Главная ?> Русский мир ?> Диаспоры постсоветского пространства ?> Диаспора как исследовательская проблема ?> Конференция в Беркли (Калифорния): "Диаспоры — транснациональное самосознание и политика в странах исхода" (12-14 ноября 1999 г.)
Сергей Арутюнов

Конференция в Беркли (Калифорния): "Диаспоры — транснациональное самосознание и политика в странах исхода" (12-14 ноября 1999 г.)

12–14 ноября 1999 г. в Калифорнийском Университете в Беркли состоялась конференция на тему "Диаспоры: транснациональное самосознание и политика в странах исхода".

Открыл конференцию профессор Университета Колорадо Вильям Сафран (William Safran); выступивший с докладом "Описание и анализ диаспор: потребность в концептуальном очищении". Обрисовав большой разнобой, существующий в истории и политологии касательно того, что следует понимать под диаспорой, каковы ее признаки, системообразующие факторы и как подходить к их анализу, докладчик наметил пути к преодолению существующих различий в понимании феномена диаспоры и упорядочению соответствующего понятийного аппарата. В докладе подспудно доминировала мысль, что по-прежнему лишь еврейская диаспора может служить полноценным эталоном истинной диаспоры, которым следует измерять степень соответствия любых иных диаспор каноническому образцу.

Дискуссантом по докладу В. Сафрана выступил Жерар Шальян (Gerard Chaliand), директор Европейского Центра по исследованию конфликтов, который, не оспаривая по существу тезисов докладчика, тем не менее противопоставил им широкий обзор диаспор, существовавших в рамках разных цивилизаций с древнейших времен и до наших дней, и показал, что под этим общим понятием могут скрываться весьма разнородные общности и процессы.

Второе заседание было посвящено теме "Диаспоры Среднего Востока". Элиз Санасарян (Eliz Sanasarian), иранская армянка по происхождению, ныне профессор Университета Южной Калифорнии, сделала доклад на тему "Иран: диаспоры и самосознание в гетерогенном обществе". По существу доклад этот свелся к перечислению и описанию основных национальных меньшинств Ирана и степени их интеграции в многонациональное иранское общество, в особенности за пределами исконных территорий их основного расселения.

Бернард Вассерштейн (Bernard Wasserstein), президент Оксфордского центра еврейских исследований (Великобритания), говорил на тему "Последиаспорное еврейство и пост-сионистский Израиль". Иосси Шаин (Yossi Shain), профессор Джорджтаунского Университета (Вашингтон, США), сделал доклад "Переходные битвы за еврейское самосознание в Израиле". Оба доклада обрисовали сложное и спорное положение еврейских групп разного происхождения и разной политико-религиозной ориентации как в Израиле, так и в диаспоре, и неоднозначность взаимоотношений между ними.

Взгляд с других позиций на этнополитическую ситуацию в Израиле и вокруг него был отражен в докладе Джулии Петит (Julie Peteet), профессора Университета Луисвилля, "Палестинская диаспора и самосознание".

Особенно интересен был доклад Амира Хассанпура (Amir Hassanpour), в настоящее время научного сотрудника Университета Торонто (Канада), под названием "Время, пространство и технологии коммуникации: движения за образование курдской государственности в курдских диаспорах на Западе". Доклад, сопровождавшийся обильной демонстрацией видеозаписей, показал, во-первых, разницу в подходах и позициях между разными фракциями курдского диаспорного общества, а во-вторых, сложные и интенсивные процессы формирования курдских СМИ, курдского коммуникационного, информационного, идеологического и интеллектуального поля в диаспоре, где национальная идентичность выкристаллизовывается на более высоком уровне современного сознания, нежели в самом Курдистане, где идет тяжелая борьба за выживание народа и где народу в общем не до этих "интеллигентских штучек".

Последним в этой сессии был доклад Мишеля Лагерра (Michel Laguerre), ученого гаитянского происхождения, ныне профессора Отдела Афро-Американских исследований в Беркли. Назывался он "Диаспорное чувство времени: мусульманский хронотоп в Нью-Йорке". Содержание его, несмотря на вычурное заглавие, было несложно и сводилось к тому, как вписывается мусульманская бытовая неделя, с пятницей как праздничным днем, в быт города, где официальный день отдыха — воскресенье. Отвечая на вопросы, докладчик так и не смог предоставить развернутого объяснения того, как реализуется мусульманский календарь в условиях Нью-Йорка по месяцам, а также какие различия имеются в отношении к Рамадану между классическими мусульманами и так называемыми черными мусульманами.

