Владимир Якубовский
Версия для печати

Россия и АТЭС

Своевременным представляется постановка вопроса об активизации участия России в интеграционных процессах в АТР, прежде всего в форуме "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС), являющейся центральным их звеном. В настоящее время перед движением за развитие многостороннего сотрудничества в регионе, прежде всего АТЭС, стоят новые задачи по поиску ответов на проблемы углубления неравенства между развитыми и развивающими странами, подстегнутое глобализацией мировой экономики, содействия использованию последними преимуществ "новой экономики", развитию человеческого потенциала. В последнее время произошел "взрыв" создания новых региональных организаций, таких как АСЕАН 3 (Китай, Япония, Ю. Корея), Восточноазиатский форум (Китай, Япония, Ю.Корея) и других.

Все это открывает как новые возможности, так и ставит проблемы перед российской дипломатией. Поиск АТЭС новых форм реализации стратегических задач предоставляет российским принимающим решения органам возможности для подтягивания "тылов" в деятельности в рамках АТЭС, а именно, для дальнейшего осмысливания и взвешивания интересов, основных целей, главных направлений, оптимальных форм деятельности в АТЭС, активизации участия в рабочих органах этой организации.

Улучшение экономического положения, стабилизация внутренней жизни страны, продвижение по пути реформ, при всех значительных проблемах, которые предстоит решить, создают предпосылки для более активного участия России в интеграционном поле АТР, прежде всего, Северо-Восточной Азии.

При оценке положительных и проблемных сторон дальнейшей вовлеченности России в интеграционные процессы в АТР, АТЭС в том числе, прежде всего, видимо, следует исходить из того, что интеграционные процессы в АТР, организационной кульминацией которых в настоящее время выступает АТЭС, имеют характер объективного явления, подготовленного глубинными процессами экономического развития региона, формирования международного разделения труда на базе развития производительных сил стран региона. Они будут идти и дальше с возможными подъемами и спадами независимо от субъективной политической воли и желаний, оставляя на обочине тех, кто выпадает из этих процессов с соответствующими последствиями.

Что дает Росии участие в АТЭС. Форум вступил во второе десятилетие своей деятельности, в качестве представительной, влиятельной организации регионального экономического сотрудничества в АТР, определившей стратегической целью формирование в регионе системы свободной и открытой торговли и инвестиций— для развитых к 2010 и для развивающихся государств к 2020 годам. Членство России в организации, в которую входят 21 страна и территория с населением 2,5 млр. человек, ВВП свыше 18 триллионов ам. долл. и 47 % мировой торговли, подтверждает ее статус в качестве крупной азиатской державы.

Активная деятельность в рамках АТЭС не только уменьшит опасность выпадения России из тихоокеанского экономического пространства, но и позволит принимать деятельное участие в дальнейшей разработке основных принципов торгово-экономического сотрудничества в регионе с учетом собственных интересов, которые практически закладывают материально-экономические основы нового политического порядка в АТР.

В качестве членов рабочих органов АТЭС, российские эксперты получают возможность принимать участие в обсуждении и разработке рекомендаций по стратегическим проблемам экономического и социального становления стран Тихоокеанской Азии, в частности, узловым вопросам внешней торговли, инвестиционной деятельности, развитию трудовых ресурсов, что может создавать более благоприятные условия для российских участников внешнеэкономических процессов в регионе. В случае пассивного поведения российские предприниматели, Россия в целом, вынуждены будут "играть" по правилам, выработанным без их участия, не принимающих во внимание их интересы, а в перспективе иметь региональный экономический порядок жесткого, подчас противостоящего российским интересам свойства.

В рабочих органах АТЭС исследуются актуальные для российских реформ и устойчивого развития проблемы, такие как управление макроэкономическими процессами и структурными преобразованиями в экономике, совершенствование налоговой и таможенной систем, оптимизация финансовых структур и систем социальной поддержки, рассматриваются проблемы сотрудничества в сферах энергетики, транспорта, информационных технологий и экологии, наращивания потенциала людских ресурсов, содействия предпринимательству, прежде всего, малому и среднему.

Следует отметить, что участие в рабочих группах и комитетах АТЭС позволит с небольшими затратами получить доступ к уникальной информации экономического и инженерного характера по всем отраслям и видам хозяйственной деятельности региона, технической, технологической, управленческой экспертизе, на сбор которой обычным порядком ушли бы годы и значительные средства.

Интенсификация участия России в интеграционных процессах в регионе может оказать определенное содействие социально-экономическому развитию регионов Дальнего Востока и Сибири, в том числе и на базе модели, рационально сочетающей импортзамещение с экспортной ориентацией при приоритетном значении участия во внутрироссийском разделении труда.

