Главная −> Геоэкономика −> Концептуальные основы −> Лидеры перемен −> Питер Фердинанд Друкер и его теория инновации

Питер Фердинанд Друкер и его теория инновации

Ныне здравствующий классик американской общественной науки, один из родоначальников теории менеджмента, создатель концепции информационного общества Питер Друкер (р. 1909) в последнее время разрабатывает теорию инновации, которую он пытается применить к различным формам человеческой деятельности. Осенью 2001 г. под влиянием Друкера учрежденный им фонд организовал особый призовой комитет за лучшую некоммерческую инновацию недели. Одновременно была проведена конференция по инновации, на которой выступил сам Друкер с установочным докладом "Дисциплина инновации".

В основе теории Друкера лежит его представление о новом — информационном — обществе, характеризуемом постоянными изменениями. Здесь Друкер во многом следует своему учителю американскому экономисту австрийского происхождения Йозефу Шумпетеру, который связывал капитализм с периодически вносимой в хозяйство "творческой деструкцией". В мире будущего "творческая деструкция" будет основополагающим признаком общества в целом, а не только его экономической сферы. Профессионалы-управленцы наступающей эпохи окажутся перед необходимостью приспосабливаться к ситуации периодических трансформаций, когда последние перестанут восприниматься как исключения и станут нормой жизни. "В периоды коренных структурных преобразований, — пишет Друкер в книге, изданной в России в 2003 г. под названием "Задачи менеджмента в XXI веке", — выживают только лидеры перемен — те, кто чутко улавливают тенденции изменений и мгновенно приспосабливаются к ним, используя себе во благо открывающиеся возможности". Но, более того, в бизнесе, как и в общественной деятельности нельзя сегодня добиться успеха, если не генерировать изменения, постоянно задаваясь вопросом о причинах недостаточной эффективности тех или иных аспектов работы. Друкер выделяет несколько черт лидеров перемен, которые следует считать конститутивными признаками гипотетической элиты будущего:

1. готовность к постоянным изменениям и способность самостоятельно генерировать их, отказываясь от старых и привычных форм и методов работы;

2. понимание необходимости переобучения в процессе работы;

3. готовность включиться в процесс деятельности в качестве руководителя, что предполагает сознание конечных целей работы, самостоятельную оценку ее результатов, а также самостоятельную формулировку критериев этой оценки.

Только люди, обладающие этими тремя признаками, могут сознательно участвовать в деле строительства будущего, "браться за которое, как пишет Друкер, рискованно, но не браться еще хуже".

По мнению Друкера, социальная и политическая инфраструктура грядущего информационного общества пока еще не выстроена — введение ее в действие явится важнейшей задачей нынешнего столетия. Выстраивать таковую инфраструктуру должны одновременно бизнес, государственная администрация и то, что в России называется "третьим сектором" (или "non-profit organizations" — некоммерческие организации). Друкер — сторонник передачи части социальных функций государства "третьему сектору". По его мнению, государство окажется в ближайшем будущем неспособно справляться с увеличивающимися социальными задачами, в силу, в частности, снижения налогооблагаемой базы населения по мере увеличения доли в нем людей пенсионного возраста. Изменение состава населения в развитых странах по возрастному признаку представляется ему важнейшим социальным трендом современности и исходным пунктом для выстраивания экономической и политической стратегии в XXI столетии. По мнению Друкера, эффективное государство потребует инновативной деятельности "некоммерческих организаций", на которые окажется возможным переложить часть государственных расходов. Тот же "третий сектор" может явиться местом проявления творческой активности граждан, большая часть которых будет освобождена от тяжелого монотонного труда, возлагаемого на них индустриальной эпохой. Ученый предполагает, что "третий сектор" явится формой приложения творческих усилий людей умственного труда после выхода их на пенсию. К подобному изменению своей деятельности человеку следует готовиться заранее, еще с молодых лет, причём его не нужно воспринимать как прекращение карьеры. Друкер называет такое планирование менеджментом собственной жизни.

Подобно тому, как Тэйлор создал науку о ручном труде, разложив деятельность индустриального рабочего на ряд простейших операций, Друкер разрабатывает науку об инновации как о функциональном процессе, который можно анализировать, систематизировать и направлять. Как следует из его доклада "Дисциплина инновации" и комментариев его коллег, процедура инновации основана на трех императивах:

1. Отчетливого сознания своей миссии. Смысл этого императива состоит в требовании отвлечься от непосредственных результатов деятельности, понять ее смысл, высшую цель, заведомо превосходящую все достижимые результаты.

