Главная ?> Геокультура ?> Религиозные миры ?> Иоанн Павел II: служение и политика ?> Послесловие к жизни Иоанна Павла II
Константин Эггерт
Версия для печати

Послесловие к жизни Иоанна Павла II

Он совершил более 100 пасторских поездок по всему миру, проехав и пролетев путь, сопоставимый с полетом на Луну и обратно. По словам американского исследователя Майкла Новака, ни одного человека в истории Земли не видело во плоти такое количество людей

"У нас есть Папа!"

16 октября 1978 года кардинал Перикле Феличе произнес перед толпой, собравшейся на площади Святого Петра в Риме, эту традиционную формулу. Она веками оповещает католиков всего мира о том, что избран новый глава Римско-католической церкви.

58-летний кардинал Кароль Войтыла, архиепископ Краковский — такого не ждал никто. Впервые за более чем 500 лет Папой был избран не итальянец.

Он принял имя Иоанна Павла, подобно своему предшественнику Альбино Лучане, который пробыл на папском престоле всего 33 дня и скоропостижно скончался от сердечного приступа.

269-й Папа был гражданином официально атеистического государства, представителем церкви, которая отчаянно боролась за существование за казавшимся непроницаемым "железным занавесом".

Через неделю на торжественной коронационной мессе там же, на площади Святого Петра, новый Папа произнес проповедь, которая звучала, скорее, как боевой клич.

"Не бойтесь! Откройте, нет — распахните двери навстречу Христу! Откройте для его спасительной силы границы государств, политических и экономических систем, огромные пространства цивилизаций и культур. Не бойтесь! Только Христос знает, что есть человек. Только Он!"

Этой проповедью Кароль Войтыла определил главную тему своего понтификата.

Моральный вызов

Джон Уилкинс, бывший главный редактор лондонского католического еженедельника The Tablet ("Скрижаль"), считает, что Иоанн Павел II запомнится, прежде всего, как человек, бросивший моральный вызов тоталитарным идеологиям и вышедший победителем.

"Главное достижение Папы Иоанна Павла II — его вклад в борьбу с коммунизмом, которая, в конечном счете, привела к падению "железного занавеса" и краху социалистической системы. Без его поддержки профсоюз "Солидарность", возможно, никогда не смог бы стать не только политической, но и идейной альтернативой коммунистическому режиму".

"Польша стала первой страной, в которой к власти пришло некоммунистическое правительство. И в том, что за исключением, пожалуй, Румынии крах системы был бескровным, тоже немалая заслуга этого Папы", — считает Джон Уилкинс.

В 1947 году отец Кароль посетил в монастыре в Италии монаха Падре Пио, которого уже при жизни многие считали святым. Говорят, что тот предсказал молодому священнику из Польши, что он займет высший пост в церкви.

В 2002 году Папа причислил падре Пио к лику святых. Но это случилось позже.

Ветер перемен

18 мая 1920 года, когда в городке Вадовице под Краковом в семье Кароля Войтылы-старшего и его жены Эмилии родился сын, никто и не думал, что он станет одним из самых влиятельных исторических деятелей XX века.

Студент Краковского (Ягеллонского) университета, начинающий драматург и поэт, актер-любитель, Кароль Войтыла пережил Вторую мировую войну и германскую оккупацию Польши.

Одно время он был мобилизован немцами на работу на химическом комбинате, а в 1942 году поступил в подпольную семинарию, которую организовал Краковский Владыка кардинал Адам Сапеха.

Вскоре после того как в 1946 году Войтылу рукоположили в священники, он отправился на учебу в аспирантуру.

Когда в 1948 году отец Кароль вернулся домой, над Польшей дули новые ветры. Коммунистическое правительство Болеслава Берута начало борьбу за вытеснение религии из жизни общества.

Приходской священник Войтыла стал уделять много времени молодежи и интеллигенции. Заядлый спортсмен, он ходил в походы, в том числе и байдарочные, карабкался по горам. Он был доступен и прост.

Галина Лихтарович, одна из участниц тех молодежных вылазок на природу, вспоминает: "Он смеялся, шутил, пел. У него ведь был прекрасный голос. Во время наших походов он всегда замечал, кто ослаб, кому стало трудно идти".

"И он тогда очень деликатно и ненавязчиво говорил нам "Помогите вон той девочке, подтяните ее". Он всегда заботился о других", — вспоминает Галина Лихтарович.

Многим тогда казалось, что молодой священник аполитичен и не собирается подобно своим собратьям бороться с режимом.

Христианский гуманизм

На самом деле приходской священник, с 1958 года — епископ, с 1964 — архиепископ, а с 1967 — кардинал Краковский Войтыла противостоял коммунистической идеологии, игнорируя ее, формируя свою философию христианского гуманизма.

Именно в 1960-е годы он становится католическим богословом с международной известностью.

В июне 1979 года Папа вернулся в Польшу как духовный глава 800 миллионов католиков и как символ польской независимости, как живой укор и вызов коммунистической системе. На мессе на площади Победы в Варшаве присутствовало более миллиона человек.

Позже было создание независимого профсоюза "Солидарность", забастовки, военное положение, объявленное генералом Ярузельским в декабре 1981 года, а затем его отмена через три года, и, наконец, первые свободные выборы в июне 1989 года, после которых так называемый социалистический лагерь развалился как карточный домик.

Через три недели после падения Берлинской стены Иоанн Павел II впервые в истории принимал в Ватикане Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева. Это было 1 декабря 1989 года.

