Главная ?> Авторы ?> Лункин -> Первые уличные протесты верующих в постсоветской России: это только начало?
Версия для печати

Первые уличные протесты верующих в постсоветской России: это только начало?

Летом этого года впервые за пятнадцать лет после падения советской власти верующие, а именно члены протестантских церквей, вышли на улицы для того, чтобы отстоять свои законные права. Против произвола властей уже около четырех месяцев выступает церковь “Эммануил” в Москве, в Воронеже лидеры евангельских общин в июне 2005 года проводили митинг, который стал откликом на события в российской столице.

Причина организованного публичного выступления протестантов заключается в политике дискриминации по отношению к религиозным меньшинствам, которая стала набирать силу с конца 90-х гг. Игнорируя нормы Конституции РФ и Закона о религиозных объединениях 1997 года, чиновники в большинстве российских регионов по формальным поводам лишают неправославных арендованных помещений, вытесняют из социальных учреждений, запрещают проводить евангелизации и культурные акции, а также лишают земли, отбирают уже построенные или же недостроенные молитвенные здания. Представители местных и федеральных властей часто исходили из не имеющего ничего общего с законом традиционалистского принципа, согласно которому бюрократия обязана оказывать покровительство Русской Православной Церкви, и не допускать усиления “чужих”, то есть инославных «нетрадиционных» религиозных организаций. Кроме того, значительная часть чиновников применяла методы дискриминации, опасаясь демократического потенциала динамично растущего протестантизма.

В первую очередь, эта дискриминация коснулась евангельских групп, как тех, кто существовал в советское время, так и тех, кто стал заниматься активной миссионерской деятельностью в России начала 90-х гг. Произошло это по тому, что протестантские церкви в наибольшей степени среди неправославных христиан нацелены на энергичную общественную работу и свободную проповедь. Кроме того, миссионерский успех протестантов в 90-е гг. привел к тому, что их церкви перестали быть малочисленными. Нынешние общины протестантов уже не состоянии поместиться в частных домах и квартирах, а поэтому аренда Дома культуры, строительство или покупка собственного помещения стали играть значительную роль в дальнейшем развитии отдельных крупных церквей и всего евангельского движения в целом.

Летом 2005 года наиболее активная часть протестантского сообщества России стала инициатором и участником митингов, пикетов и демонстраций против нарушения представителями власти демократических законов. Основную роль в устройстве публичных акций принимали участие члены пятидесятнических церквей харизматического направления. По сравнению с лютеранами или баптистами, пятидесятники и ранее проявляли себя как открытая и социально ориентированная часть протестантизма, лидеры которого не боятся делать громких заявлений и часто прямо провозглашают свое стремление сделать страну “христианской”.

Начало долгосрочной акции церкви “Эммануил” было положено 22 мая 2005 года в Москве, когда прошел первый митинг в Новопушкинском сквере пикеты на Пушкинской площади. Поводом для его проведения стали попытки чиновников отобрать у церкви землю в районе проспекта Вернадского в Москве, на которой она намеревалась построить Духовно-культурный центр. Одновременно с этим, в столичном микрорайоне Солнцево власти фактически отказывались выдать разрешение на реконструкцию старого здания Дома культуры для того, чтобы верующие могли обустроить там Дом Молитвы. Причем, и земля и Дом культуры были куплены на церковные средства и являются собственностью пятидесятнической общины.

После первого мирно прошедшего митинга, члены церкви приняли решение о том, что пока их проблемы не будут решены, они будут проводить регулярные воскресные митинги и пикеты на Пушкинской площади и перед зданием мэрии на Тверской. Однако решение церкви вызвало яростное сопротивление московских чиновников и сотрудников правоохранительных органов. Милиция во главе с майором А.П. Крыловым из Тверского ОВД осыпала верующих нецензурной бранью и угрозами разного рода провокаций, которые могут повлечь за собой судебное преследование. Практически каждый воскресный пикет сопровождался стычками евангельских верующих с сотрудниками милиции, многие верующие и пасторы были задержаны и оштрафованы за якобы незаконное устройство пикета напротив мэрии. Задержания лидеров церковной акции проводились под наблюдением заместителя префекта Центрального административного округа Москвы Сергея Васюкова. Так, 2 июня после разгона пикета были препровождены в отделение милиции старший пастор церкви А. А. Пуршага, администратор Церкви Б. Г. Азарян и пресс-секретарь Церкви Ю. Н. Попов. Кроме того, были задержаны три пастора из пригородов Санкт-Петербурга: пастор церкви "Весть надежды" из Зеленогорска И. Ю. Астафьев, пастор церкви из г. Красноармейска А.А. Мунилкин и пастор церкви из г. Пушкин, а также пятеро прихожан церкви "Эммануил". В результате около 30 членов общины были привлечены к административной ответственности, а пасторы Александр Пуршага и Илья Астафьев были приговорены к пяти суткам административного ареста и были помещены в изолятор.