Третья и четвертая сессия состоялись 13 ноября. На сессии "Азиатские диаспоры" заведующая Центром Исследований Юго-Восточной Азии в Беркли, профессор Айхуа Онг (Aihwa Ong) сделала доклад "Много обществ, много родин: политическое разнообразие китайцев в диаспоре". В докладе была показана этническая неоднородность китайцев диаспоры, сохранение у них субэтнического и областного самосознания, различия в политической ориентации на Тайвань и на континентальный Китай, а также другие факторы, разделяющие диаспоры по ряду параметров. Винай Лал (Vinay Lal), доцент Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе, выступил с докладом "Политическая сеть индуизма в диаспоре", в котором эта тема рассматривалась на примере индусских иммигрантов в США. Неферти Тадиар (Neferti Tadiar), доцент Калифорнийского Университета в Санта-Крус, сделала доклад "Поэтика экспорта филиппинок". "Поэтика" заключается в той сложной конфигурации социальных, сексуальных и гендерных ролей, в которых оказываются одинокие женщины, эмигрирующие в большом числе из Филиппин в разные страны, но особенно в США.

Последняя сессия называлась "Диаспоры в бывшем СССР и в Европе". Роджерс Брубейкер (Rodgers Brubaker), профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, сделал доклад на тему "Диаспоры и родины в Центральной и Восточной Европе в прошлом и настоящем", где обрисовал сложную конфигурацию этнических передвижений в мозаичном регионе, в котором в миграции вовлекается как основное население входящих в него стран, так и разнообразные этнические меньшинства. Сергей Арутюнов (Институт этнологии и антропологии РАН, Москва) выступал на тему "Воздействие новой кавказской диаспоры на этнокультурные взаимоотношения в русскоэтничных областях России". Хилари Пилкингтон (Университет Бирмингема, Великобритания) сделала доклад "Другие русские": миграции, перемещения и самосознание в послесоветской России", в котором обрисовала сложность адаптации русскоязычных репатриантов из новых независимых государств в исконно русских областях Центральной России. Левон Абрамян (Levon Abrahamian) (Национальная академия наук Армении) сделал доклад на тему "Армянская диаспора и родина", посвященный культурным и мировоззренческим различиям армян Армении и диаспоры в контексте проблем, возникающих при их контактах и взаимодействии. Стефан Астурян (Stefhan Astourian), профессор Калифорнийского Университета в Беркли, в докладе "Армянская диаспора: самосознание и политика" продемонстрировал все возрастающую неоднородность самой этой диаспоры.

На конференции, кроме докладчиков и дискуссантов, почти не присутствовали слушатели, и их приглашение не предусматривалось. В качестве слушателей были приглашены лишь несколько аспирантов университета в Беркли, для которых данная тематика представляла особый интерес.

Однако в воскресенье, 14 ноября, была организована специальная сессия по армянской диаспоре, на которую пришло более 300 человек слушателей из числа армянской диаспоры района Сан-Франциско — Беркли — Окленда, а также некоторое число студентов, аспирантов и профессоров университета. На этой сессии прозвучали четыре доклада: Элиз Санасарян об армянах в Иране, Сергея Арутюнова о месте армян в новом миграционном исходе с Кавказа в русскоэтничные области России, Левона Абрамяна о сочетании революционности и конформности в традиционном поведении армян на родине и в диаспоре и, наконец, Стефана Астуряна о судьбах мировой армянской диаспоры в ХХ в. Эти доклады были встречены аудиторией с большим интересом и вызвали множество вопросов.

Труды конференции будут опубликованы. В целом она явилась полезным научным событием, осветила некоторые новые черты и ситуации в развитии общеисторического феномена диаспор, вновь продемонстрировала его многогранность и общечеловеческую значимость.

 

Источник: журнал "Диаспоры", №2-3, 1999 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.