Левон Аршакуни
Версия для печати

Всеобщее священство. Позиция слуги

Позиция слуги – это позиция человека, вкусившего опыт любви к Господу. И в этом мы имеем всеобщее обетование – все люди способны достичь этого онтологического уровня

Все рассуждения о Всеобщем священстве в безличном и объективном  залоге имеют один очень важный изъян –их "не хочется" применять в жизни.  Они имеют безличностный вкус, они не дают сил и желания становится "Всеобщим священником". 

Для того, чтобы возникло желание стать "Всеобщим священником", нужно затронуть более глубокий слой личности человека, его "эго", его представление о себе, то, что человек воспринимает как "я". 

И это изменение "я" человека, его "идентичности"  имеет свои очень четкие этапы роста, через которые нельзя перепрыгнуть.  И с этой точи зрения бесполезно тянуть человека на верхние ступени лестницы, не пройдя начальных ступенек.   

В данной статье мы разберем ступени роста человеческого эго — представления человека о своей позиции по отношению к миру, и те ступени, где можно говорить о сознательном практиковании всеобщего священства.

Эго  "младенца":  позиция "зависимости", позиция "потребителя" "мне-все-должны" 

Маленький ребенок зависит от родителей, он не сразу воспринимает себя как отдельное самостоятельное "я". Это "я сам" у детей созревает обычно к 4-6 годам.  В период полового созревания  это  "я сам" пытается определить собственные границы и круг своего тотального влияния,  свой "удел".  К 18 годам общество считает человека "взрослым", "дееспособным", т.е. предполагает, что его "я сам" находится в его же собственных границах тотального влияния, в своем уделе.  А на деле далеко не все на это способны и в 40 лет.

Эго "младенца"  можно определить как такое представление личности человека о себе, в котором человек воспринимает себя как того, которому "все должны".  Младенцу ничего другого не остается – он может только просить и получать все необходимое от родителей и старших.  Это представление о себе – как о потребителе. Мне что то нужно, весь мир – да и Бога как главный в этом мире – мне должен это дать.

Все  современное "общество потребления" культивирует эту позицию, позицию потребителей, зависящих то того, что вменяется как необходимое и желанное.  Реклама, "права человека" "права потребителя" усиливают эго "младенца", зависимость  представления о себе от внешних вещей. Одновременно усиливается представление о том, что все остальные – общество, государство, другие люди, начальники, подчиненные, родители, дети,  церковь  и  сам Господь – "мне должны".  Это эго "младенца" работает так – я младенец, следовательно, все остальные мне должны давать, а я могу это только потреблять,  и ничего не способен давать взамен, маленький еще.   А Господь – должен мне больше всех, и если он мне не дает, что я хочу – то он "плохой".

Люди с эго "младенца" могут доживать до самой смерти, это совершенно нормально.  Но такое "эго потребителя" онтологически не может воспринять идею служения, не говоря уже о служении Богу.

Это очень просто видеть. Пока люди находятся в онтологической позиции "потребителя", они не могу  не только служить, но и просто брать полную ответственность за себя самого.  Им "мешают" обстоятельства,  "плохие" учителя, начальники, судьба, "плохая карма", настроение и т.д.   И говорить с такими людьми можно только о следующей ступени эго, о ступени независимости.

Эго "господина":  позиция "я все могу", "я действую", "я наслаждаюсь" 

Отрочество  эго – это  эго  "я все могу", "я сам кузнец своего счастья", "я сам себе господин". Это позиция, когда человек онтологически считает, что от его действий все зависит.   Эту онтологическую позицию "тренируют" все ситуации, где человек вынужден принимать решения за себя самого и за зависящих от него "младенцев".

Основной мотив в такой позиции – наслаждение, которое получается в результате активного действия. И этот вид эго является более высоким в ментальности потребителя – я не просто потребляю то, что мне дают, а получаю это как результат моих усилий.  А если наслаждение не стоит затраченных усилий – то эго никогда не склонно в том признаваться,  это означает, что усилия были зря.

Бог из этой позиции видится как тот, кто помогает и как судья, который определяет награду и наказания, оценивает успех или неудачу. У Господа нужно просить помощи, укрепления своих сил, и "судейства в свою пользу".

На этом уровне эго, эго "господина", человек воспринимает служение как  действие, которое должно быть "оплачено", которое должно приносить плод, которым можно лично насладиться.   Здесь Спасение понимается как попадание в рай, где вечные наслаждения.  Служение Богу понимается именно для этой цели – как работа, которая должна быть "оплачена райскими наслаждениями", спасением из мук ада.  Если нет рая – служить Богу незачем. No honey – no money.

Но довольно быстро человек в этой позиции упирается в понимание того, что  результат зависит не только от его действий, но и действий других людей.  И эго дозревает до позиции взрослого, позиции "взаимозависимости".

