Главная ?> Авторы ?> Игнатенко -> Ваххабитский след в "битве при Манхэттене"
Версия для печати

Ваххабитский след в "битве при Манхэттене"

"Битва при Манхэттене" — так ваххабиты называют в своих публикациях террористическую атаку 11 сентября 2001 г. С самого начала расследования стали появляться предположения о том, что в терактах 9-11, как их стали называть в США, имелась религиозная составляющая.

Фальшивый след или доказательства?

Быстро были обнаружены следы, оставленные предполагаемыми исполнителями терактов: учебники по самолетовождению, экземпляры Корана и найденные в разных местах три копии текста на арабском языке под названием "Последняя ночь" (Аль-ляйля аль-ахира), подразумевается ночь накануне совершения акции геройского самопожертвования (по-арабски истишхад, шахада) — так называется в терминах апологетов подобных акций самоубийственный террористический акт. Факсимиле этого текста опубликовано на сайте ФБР США (http://www.fbi. gov/pressrel/pressrel01/letter.htm), а сам текст представляет собой инструкцию для будущего шахида — того, кто собирается совершить акцию, мотивированную религиозной верой, и тем, что наградой за эти действия станет вечная жизнь в раю.

Правда, первое время эти вещественные доказательства рассматривались многими наблюдателями как фальшивый след, проложенный реальными организаторами акции, чтобы, с одной стороны, увести следствие от действительных исполнителей, а с другой — вызвать в американском обществе исламофобию. Но теперь выясняется, что эти следы были исполнителями оставлены, вероятнее всего, с умыслом и представляли собой часть пропагандистского обеспечения "битвы при Манхэттене", слава за победу в которой не могла достаться каким-то анонимам: теракт всегда должен иметь подпись, пусть и неразборчивую, ибо имеет целью через запугивание заставить остающихся в живых исполнить заявленные или подразумеваемые требования того, кто теракт совершил. В специальном заявлении "Аль-Каиды" от 24 апреля 2002 г. об этом говорится, что "некоторые герои (участники операции 11 сентября 2001 г. — А.И.) постарались оставить исламские следы (букв. отпечатки) на этой операции" (http://alneda.com/def.asp?subject=18=rec=5668tit=).

Новые видеозаписи старых персонажей

Последующие события стали свидетельством того, что американские спецслужбы правильно взяли след, уже в сентябре 2001 г. располагая списком подозреваемых и указывая на "Аль-Каиду" и ассоциированные с ней группировки как на исполнителей и организаторов этой террористической атаки.

15 и 18 апреля 2002 г. катарский спутниковый канал "Аль-Джазира" продемонстрировал новые видеозаписи Усамы бен Ладена и его заместителя по "Аль-Каиде", руководителя египетской группировки "Джихад" Аймана аз-Завахири. Они "на паях" создали новую группировку — "База Джихада" — по-арабски Каида аль-Джихад, в названии которой "База" — это "Аль-Каида", потерявшая артикль аль, а "Джихад" — название организации, руководимой аз-Завахири. Последний, сидя по правую руку от молчащего бен Ладена, выступил с прославлением геройской операции против США, осуществленной "девятнадцатью нашими братьями". Он имел в виду 19 человек, подозреваемых в совершении террористических актов 11 сентября 2001 г., — 15 саудовцев, одного ливанца, одного египтянина и двух уроженцев Объединенных Арабских Эмиратов.

Эта часть видеопленки не представляет особого интереса: во-первых, мало кто всерьез сомневается в причастности "Аль-Каиды" к террористической атаке 11 сентября 2001 г.; во-вторых, существует достаточно много видеодокументов, на которых либо сам Усама бен Ладен, либо некие люди в его присутствии заявляли о прямой связи "Аль-Каиды" с террористической атакой против Соединенных Штатов.

Значительно больший интерес представляет другая часть видеопленки. На ней заснят некий молодой человек арабской внешности, зачитывающий текст, из которого следует, что он готов совершить на территории Соединенных Штатов акцию геройского самопожертвования, после которой попадет в рай.

Из самой видеокартинки следует, что запись этого заявления произведена 6 марта 2001 г., то есть за полгода до террористической атаки 11 сентября 2001 г.

Фоном для смонтированного в последующем аль-каидовцами видеокадра служат горящие башни Всемирного торгового центра и надпись по-арабски "Выведите многобожников (мушрикун) с Аравийского полуострова!" (http://www.cnn.com/2002/WORLD/meast/04/15/terror.tape/index.html).

