Наталья Труфанова

Обсуждая инновацию

Я держу в руках небольшую, с пожелтевшими уже от времени страницами, книжку издания 1985 года — года больших политических потрясений в СССР и года осознания новой роли инновации в мире. Книжка принадлежит перу Питера Дракера (Peter F. Drucker) и носит название — "Инновация и предпринимательство". Если "отцом русской демократии" по воле Ильфа и Петрова был провозглашен Ипполит Матвеевич Воробьянинов, то "отцом современного менеджмента и выдающимся философом бизнеса современности" Harvard Business Review называет Питера Дракера. Дракер и по сей день в свои 92 года продолжает учить менеджменту молодое поколение американцев в носящей его имя школе бизнеса близ Лос Анжелеса.

Книга эта для нас знаменательна даже не столько своей уникальной популярностью и почти наивной революционностью утверждений, сколько тем мощным по энергии действием, которое она оказала на формирование нового класса предпринимателей и менеджеров Америки конца 80-х — начала 90-х годов 20-го столетия. Именно в это время инновация была вырвана из ревнивых рук выдающихся деятелей науки и техники и передана менеджерам как средство управления и развития. Средство, с помощью которого предприниматель эксплуатирует изменение как возможность для другого бизнеса или другого сервиса. При этом инновационный процесс (новаторство) рассматривается как дисциплина, которой можно обучиться и которую можно практиковать. Предприниматели просто должны целенаправленно искать источники инноваций, изменений и те симптомы, что указывают на возможность успешных нововведений. Плюс они должны быть оснащены знаниями и методами, позволяющими применять на практике принципы целевой инновации. Все очень просто.

Прежде чем перейти к обсуждению скрупулезно описанных автором практик инноваций и предпринимательства, что, конечно же, интересно сегодня рассматривать в преломлении практик и реалий дня российского, мне бы хотелось несколько слов сказать об уникальности ситуации, сложившейся в США в период с 1965 по 1985 гг. За эти два десятилетия в стране было создано более 40 миллионов новых рабочих мест, появление подавлящего большинства которых было обязано деятельности малых и средних институтов нового бизнеса. Если верить статистике, то к 1985 году в США ежегодно создавалось до 600 тысяч новых предприятий, из которых, что любопытно отметить, только 10 тысяч принадлежало к уже модному в то время высоко-технологическому сектору. Тогда в чем же дело? По мнению Питера Дракера такое масштабное развертывание новых рабочих мест стало возможным за счет внедрения новых технологий управления и главным образом благодаря систематическому введению инноваций в практику самого менеджмента.

Принято считать, что предпринимательство — очень рисованный вид деятельности. Но согласно лукавому Дракеру, предпринимательство "рискованно" только для тех, кто не знает что делает. Риск возникает в ситуации, когда отсутствует методология, когда нарушаются элементарные и общеизвестные правила менеджмента, поскольку любая предпринимательная деятельность должна управляться и должна базироваться на целевой инновации. Предприниматель всегда инновационен, он всегда владеет инновацией как специфическим инструментом, создающим для него ресурс. Нет мощнее ресурса в экономике, чем "покупательная способность". Значит покупательная способность должна создаваться самим инновационным менеджером.

При этом необходимо понимать, что инновация совсем не обязательно должна быть "супер" технической, она совсем не обязательно должна быть выражена в какой бы то ни было "вещественной форме". Существует масса примеров очень значимых социальных инноваций в истории человечества — таких как газета или страховка, например. Один из интереснейших примеров социальной инновации и ее важности Питер Дракер находит в истории Японии. Со времен открытия своих дверей современному миру в 1867 году Япония всегда недооценивалась западниками, даже несмотря на внезапное свое появление на мировом рынке как экономической супердежавы и серьезнейшего конкурента. Главной причиной такого положения дел была святая вера в то, что инновация должна базироваться прежде всего на достижениях науки и техники. А японцы, по общепризнанному мнению, не являются инноваторами, они — имитаторы. Поскольку они, по большому счету, не сделали никаких известных истории человечества выдающихся технических или научных открытий.

Питер Дракер утверждает, что экономический успех Японии базируется на социальной инновации. Основная цель страны, в истинном духе Дзюдо, заключалась в том, чтобы использовать оружие Запада, но оставаться Японией. А это означает, что социальная инновация для страны становится куда более значимой, чем любые технические открытия парового двигателя или телеграфа. Социальная инновация, если рассматривать ее как развитие таких институтов как школы, университеты, гражданское право, банки и трудовые соглашения, куда сложнее достижима, чем создание каких бы то ни было технических средств. Поскольку социальные институты должны были оставаться подлинно "японскими" и одновременно "современными" своему времени. Они должны были управляться японцами, но одновременно быть высокотехнологичными. Технологии могут импортироваться по низкой цене и с незначительным риском для культуры нации. Общественные же институты должны иметь глубоко культуральные корни, чтобы расти и процветать. Хочется здесь заметить, что кардинальные изменения на рубеже ХХI века заставляют всех участников современного мирового развития двигаться за пределы рамок имитации, импорта, и адаптации передовых технологий, наработанных в других странах, и брать на себя задачи создания собственных уникальных для мира в целом технологических инноваций в той или иной области знаний.

