Главная ?> Авторы ?> Лункин -> Преследования Армии Спасения: азиатские фобии русского сознания
Версия для печати

Преследования Армии Спасения: азиатские фобии русского сознания

Гордость за великую российскую культуру и российское государство совмещаются в русском характере с постоянным ощущением крайней опасности, которая исходит от врагов извне. В разные периоды истории вражеская угроза приобретала различные очертания и наделялась самыми причудливыми характеристиками. В отсутствие какой-либо реальной опасности боязнь часто становится патологической. И естественно, что наиболее абсурдные формы стремление предупредить угрозы и оградить страну приобретает в чиновничьей среде, главной опоре государства. Ситуация вокруг многолетних преследований Армия Спасения в России, а также обоснование происходивших гонений являются ярким свидетельством того, как бюрократия понимает защиту благополучия и безопасности страны.

Армия Спасения стала единственной централизованной христианской организацией, которая подвергалась в Москве столь планомерным гонениям, а само существование столичного корпуса оказалось под угрозой. Армия Спасения воспринималась чиновниками, как религиозная организация западного происхождения, цели которой были им не понятны в силу того, что последователи Армии Спасения не ставят амбициозных миссионерских целей, не создают больших церквей, которые можно было бы контролировать, а занимаются благотворительностью. То, что Армия Спасения является благотворительной христианской миссией с большой и славной историей, представителей власти и православных сектоведов, выступавших с критикой Армии Спасения, не интересовало.

Армия Спасения возникла в Англии в XIX веке внутри английского методизма. Ее основатель методистский священник Уильям Бут (1829-1912). В настоящее время отделения Армии Спасения действуют в 107 странах. Смысл веры для членов Армии Спасения — помощь нуждающимся и вразумление заблудших (алкоголиков, наркоманов, проституток и т. д.). Поставив в основу веры служение ближнему, члены Армии Спасения отличаются равнодушием к богословским вопросам. Солдат Армии Спасения может принадлежать различным христианским вероисповеданиям, в т. ч. и православному. Главное — чтобы он придерживался традиционной христианской морали.

На территории Российской империи Армия Спасения появилась уже в 1880-е годы в Финляндии. В 1913 году офицерами из Швеции и Финляндии под руководством полковника Карла Ларссона были организованы первые корпуса миссионеров в Санкт-Петербурге, затем отделения появились в Москве, Орле, Луге. В Москве открытие проходило в здании Политехнического музея. В 1914 году прошло первое уличное шествие, с этого момента они стали постоянными. Во время Первой мировой войны Армия Спасения кормила и устраивала беженцев, открывала приюты для детей, среди населения Петрограда присматривали за больными, осуществляли уход на дому, старались трудоустроить нуждающихся женщин. Февральская революция 1917 года полностью легализировала Армию Спасения, возникли планы распространения деятельности на юг империи, строительства училища для кадетов. Однако с приходом советской власти начались гонения, но даже под угрозой закрытия Армия Спасения проводила социальную работу.

Во время голода в Поволжье в Орловской и Вологодской областях были созданы детдома, в которые отправляли детей из голодавших областей. Но уже в конце 1918 года народный комиссар Бонч-Бруевич в письме к полковнику Ларссону заявляет: «Беспризорники нас не интересуют». Детские дома Армии Спасения закрываются, имущество конфискуется. В том же году шведский консул рекомендовал всем иностранным подданным возвращаться на Родину так, как посольства и консульства закрывались. Иностранцы уезжали, уехал и полковник Ларссон, но некоторые все же остались, зная, что теперь они лишены всякой защиты. В 1922 году были разгромлены и опечатаны помещения Армии Спасения в Москве и Петрограде, 10 человек были арестованы, для некоторых из них заключение продолжалось две недели, а для остальных — три года. В 1923 году деятельность Армии Спасения была официально прекращена с формулировкой «секту ликвидировать как антисоветскую организацию». Но она продолжала подпольно существовать. До 1938 года подпольно действовала московская группа Армии Спасения численностью 300 человек, но к началу 40-х годов Армия Спасения в России была истреблена. Возвращение АС в Россию началось так же, как и в конце XIX веке, через Финляндию и Швецию, в 1991 году организуется Петербургское отделение Армии Спасения, а в 1992 году Московское.

