Главная ?> Авторы ?> Выхованец -> Квотирование иностранного труда: замысел и реализация
Версия для печати

Квотирование иностранного труда: замысел и реализация

Сегодня в России проблемой квотирования иностранного труда озабочены и ФМС, и Минздравсоцразвития, и работодатели, и, конечно, сами мигранты. Проблему обсуждают в Совете Федерации, министерствах, а также на пресс-конференциях с участием чиновников ФМС и московского правительства.

Почему же механизм, достаточно распространенный и опробованный во многих зарубежных странах, оказался неработоспособным в России?

Немного истории

Найм на работу иностранцев в РФ был регламентирован в 1993 г . президентским Указом[1], в соответствии с которым, во-первых, сохранялась преемственность с правовыми документами СССР, а во-вторых, утверждалось новое положение о привлечении и использовании иностранной рабочей силы. Однако окончательно условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях были зафиксированы в 2002 г . в новом законе «О правовом положении иностранных граждан».

Порядок найма иностранцев при этом особенно не изменился, процедура была неплохо прописана в подзаконных актах и, в общем-то, была понятной. Работодатель должен был сделать три шага: (1) получить заключение в местном департаменте занятости населения, (2) получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в региональном отделении ФМС и (3) оформить разрешение на труд для каждого привлекаемого иностранца. При таком порядке, как полагали разработчики закона, защищался как местный рынок труда, поскольку приоритет на занятие вакантной должности отдавался российскому гражданину, так и иностранец, поскольку с ним должен был быть заключен контракт, со всеми вытекающими из этого факта обязанностями и правами. Порядок был един для привлечения граждан из стран СНГ и дальнего зарубежья.

Однако принятие правового акта и его исполнение — это «две большие разницы». «Красиво» оказалось только на бумаге. Получение разрешения на использование иностранного труда и оформление разрешений на работу для своих работников стали для работодателя постоянной головной болью, отнимающей время и деньги, что неминуемо привело, по крайней мере, к двум последствиям: (1) в отношении работников из стран СНГ (а это львиная доля трудовой миграции) бремя оформления разрешений в его финансовой и, частично, организационной части легло на самого работника, (2) большинство работодателей, особенно малого и среднего бизнеса, просто игнорировали легальный найм (тем более что мизерные штрафные санкции позволяли делать это безболезненно). Именно процедура найма вплоть до 2007 г . была одной из причин возникновения и роста сектора незаконной занятости и становления теневого сектора оказания услуг в это области.

Что касается квот, то в уже упомянутом Указе 1993 г . вводилось понятие квоты. Однако она не определялась заранее на предстоящий год, а фиксировалась «по факту», исходя из количества заявок, поданных работодателями.[2] Впервые квоту установили в 2002 г . (определив количество работников из визовых стран на 2003 г .) в соответствии с новым федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан».

Идея квотировать привлечение рабочей силы из стран СНГ при принятии нового закона обсуждалась, но, к счастью, принята не была. И с 2003 г . действовала исключительно квота «на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности», т.е. квота для работников из визовых стран. За пять лет (2003 — 2007 гг.) правила определения квоты не менялись, и новое либеральное законодательство, принятое в 2007 г ., на «визовиках» не отразилось.

Иное дело — мигранты из безвизовых стран СНГ.

О новом законодательстве, вступившем в силу 15 января 2007 г ., его достоинствах и недостатках написано достаточно много. Отметим здесь только основные положения, в корне меняющие правила игры на поле найма рабочей силы:

  • вводится квота для стран с безвизовым въездом,
  • работодателю не надо получать разрешение на привлечение иностранцев,
  • работник оформляет разрешение на работу сам и затем ищет себе работодателя,
  • штрафы на незаконный найм возрастают многократно.

Сочетание упрощенного получения разрешения на работу в сочетании с упрощенной процедурой регистрации по месту временного пребывания вызвало «легализационный эффект» — резко сократился сектор незаконной занятости, работодатели и работники «вышли из тени», начал терять свои позиции теневой рынок оказания услуг. По итогам года эксперты предупреждали, что потенциал легализации еще не исчерпан и установленный порядок (т.е. большую квоту) необходимо сохранить еще хотя бы на год.

