Главная ?> Геополитика ?> Концептуальные основы ?> Геополитика евразийцев: Чхеидзе ?> Вступление к выпуску "Геополитика евразийцев"
Версия для печати

Вступление к выпуску "Геополитика евразийцев"

"Русский Архипелаг" приступает к публикации работ выдающихся представителей русской геополитики. Мы открываем новую серию с размещения двух статей одного из участников евразийского движения, ученика и последователя П.Н. Савицкого, писателя и политического мыслителя Константина Александровича Чхеидзе. В отличие от других своих коллег по движению Чхеидзе отечественному читателю пока практически неизвестен, что едва ли справедливо, ибо творчество этого мыслителя сыграло важную роль в становлении евразийства как геополитической школы. А в наше время евразийство оказалось востребовано, прежде всего, именно в этом, геополитическом, своем аспекте.

В центре концепции Чхеидзе лежит его идея государств-материков. Мыслитель предсказывал возникновение новых государственных образований, включающих в себя несколько близких по своим культурным корням ("единству исторической судьбы") наций. Данный прогноз в 1920 — 30-е годы должен был казаться весьма основательным. В 1924 г. фламандский писатель и политический деятель граф Р. Куденхове–Калерги предложил свой проект создания Пан–Европы, вслед за этим в 1926 г. под руководством министра иностранных дел Франции А. Бриана образовалось панъевропейское движение. На волне революции в Китае и антиколониальных выступлений в Индии получили довольно широкое распространение различные варианты паназиатского объединения. Знаменитый немецкий геополитик Карл Хаусхофер (к обсуждению идей которого РА намерен вернуться в ближайшее время) предполагал в те же годы, что различные конфликтующие панидеи современности окажут решающее воздействие на изменение политической карты мира и формирование нового политического пространства.

Евразийское движение нельзя рассматривать в отрыве от этого общего для всего мира поиска новых политических идентичностей. По мнению Чхеидзе, предтеча нынешнего ООН Лига Наций представляла собой не потенциальное мировое правительство, а, скорее, правительство будущих Соединенных Штатов Европы,  основу единой Европы, в которой не нашлось бы места ни США, ни России. Перед лицом грядущего европейского объединения трудно было не задуматься над тем, какой "мир" или "материк" представляет собой Россия, самое большое государство планеты, разделенная с Европой версальским "санитарным кордоном".

Сейчас, с выходом первого русского сборника работ Хаусхофера отечественный читатель может, наконец, узнать о том, как на самом деле оценивал движение евразийцев творец немецкой геополитики. До сих пор отечественными публицистами Хаусхофер воспринимался в основном как автор исключительно одной работы — "Континентальный блок" (1941), — посвященной заключению пакта Молотова-Риббентропа. Теперь нам открывается подоплека взаимоотношений немецких и русских "евразийцев". Для Хаусхофера Евразия представляла собой территорию, располагающуюся между Азией и Европой, скрепляющую между собой две "части света", однако, не определенную естественными природными  границами. Выделяемый евразийцами особый срединный мир, по мнению Хаусхофера, лишен ясных и отчетливых рубежей. Поэтому внешне миролюбивое и автаркическое евразийство для немецкого геополитика оказывалось не более, чем "флером" неизбежно агрессивной — панславистской, с одной стороны и паназиатской, с другой — политики России — Советского Союза. Критика Хаусхофером евразийства не была совершенно безосновательной: в редакционном примечании к статье Чхеидзе "Лига наций и государства-материки" было высказано предположение, что в состав евразийского "государства-мира"  или "государства-материка" может войти даже Турция. Такое допущение свидетельствовало в пользу мнения о расплывчатости границ Евразии. Тем не менее, евразийство стало закономерным и на тот момент, вероятно, единственно правильным ответом на панконтинентальные проекты и движения 20 — 30-х годов XX века. Не случайно, что с угасанием панъевропейского и паназиатского движений постепенно сходит на нет и евразийство.

Закономерно, что в наше время евразийство оживает вновь. Человечество ищет решения проблем глобализации на путях цивилизационной интеграции и передачи части суверенитета наднациональным образованиям, в большей мере, чем отдельные нации-государства, способным участвовать в конкурентной борьбе на мировом рынке. Европейское единство снова приобретает реальные очертания, особенно в связи с укреплением единой европейской валюты. Политические процессы, видимо, будут следовать экономическим императивам. Однако движение в этом направлении пока идет достаточно медленно: инерционная — постъялтинская — фаза мировой политики еще продолжается. Причем нужно признать, что геокультурный потенциал государства-лидера постъялтинского мира — Соединенных Штатов Америки — оказался весьма не велик.

В ситуации глобальной геокультурной паузы Россия могла бы сыграть на опережение. И в свете именно этой перспективы геополитическое наследие евразийцев должно быть заново осмыслено.

 

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2016 Русский архипелаг. Все права защищены.