Однако угрозы со стороны властей только увеличили энергию церковного протеста. Лидеры общины объявили бессрочную голодовку, увеличилось также количество индивидуальных пикетов верующих, которые появились не только на Тверской и Пушкинской площадях, но и в Вознесенском переулке, куда выходят окна мэрии, у здания мэрии на Новом Арбате, у здания Мосгордумы на Петровке, у здания Совета Федерации на Большой Дмитровке (рядом с Тверским ОВД), а также на Триумфальной площади напротив здания Мосгорархитектуры.

В сентябре этого года милиция нашла другой способ, как справиться с непокорными протестантами — во время пикета была спровоцирована драка с рабочими-гастарбайтерами. 12 сентября группа таджиков изрезала плакаты одного из пикетчиков, где было написано: «Мэр Лужков, побойтесь Бога — не будьте грабителем протестантской церкви!» и «Мэр Лужков — верните землю под строительство церкви "Эммануил"!» Более того, нелегалы попытались избить верующего. Появившиеся сотрудники милиции, как отмечают члены церкви, таджиков отпустили, а пикетчику Арсению Боровику стали угрожать тем, что на него заведут уголовное дело и обвинят в хулиганстве. Только после приезда в ОВД «Тверское» адвокатов Славянского правового центра милиционеры перестали запугивать члена церкви и попросили не афишировать произошедшее. 18 сентября за митингующими уже наблюдало милицейское руководство УВД ЦАО и сотрудники ОМОНа, сидящие в автобусах, однако пятидесятники молились и пели, формально ничего не требуя.

Пастор церкви “Эммануил” Александр Пуршага выступил с резкой критикой чиновников и правоохранительных органов. После разгона целого ряда акций в центре столицы Пуршага заявил в эфире радио “Свобода”: “у меня нет никаких иллюзий ни по отношению к конституции в нашей стране, на нее никто не обращает внимания, даже те, которые ее обязаны хранить и быть гарантами ее. На законность никто не обращает внимания, даже те, кто пишет эти законы” (Понимание и непонимание. Интервью пастора церкви "Эммануил" Александра Пуршаги, радио “Свобода”, 20.07.2005). Члены общины после задержаний участников митинга выражались еще более резко: “Сотрудники милиции часто убеждали задержанных, что мы живем не в правовом государстве, что демократия — выдумка, а свобода весьма относительна, что нам никогда не одолеть “эту машину”. По их словам, общество презирает милиционеров и “народ не поймет милицию, пока в нем не проснется интеллект”. А один офицер милиции высказался, что если жить по закону и поступать по совести, то завтра в России не будет ни милиции, ни армии” (см.: www.russian-assemblies.org). Именно евангельское представление о том, какой должна быть цивилизованная европейская страна легла в основу публичных акций протестантов. По словам Александра Пуршаги, “если взглянуть глазами протестанта, который живет в России, и который терпит все это, начиная от улицы и заканчивая кабинетом чиновника, я считаю, что на нашу конституцию, на наши законы чиновники и окружающие люди просто плюют” (Конфликт между Московской Центральной церковью “Эммануил” и Московской Мэрией, “Эхо Москвы”, 27.8.2005).

