Век мусульманских войн

Мусульмане несут ответственность за 11 или даже 12 из 16 наиболее резонансных актов международного терроризма, которые были осуществлены с 1983 по 2000 год; пять из семи государств, внесенных Госдепартаментом США в список стран, которые поддерживают терроризм, — мусульманские; то же самое касается и большинства зарубежных организаций, в которых прослеживаются связи с терроризмом

Во всем мире сегодня наблюдаются всплески насилия. В чем их основная причина, и перерастут ли они в масштабный глобальный конфликт? О предпосылках возможного "столкновения цивилизаций" рассуждает Сэмюэль Хантингтон.

Современная глобальная политика — это век мусульманских войн. Мусульмане борются друг против друга, а также против немусульман намного чаще, чем народы, принадлежащие к другим цивилизациям. Войны мусульман пришли на смену холодной войне, которая до этого являлась основной формой международного конфликта. К ним относятся террористические, партизанские, гражданские войны и межгосударственные конфликты. Эти примеры насилия мусульман могут перерасти в глобальное столкновение цивилизаций между Исламом и Западом, а также между Исламом и Остальными. Возможно, однако, что этого и не случится и, что более вероятно, всплески насилия при участии мусульман останутся хаотичными, частыми и различными по своей форме.

Век мусульманских войн начался в 1980-х, когда перспектива завершения холодной войны стала более реальной. В 1980 Ирак вторгся на территорию Ирана — в результате этой войны погибло 500 тыс. человек, и сотни тысяч были ранены. В то же время вторжение Советского Союза в Афганистан продолжало провоцировать яростное сопротивление афганцев, в последствии вынудившее советские войска уйти из Афганистана в 1989 году. Эта победа афганцев стала возможной благодаря американской технике, саудовским и американским деньгам, поддержке Пакистана и военном тренировочным лагерям на его территориях, а также участию тысяч боевиков из других, преимущественно арабских, мусульманских стран.

В 1990 году Саддам Хусейн вторгся в Кувейт, пытаясь присоединить его к своей территории. Чтобы противостоять Ирану, Соединенные Штаты организовали международную коалицию, в которую вошли и несколько мусульманских стран.

В 1990-х насилие между мусульманами и немусульманами вспыхнуло в Боснии, Косово, Македонии, Чечне, Азербайджане, Таджикистане, Кашмире, Индии, на Филиппинах, в Индонезии, на Ближнем Востоке, в Судане и Нигерии.

Афганские моджахеды стали основными участниками многих конфликтов, они входили в мусульманские террористические организации во многих странах мира. К середине 1990-х мусульмане были вовлечены приблизительно в половину этнических конфликтов, вспыхнувших в мире. Согласно информации журнала The Economist, мусульмане несут ответственность за 11 или даже 12 из 16 наиболее резонансных актов международного терроризма, которые были осуществлены с 1983 по 2000 год. Пять из семи государств, внесенных Госдепартаментом США в список стран, которые поддерживают терроризм, — мусульманские; то же самое касается и большинства зарубежных организаций, в которых прослеживаются связи с терроризмом. С целью нейтрализации очагов терроризма в 1980-1995 годах вооруженные силы США приняли участие в 17 военных операциях, направленных против мусульман. По данным Международного института стратегических исследований, в 2000 произошло 32 вооруженных конфликта — при этом мусульмане участвовали в более чем двух третьих из них. И это притом, что мусульмане составляют только одну пятую всего населения земного шара.

Мусульмане против США

"Новая война", как ее окрестили представители американской администрации, имея в виду насилие, начавшееся 11 сентября, по сути, не является такой уж и новой. Это продолжение и эскалация предыдущих вспышек насилия, в которых участвовали мусульмане. Хотя, ранее мусульманский терроризм носил единичный характер и был относительно ограниченным: 299 человек было убито во время нападения на американскую военную базу в Бейруте в 1993 году, 270 погибло на борту авиалайнера компании "Пан-Ам", выполнявшего 21 декабря 1988 года рейс №103 — Франкфурт-Лондон-Нью-Йорк, и 224 человека погибло во время нападений на американские посольства в Кении и Танзании в 1998 году. К этим инцидентам оказались причастны разные мусульманские группы и страны. Однако, начиная с 1993, все основные нападения на американцев и американские объекты стали исходить от Усамы бин Ладена. События 11 сентября открыли существование организованной им и хорошо развитой глобальной террористической сети с центрами в около 40 странах, которая имеет достаточный опыт и ресурсы, чтобы осуществить хорошо спланированные одновременные нападения. Впервые эта сеть нанесла столь разрушительный удар по США, подчеркивая своими действиями вероятность химических и биологических атак и более отдаленную перспективу использования ядерного оружия. Век мусульманских войн пришел в Америку.

