Главная ?> Геополитика ?> Концептуальные основы ?> Станислав Хатунцев: перспективы цивилизационно-исторического процесса ?> Этапы освоения цивилизационных ниш и перспективы цивилизационно-исторического процесса
Станислав Хатунцев
Версия для печати

Этапы освоения цивилизационных ниш и перспективы цивилизационно-исторического процесса

Каждому явлению во Вселенной отпущено свое время жизни. Жизненный век феномена, названного цивилизационной формацией, равен примерно двум тысячам лет. Удлиннять его для обществ нынешней генерации оснований нет: принимая во внимание теперешнее состояние человечества, можно ожидать лишь сокращения этого сакраментального срока

I

На нашей планете можно выделить 10 "географических индивидов" — крупных участков земной поверхности, пригодных для обитания человека и отличающихся друг от друга характером и качественными особенностями своего географического пространства, которые выражаются в специфике их тектонического строения, геоморфологии, климата, гидрографического режима, почвенного покрова, растительного и животного мира[1].

Каждый из "географических индивидов" накладывает несмываемый отпечаток на человеческие сообщества, обитающие в пределах входящих в него земель, способствуя образованию самобытных культурно-исторических типов, или цивилизаций. Поэтому "географические индивиды" могут быть названы цивилизационными нишами, цивилизационными месторазвитиями. Их можно перечислить в следующем, произвольном, порядке:

1) Восточная Азия, включающая территорию этнического Китая, Японию, Корею, Тибет.
2) Афразия, объемлющая Магриб, Египет, Иран и полуостров Аравия.
3) Африка в собственном смысле слова, заключающая земли Черного Континента, расположенные южнее Сахеля.
4) Европа, занимающая западную оконечность Евразийского материка между Северным, Норвежским и Средиземным морями и прилегающие к ней острова.
5) Евразия, включающая глубинные пространства одноименного континента от Баренцева моря и Карпат на западе до хребта Хинган и мыса Дежнева на востоке, от Аму-Дарьи на юге до Карского моря на севере.
6) Южная Азия, объемлющая Индостан, Индокитай и Цейлон.
7) Океания, занимающая острова Меланезии, Микро- и Полинезию.
8) Южная и 9) Северная Америки, включающие соответствующие континенты.

 Наконец, десятым месторазвитием нужно признать Австралию — несмотря на то, что здесь еще не сформировалось самобытной цивилизации. Природа этой части света столь уникальна, что делает ее ярчайшим и самобытнейшим "географическим индивидом". Поэтому Австралия является потенциальной цивилизационной нишей.

Многими признаками цивилизационной ниши обладает и Антарктида, но ее нельзя считать таковой, поскольку здесь никакая человеческая порода не способна не только заняться культурным творчеством, но и просто выжить без поддержки извне.

Вышеперечисленные месторазвития осваиваются поэтапно, несколькими наследующими друг другу поколениями, или генерациями, цивилизованных обществ[2]. Для обозначения таких общественных поколений можно использовать и другой, более привычный для всех нас термин — "формации" — в новом его значении, а также применять оба этих термина как синонимы — по крайней мере в рамках данной работы.

Первое, достоверно известное нам поколение цивилизованных обществ сложилось к середине IV-го тыс. до н.э. и просуществовало до середины II-го тыс. до н.э. Назовем составлявшие его культурно-исторические субъекты обществами древнейшей, или архаичной, формации. Они располагались обособленными островками, занимая крайне ограниченные участки обширных месторазвитий: Эгеиду, часть Европейской цивилизационной ниши, Месопотамию, сегмент Афразийского "географического субъекта", предгорья Копетдага в Южной Туркмении — участок Евразийского месторазвития, низменный отрезок долины Инда — сегмент Южно-азиатской культурно-исторической ниши, и стали первой ступенью развития соответствующих цивилизаций: Европейской, Южноазиатской, Афразийской и Евразийской. Что же касается древнеегипетского общества, то его следует считать начальным этапом функционирования Африканской цивилизации, хотя область, в которой сформировался этот архаический социум, в настоящее время принадлежит носителям Афразийской, а не Африканской, цивилизации. Дело в том, что Древний Египет оказал сильнейшее влияние на народы, жившие в континентальной "глубинке" — в верховьях Нила и на Эфиопском нагорье, — и здесь самобытная, специфически африканская древнеегипетская традиция продолжилась в местных культурных, религиозных и государственно-политических формах, тогда как в самом Египте она заглохла, вытесненная и ассимилированная традициями афразийских культур[3] . Можно предположить, что и в Восточной Азии, в районах, прилегающих к восточногималайскому очагу происхождения культурных растений с середины IV-го по середину II-го тыс. до н.э. существовало раннеисторическое цивилизованное сообщество, оказавшее значительное воздействие на неолитических обитателей бассейнов Хуанхэ и Янцзы. Хотя этот цивилизационный очаг пока что не обнаружен, думается, что в течение ближайших десятилетий он все-таки будет найден, и его изучение выявит не только основу Восточноазиатской цивилизации, но и источник азиатских влияний на древнеземледельческие культуры Меланезии, Центральной Америки и Перу. Общества древнейшей формации были окружены широким поясом территорий, населенных "варварскими" племенами — Лимесом, протянувшимся от Северных Балкан до Желтого моря. Океанийского, Северо- и Южноамериканского месторазвитий, а также Австралии цивилизация в рассматриваемый период никак не коснулась.