Этот молодой человек — Ахмад Ибрахим аль-Хазнави аль-Гамиди, один из четырех предполагаемых террористов, которые были в "Боинге-757", вылетевшем из Ньюарка и разбившемся в Пенсильвании. В этом нетрудно убедиться, сравнив видеокадр, размещенный на сайте "Аль-Джазиры" (http://www.aljazeera.net/news/arabic/2002/4/4-18-13.htm), с фотографией, которую давно, еще в сентябре 2001 г., опубликовало Федеральное бюро расследований (ФБР) (http://www.fbi. gov/pressrel/penttbom/ua93/93.htm).

Аль-Хазнави (в видеопубликации 18 апреля) сообщил о двух важных вещах. Первое — именно "Аль-Каида" ответственна за террористическую атаку 11 сентября 2001 г., осуществленную с использованием шахидов. Он сообщил также, что акциями "Аль-Каиды" являются взрывы посольств США в Найроби и Дар-эс-Саламе в 1998 г. и взрыв эскадренного миноносца "Коул" в порту Адена в 2000 г., которые тоже осуществлены с использованием шахидов. К тому же его появление на экране стало свидетельством того, что "Аль-Каида" и ассоциированные с ней группировки задолго до терактов 11 сентября 2001 г. подготовили некоторое количество людей, готовых к совершению самоубийственных террористических актов. Мотивировка этих людей — не эмоциональная аффективная реакция на некую конкретную несправедливость, а результат соответствующей, по-видимому, целенаправленной и методичной подготовки, в которой обращение к религиозной вере является важным элементом. Аль-Хазнави терпел почти полгода и хладнокровно пошел на смерть и массовое убийство, получив приказ.

Количество этих людей неизвестно, но совершенно очевидно, что 11 сентября 2001 г. их "запас" не исчерпался. Некоторое время назад, в феврале этого года, Министерство юстиции США продемонстрировало видеозаписи, сделанные аль-каидовцами впрок по шаблону той, на которой фигурирует аль-Хазнави. Эти видеопленки были, по утверждению генерального прокурора США, обнаружены на территории Афганистана в ходе антитеррористической операции (http://www. fbi.gov/terrorinfo/terseekinfo.htm#retouch). (К слову сказать, один из людей, изображенных на этой пленке и до сих пор не пойманных, был опознан его земляками. Оказалось, что это уроженец Саудовской Аравии Халид Ибн-Мухаммад аль-Джухани, по утверждениям родственников, проведший в общей сложности три года в Чечне, куда он регулярно наезжал — http://www.alwatan.com. sa/daily/2002-01-19/first_page/ first_page03.htm.) Так что Хаттаб — отнюдь не единственный саудовский ваххабит, занимавшийся террористической деятельностью на территории России.) Подтверждением тому, что у "Аль-Каиды" еще остаются шахиды, стали события 11 апреля 2002 г. в тунисском городе Джерба, где был совершен самоубийственный террористический акт: в стену местной синагоги врезался грузовик с цистерной для транспортировки воды, в которую был залит бензин и заложена взрывчатка (погибли около двадцати человек, в основном туристы из Германии). Ответственность за теракт взяла на себя ассоциированная с "Аль-Каидой" "Исламская армия освобождения святынь" (Аль-Джайш аль-ислами ли-тахрир аль-мукаддасат) — так называется входящая в "Аль-Каиду" группировка, которая декларировала ответственность за совершение террористических взрывов в Найроби и Дар-эс-Саламе в августе 1998 г.

Второе — аль-Хазнави сообщил, что члены "Аль-Каиды" руководствуются в своих действиях соответствующими фетвами, которые издают исламские улемы. Он назвал среди них саудовца Хаммуда бен Укла аш-Шуайби и египтянина Хасана Айюба, а также самого Усаму бен Ладена (http://www. aljazeera.net/news/ arabic/2002/4/4-18-13.htm). Этот второй аспект очень важен для понимания мотивов террористических актов 11 сентября.