В конце 1990-х биограф Папы Джордж Ваагель написал: "Визит Горбачева в Ватикан стал актом капитуляции атеистического гуманизма как альтернативы развития человечества".

Капитан корабля

Сам же Папа считал свою миссию в мире особой после 13 мая 1981 года. Ранним вечером погожего майского дня на площади Святого Петра неизвестный стрелял в понтифика. Папа был тяжело ранен.

Покушавшийся, турецкий экстремист Мехмед Али Агджа, был приговорен к пожизненному заключению.

Более 20 лет не стихают споры о том, кто стоял за покушением. Под подозрением остается КГБ и его сателлиты из болгарских спецслужб.

Агджа, которого Иоанн Павел простил и не раз навещал в тюрьме, не смог дать внятных показаний. Папа, который благодарил за спасение Деву Марию, сказал просто: "Одна рука целилась, другая отвела".

После падения коммунизма Папа Римский бросил вызов новому противнику. Он боролся с потребительской сущностью капиталистической системы, которая, по мнению Иоанна Павла II, выхолащивает человеческую личность, сводя человека только к функциям производителя и потребителя. С начала 1990-х годов это стало главной темой его проповеди.

Критика в адрес Папы Войтылы раздавалась не только справа, но и слева. Он был одним из участников исторического Второго Ватиканского Собора 1962-1965 гг., который положил начало широкомасштабным реформам католической догматики и литургии, открыл церковь простым верующим и миру.

Став Папой, кардинал Войтыла не стал менять католическое вероучение по самым острым вопросам.

Аборты и развод, использование контрацепции и гомосексуальные браки в глазах католиках оставались неприемлемыми, а браки священников и рукоположение женщин во священство — преступлением против священного предания. Такова была позиция, которую Иоанн Павел II не уставал повторять в своих папских посланиях к миру и верующим.

Для бывшего редактора еженедельника The Tablet Джона Уилкинса эпоха Иоанна Павла II не стала логическим продолжением Второго Ватиканского Собора.

Время упущенных возможностей

"Пожалуй, главной неудачей этого понтификата стало то состояние дел внутри католической церкви, которое установилось с приходом в Ватикан Иоанна Павла II", — говорит Уилкинс

По его словам, "Второй Ватиканский Собор постановил, что церковь будет управляться коллегиально Папой и синодом архиепископов, своего рода командой корабля. Однако при этом главным, как это бывало и раньше, оказался капитан".

На самом деле, отмечает Джон Уилкинс, "коллегиальность оказывалась возможной только в условиях, когда епископы в целом соглашались с понтификом".

С точки зрения православного философа и богослова из Москвы Андрея Зубова, критики Папы заблуждаются, считая новое непременно хорошим.

"Папа очень твердо стоял на принципах христианской морали, христианской нравственности, принципах глубоко важных", — полагает Андрей Зубов.

Для Иоанна Павла II попытка наладить диалог с другими христианскими конфессиями — прежде всего, с православием — стала делом всей жизни. Он так и не смог встретиться с Патриархом Московским и Всея Руси Алексием и реализовать мечту посетить Россию.

В России иерархи Русской православной церкви обвиняют католиков в переманивании верующих и разгроме православных епархий на западной Украине.

С точки зрения профессора Андрея Зубова, понтификат Иоанна Павла II стал для двух церквей временем упущенных возможностей.

"Нам, православным, на самом деле надо было бы искать диалог не с католическими либералами, а с католическими традиционалистами — такими, каким был Иоанн Павел II", — говорит Андрей Зубов.

Для Иоанна Павла II общение с православными было важнейшим, но не единственным элементом диалога с другими религиями, не только христианскими.

В 1986 году он собрал глав десятков религиозных конфессий в Ассизе, на родине Святого Франциска, для совместной молитвы о мире.

Спустя 15 лет Папа вновь собрал встречу в Ассизе, и религиозные лидеры планеты молились вместе о жертвах нападений 11 сентября в Соединенных Штатах и об избавлении мира от ненависти.

Вселенская миссия

Личная философия Папы Войтылы во многом была продуктом пережитого им в военные годы. Антисемитизм нацистов был в его глазах одним из самых чудовищных проявлений мирового зла.

Он стал первым Папой, переступившим порог синагоги в 1986 году. В его понтификат Ватикан установил дипломатические отношения с государством Израиль.

Наконец, в 2001 году он стал первым римским первосвященником, нанесшим визит в эту страну. Там, у мемориала жертвам Холокоста, он сказал: "Человек мог так презирать другого человека потому, что к этому моменту он уже презирал Бога".

Иоанн Павел II канонизировал больше святых и мучеников, чем все Папы до него за последние 500 лет. Он совершил более 100 пасторских поездок по всему миру, проехав и пролетев путь, сопоставимый с полетом на Луну и обратно.

По словам американского исследователя Майкла Новака, ни одного человека в истории Земли не видело во плоти такое количество людей.

Как считает Джон Уилкинс, уроженец Краковского воеводства сделал папскую миссию по-настоящему вселенской.

Для православного богослова Андрея Зубова "влияние Папы на мир в целом было глубоко положительным. Папа, путешествуя по всему миру, явил в себе как в человеке некий образец того последнего слова Христа, которое было сказано миру: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа".

Возможно, именно такой хотел бы видеть свою эпитафию Кароль Войтыла.

 

Источник: "Би-би-си", апрель 2005 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.