Следующее поколение цивилизованных обществ существовало с середины II-го тыс. до н.э. по середину I-го тыс. н.э. Назовем его античной формацией. В эпоху бытования античной формации освоение месторазвитий происходило и в широтном направлении, т.е. по оси Восток-Запад, и по направлению к полюсам — по линии Север-Юг, причем в цивилизационный процесс были вовлечены именно те пространства, которые составляли "варварскую периферию" (Лимес) обществ архаичной формации. Так, Афразийская цивилизация распространилась на большую часть Иранского нагорья, Южноазиатская освоила бассейн Ганга и плато Малва, примыка-ющее к Декану, Европейская — северную половину Средиземноморского побережья, Восточноазиатская — территорию от Сино-Тибетских гор до Маньчжурии, Африканская — Эфиопское нагорье, Евразийская — полосу полупустынь и степей от Аму-Дарьи до Карпат на западе и Ордоса на востоке. В эту же эпоху зародились Северо- и Южноамериканская цивилизации. Колыбелью первой стала Южная Мексика, второй — Андский пояс от Колумбии до Альтиплано. В Старом Свете цивилизованные общества сошлись в единый трансконтинентальный пояс от Лузитании до Шаньдуна и от Аксума до Приуралья, образовав Ойкумену в широком смысле этого слова. Ее обрамляла мощнейшая "варварская периферия", Лимес, простиравшийся почти от приполярных широт на севере до островов Полинезии и пустыни Калахари на юге. Австралия и Океания и в этот исторический период остались в цивилизационном смысле tаbula rasa.

Наконец, в середине I-го тыс. н.э. утвердилось последнее на сегодняшний день поколение цивилизованных обществ — общества новейшей, или современной, формации. Начиная с этого времени месторазвития осваиваются главным образом по направлению к полюсам — Северному и Южному, причем цивилизируются, как и в античную эпоху, лишь земли бывшего Лимеса. Евразийская цивилизация распространяется на обширнейшую зону лесов от Карелии до Охотского моря и Индигирки, Африканская — на центральную и западную части Черного Континента, Европейская — на территорию от Альп до Лапландии, Восточноазиатская — на Тибет, Японию и Корею. Афразийская цивилизация интегрирует Аравию и Магриб, Южноазиатская — Деканское нагорье и земли Индокитая, Североамериканская — Верхнюю Мексику и плато Колорадо, Южноамериканская — Восточную Боливию, Бразильское плоскогорье. Формируется и новая цивилизация — цивилизация Океании. Она охватывает Полинезию, Микро- и Меланезию. Таким образом, с наступлением новой формационной эры две цивилизации — Южноазиатская и Афразийская — практически до конца заполнили свои цивилизационные ниши, исчерпав возможности дальнейшего территориального роста. В распоряжении афразийских "цивилизаторов" остаются только некоторые участки Сахары, в активе южноазиатских — изолированные массивы джунглей на плоскогорье Декан и в Индокитае. Не были освоены и интегрированы в структуру соответствующих цивилизаций: в пределах Евразийского месторазвития — тундровый и лесотундровый пояса на побережье Ледовитого океана, в пределах Африканского — южная оконечность материка и область экваториальных лесов на северо-востоке Заира, в рамках Восточноазиатского — район северо-западного Тибета (Чантанг), Европейского — Лапландия, Североамериканского — Канада и большая часть нынешних США, Южно-американского — Гвиана, Амазония, Льянос, Пампа, Патагония, Уругвай, Океанийского — Новая Зеландия. За чертой цивилизованного мира осталась Австралия. Все эти земли являются Лимесом для обществ нынешней генерации.

