Главная ?> Русский мир ?> Остров Россия ?> Регионы России ?> Четыре лика приграничной России: к вопросу о роли регионов в международных взаимодействиях
Андрей Макарычев
Версия для печати

Четыре лика приграничной России: к вопросу о роли регионов в международных взаимодействиях

Или Четыре модели трансграничной интеграции, в которые вовлечена Российская Федерация посредством её субъектов

Под трансграничными институтами обычно понимаются любые коллективные взаимоотношения и обмены, осуществляемые через границу и имеющие публичный или официальный характер. Это могут быть как отношения на основе межправительственных соглашений, так и тесные связи, которые объединяют группы людей по обе стороны границы. Для этих взаимоотношений, институционализированных посредством соглашений, протоколов, уставов или контрактов, типичны три основных параметра:

  • более или менее обширное, но в то же время географически ограниченное географическое пространство;
  • наличие профессиональных либо иных сообществ и образований, разделённых общей границей;
  • возможность осуществления субнациональная деятельности на основе соответствующих полномочий, признанных государством[1].

Можно выделить четыре модели трансграничной интеграции, в которые вовлечена Российская Федерация посредством её субъектов.

Северо-Западная модель основана на принципах регионостроительства в чистом виде. Именно здесь наибольшее подтверждение находят идеи школы либерального институционализма о комплексной взаимозависимости, основанной на невыгодности разрыва созданных сетевых отношений.

Модель трансграничной интеграции со странами СНГ основана на доминировании геополитических императивов. Единственной институцией, поддерживающей взаимодействие с бывшими республиками СССР, является Совет руководителей приграничных областей Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины[2].

Южная модель” трансграничного взаимодействия тоже испытывает дефицит институционального обеспечения. Единственной работающей организацией здесь является Черноморское экономическое сотрудничество (ЧМЭС). В 2000 году были выдвинуты новые идеи — о Пакте стабильности для Кавказа (предложение Турции), “Южном измерении” и “Черноморско-кавказско-каспийском политическом форуме”, Южно-Кавказского Сообщества, и др. Эти идеи непосредственно касаются проблем, с которыми сталкиваются Чечня, Ингушетия, Дагестан. Сходство “Южного измерения” с его “Северным” предшественником состоит в том, что оба проекта охватывают зоны непосредственного взаимодействия России со странами, входящими в ЕС или являющимися реальными кандидатами на членство в ЕС[3].

Дальневосточная модель” трансграничных обменов зиждется на том, что внешняя среда сулит большие экономические перспективы, но одновременно заставляет ставить вопрос о защитных функциях (протекционизме). Административные границы России в глазах дальневосточных региональных элит теряют свою роль абсолютного определителя экономических приоритетов развития субъектов федерации. К примеру, Игорь Фархутдинов, губернатор Сахалинской области, заявляет, что “нас выталкивают из экономического пространства России, выталкивают высокими транспортными тарифами: нам быстрее и дешевле привезти из Сиэтла, из Австралии, скорее из Китая продукты питания, чем из Краснодарского края”[4]. Аналогичным образом о российском Дальнем Востоке высказывается самарский губернатор Константин Титов: “рядом Япония — богатая страна, Америка… Рядом бурно развивающаяся экономика Китая, Вьетнама. Я уж не говорю о Южной Корее, об Индонезии, Австралии… Люди это всё видят и начинают думать, а зачем нам Россия?”[5]. Более того, политика федерального центра часто воспринимается на Дальнем Востоке как “продолжение эксплуатации природно-ресурсного потенциала региона и снятие с себя обязательства по его товарному и продовольственному обеспечению… в ущерб экономической, экологической и даже политической безопасности Дальнего Востока”[6].

По признанию специалиста из Дальнего Востока, “приграничной торговле Китай уделяет больше внимания, чем Россия… Борьбу за достоверную торгово-экономическую информацию мы проигрываем… Нельзя сказать, что российские власти защищают российских участников (трансграничных обменов. — А.М.), оказывают им протекцию, разумно используют централизацию и ограничения”[7].

Четыре обозначенные выше формулы трансграничного взаимодействия иллюстрируется следующей таблицей:

 

Северо-Западные границы

 Юго-Западные границы

Южные границы

Восточные границы

Основные соседи

Северная и Восточная Европа, Прибалтика

Украина и Беларусь

(“новая Восточная Европа”)[8]

Кавказ и Казахстан

Дальний Восток (Китай, Япония)

Пограничные споры

Существуют, но не подрывают приграничное сотрудничество

Отсутствуют

Принимают характер вооружённых конфликтов

Потенциально возможны с КНР, существуют с Японией

Степень интеграции партнёров по трансграничному сотрудничеству

Неуклонное усиление культурной, политической и экономической интеграции

“Буферные” государства

Этнополитическая фрагментация при отсутствии стабильной государственности

Экономическая интеграция АТР в рамках модели открытого регионализма

Основные вызовы трансграничному сотрудничеству

Превращение соседства с Европой в ресурс модернизации России

Доминирование геополитических приоритетов над геоэкономическими

Безопасность границ, противодействие религиозному экстремизму и терроризму

Миграционные потоки и усиление экономического потенциала Китая при ослаблении связей Дальнего Востока с европейской частью РФ

Новые измерения региональной идентичности

Попытки найти свои идентификационные характеристики в “Северном” и “Балтийском” проектах

Возрождение идей “славянской идентичности”

Российский вариант “мультикультурализма” (“модель слоёного пирога”)

Анти-китайские настроения

Соотношение административных и цивилизационных границ

Совпадение межгосударственных и цивилизационных границ

Отсутствие резких цивилизационных отличий

Отсутствие чётких цивилизационных демаркаторов

Совпадение межгосударственных и цивилизационных границ


[1] Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации. Учебное пособие. Под редакцией А.Г.Гранберга. Москва: Научная книга, 2001. Стр. 243-244.

[2] В.Туманов. Приграничные регионы: от кризиса к устойчивому развитию. В книге: “Экономические реформы в регионах Российской Федерации: опыт и перспективы”. Москва: Институт современной политики, 1998. Стр. 111-118.

[3] “Пакт стабильности для Кавказа”. Консультативный документ специальной группы Центра европейских политических исследований (Брюссель) по проблемам Кавказа. В книге: “Российско-армянские отношения: исторический опыт, стратегические вызовы и перспективы развития”. Нижний Новгород – Ереван, 2001. Стр. 121-156.

[4] Отчёт о конференции губернатора Сахалинской области Фархутдинова И.П. на тему “Сахалин и Южные Курилы: перспективы создания свободной экономической зоны”. Пресс-клуб АК&М, 27 января 1999 г., http://www.akm.ru/rus/press-club/press270199.stm  

[5] Самарская область. Интервью с губернатором области Константином Титовым, 14 июня 2001 г.

[6] В.Ларин. Дальневосточный регионализм середины 90х: стимулы и препятствия к участию России в региональном взаимодействии в Северо-Восточной Азии. В: Двенадцатый японско-российский научный симпозиум по проблемам Дальнего Востока. Владивосток, 1997. Стр. 90.

[7] Н.Нырова. Некоторые особенности российско-китайской приграничной торговли (опыт и размышления), http://asiapacific.narod.ru/analise_apr/russia_china/rus_cino_spesiality.htm

[8] Dmitri Trenin. The End of Eurasia : Russia on the Border Between Geopolitics and Globalization. Carnegie Moscow Center , 2001. P. 160.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.