Раздражение российских властей вызвало именно то, что составляет существо деятельности Армии Спасения, то есть ее социальное служение людям под девизом «Сердце Богу, руку человеку». Примером может быть работа корпусов Армии Спасения на юге России, куда эта организация отправляла до конца 1990-х годов значительное количество социальной помощи. Миссионер Армии Спасения канадец Джефф Райн, которому российские власти отказали в визе в 2000 году без объяснения причин, так описывал отношение властей к работе своего корпуса в Ростове-на-Дону. По словам Райна, в Ростовской области работается очень тяжело, в области велика ксенофобия по отношению к протестантам. С областной администрацией у Армии Спасения никогда не было никаких проблем: «уполномоченный Брежнев знает разницу между баптистом и кришнаитом, он честен, ироничен и поступает в рамках законности». Представитель же мэрии Владимир Попов мешает всем религиям, кроме православных. Когда как-то в Ростов пришел гуманитарный груз для Армии Спасения, Попов вдруг отдал часть этой помощи православной церкви и Дж. Райну пришлось заплатить за это 8 млн. руб. А заместитель главы городской администрации вообще говорил летом 1998 года, что Армия Спасения организована ЦРУ, а Райн агент ЦРУ, хотя он и канадец. В 1997 году стали устраивать проверки таможня и налоговая инспекция. При отделении Армии Спасения существовал благотворительный фонд "Мост", имеющий своё юридическое лицо. В рамках этого фонда распространяется гуманитарная помощь, литература о СПИДе и наркотиках (брошюры от "Врачей без границ"). При этом представитель мэрии Попов обвинял Райна в пропаганде наркотиков и детского секса и успокоился только после того, как в управлении здравоохранения Райну выдали лицензию на эти брошюры. Когда АС устраивала однодневный детский лагерь, то власти говорили, что это незаконно и что дети попали в секту.

В Ставрополе были также свернуто большинство социальных программ. Пик активности ставропольского корпуса приходится на 1999-2000 гг., когда члены корпуса участвовали в активной помощи чеченским беженцам в Ингушетии (члены Армии Спасения под руководством Нины Сергеевны Давыдовой организовали детскую школу для чеченцев и регулярно привозили гуманитарную помощь). Корпус участвовал в проекте по организации подготовительного класса для дошкольников из неимущих семей. Во время наводнений на Юге России Армия Спасения вошла в Совет по благотворительности при губернаторе края и помогли восстанавливать пострадавшие дома. По словам Оксаны Дарчук, на инициативы церквей откликался бывший мэр Ставрополя Михаил Кузьмин. Что касается губернатора, то, по мнению Дарчук, проблемы возникают, когда руководитель православный, а Черногоров — «бывший комсомолец и коммунист, или уже единоросс». Благотворительные акции были негласно прекращены властями в связи с тем, что Армия Спасения действительно активно помогала чеченским беженцам и возила грузы даже в Чечню.

Поводом для запрета деятельности Армии Спасения стало фактически само название этой организации, а также ее структура: возглавляет Армию Спасения генерал, во всем мире Армия Спасения разделена на территории и командования, которыми руководят территориальные командующие, территории разделены на регионы или дивизии, а в дивизии входят корпуса на места, которые возглавляют капитаны (обычно это супруги). Россия разделена на Северо-Западный, Центральный и Южный регионы и входит она в Командование России и СНГ (командующий — комиссар Барри Побджи). Кроме того, в традициях Армии Спасения — проведение регулярных парадов, когда все члены того или иного корпуса проходят с оркестром и в специальной форме Армии Спасения с погонами. Правда, члены корпусов перестали носить форму каждый день, а парады перестали проводиться повсеместно, когда в Москве и на местах в конце 1990-х годов стали возникать трудности с регистрацией, а в прессе появлялись статьи православных антикультистов о «военизированной» организации, которая якобы опасна для России. Судебные органы по существу повторили самые абсурдные обвинения в адрес Армии Спасения.