Эго "взрослого": позиция взаимозависимости, позиция "выиграл-выиграл"

Эта позиция характеризуется сознательным принятием моральных принципов и норм в осуществлении своих действий.  Человек на этом уровне эго понимает, что он не может достигать долговременного успеха один, и что для этого нужны определенные правила, принципы поведения, которые позволяют достичь более высокого успеха.

Это максимально высокая позиция, которую может достичь  "атеистическое эго".   Человек понимает, что в одиночку  наслаждения и счастья "невкусны", что "нужно делится".  Здесь возникает сфера взаимной ответственности людей, возникает организация, кооперация, профессионализация и разделение труда.

Служение на этом уровне подразумевает  уже не довольно грубый обмен – ты мне, я тебе, а более тонкий. Эту выгоду можно сформулировать так: инвестиции в инфраструктуру – выгодны. Вложения в установление общих правил, законов, социально стабилизирующих механизмов выгодны в долгосрочном периоде.

Это эго "капиталиста с человеческим лицом", это очень продвинутая ступенька эго, онтологическая позиция "культурного потребителя".   На этом уровне возникает понимание о долге – о обязанностях, исполнение которых персонально не выгодно индивиду, но выгодно всему обществу.   И именно здесь возникает представление о служении – как об особой работе для общества. Служба, служение – это на этом уровне социально значимая работа, которая направлена исключительно на общество, на общественное благо.

Вся "протестантская этика" — находится  именно на этом уровне эго,  она уместна именно в этой онтологической позиции.  Нужно честно и "этично" работать, и результатом этого будет общественное  и долгосрочное личное благосостояние.

На этом уровне эго вообще то  не обязательны отношения с Богом -  Бог отдельно, общество и служение обществу  отдельно.   С Богом можно заключать договор – Завет,  в котором за исполнение определенных обязанностей даруется определенные блага.   Ты — мне, я – тебе, у нас "взаимовыгодные отношения". 

Служение Богу понимается именно как исполнение "завета", исполнение своих обязанностей перед Господом, оговоренных "договором-заветом".   

Эта ступенька эго, уровень осознания себя – максимальный, который можно достичь волевым усилием, без любви.  Настоящее служение и всященнослужение, служение Богу, возможны только начиная со следующего уровня, с "эго Слуги".

Эго "слуги" : позиция тотальной зависимости от Господа,  служения-из-любви, служения-жертвы

Опыт любви дает человеку возможность пережить вкус бескорыстного служения любимому. Самые простые действия, совершенные для любимого становятся совершенно трансцендентными, они есть проявление, действие любви.  Бог как Любовь приходит в наше действие, в наши сердца и освящает все действия-в-любви.  И эта любовь-служение, награда в которой сама возможность служить любимому, и есть настоящее служение.

 Любовь  есть отношения, отношения зависимости, отношения любви,  служение означает сознательное  и радостное принятие этой зависимости.  И это не та зависимость типа "мне должны", а зависимость типа "я должен". А  чтобы в действительности быть способным отдавать, служить – эго должно быть достаточно зрелым, не быть  "потребителем".  Недостаточно зрелая личность не может долго и правильно, не делая любимого "потребителем" отдавать, служить.  И в этом настоящая сложность -  незрелый человек не может служить, не может устойчиво занимать позицию слуги.

Священнослужение – служение Господу, служение Священному требует занятия позиции слуги Господа, позиции тотальной зависимости от Него, любви к Нему, желания служить Ему. И в этом состоянии  мы всеми фибрами души чувствуем – я слуга Господа. Все что я делаю – это служение Ему. "Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у Меня в сердце" (Пс.39:9)

Позиция слуги – это именно такая онтологическая позиция, позиция человека, вкусившего опыт любви к Господу.  И в этом мы имеем всеобщее обетование – все люди способны (имеют принципиальную возможность)  достичь этого онтологического уровня. 

Основное качество, которое необходимо  в этой позиции – это качество настоящего смирения. Смирения "эго господина", и усиления правильного эго – "эго слуги", представления о себе как об инструменте Господа. 

В истории Христианства эта позиция называлась "раб Божий". Я достаточно долго не понимал, что же имели в виду люди, называвшие себя "рабом Божим".  В современной семантике – раб это совершенно зависимое и совершенно "забитое и подавленное" существо, которое абсолютно не самостоятельное и не может без господина даже чихнуть. В современном обществе потребления раб – это совершенно несчастное существо, которое "только вкалывает", но ничего радостного в его жизни нет.  Именно поэтому  в современном языке словосочетание "раб Божий" имеет совершенно ложные смыслы "несчастного немощного существа", и не указывает на очень зрелую и сильную  онтологическую позицию.  Поэтому словосочетание "позиция слуги" для современного уха несет больше вменяемого содержания, чем "раб Божий".

Всеобщее священство – это еще и тот факт, что все действия и позиции Слуги Господа – будут "тотальным священнослужением". В этом состоянии все, что делает человек становится служением Господу. Если он чистит зубы и делает утреннюю зарядку  – он делает это для того, чтобы тело лучше могло служить Господу. Если он ест – то для того чтобы иметь силы лучше служить. Если учится – то для того чтобы стать более совершенным инструментом в руках Господа. 