Социально-политическая подоплека событий вокруг московской церкви “Эммануил” сделала имущественный спор крупным идеологическим конфликтом. Лидер Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ), куда входит церковь «Эммануил», епископ Сергей Ряховский 1 июня 2005 года после заседания Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ проинформировал о проблемах этой церкви и о незаконном задержании участников митинга главу президентской администрации Дмитрия Медведева. Ряховский также попросил доложить об этом президенту РФ Владимиру Путину. Кроме того, в начале июня вице-мэр Москвы Михаил Мень обсудил сложившуюся ситуацию с землей и Домом Молитвы церкви “Эммануил” со столичным градоначальником Юрием Лужковым и тот дал указание разобраться с проблемами верующих. Это указание не было выполнено, поэтому пятидесятники объявили о том, что отныне церковь будет проводить профилактические меры против опасного вируса под названием “Чиновничий беспредел”. Лидеры «Эммануила» предложили ежедневно вдыхать воздух свободы в будние дни с 14:00 до 15:00 и в воскресенье с 16:00 до 17:00 в Новопушкинском сквере. Симптомы вируса были определены так: «онемение совести, чихание на Конституцию и законы РФ, глухота к нуждам и проблемам людей, резкое снижение агрессивности при виде дензнаков различного достоинства, частые галлюцинации в виде синих проблесковых маячков». Дата окончания акции еще не определена, потому что, несмотря на все обещания, московские чиновники так и не решили проблемы церкви.

Воронежские протестанты решились на единичную акцию протеста против произвола чиновников, но их требования соблюдать демократический закон были также определенны, как и у московских пятидесятников. В отличие от столицы, пятидесятников из Совета старших служителей Церквей христиан веры евангельской поддержал Консультационный Совет глав протестантских общин города Воронежа, куда входят представители евангельских христиан-баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня, евангельских христиан, методистов и пресвитериан. 4 июня 2005 года на площади Ленина в центре Воронежа собрались не только пятидесятники, однако именно члены пятидесятнической общины (пасторы — Андрей Башмаков и Алексей Шиповский) были устроителями и главными ораторами на этом митинге, и пятидесятники первыми заявили о том, что мэрия отказывается выделить им землю под строительство церкви. Воронежцы меньше говорили о частных проблемах церквей и больше старались защитить корпоративные интересы евангельского сообщества.

Общую идею митинга выразил пятидесятнический пастор Алексей Шиповский, член Союза журналистов РФ, который обращался с открытым письмом о дискриминации прав верующих в Воронежской области и в России вообще лично к президенту В.В. Путину (и не получил никакого ответа). По словам Шиповского, “мы имеем право проповедовать от Бога, и как граждане России”. Помолившись за губернатора Владимира Кулакова и мэра Бориса Скрынникова, которые допускают произвол в отношении христиан, протестанты Воронежа предъявили властям следующие требования: прекратить дискриминацию верующих, не принадлежащих к РПЦ МП, не чинить препятствий для проведения евангелизаций (которые стали запрещать под предлогом угрозы терактов), найти решение вопроса о выделении земельных участков для строительства культовых зданий для всех действующих в городе и области религиозных организаций, которым такое право предоставляет Конституция РФ и Федеральный закон “О свободе совести”.

Кроме того, воронежские протестанты, пожалуй, впервые сформулировали чрезвычайно насущные социально-политические требования, о которых обычно церковные лидеры опасаются прямо говорить чиновникам и журналистам. В резолюции воронежского митинга было записано, что верующие намерены добиваться объективного информирования населения через государственные СМИ о социальной деятельности протестантских вероисповеданий на территории Воронежской области, а также участия “наравне с епархией РПЦ МП в организуемых властями социальных, культурных и гражданско-патриотических программах и акциях”. В связи с резкой критикой власти на митинге представитель Воронежской областной администрации, специалист по взаимодействию с религиозными организациями Александр Зайцев, выразил озабоченность тем, что протестанты устроили столь шумную и “скандальную” акцию. По словам Зайцева, пятидесятники действовали в “обычной для себя манере — решать свои вопросы через скандал”. Дело в том, что с пятидесятниками власти сталкивались и раньше — в 2003 году властям фактически пришлось оправдываться за избиение евангельских верующих во время поведения антинаркотической акции в г. Лиски Воронежской области. Тогда Александр Зайцев и сотрудники местного ФСБ настоятельно порекомендовали пятидесятникам, советоваться с ними, прежде чем они будут проводить какие-либо социальные мероприятия.

