Главная −> Русский мир −> Религиозные миры России −> ГКО: pro et contra −> Вопросы ГКО в российской публицистике −> Государственная религия в современной России невозможна
Глеб Павловский

Государственная религия в современной России невозможна

Любая государственная власть будет, естественно, учитывать позицию крупнейшей и самой массовой конфессии страны. Но также и следить за положением дел в ней, а иногда и использовать ее внутренние слабости. В этом-то смысле внимание РПЦ со стороны властей обеспечено, хотя оно не всегда шло ей на пользу

Я верю, что Россия православная страна, и в этом качестве утвердится. Но едва ли это осуществимо в текущей политике без нелепостей и несусветных кощунств.

Лично мне, конечно, хотелось бы видеть Россию православной страной, и в идеале, даже православным государством. Но тут-то и начнутся у нас тяжелейшие дебаты, какое государство считать православным? Нормы православной государственности разрабатывались для Империи, для монархического строя. Новой истории, в общем-то, неизвестна иная форма существования православной государственности. Мы сегодня Россия, но мы не Империя. Секулярная "православная федерация" — ересь, даже выговаривать это словосочетание неловко. Мы попадем в такие невыносимые общественные нестроения, что пожалеем, что вообще поставили так вопрос. Этот вопрос теологически не прояснен, а политически погряз в злоупотреблениях. Его нужно оставить в покое, чтобы не стать объектом кощунственных манипуляций в глубоко расцерковленном обществе, каким мы, в общем-то, и являемся.

В начале 90х общество упустило момент для вопроса о компенсации ущерба, и не только материального, который оно понесло в период Советской власти из-за политики расцерковливания. Тогда еще можно было обсуждать и вопрос, кто должен был быть получателем и распорядителем этих компенсаций. Сейчас же вряд ли Московская Патриархия может претендовать на какие-то особые права и решать, какая конфессия "более православна". Есть проблема недостаточно лояльного отношения РПЦ с катакомбными деноминациями, со старообрядцами, ибо после всего, что было в XX веке, едва ли какая-либо из православных церквей должна претендовать на особые отношения с государственной властью. Это политически неверно и опасно. Любая государственная власть будет, естественно, учитывать позицию крупнейшей и самой массовой конфессии страны. Но также и и следить за положением дел в ней, а иногда и использовать ее внутренние слабости. В этом-то смысле внимание РПЦ со стороны властей обеспечено, хотя оно не всегда шло ей на пользу.

О чем серьезно стоит говорить, так это о месте преподавания теологии, богословия в системе современного образования. Отказ богословию в заслуженном месте в системе высшего образования мне кажется нелепым. Мол, нет нужды в факультетах богословия в светском государстве, нарушается принцип отделения государства и церкви. Что ж, тогда и физику ядра не изучать в вузах, ради нераспространения ядерных вооружений? Глупость полная. Спорный, в хорошем смысле этого слова, вопрос об изучении Закона Божьего в школе спорен из-за душевредности нашей системы школьного образования… Получим чудовищную пародию. Вообще, массовые представления о Православии обмирщены и суеверны, оттого союзы православных граждан видят в Церкви административно-политический механизм с религиозной начинкой — то ли православное папство, то ли церковный имамат. Для реализации этих мечтаний требуют перекройки Конституции и всего свода ныне действующих законов. Этому не бывать, не только из-за абсолютной фантастичности этих проектов, но и из-за их религиозной и политической пустоты.

 

Источник: "Русский Журнал", 25 июня 2002 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2016 Русский архипелаг. Все права защищены.