Несомненно, ответственность за некоторые войны лежит на разных правительствах и индивидуумах — к примеру, суданское правительство отвечает за продолжающуюся войну против христиан, а израильское правительство — за вторую интифаду, которую оно спровоцировало своими базами и продолжающимся военным присутствием на Западном Берегу реки Иордан и в секторе Газа.

Однако истоки эпохи мусульманских войн кроются в более общих причинах. Они происходят не из самой сущности исламской доктрины и верований, которые, как и в христианстве, могут быть использованы их приверженцами, в зависимости от трактовки, для оправдания войны или мира. Причины современных мусульманских войн следует искать в политике, а не религиозных доктринах седьмого столетия.

Подъем исламского самосознания

Во-первых, одним из наиболее важных социальных, культурных и политических достижений последних десятилетий является возрождение исламского сознания, исламских движений и самоидентификации среди мусульманских народов практически по всему миру. Это исламское возрождение в основном является ответом на модернизацию и глобализацию, и в большинстве случаев этот ответ весьма конструктивен . Исламистские организации возникли, чтобы удовлетворить потребности возрастающего числа мусульманского городского населения, предоставляя ему социальную поддержку, моральное руководство, материальную помощь, медицинские услуги, образование, помощь в преодолении безработицы — все то, что часто не могут обеспечить мусульманские правительства. К тому же, во многих мусульманских сообществах исламисты составляют главную оппозицию чрезмерно репрессивным правительствам. Исламское возрождение породило небольшое количество экстремистов, которые поставляют наемников для террористических актов или участия в партизанских войнах против немусульман.

Во-вторых, во всем мусульманском мире, особенно среди арабов, существует ярко выраженные чувства обиды, негодования, зависти и враждебности по отношению к Западу, его богатствам, власти и культуре. Это — отчасти результат политики западного империализма и господства в мусульманском мире на протяжении большей части ХХ столетия. Отчасти это результат и особой политики Запада, включая американские военные действия против Ирака, начиная с 1991 года, и продолжительных тесных связей между США и Израилем. Это, в более широком смысле, реакция мусульманских народов на коррупцию внутри их государств, неэффективную работу правительств, их репрессивные действия и на западные правительства, которые, как им кажется, поддерживают эти режимы.

В-третьих, насилие между мусульманам и в мусульманском мире провоцируют племенные, религиозные, этнические, политические и культурные различия . Они также способствуют насилию между мусульманами и немусульманами, потому что различные мусульманские группы и правительства, как, например, в Саудовской Аравии или Иране, соперничают друг с другом в продвижении своей марки ислама и поддерживают мусульманские группировки, которые борются с не мусульманами на мировых просторах от Боснии до Филиппин. Если бы в исламском мире доминировали одно или два государства, чего не случалось со времен падения Османской империи, то, масштабы насилия между мусульманами, а, возможно, и между мусульманами и не мусульманами, были бы куда меньшими.

В-четвертых, исламское возрождение совпало и было ускорено высоким уровнем рождаемости в большинстве мусульманских общин, произведших на свет молодую поросль, большую часть которой сейчас составляют люди в возрасте от 16 до 30 лет . Мужчины этой возрастной группы, которые часто имеют среднее, среднее специальное или высшее образование, в своем большинстве безработные и поэтому эмигрируют на Запад, вступают в фундаменталистские организации или политические партии и маленькими группками присоединяются к мусульманским боевикам или террористическим сетям. Молодые мужчины являются основными инициаторами насилия в любом обществе. Стоить ли говорить, что среди мусульман их особенно много.