Уличные выступления московских и воронежских протестантов породили неоднозначную реакцию в евангельской среде. Одни пасторы и епископы высказывали опасения по поводу того, что выступления верующих за демократию могут вовлечь церковь в политическую деятельность. Другие отмечали, что церковные лидеры используют опасные методы борьбы с произволом, подставляя простых членов общины под удар жестокой власти; третьи говорили о неизбежности подобных выступлений, если власть будет продолжать оказывать давление на неправославных. Но значительная часть протестантских лидеров — баптисты, лютеране, адвентисты, главы различных пятидесятнических союзов — признавали правоту требований церкви “Эммануил” и евангельского сообщества Воронежа, их моральное право на подобную акцию. Скепсис по отношению к тем методам протеста, который использует церковь «Эммануил», объясняется во многом нежеланием многих евангельских деятелей участвовать в каких-либо политических играх с властью, к которой они относятся с подозрением. К примеру, один из лидеров Объединенной Церкви ХВЕ, бывший узник совести, епископ Владимир Мурашкин заявлял в интервью автору, что любые подобные акции могут навлечь гонения на простых верующих, а поэтому он выступает против них. Однако, как заметил Мурашкин, «у наших верующих нет желания угождать кому-либо и власти в том числе».

Прошедшие митинги заставили протестантов обсуждать собственную общественно-политическую позицию, отношение к власти и к соблюдению ею демократических законов. Все евангельские верующие, а не только пятидесятники, встали перед проблемой осознания себя и своей церкви как части гражданского общества, которое только одно и может являться основой свободного государства. Для многих церковных служителей ответственность церкви за справедливость власти и упрочении свободы в государстве стала такой же естественной, как обычная для протестантов забота об искоренении наркомании, алкоголизма и других пороков общества. В наиболее радикальном виде эту точку зрения выразил в интервью автору пастор пятидесятнической церкви «Спасение» в Брянске Сергей Ганджура. Он полагает, что протестантские митинги и пикеты — это первый шаг России к «оранжевой» революции, которая должна обязательно произойти. Только после демократической смены власти, считает пастор, в стране произойдут изменения к лучшему.

Российские власти все больше сталкиваются с твердо заявленной демократической позицией протестантов. Например, широкомасштабная антисектантская кампания православной Екатеринбургской епархии заставила евангельские общины выступить с чисто политическим заявлением. 14 мая 2005 года от имени Консультативного совета протестантских церквей Екатеринбурга и Свердловской области было распространено заявление, в котором отмечалось, что в связи с ликвидацией в областной администрации департамента, который занимался отношениями с верующими, “процесс конструктивного сотрудничества власти с неправославными религиозными организациями свернут”. При этом, “повысилась активность наиболее политизированных структур православной церкви, которые развернули широкую сеть публичных акций не только против “нетрадиционных” религиозных организаций, но и против светских структур и отдельных лиц. При этом они стали нередко провоцировать прямые конфликты, как с объектами пикетирования, так и с правоохранительными органами, пытающимися заставить их соблюдать хотя бы основные правовые нормы”. Совет также направил открытое письмо президенту РФ В.В. Путину, где раскрывались факты нарушения прав верующих из церквей “Новая Жизнь”, “Благая Весть” и “Живое Слово”.

Выступления в Москве и в Воронеже пока не привели к разрешению конкретных проблем в пользу церквей, но протестанты по-прежнему устраивают в центре Москвы пикеты, разгоняемые милицией, и пытаются призвать власть к ответу через открытые обращения, письма и суды. У чиновников, которые заботятся о “национальной и духовной безопасности народа” существует страх, что в стране растет и крепнет целая армия протестантов-сторонников “оранжевой” революции. Для того, чтобы остановить эту армию, представители власти идут на нарушение основных гражданских прав, прописанных и Конституции РФ и в Законе о свободе совести 1997 года, тем самым, усиливая дискриминацию религиозных меньшинств по всей стране. Однако именно беспрецедентное давление со стороны власти делает уличные акции протестантских церквей политическими, направленными на отстаивание европейских демократических норм, а не узко церковных интересов. Постепенно происходит процесс политической радикализации евангельских церквей, которого представители власти боятся больше всего.

 

Источник: "Русское Ревью", октябрь 2005 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2016 Русский архипелаг. Все права защищены.