18 февраля 1999 года отделение Армии Спасения представило в Управление юстиции г. Москвы заявление о перерегистрации в качестве местной религиозной организации, приложив требуемые Законом документы. Однако 16 августа 1999 года заместитель начальника Управления юстиции уведомил отделение об отказе в перерегистрации, после чего отделение Армии Спасения подало жалобу в Пресненский межмуниципальный суд города Москвы. Суд отказал в регистрации Московскому отделению Армии Спасения, выдвинув абсурдные обвинения против протестантской организации, известной во всем мире своим социальным служением. Помимо прочего, Пресненский суд так объяснил свое решение: «В ходе анализа Устава, обращают на себя внимание те его положения, которыми с одной стороны насаждается казарменная дисциплина и беспрекословное подчинение членов религиозной Организации ее руководству, а с другой стороны с руководства и Организации в целом снимается всякая ответственность за деятельность ее членов. …Так, согласно ст. 6 п. 3 Устава «члены Армии Спасения действуют в соответствии с приказами и предписаниями Армии Спасения, указаниями Главы Отделения», «нарушение российского законодательства отдельными членами Отделения не влечет ответственность всего Отделения в целом». Подобная редакция Устава позволяет сделать вывод о том, что Устав исходит из неизбежности нарушения российского законодательства членами Организации в процессе исполнения приказов и предписаний Армии Спасения, указаний главы Отделения… Отделение снимает с себя ответственность за незаконную деятельность его членов».

После решения Пресненского суда Армия Спасения при поддержке адвокатов Славянского правового центра Анатолия Пчелинцева и Владимира Ряховского подала документы в Европейский Суд, заявив о нарушении своих прав. 24 июня 2004 года Европейский суд по правам человека в Страсбурге признал приемлемой жалобу Московского отделения Армии Спасения на решение Пресненского суда г. Москвы (от 5 июля 2000 года), который отказал в перерегистрации столичному корпусу Армии Спасения. И вот 5 октября 2006 года Европейски Суд по правам человека единогласно принял решение о том, что в случае с Московским отделением Армии Спасения была нарушена ст. 11 (Свобода собраний и ассоциаций) Европейской конвенции по правам человека, понимаемая в свете ст. 9 (Свобода мысли, совести и религии) Конвенции. Помимо этого, Суд постановил, что государство-ответчик Российская Федерация должно выплатить Московскому отделению Армии Спасения 10 тысяч евро в счет компенсации морального вреда заявителя.

Московская ситуация, несмотря на неудачу органов юстиции и судебных органов, стала повторяться и в регионах, но с еще меньшим успехом. С апреля 2005 года была также сделана попытка ликвидировать корпус Армии Спасения в Великом Новгороде, но она закончилась провалом — Федеральная регистрационная служба не смогла доказать, что она нашла какие-либо серьезные нарушения, которых достаточно для ликвидации Армии Спасения. Реальных нарушений в деятельности Армии Спасения найдено не было — указанный регистрационной службой факт того, что на день проверки участников общины было 9, а не 10 не является поводом для ликвидации уже зарегистрированной организации. А обвинения по поводу привлечения малолетних основывались просто на опечатках, допущенных в списке имён детей (были неверно записаны имена двух детей), посещающих занятия в воскресной школе Армии Спасения. Капитан новгородского корпуса Армии Спасения Вадим Хурин исправил все мелкие недочеты, и 9 июня 2006 года Управление Федеральной регистрационной службы по Новгородской области отказалось от своего иска о ликвидации Армии Спасения в Великом Новгороде.

Несмотря на решение Европейского суда по правам человека в преследованиях Армии Спасения в России точка еще не поставлена. Юристам еще предстоит потрудиться для того, чтобы зарегистрировать Московское отделение Армии Спасения и чтобы Армия Спасения получила от государства штраф в размере 10 тысяч евро — исполнение международных судебных решений также обусловлено на российской почве представлениями о «самобытном» нашем правосудии и «предвзятом» западном. В случае с Армией Спасения как в капле воды отразились самые причудливые бюрократические фобии, на которые способно русское сознание в его заостренной, доведенной до абсурда, чиновничьей форме. И чем пафоснее, чем громче речи о величии страны и государственной власти, которая оберегает народ от мнимых и реальных врагов, тем более нелепой и даже смешной оказывается возня чиновников.

 

Источник: "Русское ревью", ноябрь 2006 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.