2. Сосредоточения на конкретных результатах. Этот императив в определенном смысле противоположен первому, хотя и дополняет его. Главное здесь — в умении различать "миссию" ("журавля в небе") и "конкретную задачу" ("синицу в руках"). Инновация не состоится, если за последнее выдавать первое и наоборот.

3. Вынесения строгой оценки применяемой технологии и в случае многократных неудач решимости отказаться от нее. Речь идет об отказе от неудачных технологических приемов, не приносящих прогнозируемых результатов. Если отсутствует готовность отказаться от привычной, но неэффективной деятельности, шанс осуществить инновационный прорыв окажется весьма низок.

Друкер настаивает на том, что успех любого — коммерческого и некоммерческого — предприятия в настоящее время зависит от способности к постоянной критической переоценке своей работы, руководствуясь тремя вышеуказанными императивами. Кроме этого, менеджеры должны всегда быть держать в поле зрения не потребителей производимого их компаниями продукта, а именно людей, отказавшихся по тем или иным причинам от его потребления. Любая инновация должна расширять число потребителей, а не сокращать.

Здесь, правда, возникает вопрос о возможности при краткосрочных ожиданиях успеха и немедленных оценках и переоценках результатов осуществить серьезный технологический рывок, ибо, как известно из истории, действительно революционные инновации не приносили немедленной прибыли. Например, первое поколение автомобилей служило жителям городов намного хуже, чем конные экипажи. На основании рекомендаций Друкера создатели автомобилей должны были бы сразу же отказаться от их эксплуатации. Заметим, что Друкер, хотя и подчеркивает, что рассуждает об инновации вовсе не только в применении к бизнесу, все-таки под эффективностью понимает в первую очередь прибыльность. Мы видим, что на самом деле эти понятия далеко не всегда оказываются равнозаменимыми.

Очень интересный пункт размышлений Друкера — роль интеллектуала или, как он предпочитает говорить, работника умственного труда в современном производстве и обществе в целом. В условиях, когда инновация оказывается важнейшим источником прибыли, фигура интеллектуала, разумеется, резко повышает свою значимость за счет людей, исполняющих физическую работу.

Следуя почтенной социологической традиции, восходящей к идеям Торстейна Веблена, Друкер указывает на сущностное противоречие между интеллектуалом — носителем инженерной инновации и капиталистическим предпринимателем. Первый заинтересован в качестве продукта, второй в извлекаемой благодаря ему прибыли. Однако в отличие от Веблена Друкер — ни в коей мере не является противником капитализма. Он считает, что интеллектуал должен занимать лидирующие позиции и в бизнесе, и в государственном управлении. Если бизнесмен и чиновник не уступят интеллектуалу — лидеру перемен — место в руководстве предприятием или государственным ведомством, эффективность работы этих организаций катастрофически снизится. С другой стороны, и интеллектуал должен быть готов исполнять функции руководителя — это, собственно, третья наиболее существенная задача, стоящая перед ним, после способности к переменам и готовности к постоянному переобучению в процессе работы.

Друкер большое внимание уделяет гуманитарным аспектам технологической революции. Лидерство Соединенных Штатов в индустриальную эпоху он связывает именно с тем, что этой стране удалось сделать социально приемлемым и даже респектабельным фигуру "предпринимателя" — инноватора. Хотя Британия опережала США в области технологических инноваций (паровая машина и т.д.), она была не готова принять в качестве социально респектабельного тип рационализатора производства, внедряющего инновации в индустрию. Этот тип никогда не пользовался здесь уважением, предпочтение в Англии оказывалось либо джентльмену, добропорядочному буржуа, либо интеллектуалу-ученому или инженеру без коммерческой жилки. Америка смогла осуществить своеобразную гуманитарную инновацию, сделав ставку на поощрение сопряженного с рисками (венчурного) предпринимательства, на развитие специального технического образования и на культурную "реабилитацию" предпринимателя-изобретателя типа Томаса Эдисона.

США смогут, согласно Друкеру, сохранить лидерство в новую информационную эпоху, если снова осуществят аналогичную инновацию в гуманитарной сфере, а именно сделают ставку на интеллектуала, освободив его от опеки со стороны бизнеса и государственной администрации. Предприниматель должен не покупать интеллектуала, но дать ему возможность стать равноправным участником бизнеса.

2003 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2018 Русский архипелаг. Все права защищены.