Во внешнеполитическом плане активизация участия в АТЭС является важным компонентом поворота в сторону АТР российской внешней политики, провозглашенного и реализуемого Президентом В. Путиным, будет способствовать сбалансированию "европейского крена" в российской внешнеторговой, внешнеэкономической деятельности, отвечает объективным потребностям геостратегического положения России в качестве евразийской державы.

Активность в АТЭС увеличит весомость и вероятность участия России в решении основных политических проблем региона. Наблюдается тенденция проведения на "обочине" ежегодных саммитов АТЭС встреч и обсуждения на высшем уровне актуальных политических проблем регионального и глобального свойства. Высказываются мнения о возможности использования этого форума для рассмотрения вопросов безопасности государств региона. В качестве активного члена АТЭС Москва имеет механизм регулярных консультаций на высшем и высоком уровнях со всеми государствами АТР, включая ведущую "тройку" — США, Китай, Японию. Принятие антитеррористической декларации на саммите АТЭС в Шанхае, сохранение этого прецедента в Лос Кабосе, означает, что был сделан новый шаг в постановке политических проблем на повестку дня этой организации.

Интересам России отвечает концептуальная база, основные принципы и характер деятельности АТЭС, прежде всего, положенная в фундамент его деятельности концепция "открытого регионализма". АТЭС является консультационным органом, принимает решения на основе консенсуса, и опыт участия в этой организации стран АСЕАН позволяет говорить о тенденции учета подходов и позиций всех заинтересованных сторон.

Соответствует интересам России преобладание в АТЭС линии на постепенную, "мягкую" либерализацию торговой и инвестиционной деятельности в регионе, акцент на вопросы технического и экономического сотрудничества. Принимая во внимание реальности нынешнего экономического положения страны, Россия может выступать за более поздние сроки (2020 г.) присоединения к процессам либерализации торговли и инвестиций в регионе. Вместе с тем, обозначенный в последнее время акцент на программы экономической и технической помощи (ЭКОТЕК), решение о составлении Индивидуальных планов действий по реализации ее проектов ставит вопрос о том, в каком качестве Россия мыслит себя в ее рамках — донором или реципиентом технико-экономической помощи и содействия.

Участие в АТЭС создает более благоприятный климат для решения вопроса о вхождении России в ВТО. В документах Шанхайской встречи АТЭС содержится позитивная оценка продвижения России по пути присоединения к этой организации.

Бюджет АТЭС может быть источником финансирования на состязательной основе проектов многостороннего сотрудничества России со странами АТР. В 2001 году были финансово поддержаны три проекта по проблемам инвестиций и загрязнения морских организмов.

Что сделано на пути к активизацию участия в АТЭС. К настоящему времени можно говорить о том, что создан политический фундамент и функциональная инфраструктура российского участия в АТЭС. Россия в качестве полноправного участника приняла участие в четырех саммитах, в двух последних была представлена президентом страны. При этом российское участие саммитах АТЭС все более определенно выраженный предметный характер. В выступлении В. Путина на Деловом саммите АТЭС в Шанхае перед представителями свыше 500 крупнейших компаний, действующих либо имеющих интересы в Азиатско-тихоокеанском регионе, были намечены стратегические направления действий по вхождению России в мировое и региональное экономическое сообщество, а именно, сотрудничество в создании новой конфигурации в АТР в области энергетической, транспортной, информационно-технологической путем использования сравнительных преимуществ России, достижений в сфере фундаментальной науки.

К деловым саммитам АТЭС, которые сопутствует встречам в верхах, проявляют интерес российские предпринимательские круги, которые хотели бы оценить возможности для деловой деятельности в этом регионе.

Создан государственный механизм участия в работе АТЭС — Комиссия правительства по вопросам участия в форуме АТЭС, в состав которой входят представители примерно25 федеральных органов исполнительной власти, ряда субъектов Федерации, науки. Под эгидой Комиссии действует Деловой клуб АТЭС, в который входят около 40 крупнейших компаний и банков России, занятых в широком круге областей — энергетике, телекоммуникациях, передовых технологиях, финансовых услугах, торговле. Три руководителя крупных российских компаний по утверждению Президентом представляют отечественный бизнес в Деловом консультативном совете АТЭС. В 2001 году впервые прошло его заседание в столице России.

Россия все более активно проводит атэсовские мероприятия на своей земле. В том же году в Москве был проведен Форум по деловому сотрудничеству в сфере инновационного предпринимательства и заседание рабочей группы по телекоммуникациям, а во Владивостоке прошли инвестиционный симпозиум и масштабная инвестиционная ярмарка, совещание по современным подходам к оценке влияния загрязняющих соединений на морские организмы.

