Главная ?> Авторы ?> Магаршак -> Театр политических действий
Версия для печати

Театр политических действий

Российский капитализм — это вертикаль власти плюс театрализация всей страны

Почти в каждой программе новостей из России показывают российский парламент. Скажу без малейшего сомнения: смотреть репортажи оттуда не в пример интереснее, чем трансляции заседаний американского конгресса. Потому что в репортажах из Думы никогда не знаешь, чего ждать от следующего заседания и что произойдет в следующем кадре. Ибо истинным спикером Думы является вовсе не спикер. Спикером Думы, ее душой и мотором является вице-спикер от ЛДПР. Который действует по принципу: взял слово — держи его. И держит. Не спрашивая ничьего разрешения. Не оборачиваясь ни на кого и ни на что: ни на многовековую традицию, ни на мораль, ни на Бога, ни на приличия. Клевый мужчина! С таким всегда интересно. А главное — весело! Народ любит веселых. И девушки.

На заре карьеры Владимира Вольфовича его эпатаж казался шуткой. Но уже давно не является таковым. Ибо феномен Жириновского постепенно стал нормой жизни не только Думы. Он начинает захлестывать всю Россию.

В чем состоит этот феномен? В том, что грань между жизнью и театром стирается. Когда Геннадий Хазанов сегодня говорит одно, завтра другое — это нормально, он актер на сцене. Если же вице-спикер парламента, лидер одной из крупнейших политических партий страны в одной аудитории говорит одно, завтра другое, а через неделю диаметрально ортогональное и тому и другому — он превращает аудиторию в театр. Если это здание парламента — то Думу, если это телестудия — то всю страну. Плохо или хорошо, когда парламент превращается в театр? С точки зрения перераспределительной экономики замечательно, ибо в такой системе парламент ничего не решает (перераспределение собственности тождественно беззаконию, это ж как дважды два), а если парламентарии веселятся — значит народ день прожил не зря. Но совершенно ясно, что, живя по принципу отсутствия принципа, невозможно создать не только конкурентоспособный на мировом рынке самолет, но даже конкурентоспособный на мировом рынке табурет.

Эстрадный талант В.В.Ж. очевиден и грандиозен. То, что ему до сих пор не вручен приз лучшего юмориста страны, работающего в реальном времени с массами, будь то «Золотой Остап» или Big Mouth, является безобразием и дискриминацией по профессиональному признаку. Но если в эстраду превращается законодательное собрание, это ставит под вопрос ни много ни мало будущее страны. Жириновский сегодня явно не одинок. Его последователи множатся. И не только в Думе — повсюду.

Возьмем события последнего месяца, которые попались на глаза (смотрю я российское телевидение только в гостях и нечасто). Депутаты Думы запрашивают приглашенного на заседания представителя "Газпрома": кто посредническая организация, берущая невероятный процент от всех поставок газа на Украину? Кому деньги идут? Кто получает прибыль от спора между братскими славянскими народами во имя получения дохода Россией от этих самых поставок, вылившегося в международный скандал? Ответ представителя "Газпрома" в прямом эфире: "Это коммерческая тайна".

«То есть как это? — возмущаются депутаты. — Куда деваются сотни миллионов долларов крупнейшей в стране государственной компании — коммерческая тайна от парламента?»

Никакого ответа. Чем закончилось? А ничем. Не сказали, и все. Тайна она и есть тайна, что в самом деле разглашать ее перед всякими депутатами... Зато представление первый сорт. И на весь мир.

Нет, вы только представьте себе, какая смелость невидимых постановщиков, какая беспримерная наглость, какая уверенность в своих силах: на глазах президентов, парламентов и народов двух очень немаленьких стран провернуть такую аферу и продолжать спектакль как ни в чем не бывало! Это такая режиссерская дерзновенность, какой мир давно не видывал. Феллини и Мейерхольд и близко не стояли.

Дальше — не меньше. В парламенте России ставится на обсуждение вопрос о разрешении полигамных браков. И это в христианской стране! Рассмотрение закона отложено. Пока просто повеселили электорат. Комедия удалась. Продолжение следует.