Целевая инновация и семь ее источников

Успешный предприниматель, по мнению Дракера, какой бы ни была мотивация его действий — деньги, власть, любопытство, стремление к признанию или славе, всегда ставит перед собой высокие цели. Он никогда не довольствуется лишь улучшением того, что уже существует — модификация для него не может являться целью. Предприниматель всегда стремится создать новое и другое, превращая "материал" в "ресурс", или комбинируя существующие ресурсы в более продуктивную конфигурацию. При этом необходимо отдавать себе отчет в том, что именно изменение есть тот "двигатель", что создает возможности для нового и другого.

Систематическое новаторство состоит в целевом и организованном поиске изменений , и в систематическом анализе возможностей таких изменений, которые могут предложить вам экономическую или социальную инновацию.

Что любопытно, речь здесь идет об изменениях, которые уже случились или вот-вот должны случиться и найти формы реализации. Подавляющее большинство успешных инноваций эксплуатирует уже произошедшие в обществе изменения. Существуют, конечно, инновации, которые сами по себе являются выдающимися техническими достижениями, не известными доселе миру, но такие случаи, по мнению Питера Дракера, скорее исключения из общего правила. Большинство успешных и общеизвестных в истории общества инноваций гораздо более прозаичны — они просто используют уже произошедшее, и возможно известное многим, изменение, но в своих целях. Задачей предпринимателей, таким образом, является систематическое изучение тех изменений, что предлагают сегодня возможности для нового и успешного бизнеса.

Под систематическим изучением возможностей для инновации автор подразумевает мониторинг семи источников инновационной возможности. Первые четыре источника лежат либо внутри самого предприятия (бизнеса или общественного института), либо внутри отрасли (целого сектора отраслей или общественных институтов). Речь идет о некоторых симптомах, которые в то же время являются надежными индикаторами того, что уже произошло или может случиться, если приложить к этому небольшие усилия. Итак, первые четыре источника инновационной возможности:

  • Неожиданность — неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное событие в другой сфере деятельности;
  • Нелепость — нечто между реальностью "что случилось" и реальностью "как должно было быть";
  • Инновация как необходимость процесса (бизнес, индустрия или сервис);
  • Изменения в структуре индустрии или рынка, кторые всех участников застигли врасплох.

Следующий набор из трех источников для возможной инновации включает изменения, произошедшие или готовые произойти, вне предприятия или индустрии:

  • Демография — изменение возрастной структуры населения, например;
  • Изменения в познании, настроениях, смыслах;
  • Новое знание — как научное, так и не научное.

Грани между этими семью источниками очень размыты и вполне возможно некоторое дублирование. Питер Дракер сравнивает названные им источники с семью окнами одного и того же здания — каждое из которых расположено на отдельной его стороне. При этом каждое такое окно предоставляет вам возможность наблюдать другие источники каждый раз с разных сторон, но примечательно то, что вид из центра каждого окна — является для вас уникальным. Важно понимать, что каждый из наблюдаемых источников требует отдельного анализа и имеет свои отличительные характеристики.

В замысел настоящей статьи не входило детальное обсуждение методик автора по работе с источниками возможных изменений — я предоставляю право читателю включить собственное воображение или перелистать страницы книги Дракера, раскрывающие азбуку успеха американских менеджеров конца двадцатого столетия. Джек Уелч (Jack Welch) — легендарный и непревзойденный менеджер США последних десятилетий взял на вооружение методологию Питера Дракера и беззастенчиво эксплуатировал изменение в систематическом поиске успешных инноваций в практиках управления возглавляемой им до недавнего времени Дженерал Электрик (General Electric). Ему удалось создать и запустить в работу управленческий механизм, позволяющий компании, основанной в 1892 году, и на рубеже нового века оставаться неизменно "новой" вне зависимости от глубины происходящих в мире технологических изменений и смены "старой" экономики на "новую".

Сан Франциско, 8 декабря 2001 г.

Источник: сайт Noolab Group.

См. также статью Н.Труфановой "Пробуждение Силиконовой долины".

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2016 Русский архипелаг. Все права защищены.