С эпохи Великих географических открытий началось широкое освоение лимесных территорий представителями различных цивилизаций, в первую очередь — представителями Европейской цивилизации. Выходцы из Европы и их потомки составили многомиллионное население обеих Америк, Австралии, Южной Африки и Новой Зеландии, принеся туда общественные системы, являющиеся инвариантами европейских. Значит ли это, что в исторической перспективе колонизованные ими земли обретут европейский цивилизационный статус, и каковы перспективы цивилизационного процесса вообще?

II

Каждому явлению во Вселенной отпущено свое время жизни. Редкому человеку удается перевалить через столетний рубеж, редкому минералу — соперничать в возрасте с планетой или звездой. Жизненный век феномена, названного цивилизационной формацией, равен примерно двум тысячам лет: именно такой срок просуществовали общества древнейшей (середина IV-го — середина II-го тыс. до н.э.) и античной (середина II-го тыс. до н.э. — середина I-го тыс. н.э.) формаций. Удлиннять его для обществ нынешней генерации оснований нет: принимая во внимание теперешнее состояние человечества, можно ожидать лишь сокращения этого сакраментального срока. Тем не менее, проявим толику оптимизма и будем исходить из предположения, что нынешняя формация "продержится" не меньше своих предшественниц, т.е. два тысячелетия плюс-минус несколько сотен лет. Сложилась она к середине I-го тыс. н.э., поэтому в середине III-го тыс. н.э. нужно ожидать ее гибели. Что произойдет после этого?

Известно, что общества древнейшей и античной формации сменялись обществами более молодых формаций, которые создавались главным образом усилиями юных народов, живших за периферией цивилизации, впитывавших ее влияние и постепенно переходивших к ней. Такие народы А.Тойнби называет "внешним пролетариатом"[4]. Потенциал формационного обновления у тех, кто уже прошел через формационный цикл, был невысоким, значительно уступая потенциалу "варваров". Последние на финальной стадии существования обеих формаций захватывали военное лидерство и покоряли дряхлые цивилизованные державы. В то же время цивилизация утверждалась на землях "варваров". Ойкумена, таким образом, расширялась, а центр исторического развития перемещался на новые территории, вошедшие в цивилизованный мир.

Отличие последней формации от более ранних — в том, что на окраинах сегодняшней Ойкумены не существует варваров в "классическом" виде — в виде многочисленных, находящихся на взлете могущества этно-племенных группировок, имеющих развитую производящую экономику, способных достаточно успешно противостоять экспансии цивилизованных наций — как военной, так и культурной, и, в свою очередь, оказывающих значительное давление на созданные ими сообщества. Разве можно сравнить в этих отношениях племена, находящиеся сейчас в резерве цивилизации и занимающие историко-культурную нишу "варваров" — индейцев Амазонии и Канады, Аляски, и Патагонии, бушменов и пигмеев, австралийских аборигенов и эскимосов с греками, арийцами и кушитами II-го тыс. до н.э., с германцами, славянами и арабами I-го тыс. н.э.? Первые до вторжения заокеанских пришельцев вели присваивающее хозяйство, были малочисленны и разрозненны (за редкими исключениями), оказа-лись не в состоянии справиться с напористыми колонизаторами и в результате столкновения с ними оказались на грани вымирания, вторые, напротив, имели тысячелетние навыки скотоводства и земледелия, созда-ли сильнейшие межплеменные союзы, располагавшие крупными, хорошо организованными отрядами, и сами представляли такую угрозу для цивилизованных стран, что те только огромным напряжением своих сил сдерживали их натиск — и то до поры до времени.

Поэтому по-настоящему омолодить Ойкумену после распада обществ современной формации будет некому. Данное обстоятельство весьма символично. Это — один из знаков, указывающих на приближение к подлинному, эсхатологическому, Финалу Истории.

