Главная −> Глоссарий −> Антропоток

АНТРОПОТОК

(четыре толкования термина, приведенные в порядке возрастания масштаба явления).

1. Подобно тому, как движущей силой электрического тока является разность потенциалов в электронной цепи, движущей силой «человеческого тока» или «антропо-тока», может считаться критическое различие идентичностей соприкоснувшихся между собой социокультурных систем. Сила такого «тока» определяется относительными (друг друга) уровнями технологического развития и нахождением по разные стороны демографического перехода. Антропоток отражает неизбежность процесса перетекания части огромного населения для нынешней мировой социально-политической системы, характеризующейся усиливающимся социально-экономическим неравенством и обостряющейся цивилизационной дифференциацией. В силу того, что господствующая миросистема не только характеризуется усилением дифференциации, но и существует благодаря наличию принципа дифференциации или неравенства, массовый переток населения планеты является неустранимым качеством рассматриваемой системы. Антропоток, подпитываемый мировым андегранундом в лице глобального Юга, представляет собой естественную изнанку возводимой геоэкономической конструкции (А. Неклесса).

2. Антропоток — это сумма «человеческих течений»: сезонных и вековых, локальных и глобальных миграций — от переезда из деревни в райцентр до походов Аттилы и Тамерлана. (Обычно так интерпретируют термин миграция, хотя в научном смысле этот термин подразумевает перемещение в пространстве далеко не только людей.)

3. В более широком смысле антропоток — это совокупность социокультурных процессов переноса и трансляции, восстановления и смены, воспроизводства и развития идентичностей. Процесс переноса идентичностей наглядно проявляется в виде миграционных потоков, образуя которые, люди и сообщества транспортируют свои культурные и религиозные характеристики, обычаи и навыки из одного географического и социального пространства в другое. За перенос идентичностей во времени отвечает институт традиции. Ярким примером трансляции идентичностей являются образовательные и воспитательные процессы. Примером воспроизводства — институты обряда и канона. Контрреформация, современный исламский фундаментализм и евангельские движения новой харизматической волны — примеры напряженных попыток восстановления базовой идентичности. К этому же классу можно отнести и поиск национальной идеи, наблюдаемый в постсоветской России. Таким образом, антропоток часто не только не противостоит эндогенным тенденциям несущих антропоструктур, но и является основополагающим средством поддержания их жизнеспособности. Смена идентичностей — процесс, причина которого может быть обусловлена различными изменениями социальной системы — трансформацией экономических укладов, распространением новых религиозных учений, ассимиляционными процессами, революционными потрясением. В результате таких масштабных событий в той или иной стране или регионе может произойти массовая — чаще добровольная, но нередко и насильственная — смена идентичности. При этом речь идет, конечно же, не только о смене религиозных, этнических, культурных или расовых, но и квалификационных характеристик. Примером такого процесса является массовый переход специалистов из профессий, утративших престижность в силу структурной перестройки экономики, в профессии «новой волны». Развитие идентичностей — драматичный процесс сохранения самотождественности при необходимости обеспечения конкурентоспособности в изменяющемся мире. Таким образом, к антропотоку может быть отнесен ряд различных по своей морфологии социокультурных процессов: изменение половозрастной, профессиональной, конфессиональной, этнической, расовой, языковой структуры населения, возникновение/уничтожение/трансформация культурных и сословных страт и, конечно же, классическое «изменение численности и состава населения». Понятие «антропоток» позволяет связать общей категорией эти важнейшие процессы, представив их как части единого феномена.

4. В самом широком смысле антропоток — это сумма процессов, описываемых в языке социокультурной динамики (подробнее см. работы С. Переслегина и его группы). В данной конструкции рамочным понятием является глобализация как процесс последовательного исчерпания пределов экстенсивного развития, оформляющая антропоток в масштабах планеты.

[Сергей Градировский]

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2016 Русский архипелаг. Все права защищены.