над выбором материала финский мечтатель почти не задумывался — незадолго до этого он построил из пластмассы купол зернохранилища в Сейнайоки (Seinajoki) диаметром восемь метров.
Тот же полиэстер со стекловолокном он выбрал и теперь.
Тем более, что материал этот был недорог. Матти верил: его творение будет доступно всем жителям планеты, а значит — изменит мир.
К тому же, если бы вы могли спросить любого архитектора того времени "Заменит ли пластмасса банальный бетон?", наверняка услышали бы положительный ответ.
К слову, в те же годы автомобильные конструкторы уверяли всех, что вот-вот все машины начнут делать из пластмассы.
С тех пор инженеры построили немало таких автомобилей, серийных в том числе, но "мэйнстрим" остался стальным.
Похожая судьба ждала и дом Сууронена (см. Рисунок 5), но тогда он с воодушевлением засучил рукава.
Итак "тарелка" вмещала 8 человек и имела диаметр 8 метров, как и упомянутый купол. Высота же домика превышала 4 метра. Дом изготавливали на заводе и, в виду необычайной лёгкости, его могли доставлять на место установки вертолётом.
Финский изобретатель даже подумывал о практике "мобильного проживания" — неделя там, неделя здесь. Обтекаемый домик на ножках-опорах прекрасно, по его мнению, вписывался в девственные ландшафты.
Радужные мечты Сууронена были утоплены в нефтяном кризисе 1973 года: цены на пластмассу взлетели, и производство "Футуро" уже не могло быть рентабельным (см. Рисунок 6).
Вроде бы всего было построено 20 таких домиков, Но если хорошенько покопаться в Сети, то можно обнаружить, что по всему свету и сейчас существует больше двух десятков "Футуро".
И каждый приписывают знаменитому финскому архитектору.
То ли это желание привлечь туристов, то ли доказательство, что чувства, которые испытывали люди 35 лет назад, никуда не исчезли.
По крайней мере, в Финляндии, США и Нидерландах, сохранилось несколько экземпляров необычных финских домиков.
Один из них, прописанный в Сан-Диего, даже был выставлен в 2001 году на интернет-аукцион: в весьма ухоженном состоянии и со стартовой ценой в $25 тысяч.
Другому его собрату (cм. Рисунок 7) повезло меньше. Весной 2003 года по штату Нью-Джерси поползли слухи о, якобы, найденных обломках НЛО.
Позже прибавились пояснения — речь идёт, видимо, о какой-то забытой декорации к фантастическому фильму.
Лишь летом группе энтузиастов удалось установить, что это был один из домиков "Футуро", не раз менявший хозяина на протяжении многих лет и переезжавший с места на место по всей стране.
Он был в сложном состоянии — выбитые стёкла, грязь и пустые бутылки внутри, облезлая краска свисала лохмотьями. Довершали картину запустения традиционные американские граффити.
К счастью для творения финского архитектора (см. Рисунок 8), нашёлся новый владелец для симпатичного домика — Скотт Джиффорд (Scott Gifford), который решил превратить его в магазин подарков.
Впрочем, история данного экземпляра — скорее, исключение, напоминающее о незавидной судьбе замысла Сууронена.
Однако прежде, чем романтическая фантазия 1960-х уступила место холодному рассудку 1970-х, дома-НЛО успели "разлететься" далеко за границы Суоми.
Круглые домики служили кафе, номерами мотелей, экспонатами выставок.
"Футуро" удачно передал воздушную атмосферу своего времени и потому не был забыт (см. Рисунок 9). В 1998 году Мика Таанила (Mika Taanila) снял документальный фильм о "Футуро", который с успехом и показал на международных кинофестивалях.
Кроме того, о миру поездила выставка фотографий необычайных домиков.
Что же, получается Сууронен не угадал форму дома будущего? Возможно. Но есть ли у нас уверенность в том, что будущее, каким оно виделось из 1960-х, уже наступило?
Источник: "MEMBRANA", 25 декабря 2003 г.
|