Если человечество не погибнет в катаклизмах, которые обозначат конец очередного цивилизационного цикла и которые своею глубиной и масштабами наверняка превзойдут катастрофические события, привед-шие к крушению античного мира, если после всех этих катаклизмов оно сможет еще поддерживать цивилизованные формы существования, то следует ожидать, во-первых, вхождения в состав Ойкумены оставшихся на нашей планете лимесных территорий[5], во-вторых того, что чрезвычайно важную роль в мировой истории станут играть народы, которые сформи-руются в течение ближайших столетий на основе нынешних "варваров". При этом внеевропейские земли, освоенные колонистами из Европы, не станут частью европейского историко-культурного мира, а обособятся от него и вольются в те цивилизационные организмы, на территории месторазвитий которых они находятся. Так, земли США и Канады, а также Гренландия, будут интегрированы Североамериканской цивилизацией, Пампа, Патагония, Сельвас — Южноамериканской, Капская провинция и Наталь — Африканской, Новая Зеландия — Океанийской цивилизациями. По всей вероятности, к девяти имеющимся ныне цивилизациям добавится еще одна — Австралийская.

Прогноз в отношении судьбы лимесных ареалов кажется пара-доксальным, однако на самом деле никакого парадокса здесь нет. С крахом современной формации рухнет и ее техническая культура, развалится могучая техносфера — а именно она "защищает" общества, соз-данные европейскими переселенцами, от трансформирующего влияния "ландшафта", местной цивилизационной среды. Она же обеспечивает жизнеспособность "западных", космополитических и антипочвенных, общественно-экономических форм. С гибелью техносферы эти формы постепенно исчезнут, а культурогенная роль "ландшафта" выйдет на первый план. Со временем чуждый человеческий материал будет переработан аборигенной "почвой", и пришельцы превратятся в представителей туземных цивилизаций[6]. Такого рода метаморфозы всегда происходили в истории, когда различные народы покидали пределы месторазвитий, в которых протекал их этногенез, и переселялись на земли иных историко-географических ниш. Так, арии, мигрировавшие из евразийских степей в Персию, иранизировались, венгры, пришедшие в Центральную Европу из Приуралья, европеизировались, греки, заселившие эллинистические горо-да Месопотамии и Египта, растворились в афразийском цивилизационном массиве, выходцы из Средиземноморья — яваны, жившие в факториях на побережье Декана, индианизировались и т.д. Что же касается Австралии, то она, как уже говорилось выше, представляет собой самостоятельное месторазвитие, и в условиях, когда технический фактор перестанет преобладать над природным, здесь должна будет сформироваться оригинальная местная цивилизация[7].

Итак, после середины III-го тысячелетия нашей эры культурный облик планеты сильно изменится. Если человечество переживет грядущий формационный кризис, то оно окажется вовлеченным в регенерационные процессы, подобные тем, которые происходили в его истории после крушения древнейшей и античной формаций. Речь идет о генезисе нового поколения цивилизованных обществ, новой цивилизационной формации. Однако, говоря о ней, не следует забывать о том, что ожидаемое культур-ное возрождение может быть лишь ограниченным и частичным, а творческий потенциал представителей грядущей формации будет заметно ниже творческого потенциала представителей предшествующих формаций. То же самое относится и к их генофонду.


[1] Авторское определение этого понятия см. П.Н.Савицкий. Географический обзор России-Евразии // Мир России — Евразия. М., 1995. С.223-224.

[2] К цивилизованным обществам автор статьи относит социальные организмы, базирующиеся на экономике производящего типа, имеющие разветвленную классово-иерархическую организацию и выработавшие те или иные формы государственной жизни — как бы ни отличались они от "эталонных" — европейских и ближневосточных — образчиков, например — отсутствием письменности. О признаках цивилизованности см. Б.С. Ерасов, Цивилизация: слово — термин — смысл // Цивилизации и культуры. Вып.2. Россия и Восток: Цивилизационные отношения. М., 1995. С. 17.

[3] Их воздействие начинает сказываться с эпохи гиксосского завоевания, становится преобладающим со времен включения долины Нила в державу Ахеменидов, а с началом мусульманского периода изменение цивилизационного статуса Египта с Африканского на Афразийский можно считать бесспорным.

[4] См. А.Тойнби. Постижение истории. М., 1991. С.543-544.

[5] Это значит, что в пределах ее окажутся все районы земного шара, пригодные для обитания человека.

[6] Последнее не означает того, что сколько-нибудь существенно изменится их расовый облик — в сторону сближения с коренными жителями, того, что они "забудут" индоевропейскую речь и перейдут, скажем, на языки индейцев или диалекты банту, и т.п. Все это возможно, но не принципиально. Наибольшие мутации претерпят не внешние параметры, так или иначе характеризующие иммигрантов, а внутренняя их суть. Они обретут духовную связь с землей, которая дала им приют.

[7] Европейцы создали необходимые предпосылки для ее зарождения, утвердив в Австралии производящую экономику.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.