Версия для печати
Бритва Оккама и Реформация
Чтобы сделать следующий шаг в формировании Мышления 3.0, нам нужно разобраться с тем, что происходило с мышлением в то время, когда это мышление формировалось. Неразрешенные в то время противоречия дают основание для следующего шага развития
ТЕЗИСЫ К ВЫСТУПЛЕНИЮ
1. Вопрос об эпистемиологическом содержании Реформации представляется очень важным. Возможно, эпистемиология реформация первична по отношению и к ее онтологии, и к ее прагматике.
2. Схоластический подход тяготел к универсализму. Универсализм по мере своего развития создает огромное количество связей разной степени структурности. В результате возникает сложная и красивая высокосвязная структура, которая стремится к полной герметичности: в ней самой заключена и истина и единственная реальность.
Эту реальность можно соотнести с окружающей действительностью, но это сложная и неоднозначная процедура, которая, к тому же, всякий раз требует восстановление Оснований универсального мышления.
Для номинализма универсалии – это имена имен, а не сущности или понятия. Идея исключения абстракции, характерная для современной математики (А.Тарский и др.) снимает проблему соотнесения промысленного с реальным, но одновременно сводит познание к модели. При этом существует риск утери Оснований.
Заметим, что современные номиналисты предпринимают попытки построить математику без парадоксов, из чего можно сделать вывод об отказе от догматики, а также об отказе исследовать границы математики.
3. Именно номинализм должен рассматриваться, как философия опытной науки. Однако наука, как сложная система, при первой же возможности вернулась к универсализму, что, в частности, выразилось в математизации, схематизации, методологизации и стандартизации науки.
4. "Бритва Оккама" в различных формулировках.
Принцип достаточного основания: принцип, требующий, чтобы в случае каждого утверждения указывались убедительные основания, в силу которых оно принимается и считается истинным.
Оккам: …множественность никогда не следует полагать без необходимости… [но] всё, что может быть объяснено из различия материй по ряду оснований, — это же может быть объяснено одинаково хорошо или даже лучше с помощью одного основания.
"То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего".
Стандартная формулировка: "не следует умножать сущности сверх необходимого" у Оккама не встречается.
А.Эйнштейн: "Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того".
Современный подход: если какое-то явление может быть объяснено двумя способами, например, первым — через привлечение сущностей (терминов, факторов, преобразований и т. п.) А, В и С, а вторым — через А, В, С и D, и при этом оба способа дают одинаковый результат, то сущность D лишняя, и верным является первый способ (который может обойтись без привлечения лишней сущности).
Если существует несколько логически непротиворечивых определений или объяснений какого-либо явления, то следует считать верным самое простое из них.
Содержание принципа можно упрощённо свести к следующему: не надо вводить новые законы, чтобы объяснить какое-то новое явление, если это явление можно объяснить старыми законами.
Оккам сформулировал этот принцип как подтверждение существования Бога.
Ещё проще говоря, словосочетание "Бритва Оккама" значит, что "Самое простое объяснение — самое верное": "Если оно выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это, вероятно, утка и есть" (If it looks like a duck, swims like a duck and quacks like a duck, then it probably is a duck.).
В теории информации: сообщение минимальной длины – даже если модели не эквивалентны в точности, та из них, которая порождена наикратчайшим сообщением, является наиболее корректной.
KISS-принцип в проектировании: keep it simple, stupid или keep it short and simple.
Поппер и принцип фальсифицируемости.
5. Контрпримеры к принципу Оккама: квантовая механика, детектив, разведка, антиинтуитивные системы, психоанализ, Ядерная Зима, глобальное потепление…
6. Структурная версия принципа Оккама: не следует создавать новые уровни иерархических структур (в мышлении, управлении, познании…) без необходимости. В этой версии заложено стремление к прагматизму, ибо именно практика определяет "необходимость".
7. Структурная формулировка принципа Оккама содержит в себе те упрощения, которые содержатся в Реформации Лютера и, прежде всего, разрыв с многоуровневой традицией толкования (Основание – Иисус, первый уровень, надстроенный над Основанием – Писание, Соборы и т.д. – уровни, в которых не было необходимости).
8. Поскольку именно номинализм и принцип Оккама положен в основу протестантизма, крайне затруднены любые интеграционные движения, поскольку такие движения подразумевают универсалии и структуризацию.
9. Нужно третье в противоречии между номинализмом и универсализмом (во всех их, якобы, различных версиях) и необходимо искать формулировку принципа Оккама, явно включающую понятие парадокса.
|