Из 2007-го в 2008-й

Однако 2007 год оказался первым и последним спокойным годом для приезжающих на заработки из стран СНГ. В 2008 г . приехать на заработки в Россию разрешили меньшему количеству людей, чем легально трудилось в 2007-ом. Попробуем понять, что произошло.

До 2007 г . была «квота для визовиков», в 2007 г . стало две квоты — отдельно для визовых и безвизовых стран. Достаточно понятная схема. Однако, при определении квоты на 2008 г . из ключевого документа, фиксирующего правила определения потребности в иностранных работниках и формирования квот, было изъято понятие «прибывшие в РФ в порядке, не требующем получения визы».[3] Это изменение привело к тому, что вместо документа, определяющего квоту для стран с безвизовым въездом, появился документ, определяющий квоту «на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу». Т.е. отменили разделение на «визовиков» и «безвизовиков».

Итак, по новому положению, сначала определяется потребность в иностранном труде «по приоритетным профессионально-квалификационным группам» (потребность и квота — это разные вещи). Параллельно устанавливается «доля» иностранцев в определенных секторах экономики без деления на «визовых» и «безвизовых» (сегодня это розничная торговля и спорт). Кроме этого, предусмотрен список «наиболее востребованных специальностей», обладающие которыми могут трудоустроиться вне квоты. Но разработка такого списка начнется только в этом году. Так что все наиболее востребованные и дефицитные пока идут в общем порядке.

Затем происходит распределение установленной квоты:

  • по субъектам: отдельно общая и отдельно — для визовиков. Скольким можно приехать из СНГ, желающие могут посчитать самостоятельно;
  • по профессиям, специальности и квалификациям: общая для всех — визовиков, безвизовиков, тех, кто приехал впервые, и тех, кто уже живет пару лет в стране, имея разрешение на временное проживание;
  • по странам исхода (на 2008 год принято не было).

Но прежде чем «распределять», надо определить, «что» распределять.

Принятый в 2002 г . порядок определения квот[4] отличался краткостью — он занимал неполную страницу. Составить заявку в Минтруд субъектам было относительно просто, поскольку квотировались только «визовики», для которых работодатель получал разрешения (а их количество было относительно невелико), не было «доли», распределений по профессиям и странам.

Новый порядок был введен в действие одновременно с новым законодательством 15 января 2007 г . Утверждалась форма заявки, определялись ведомства, занятые в квотировании, порядок прохождения согласований и т.п. Сбои в работе начались сразу.

Только 26 марта 2007 г . была, наконец, утверждена форма заявки[5], которую работодатель должен был заполнить. Напомним, что сдать заполненную заявку он должен был до 1 мая. Т.е. на все про все у него оставался месяц. Информационное же сопровождение таково, что даже в Москве не все работодатели, особенно привлекающие иностранцев впервые, знают о том, что они должны написать заявку.

Для тех, кто никогда не видел таких заявок, попробуем дать представление о том, что это такое. Форма заявки содержит 36 граф. Среди прочего, работодатель должен обязательно указать страну исхода, точно обозначить уровень образования и опыт работы потенциального работника. Т.е. если указал дворника из Таджикистана — из Узбекистана нанять не имеешь права; указал сельхозработника из Вьетнама — пригласить корейца уже нельзя.

В заявке подробно указывается порядок медицинского обслуживания и проживания иностранца, причины найма. Требуются сведения об обращении в местную службу занятости и т.д.

Если с визовым въездом еще можно как-то объяснить требования заявки, то с безвизовым все гораздо интереснее. Тщательное заполнение всех граф совершенно лишено смысла, поскольку никто не обещает работодателю работника. Ни такого, какого он хочет, ни какого-нибудь другого. «Безвизовик» ищет работодателя сам, и его может оформить на работу совсем не тот, кто писал заявку. А тот, кто писал, попадает под бдительное око различных служб, независимо от того, нанял он в конце-концов кого-то или нет.