Можно отметить возросшую активность российских представителей в отраслевых министерских встречах и заседаниях рабочих групп по вопросам торговли, финансов, науки и техники, информационных технологий, малого и среднего бизнеса, образования, рыболовства, стандартизации, равно как в совещаниях старших должностных лиц, семинарах и выставках.

В месте с тем, не следует упускать из виду неиспользованные в этом направлении резервы. Ведь только при систематической, последовательной работе в рабочих группах, комитетах Форума, их "освоения" возможна постановка и решение как концептуальных, так и практических вопросов, представляющих интерес для России. Обращает внимание, что в списке семи основных экспортеров стали в США, подвергавшихся как и Россия дискриминационным мерам с американской стороны — пять члены комитета по торговле и инвестициям АТЭС, что открывает возможности консультаций по данному и сопряженным вопросам.

Принимая во внимание российские возможности, представляется целесообразных определить иерархию приоритетов участия в рабочих группах АТЭС, которая соответствовала бы основным направлениям вхождения России в азиатско-тихоокеанское интеграционное поле.

Основные проблемы и задачи на пути активизации участия России в интеграционных процессах в АТР, АТЭС. Главная проблема, стоящая на этой стезе — низкий уровень российской вовлеченности в международную экономическую жизнь региона, асимметрия в экономических отношениях России со странами-членами АТЭС. Доля России во внешнеторговых операциях стран АТР находится в районе 1%, ее инвестиции в эти государства незначительны. В связи с этим, подчас, нет почвы для обсуждения с российскими представителями в рабочих органах АТЭС конкретных, подчас технико-экономических вопросов в этой области, таких скажем, как тарифный режим в некоторых отраслях, конкретные положения регулирования торговли услугами, "электронной торговли", передвижения рабочей силы.

В то же время доля стран АТЭС во внешнеторговых, прежде всего, экспортных, операциях России относительно высока (свыше 15%), что превышает объем экспорта в страны СНГ и сопоставимо с аналогичными показателями для стран Центральной и Восточной Европы, которые сравнительно недавно были тесно интегрированы с экономикой России. Иными словами, Россия зависит в большей мере от торгово-экономических связей со странами АТЭС, чем последние от российских рынков и сфер приложения капитала.

До тех пор, пока российские компании, российский капитал во взаимодействии с государством не выйдет солидным образом на рынки и сферы приложения АТР, говорить будет трудно о реальных процессах интеграции России в экономическое пространство этого региона, равно как неуютным и неполноценным будет самочувствие российских представителей в рабочих органах АТЭС.

В последнее время можно говорить о некоторых позитивных, хотя и ограниченных, сдвигах в этом направлении. Российские транснациональные компании более внимательно смотрят в сторону азиатских рынков по ряду причин — насыщения товарами и услугами рынков Западной Европы, рост капитализации российских компаний, что расширяет потенциал зарубежного инвестирования, возросшее понимание возможностей предпринимательства в странах АТР.

В настоящее время формируются основные направления, по которым российские компании во взаимодействии и поддержке государства могут внести реальный вклад в развитие многостороннего экономического сотрудничества в АТР — это область энергетики, использование геостратегического положения России как естественной транспортной, коммуникационной связующей между Западом и Востоком, весомый научный потенциал.

Наиболее масштабным видится сотрудничество в области энергетики, которое вызывается быстрым ростом спроса на энергоносители в странах СВА. При этом парадокс энергетической ситуации в этом регионе состоит в том, что при наличии значительных залежей энергетического сырья, прежде всего, в Восточных районах России, основные его потребители — Японии, Ю. Корея, Китай, Тайвань подавляющую его часть привозят извне.

В целях реализации этой цели представляется важным разработка концепции по оптимизации российского участия в интеграционных процессах в регионе, которая предусматривала бы комплексный, всесторонний подход, координацию действий всех российских участников, взаимосвязь внешних и внутренних факторов этого явления. Важнейшей ее составной часть, видимо, должна быть стратегия ускоренного развития Российского Дальнего Востока, непосредственно обращенного в сторону восточноазиатских соседей.

В концептуальном плане в ее основе могла быть политика "регулируемой открытости", которая состояла бы из следующих основных компонентов:

— признание объективного характера интеграционного процесса в АТР, необходимость постоянного анализа его движения под углом зрения обеспечения российских интересов;

— государство как основной регулятор темпов, сроков, хозяйственных сфер для открытия вовне;

— экономический характер механизма регулирования этого процесса — кредиты, уровень налогообложения, % ставки, пошлины и т.п., прибегая только в крайнем случае к административным методам;

— активное государственное содействие адаптации частных компаний к новым условиям внешнеэкономической деятельности, вызванных процессами глобализации и регионализации.

