Главная ?> Авторы ?> Кырлежев -> Церковь о Церкви: теория и практика
Версия для печати

Церковь о Церкви: теория и практика

На прошлой неделе, 17-20 ноября, в Москве состоялась международная богословская конференция "Православное учение о Церкви", организованная Синодальной Богословской комиссией РПЦ. Само по себе подобное сугубо церковное мероприятие, да еще и "теоретического" характера (то есть, так сказать, вдвойне специальное) с трудом поддается квалификации как "особо значимое". В последнее время достаточно часто как в столице, так и в регионах проходят различные научно-церковные заседания и собрания, посвященные самым разным темам. Это стало одной из форм внутрицерковной активности. И все же на московскую конференцию стоит обратить особое внимание — в силу ряда причин.

Она имеет статус "Богословской конференции Русской Православной Церкви", то есть статус общецерковного мероприятия богословского характера (в данном случае решение принимается Св. Синодом). (Отметим в скобках, что другие регулярные общецерковные мероприятия с более продолжительной историей — Рождественские чтения — именуются образовательными , то есть имеют скорее прикладной характер.) Открыл конференцию Патриарх Алексий II, который в своем вступительном слове отметил: "Это уже третий богословский форум Русской Православной Церкви со времени возобновления традиции проведения общецерковных богословских конференций в 2000 году". Напомним, что в феврале юбилейного 2000 года состоялась общецерковная конференция "Православное богословие на пороге третьего тысячелетия", а в ноябре 2001 — "Учение Церкви о человеке". Слова же патриарха о возобновлении традиции являются, скорее всего, отсылкой к трем масштабным конференциям, проведенным еще в годы, предшествовавшие празднованию Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году.

Иначе говоря, речь идет о том, что в РПЦ началась и продолжается регулярная богословская деятельность в форме публичной дискуссии — по инициативе высшей церковной власти. О чем это говорит? — О том, что в РПЦ осознана необходимость углубленной теоретической мыслительной работы, без которой, после более или менее длительного периода количественного, экстенсивного возрождения церковной жизни, невозможно добиться ее качественного, интенсивного развития.

Говоря упрощенно, богословие для повседневной жизни церкви — то же самое, что теоретическая наука для науки прикладной. Вне богословия нельзя иметь критерии для оценки эмпирической церковной реальности. Без богословия невозможно находить новые, внятные для современного человека формы выражения вневременных по своему смыслу вероучительных истин. Наконец, только богословски можно мыслить в Церкви, в русле Предания, и отвечать как на вечные смысложизненные вопросы, так и на т.н. вызовы времени. Возврат к богословию (которого, по известным причинам, было очень мало в советский период истории РПЦ) — это один из важнейших знаков нормализации церковной жизни. Это обнадеживающее указание на то, что церковь стремится избавиться от принципа ситуативных реакций, обратившись к своим смыслообразующим основаниям.

Надо сказать, что обозначилось это стремление уже давно. Нынешняя общецерковная конференция совпала по времени с 10-летием Синодальной Богословской комиссии, образованной по решению Св. Синода в конце 1993 года. Всё это время комиссию возглавляет митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, которому патриарх Алексий II выразил благодарность в своем слове на открытии конференции. Комиссия выполняет специальные поручения Св. Синода, а также разрабатывает и осуществляет программу развития богословской науки в РПЦ.

Конечно, пока в этом направлении делаются только первые шаги. На конференциях, организованных комиссией, прежде всего выявляется наличное состояние богословской науки. Для того чтобы русское православное богословие совершило прорыв и хотя бы приблизилось к тому уровню, которого оно достигло в предреволюционный период и в пореволюционном эмигрантском церковном зарубежье, должно пройти время — и должно, так сказать, выйти на арену новое поколение богословов и церковных ученых, сформировавшихся в постсоветский период. Но процесс этот уже идет, и немаловажно, что в нем участвует Священноначалие.

Возвращаясь к прошедшей конференции, следует обратить внимание и на актуальность самой темы. Ее можно обозначить как самопонимание церкви . Чтобы быть Церковью, церковь должна возвращаться к себе самой, богословски осмысливать себя самоё. Только так церковь может разобраться со множеством "мнений", идеологем и мифов, которые сегодня, после десятилетий богословской стагнации, возникают и развиваются в церковной и околоцерковной среде. Важно, что на конференции практически не было "заоблачного теоретизирования", и различные аспекты экклезиологии рассматривались в связи с церковной практикой, будь то соборность, церковное устройство, каноны, таинства. Внимание было обращено и на новейшие псевдобогословские идеи и представления, циркулирующие в церковной среде.