Но вот заявки сданы. Теперь субъекту дается срок до 15 июля, чтобы представить агрегированную и согласованную со всеми заинтересованными региональными ведомствами заявку на федеральный уровень, в Министерство здравоохранения и социального развития. А затем, до 15 октября согласованный и одобренный Минздравсоцразвития, Минэкономразвития, ФМС и Минрегионом документ направляется в Правительство. Теперь остается только ждать, поскольку никаких сроков для Правительства не определено. Так, квота на 2008 г . была установлена 29 декабря 2007 г ., а распределение квот — только 18 февраля. Понятно, что почти два месяца никаких разрешений на местах не выдавалось.

Отметим, что согласование нужной цифры ведется в регионах в несколько этапов и при этом учитывается 18 (!) параметров, начиная с «перспектив демографического развития региона» и заканчивая «возможностью обеспечения иностранных работников жильем в населенных пунктах». Еще по четырем параметрам согласуется размер квоты для региона на федеральном уровне. Вернее, все это многообразие требований должно учитываться в идеале (как это можно сделать и можно ли сделать в принципе — отдельный вопрос). На практике все сводится к простому суммированию заявок работодателей. Иначе ничем нельзя объяснить распределение потребностей по профессиям на субъект с точностью до одного (!) человека.

При этом в стороне от заявочной кампании остался малый и средний бизнес, который просто не может планировать объемы своих работ на полтора года вперед, и весь сектор найма работников частными лицами (сиделки, домработницы, няни, сторожа и т.д.), для которых процедура оформления иностранцев просто еще не разработана.

Вот и получилось, что квота выбрана теми приезжими, кто успел первым дойти до ФМС. Но трудоустроились они не у тех работодателей, которые подавали заявку, а либо у других (и в этом случае ФМС хотя бы получили уведомления о найме), либо у частных лиц (и в этом случае для всех надзорных органов они оказались «потеряны»). Между тем, сектор индивидуального найма — это 50% (!) всего потока.[6]

Что в итоге?

Именно законопослушные работодатели, вовремя подавшие заявку, но так и не получившие своих работников, оказались крайними в ситуации, когда установленная квота оказалась исчерпанной за неполных три месяца еще до начала «миграционного сезона».

Минздравсоцразвития уже дважды (в начале и в конце июня) распределял резерв, увеличивая квоту регионам. Но вот и резерв уже исчерпан. Больше распределять нечего.

Между тем, сезон в разгаре. Немудрено, что из регионов поступают сведения о росте незаконного сектора занятости: люди приехали работать, рабочие места есть, но у работодателей нет права найма. Кто в проигрыше? Люди, приехавшие заработать легально, но вынужденные работать незаконно. Работодатели, оказавшиеся между молотом и наковальней, — либо неси убытки или закрывай дело, либо нанимай работников незаконно, рискуя заплатить огромный штраф. Кто в выигрыше? Поднявший голову сектор теневых услуг, который за 2007 год заметно сдал свои позиции.

К сожалению, реализуются именно те два вероятных сценария, о которых автор писала в начале года: работники приезжают и работают незаконно, при этом легально находясь на территории страны, а работодатели идут на незаконный найм, который сам по себе выгоден, в сочетании с уплатой «отступных», размер которых будет заведомо меньше возможного штрафа.

Кстати, квоту на следующий, 2009 год, уже начали формировать. Пока эта процедура проходит так же, как проходила в прошлом году. Констатируя неработоспособность квотного механизма, власти не спешат кардинально его менять. И у регионов есть все шансы следующей весной оказаться в такой же ситуации, как и нынешним мартом. К сожалению, несмотря на продолжающиеся дебаты, у ответственных лиц из разных ведомств до сих пор нет единой позиции по разрешению сложившейся ситуации. А ведь по существующему закону квотирование — процедура «возможная», но отнюдь не «обязательная». Вполне можно квотировать труд иностранцев только в отдельных регионах, а не по всей стране, или не квотировать его вообще.

Что нужно сделать?

Для начала необходимо увеличить квоту. Дать возможность желающим, уже приехавшим в страну, законопослушно работать здесь и сейчас. А затем… Есть и другие инструменты регулирования иностранного труда. Например, почему бы не разрешить работать всем, кто хочет, но при этом поставить жесткий временной барьер: не нашел работу за два-три месяца — теряешь разрешение и покидаешь страну. Эксперимент 2007-го с квотой в 6 млн. (что было равносильно отмене квот) показал, что ничего катастрофического для рынка труда не произойдет. В стране, где экономика на подъеме, но есть демографический кризис, рабочих рук много не будет.