Одним и ключевых принципов такой политики должно быть взаимодействие государства и предпринимателей в достижении стратегических целей на региональном и глобальном уровнях. Для этого представляется целесообразным провести ревизию существующих мер государственной поддержки предпринимательства, предоставить ему льготное финансирование, щадящий таможенный режим, но при этом государство имеет право контролировать и определять объемы и основные направления торговой и инвестиционной деятельности частного капитала экономическими методами.

В ходе усиления взаимодействия с региональным и мировым рынками, в последнем случае на сегодняшний день это вхождение в ВТО, видимо, не должно вызывать сомнение, что членство в ВТО и АТЭС сопряжено с определенными обязательствами по либерализации торговли и инвестиций, расширению доступа на рынок России. В связи с этим возникают вопросы, подразумевающие необходимость внесения корректив в законодательство, способы регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью страны, равно как и другие проблемы. Развернувшаяся в настоящее время дискуссия по вопросу о вступлении России в ВТО проливает свет на проблемы, с которыми России придется иметь дело в ходе участия в программе либерализации торговли и инвестиций к 2010 либо 2020 году в рамках АТЭС.

В частности в связи с присоединением России к ВТО, предстоит большая работа по гармонизации российского законодательства, правовой базы с нормами этой организации. Важнейшими вопросами являются новая редакция таможенного кодекса, законы в области технического регулирования, защитных антидемпинговых и компенсационных мер, прав интеллектуальной собственности.

Однако это ни в коем разе не означает необходимость безусловно широкого открытия дверей российского рынка — на сегодняшний день на определенный, но все же относительно краткий срок, представляется целесообразным оказать поддержке предприятиям сельского хозяйства, автопрома и самолетостроения в целях повышения конкурентоспособности их продукции, но это не означает, что так будет продолжаться бесконечно. В АТЭС обстановка более благоприятна для России, так вопросы принятия обязательств решаются формально на добровольной основе и в условиях консенсуса, хотя определенное давление в этом направлении следует ожидать.

Немало предстоит сделать в целях обеспечения домашнего "тыла" для дальнейшего развертывания деятельности России на атэсовском направлении. Актуальна проблема достижения национального консенсуса по принципиальному вопросу о самой необходимости участия России в АТЭС, разъяснения и оповещения о ее преимуществах и проблемах российской общественности, да и чего греха таить, определенной части политической элиты страны на основе научных разработок.

Участие Российского президента в атэсовских саммитах, одобрение им в ноябре 2000 года Концепции участия России в форуме АТЭС свидетельствует, что высшее руководство страны "определилось" по этому вопросу, хотя и склонно ставить более жестко вопрос о возможной отдачи от российского участия в этой организации. Вместе с тем, в политических и академических кругах нередко встречаются заявления, ставящие под вопрос целесообразность активности в этой сфере. Общественные круги, гражданское население мало что знают о существовании и деятельности АТЭС, о пользе как государственной, так и их личной, от участия страны в этой организации, процессах многостороннего экономического сотрудничества в сопредельных странах Восточной Азии.

Применительно к вопросу об активизации участия России в АТЭС представляется заслуживающим внимания опыт широкомасштабного обсуждения проблемы участия страны в ВТО, выяснение интересов, позиций предпринимательского корпуса, профсоюзных организаций, региональной элиты по этому вопросу, а заодно и разъяснение, пропагандирование подхода к нему правительственных кругов. В недалекой перспективе полезно было бы поведение слушаний в Думе по проблемам участия России в интеграционных процессах в АТР, прежде всего в АТЭС.

В связи с вышесказанным приобретает смысл ставшее традиционным проведение ИДВ РАН и МИД РФ научно— практических конференций по проблемам участия России в АТЭС, которые являют собой уникальный сплав теоретической, исследовательской мысли и практического опыта, что ведет к взаимному обогащению обеих сторон. На будущее в целях повышения эффективности данных встреч, увеличения удельного веса компонента практических рекомендаций, представляется целесообразным концентрация ее внимания на направлениях, на которых можно ожидать "прорыва" России в азиатско-тихоокеанское интеграционное поле, придание ей международного характера.

В целом, при строгом учете проблемных компонентов, можно сказать, что интересам России отвечает энергичное, заинтересованное участие в деятельности АТЭС, более полное использование открывающихся в этом случае возможностей.

В этом направлении были сделаны определенные усилия. Однако значительная работа еще впереди, тяжелая, изнурительная, скрупулезная работа по наполнению каркаса концепций, деклараций и заявлений о намерениях по активизации российской деятельности в АТЭС, сделанных на различных уровнях, "мясом" конкретных вещей, реальных дел. Сделать это можно только усилиями заинтересованных представителей всех слоев российского общества — предпринимателей, государственных деятелей, ученых, общественных работников, наконец, гражданского населения.

 

Источник: Kreml.org. Опубликовано: Российское Экспертное Обозрение №5 "Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе".

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.