Джон Милбанк
Политическая теология и новая наука политики
Новая наука политики создала себе новый автономный объект — политическое, понимаемое как пространство чистой власти. Светское "научное" понимание общества было с самого начала лишь познанием сконструированного им самим светского как власти
Было время, когда никакого "светского" (секулярного) не существовало. И светское не было чем-то латентным, ждущим своего часа, что бы в тот момент, когда сакральное ослабило свою хватку, заполнить все больше пространства паром "чисто человеческого". Вместо этого существовало единое пространство христианского мира с его двойным измерением: sacerdotium (священство) и regnum (царство). Saeculum же в Средние века – это не пространство или сфера, но время – интервал между грехопадением и эсхатоном. В это время основанная на принуждении справедливость, частная собственность и поврежденный естественный разум вынуждены каким-то образом иметь дело с неискупленными проявлениями греховного человечества.
Светское как отдельная сфера должно было быть учреждено или воображено как в теории, так и на практике. Факт такого учреждения не может быть верно схвачен в сугубо негативных терминах, таких как десакрализация. Одна из общепринятых истин социологии – интерпретация христианства как одной из действующих сил секуляризации.
Однако этот тезис всецело связан с односторонней негативностью понятия десакрализации, с метафорой устранения чрезмерного и излишнего, в результате которого остается человеческое, естественное и самодостаточное.
Полностью текст в формате *.pdf можно посмотреть здесь.
Источник: журнал Логос № 4 (67), 2008 г.
Об авторе. Профессор Джон Милбанк — основатель и лидер все более влиятельного теологического движения "радикальная ортодоксия". Суть "радикальной ортодоксии" в призыве к христианам опираться не на чуждые им светские философии, но на свое собственное вероучение и вытекающую из него традицию мышления. Подробнее о Джоне Милбанке здесь.
|