Театр выплеснулся за пределы Думы. И вот уже политические комментаторы всерьез обсуждают, сами ли куролесят бритоголовые, а ежели нет, какая структура дирижирует ими. Кто создал "Наших", кто стоит за болельщиками "Спартака"? Кто из власть имущих стоит за тем или этим — вопрос, который обсуждается почти в каждой общественно значимой радио- и телепередаче из России. Причем делают это и правые, и левые, и коммунисты, и беспринципные.

На весь мир показывают апологетический фильм о московском бомонде, от состава и стиля которого нормального человека просто тошнит. И вот недавно известный московский историк, придерживающийся умеренных взглядов и человек проправительственный, также видевший фильм, высказал мнение, что деградация великосветской тусовки, показываемая по телевидению, — политтехнологический проект, задача которого окончательно лишить уважения общества элиту прошлого поколения, людей науки, литературы и мысли. Независимо от того, верна или неверна эта гипотеза профессионала (которая мне, якобы дерзновенному, но живущему вдалеке от театра политических действий, и в голову не могла бы прийти), само по себе ее появление в качестве наиболее вероятной гипотезы у уважаемого и известного в Москве человека является визитной карточкой времени.

Все это вместе взятое означает, что грань между театром и жизнью стерта. Что черта уже перейдена. Театр и жизнь в России слились в единое целое.

Явление это новое. При Сталине театром были политические процессы. Фейхтвангер в упор смотрел на признававшихся в злодеяниях Бухариных и Тухачевских и говорил: они же сами сознались! Заслуги исполнителей ролей преступников — маршала и автора советской Конституции — в убедительности их "игры" не было. Специфика пьесы состояла в том, что гениален был постановщик. Но все-таки вся страна в театр при большевиках не превращалась. И Днепрогэс пускали, и ликвидировали неграмотность взаправду. Электрическая лампочка в самом деле зажигалась от какого-то тока, а люди на самом деле учились читать. А тут посредники взяли сотни миллионов долларов государственных денег — и ни более точной суммы, чем сто миллионов баксов туда-сюда, ни кто такие именно эти посредники, никто не знает! И кто за этими посредниками стоит, тоже неясно. Вот это постановка! За всю историю человечества даже не знаешь, что и кого рядом поставить. Разве Нерона (который превратил в театр весь город Рим) — но вспоминать этого цезаря как-то не хочется, неприятный товарищ. Но попытка превращения Третьего Рима в страну-театр налицо. Общественная жизнь уже театрализована. Борьба с перераспределением собственности тоже. Последователи В.В.Ж. находятся не только в его собственной партии. Если когда-то пределом мечтаний молодых людей было стать летчиком, космонавтом, ученым, сегодня на первое место вышли политтехнологи. Но кто такой политтехнолог? Человек, который делает из политической жизни театр, из общественного мнения — театр и вообще превращает мир в театр.

Откуда ветер дует? Да вроде бы со всех сторон сразу. Такое впечатление, что в стране двоевластие: на вершине вертикали власти физической находится Путин, а в эпицентре власти метафизической находится В.В.Ж. Несомненно, театрализаторы России подыгрывают президенту. Но создается впечатление, что процесс отеатраливания жизни, лучше всего описанный в "Бесах" Достоевского и "Жизнеописании Нерона" у Светония, приобретя массовый характер, вырвался из-под контроля. Что режиссерами с упоением становятся не только те, кого на это уполномочивают. Что это, так сказать, всенародно-номенклатурный порыв.

Так, может быть, это и есть русский путь и нечего сокрушаться? Может быть, капитализм по-русски — это вертикаль власти плюс театрализация всей страны? Может быть, так и надо? Или так нам и надо? Веселимся, пока мы молоды. Резвимся, пока море нефти по колено. Шутим, когда газ улетучивается в чьи-то карманы. Парламентарии — шутники. Правительство — весельчаки. Ну а главный затейник — вице-спикер, превратившийся в спикера не только парламента, а всей нации. Который "спикает" когда хочет, что хочет и куда хочет.

Такая вот театральная жизнь России. Предсказать возникновение которой всего пять лет назад не могла никакая Кассандра.

Нью-Йорк

Источник: "Время новостей", 25 апреля 2006 г.
Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2014 Русский архипелаг. Все права защищены.