Не менее, а может быть, и более важной особенностью конференции стало широкое представительство на ней других поместных православных церквей. В нынешней ситуации, для которой характерно обилие межправославных конфликтов и напряжений, в ситуации, когда регулярный межправославный диалог, проводившийся в рамках подготовки к Всеправославному собору, вот уже десять лет как прерван, одним из наиболее перспективных направлений взаимодействия православных церквей является именно сотрудничество в области богословия. В этом отношении московскую конференцию можно назвать прорывом. В ней приняли участие представители православных церквей из Греции, Ливана, Румынии, Польши, Франции, Великобритании, США. Профессора богословских факультетов Афинского и Салоникского университетов особо отметили важность таких встреч, когда православные разных национально-культурных традиций могут говорить "лицом к лицу". Откровенно и, так сказать, вполне дискуссионно обсуждались самые острые вопросы, касающиеся межъюрисдикционных отношений, православной диаспоры, "первенства чести" Константинопольского патриарха и т.п.

Не обошли и вопроса об отношении к инославию, весьма спорного и болезненного для русского церковного общества. В ходе открытой дискуссии даже подвергся критическому рассмотрению принятый Архиерейским собором 2000 года документ "Основные принципы отношения РПЦ к инославию" — в плане дальнейшей корректировки и уточнения его положений.

Вряд ли в краткой заметке имеет смысл обращаться к конкретным высказываниям, излагать точки зрения. Материалы прошедшей конференции будут изданы отдельным сборником (как были изданы материалы прежних общецерковных конференций). Сейчас важно отметить другое: опыт подобных собраний богословов, проходящих под эгидой церковной власти, показывает, что, во-первых, в православном богословии есть проблемы, которые надо разрешать силами, как говорится, соборного церковного разума, а, во-вторых, что внутри богословского сообщества имеет место свободная дискуссия. Церковь слишком долго не имела возможности вести внутренний богословский диалог, а когда внешняя свобода пришла (а такая свобода, как известно, "приходит нагая", говоря словами поэта), она породила прежде всего партийные идеологии, по определению чуждые взвешенной и ответственной, рассудительной богословской мысли. Тогда же стали "по местам" жечь старые богословские книги и писать новые псевдобогословские манифесты. Но это время, кажется (будем надеяться), проходит. И приходит время поставить на ноги школу , заняться наукой — а там, глядишь, придет время и высокого богословия .

В связи с конференцией надо затронуть еще одну тему — не прямо, но косвенно с ней связанную. Так случилось, что в те же дни, когда православные богословы заседали в конференц-зале гостиницы "Даниловская", в Москве находилась официальная делегация Русской Православной Зарубежной Церкви (РПЦЗ), прибывшая для переговоров с РПЦ о возможном воссоединении. И это уже была в точном смысле "практическая экклезиология".

Переговоры проходили за закрытыми дверями, и ничего, кроме краткого коммюнике, общественности предложено не было. Это и понятно, потому что главным результатом была сама встреча, впервые проходившая на официальном и столь высоком уровне — с участием патриарха Алексия. Прорыв в отношениях между РПЦ и РПЦЗ — налицо. Подтвержден прежний план, согласно которому "важнейшей вехой на пути к единству должен стать визит в Москву Председателя Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра в начале 2004 года". Но сказано и нечто весьма важное относительно последовательности процесса воссоединения. На наш взгляд, ключевой фразой в совместном заявлении является следующая: "На встрече была выражена воля обеих сторон к установлению молитвенно-евхаристического общения". Это — главное в достигнутых договоренностях на сегодняшний день. Всё остальное — второстепенное, последствующее главному, то, что отложено на будущее. Никакие вопросы организационного, "юрисдикционного" и имущественного характера в настоящее время не являются первоочередными. Такова стратегия.

Сегодня не просто трудно, но бессмысленно рассуждать или гадать о том, каким образом практически будет идти процесс воссоединения, если не возникнет новых препятствий. Теперь, после визита официальной делегации РПЦЗ в Москву, многое (если не всё) будет зависеть от того, как его результаты будут восприняты и оценены в самой РПЦЗ. Как сказано в официальном заявлении, "рассмотрение обсуждавшихся на встрече вопросов будет продолжено на заседаниях Священного Синода и Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, а также Архиерейского Синода и Собора Русской Зарубежной Церкви".

Это значит, что само событие воссоединения возможно не раньше осени 2004 года, то есть после очередного Архиерейского собора РПЦ (буде он состоится в срок), на котором вряд ли будут звучать голоса против воссоединения. Но какова будет реакция на достигнутые в Москве договоренности со стороны епископата, духовенства и мирян РПЦЗ? — Об этом мы узнаем уже в декабре.

 

Источник: "Религия и СМИ ", 27 ноября 2003 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.