В позиция слуги Господа  есть лишь одно меленькое место для гордости, куда может добраться "эго господина" и стащить человека вниз.  Это представление о том, что "я слуга самого Господа", что между мной и Господом – никто не "должен" стоять, что я могу иметь отношения "с самим Господом", а все другие отношения менее  важные. 

Более высокий уровень смирения "разрешает Господу" иметь с нами отношения не только напрямую, но и через своих слуг – через других людей, через других Его слуг. В таких отношениях существует еще более высокая позиция – слуга слуги.

Эго "слуга слуги". Служение людям как служение Богу

Если кто то помог нашему любимому то это значит для нас больше, чем если бы он помог нам лично. Это природа Любви, и для Господа более значимо, как относятся к Его слугам, к тем, кто Его любит и Ему служит, чем к Нему самому.  И поэтому высшее служение – это служение – как не парадоксально – даже не самому Господу, а Его слугам.  "Больший из вас да будет вам слуга." (Мф.23:11) "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для просвещения и искупления многих" (Матф. 20, 28). 

Это очень высокий уровень – действительно желать служить всем слугам Господа. Для этого нужно ставить людей, отношения с людьми в действительности выше, чем свое "персональное дело", свое "сугубое служение Господу".   Это означает отсутствие всякого насилия, и грубого и тонкого и тончайшего над людьми, с которыми сводит нас Господь и служение Ему.  В то же время это требует защищать свое дело и людей, с которыми сводит Господь, от всех греховных помыслов и дел, без ложной жалости, если нужно – с применением оружия.  

Этот уровень эго, эту личную позицию невозможно понять интеллектуально. Но у многих людей есть такой опыт сердца, когда на какое то время наше представление о себе достигало такой высоты и чистоты.  Это норма, к которой можно и нужно стремится. Норма высокая, но которая не перестает от этого быть нормой. 

На этом уровне священство становится действительно всеобщим -  все вокруг, даже далеко не совершенные, воспринимаются как служители Господа, как священники Бога Живого.  Из этого состояния Царь Давид пел "Всякое дыхание хвалит Господа" (Пс,150). Из этого состояния апостол  Павел говорил "но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" (1 Петра 2:9). Здесь появляется естественное чувство иерахрии и почтения и служения старшим.  Здесь появляется община  и церковь – как сообщество людей, которые служат друг другу и Богу.

Вместо заключения. Исправление эго

Многие думают, что эго – это нечто тотально испорченное, нечто, что нужно искоренить с корнем. Это непонимание природы психики человека. Без эго человек не может существовать в этом мире. Эго-  это структура психики, которая соединяет бессмертную душу, человеческих дух с "тварным" — с умом и телом.   У эго есть две основные функции:  координирующая и репрезентативная.  

Координирующая функция эго – это центр управления нашим организмом, центр, из которого все душевные и психические и нервно-физиологические процессы координируются между собой. Слабое эго не позволяет человеку владеть своим телом, не говоря уже об уме.  Человек со слабым эго не много может сделать – различные части организма плохо скоординированы.   Такие люди не могут управлять даже самим собой. Таким людям  нужно укреплять эту функцию, делать свое эго сильным.  Если у человека подавлено эго, то он бессилен как личность, он не может вырасти из "эго младенца". 

Репрезентаривная функция эго  это представление о том, "кто я"  и соотнесение всего, что воспринимает организм, с этим представлением о том "кто я".  Формирование этого представления происходит через отражение "себя" в зеркале других людей, в зеркале социума. А в современном обществе это зеркало весьма кривое. Современное общество формирует в основном больное эго, с ложным представлением о себе, с "эго младенца" или "эго Господина". У "окультуренных" таким обществом людей, которые переросли такое самосознание, возникает отдельная задача "излечения эго", занятия онтологической позиции слуги.  Вместе с общей задачей усиления, укрепления эго как центра управления личности. 

Задача практической реализации "Всеобщего священства" в психологическом и личностном плане означает задачу "исправления эго". Нужно сделать личность и достаточно сильной, и достаточно здоровой, чтобы возможно было занять позицию слуги.  А исправляется эго так же, как и формируется – через зеркало других людей. Людей, которые являются примером, которые занимают позицию слуги и слуги слуги. Общение, взаимодействие, учение и служение таким людям дает нашему эго необходимое "исправление". Особенно сильно этот эффект работает при общении со Святыми людьми, даже ушедшими из этого мира. Почитание Святых – одна из форм такого целительного общения, лечащего наше эго. 

Господи, исправь наше эго!!  Пошли нам чистых и сильных людей, слуг своих, которым мы могли бы служить, и с которых мы брали бы пример! Благодарим тебя, Господи, за счастье служить Тебе!

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.