Михаил Арнольдов

Многообразие религиозного

Будет ли в России конфессиональная политика?

В Нижнем Новгороде издан сборник статей «Преодолевая государственно-конфессиональные отношения». В последние годы все настойчивее звучат предложения регламентировать отделение «церкви от государства» путем создание некоей бюрократической институции, которая регулировала бы государственно-конфессиональные отношения. Альтернатива этому, по мнению составителей и авторов сборника, — формирование конфессиональной политики.

Еще года четыре назад о «конфессиональной политике» никто не слышал, а сегодня это практически общепринятый термин. Правда, в большинстве случаев под неологизмом кроется старое понимание и, основанные на нем, двухсторонние отношения религиозных организаций с государственными органами. Именно «преодолению» двуполярности и посвящен сборник. Как пишут в предисловии его составители Сергей Градировский и Евгения Малахова, представляющие Центр стратегический исследований Приволжского федерального округа и Приволжский гуманитарно-теологический институт, издание «предлагает рассмотреть возможность перехода от закрытых двухсубъектных государственно-конфессиональных отношений к публичной многосубъектной конфессиональной политике».

Очевидно, что в конфессиональные отношения все активнее включаются новые субъекты. Сегодня часто уже не государство задает правила игры в той или иной публичной сфере, включая религиозную, сколько другие субъекты публичной политики (возникшие за последние 12-15 лет) оказывают влияние на государственную политику и на законодательный процесс.

Надо отметить, что представленные в этом издании статьи отличаются большим разнообразим тем и мнений. Они содержат и концептуальные предложения, и анализ конкретного опыта, и описание субъектов конфессиональной политики, и проектные предложения. Разнонаправленность материалов, вероятно, отражает тот религиозный «хаос», с которым приходится иметь дело госуправленцам и который требуется привести к какой-то гармонии и предсказуемости.

В «Концептуальной части» книги указываются основные субъекты конфессиональной политики: СМИ, диаспоры, правозащитные организации, эксперты-религоведы и экспертные советы. А также основные темы, требующие глубоких концептуальных подходов: влияние религиоведческой науки на управленческую практику, теологическое образование, культурная политика. Об этом пишут, в частности, известный журналист Максим Шевченко, мусульманский философ Гейдар Джемаль, правозащитники Анатолий Пчелинцев и Владимир Ряховский.

Во второй части, где анализируются «разрывы и противоречия», в статьях Андрея Себенцова и составителей сборника ставятся актуальные проблемы конфессиональной политики в России.

Во-первых, это никак «неразрешимая» проблема конфессиональной «статусности». Равенство перед законом всех религиозных организаций не оспаривается практически никем на уровне юридических процедур, но часто оказывается видимостью на практике. Авторы сравнивают два возможных подхода, один они называют честным, а второй справедливым. Первый — законодательная фиксация сложившегося порядка вещей, когда одна религиозная организация, РПЦ по факту является «официальной» и пользуется «покровительством» тех или иных начальников местного и федерального уровней. Второй — законодательное следование за «должным», идеальным представлением о том, как должно быть. Но не очень понятно, а как должно быть? И кто это определяет? И хотя аналитический жанр не предполагает рецептов, хотелось бы узнать ответ.

Вторая проблема — это соотношение свободы и безопасности. Когда речь идет о «духовной безопасности» в России, думается о худшем, скажем, об «охоте за ведьмами», о поисках инакомыслящих. Конечно в современном мире, где воздействие на человеческое сознание (коллективное и индивидуальное) достигло небывалых масштабов, охрана духовной, ментальной безопасности — дело актуальное. Поэтому, соглашаясь с тем, что человек призван к свободе, которая есть испытание и искушение, надо напомнить о необходимости поддержания баланса между свободой, часто подразумевающей безграничную открытость , и безопасностью, часто ведущей к тотальной регламентации жизни.

Вообще многие материалы сборника косвенно или явно говорят о необходимости (и даже неизбежности) изменений в сфере конфессиональных отношений. Так, в материале Сергея Зуева указывается на отсутствие публичности при наличии многих религиозных голосов, однако применение европейской демократической моделей для России мало приемлемо. В третьей части сборника подробно разбираются проблемы модернизации двух основных конфессий России, ислама и русской православной церкви (РПЦ). Очень взвешенная и подробная статья Александра Кырлежева с различных сторон анализирует проблемы РПЦ в современном мире и возможные пути их преодоления.

В книге «Преодолевая государственно-конфессиональные отношения» представлена хотя и неполная, но явно многосторонняя картина конфессиональных отношений в России. Но какова роль и значение государства в них? Роль государства в политики, как считают составители сборника, состоит, прежде всего, в построении инфраструктуры. Однако политика это еще, и прежде всего, приоритеты. А они как раз не очень ясны.

Концептуально и проектно представлены только православные и исламские точки зрения, да и то светской своей частью. Каковы будут решения духовных лидеров, покажет будущее, но они могут отличаться от богословских и социально-политических мнений, изложенных в сборнике. Даже соглашаясь с пафосом большинства авторов о многообразии «религиозного» в современной жизни, нельзя уйти от той очевидности, что поле конфессиональной политики создается двумя полюсами — государством, задающим юридические нормы и гражданскую идентичность населению России, и конфессиям, задающим свои нормы жизни и религиозную идентичность тем же людям. Основной вопрос — какие люди нужны государству, а какие конфессиям — остается открытым. В сборнике, на обложке которого значится «Геокультурные стратегии», мало внимание уделено собственно культурному плану конфессиональных отношений. А именно в этой сфере могут обнаружиться способы решения политических и юридических проблем. Хотелось бы надеется на продолжение и развитие тем, заявленных в сборнике Приволжского гуманитарно-теологического института.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.