Порядок определения потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации

Дата

Действие

Примечание

До 1 мая

Работодатели в регионах сдают свои заявки в Уполномоченный орган (УО)

Уполномоченный орган — специальный орган исполнительной власти, отвечающий за потребность в ИГ и квоты

До 1 июня

УО направляет обобщенные заявки на рассмотрение:

  • Органов исполнительной власти
  • Территориальных органов ФМС
  • Территориальных органов ФСТЗ
  • Трехсторонней комиссии

ФСТЗ — Федеральная служба по труду и занятости.

Трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений созданы в каждом субъекте. ФЗ «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально — трудовых отношений» №92-ФЗ от 01.05.1999 г.: «Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации, которые образуют соответствующие стороны Комиссии»

До 15 июня

Органы исполнительной власти субъектов осуществляют оценку эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году

Методика оценки принята приказом МЗСР № 604 от 17 сентября 2007 г .

До 15 июня

Органы исполнительной власти направляют свое заключение в УО

Заключение готовится с учетом 10 параметров

До 15 июня

Территориальные органы ФМС направляют свое заключение в УО

Заключение готовится с учетом 3 параметров

До 15 июня

Территориальные органы ФСТЗ направляют в УО информацию о нарушениях трудового законодательства работодателями

.

До 25 июня

УО направляет всю имеющуюся информацию в межведомственную комиссию (МК)

Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников образована органом исполнительной власти, территориальными органами ФМС, государственными инспекциями труда, трехсторонними комиссиями

В месячный срок с даты принятия МК положительного решения

УО информирует работодателей о результатах рассмотрения заявок

.

В 10-дневный срок с даты принятия МК решения об отклонении полностью или частично заявок работодателей

УО уведомляет работодателей о принятом решении в письменной форме с указанием оснований принятия такого решения

Работодатели вправе обжаловать решения межведомственных комиссий в установленном законодательством Российской Федерации порядке

До 15 июля

УО формируют предложения субъекта РФ

Субъект РФ направляет предложения и информацию о результатах оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году в МЗСР РФ

.

До 15 августа

ФСТЗ может вносить предложения об изменении предлагаемых субъектами потребностях

.

До 15 октября

МЗСР представляет в Правительство РФ согласованные с МЭР, Минрегионом и ФМС проекты постановлений Правительства РФ по потребностям и квотам

Проекты по вопросам:

а) определение потребности в привлечении иностранных работников на очередной год по Российской Федерации, а также по приоритетным профессионально-квалификационным группам

б) утверждение на очередной год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности

в) утверждение на очередной год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу

Срок не определен

Правительство принимает постановления по определению потребности и квотам

.

В двухнедельный срок после принятия постановления

МЗСР по согласованию с МЭР утверждает перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются

На 2008 г . списка нет

В трехнедельный срок

ФСТЗ направляет уточненные сведения о рабочих местах в ФМС, МЭР, МИД, а также в УО субъектов

.

В месячный срок после принятия постановления

МЗСР по согласованию с МЭР и ФМС утверждает распределение общей квоты по субъектам РФ, профессиям, специальностям и квалификациям иностранных работников, а также странам их происхождения (государствам гражданской принадлежности), иным экономическим и (или) социальным критериям

МЗСР по согласованию с МЭР и ФМС утверждает распределение квоты на приглашения на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности по субъектам

На 2008 г . утверждено только распределение по субъектам РФ, профессиям, специальностям и квалификации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Июль 2008 г .


[1] Указ Президента России «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г . №2146.

[2] См. п. 3 Положения о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы: «Разрешениями устанавливаются квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан…».

[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2007 г . № 759 «О внесении изменений в Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации».

[4] Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» от 30 октября 2002 г . № 782.

[5] Приложение к Приказу Минздравсоцразвития России от 26 марта 2007 г . № 188.

[6] См. материалы пресс-конференции заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, массовых коммуникаций, спорта и туризма В.Виноградова. РИА-Новости, 23 июля 2008г.

Источник: Информационно-аналитический портал "Евразийский Дом"

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.