Война цивилизаций?

Вышеперечисленные факторы являются одной из причин широкого распространения насилия, к которому причастны мусульмане. До недавнего времени оно было в основном локализировано, ограничено и распределено. Может ли оно перерасти в крупнейшую жестокую войну цивилизаций между Исламом и Западом, а, возможно, и между другими цивилизациями? В этом и состоит цель Усамы бин Ладена. Он объявил священную войну Соединенным Штатам, приказав мусульман убивать американцев без разбора и активно участвовать в собственном джихаде. Его усилия не принесли результата отчасти потому, что в Исламе существует много направлений. США, с другой стороны, провозгласили масштабную войну терроризму. Однако многие правительства ведут войны против различных террористических группировок. В то время как Соединенные Штаты в основном обеспокоены "Аль-Каидой", другие правительства заняты своими местными террористами.

Предпосылки к началу столкновения цивилизаций уже существуют. Реакция на события 11 сентября и ответ Америки проходили строго по цивилизационной линии. Правительства и народы западных стран в подавляющем большинстве высказали сочувствие и поддержку, обещая присоединиться к Соединенным Штатам в войне против терроризма. Особенно это относится к Британии, Канаде и Австралии, чьи народы имеют общую с американцами английскую культуру. Они быстро предоставили военную поддержку усилиям антитеррористической коалиции. Также о своей поддержке однозначно заявили немцы, французы и другие европейцы, которые четко идентифицируют себя с Америкой и ее инициативой. Они воспринимают нападение на Америку как нападение на самих себя. Такое видение было озвучено в заголовке газеты Le Monde "МЫ ВСЕ АМЕРИКАНЦЫ!" и в декларации Berliners, перефразировавшей президента Кеннеди, "Мы все Нью-Йоркцы". Ведущие страны незападных, немусульманских цивилизаций — Россия, Китай, Индия, Япония — отреагировали выражением сочувствия и поддержкой. Почти все мусульманские правительства осудили террористические атаки, будучи, без сомнения, обеспокоенными угрозой, представляемой экстремистскими группами для их авторитарных режимов. Однако только Узбекистан, Пакистан и Турция предоставили прямую поддержку ответным действиям Америки, а среди главных арабских правительств только Иордан и Египет дали положительную оценку этим действиям. В большинстве мусульманских стран многие люди осуждают террористические акты, хотя некоторые и осудили действия Америки. Чем дольше и чем с большей интенсивностью Соединенные Штаты и их союзники будут использовать военную силу против своих оппонентов, тем более широкомасштабной и агрессивной будет реакция мусульман. События 11 сентября привели к объединению Запада; продолжительный ответ на события 11 сентября может привести к объединению мусульман.

Век мусульманских войн закончится, когда он станет причиной перемен или сами войны претерпят изменения. С приходом новых поколений глубина исламского самосознания может уменьшиться , как это с очевидностью случилось в Иране. Негодование и враждебность мусульман по отношению к Западу могут ослабнуть, если США изменят свою политику по отношению к Израилю. Однако тут не обойтись без улучшения социальных, экономических и политических условий для жителей мусульманских стран. Правительства, которые не могут обеспечить минимальное благосостояние, удовлетворить базовые экономические потребности своего населения и подавляют основные свободы своих граждан, порождают жестокую оппозицию против себя и поддерживающих их западных правительств. В таком же положении находятся и немусульманские правительства, которые пытаются контролировать свое мусульманское население, предпочитающее самоуправление, например, в России, Индии и Израиле. Несмотря на то, что уменьшение разрозненности внутри ислама в последующие годы маловероятно, демографические перспективы выглядят более оптимистично. Уровень рождаемости во многих мусульманских странах начинает снижаться, особенно на Балканах, хотя в некоторых мусульманских обществах, включая Саудовскую Аравию, он остается высоким. К 2020 году численность молодого поколения мусульман начнет сокращаться. Возможно, тогда и век мусульманских войн уйдет в историю, а на смену ему придет новая эра, в которой будут доминировать другие формы насилия.

 

Источник: World Discussions; Newsweek, январь 2002 

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.