Главная −> Русский мир −> Диаспоры постсоветского пространства

Рубрики


Диаспоры постсоветского пространства

Поскольку Российскую Федерацию невозможно считать ни моноэтническим, ни монокультурным государством, поскольку она суть, после распада СССР, фрагмент крупнейшего в мире геокультурного образования с особой историей формирования «государствообразующей нации», диаспоральная политика Москвы не может строиться по типу еврейской, армянской, венгерской и даже китайской моделей. Международный диаспоральный опыт должен быть учтен и по возможности переработан, но он не может быть буквально применен по отношению к полиэтническому, полирелигиозному и многокультурному миру, которым являются Россия и ее диаспора.

Продекларированная Российским государством и поддержанная диаспорой идея собирания и структурирования Русского Мiра не изменила ситуации и сама по себе испытывает серьезные сложности в реализации. С одной стороны, современный мир поделен и существующие диаспоральные сети и этнокультурные Мiры не настроены пускать в систему устоявшихся связей нового, потенциально сильного игрока. С другой стороны, российская диаспора сама по себе без поддержки извне не способна развернуть собственный потенциал и структурироваться в качестве Русского Мiра — нового трансконтинентального образования. Внешних же игроков, способных реализовать эту задачу, практически нет. Российские финансово-промышленные группы, активно использующие потенциал диаспоральных сетей (чаще всего возможности еврейской диаспоры), предпочитают иметь дело с уже устоявшимися структурами. Органы федеральной власти оспособлены придерживаться патерналистской или репатриационной моделей взаимодействия с зарубежными соотечественниками и только.

Все это свидетельствует о кризисе именно модели, положенной в основу диаспоральной политики России, об отсутствии жизнеспособной, прагматичной и одновременно воодушевляющей идеи.

А торопиться необходимо. Диаспоры в современном мире — это мощнейшие проводящие сети; и умение пользоваться ими в собственных интересах — важнейший навык, свидетельствующий о политической компетенции. Вполне вероятно, что дальнейшее развитие международных отношений превратит мировые диаспоры в субъект международного права. Но уже сегодня отношения с ними не менее значимы, чем межгосударственные договоренности, соглашения с ведущими транснациональными корпорациями и такими корпорациями публичного права как Ватикан.

Диаспоральная политика России
Соотечественники
По материалам научного журнала "Диаспоры"
Ниже мы представляем рубрики, собранные по материалам независимого научного журнала "Диаспоры", выходящего в Москве с 1999 года. Редакционная коллегия: главный редактор — А.Р. Вяткин (Институт востоковедения Российской академии наук); заместители главного редактора — В.И. Дятлов (Иркутский государственный университет, первый главный редактор журнала), Н.П. Космарская (Центр цивилизационных и региональных исследований Российской академии наук); члены редакционной коллегии: С.А. Арутюнов (Институт этнологии и антропологии Российской академии наук), П.Колсто (Университет г.Осло, Норвегия), И.А. Мадий (издательство "Наталис"), А.Ю. Милитарёв (Институт восточных культур при Российском государственном гуманитарном университете), Е.Я. Сатановский (Институт изучения Израиля и Ближнего Востока), В.А. Тишков (Институт этнологии и антропологии РАН), А.М.Хазанов (Университет Висконсина в Мэдисоне, США).
Диаспора как исследовательская проблема
Русская диаспора
Еврейская диаспора
Содружество: труды и дни
  • Максим Шевченко: СНГ и мировые элиты [2005]
    Сколько бы ни записывались правители стран СНГ в международные антитеррористические коалиции, сколько бы ни снимались на фоне лужайки Белого дома в обнимку с его хозяином, сколько бы ни "открывали внутренних рынков для западных инвестиций", они не становятся для Запада более реальными, более равными
  • Ольга Буторина, Александр Захаров: Измениться или умереть [2005]
    СНГ строилось как региональный союз государственного типа, рассчитанный на централизованную экономику и трансграничные связи на макро-, а не на микроуровне. Если институты Содружества не начнут отталкиваться от интересов бизнеса стран-участниц, оно обречено на распад
  • Екатерина Кузнецова: Ближнее зарубежье: всё дальше от России [2004]
    От России ждут новых парадигм и новых стратегий. И если она не предложит их своим соседям, то их им предложат другие
  • Мехман Гафарлы, Алан Касаев: Содружество тихо умирает [2000]
    Его судьбу решили не интеграционные декларации, а реальные дела — отсутствие общих политических и экономических структур, разрушение военного единства и крах безвизового режима
  • Федор Олегов: Стратегическое партнерство — модный термин [2000]
    Россияне уже проголосовали; следующие в СНГ президентские выборы — в Грузии
  • Юрий Годин: СНГ готово к реальной интеграции [2000]
    Россия переходит от политики альтруизма к стратегическому партнерству
Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2018 Русский архипелаг. Все права защищены.