Фетва о событиях 11 сентября

Фетва — это письменное заключение-ответ, которое дает исламский улем (по-арабски алим, знаток религии, он же факих — знаток фикха, исламского права, он же муфтий — улем-факих, издающий фетву) мусульманину, обратившемуся к нему за разъяснениями относительно того, как та или иная проблема (проблемы) трактуется с позиций шариата. По форме фетва представляет собой, во-первых, вопрос, сформулированный в общем виде, во-вторых, сам текст фетвы, который обязательно должен включать в себя следующие элементы: аяты (стихи) Корана, которые, как полагает улем, содержат ответ на вопрос; хадисы — сообщения о словах или действиях Пророка Мухаммада, собранные в Сунне, которые, как считает издающий фетву, дают ответ на заданный вопрос; суждения исламских авторитетов — сподвижников Пророка, улемов прошлого по теме и, наконец, заключение.

Фетвы Усамы бен Ладена известны, о них много писали, их анализировали. Значительно больший интерес представлял бы анализ фетв, которые издавали Хаммуд бен Укла аш-Шуайби и Хасан Айюб. В заявлении аль-Хазнави, кажется, впервые публично заявляется, что члены организации "Аль-Каида" руководствуются и их суждениями. Пока не удается обнаружить те конкретные фетвы, которыми окормлялся аль-Хазнави и его товарищи, но в интернете мне удалось найти фетву Хаммуда бен Укла аш-Шуайби под названием "Разъяснение событий, произошедших в Америке", изданную 16 сентября 2001 г. на сайте саудовских ваххабитов (http://www.qal3ah.org/sections.

php?op=viewarticle&artid=9) и воспроизведенную на сайте "Аль-Каиды" (http://www.alneda.com/def.asp?subject=3&rec=96). Уверен, что в фетве, которую слышал или читал аль-Хазнави, было то же самое. Ваххабитские улемы своих взглядов не скрывают и говорят о них вполне ясно, четко, откровенно и честно. (При этом тем более удивительна непонятливость тех, кого ваххабиты называют "неверными".)

События 11 сентября 2001 г. трактуются в фетве как отношения между мусульманами и "неверными" (куффар, ед.ч. кафир). И важно, что с самого начала заявляется: "Да будет известно, что отношения между мусульманами и неверными регулируются не политикой или персональными интересами, а Книгой Аллаха (Кораном. — А.И.) и Сунной Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). Этот вопрос Великое Писание (Коран. — А.И.) наияснейше разъяснило ввиду его важности и великой значимости. И если мы обратимся к Великому Писанию, то постигнем этот вопрос достоверным образом, не оставляющим ни у кого сомнения или неясности. Многочисленные аяты (коранические стихи. — А.И.), которые трактуют этот вопрос, сосредотачиваются на двух вещах — причастность (валя") и непричастность (бара"), что свидетельствует о том, что причастность и непричастность — одно из основоположений шариата, относительно которого и древние и современные улемы [исламской] уммы имеют единое мнение".

Аш-Шуайби приводит соответствующие, как он полагает, места из Корана:

"О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями: они — друзья один другому. А если кто из вас берет их себе в друзья, тот и сам из них" (Коран. 5:51. Перевод И.Ю. Крачковского).

"О вы, которые уверовали! Не берите друзьями Моего и вашего врага" (60:1).

"О вы, которые уверовали! Не берите себе близких друзей, кроме вас самих. Они не преминут вам вредить, они хотели бы того, чтобы вы попали в беду. Обнаружилась ненависть из их уст, а то, что скрывают их груди, больше" (3:118).

"Был вам хороший пример в Ибрахиме и тех, кто был с ним. Вот сказали они своему народу: "Мы не причастны к вам и к тому, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха. Мы не веруем в вас. Началась между нами и вами ненависть и вражда навсегда, пока вы не уверуете в Аллаха Единого…" (60:4).

"Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в последний день, чтобы они любили тех, кто противится Аллаху и Его посланнику, хотя бы они были их отцами, или сыновьями, или их братьями, или их родом" (59:22).

"Скажи: "Если ваши отцы, и ваши сыновья, и ваши братья, и ваши супруги, и ваша семья, и имущество, которое вы приобрели, и торговля, застоя в которой вы боитесь, и жилища, которые вы одобрили, милее вам, чем Аллах и Его посланник и борьба (джихад) на Его пути, то выжидайте, пока придет Аллах со Своим повелением. А Аллах не ведет народа распутного!" (9:24).

"Эти аяты и десятки других аятов, — утверждает аш-Шуайби, — все они — ясный текст, вменяющий враждебность к неверным, ненависть к ним и непричастность к ним". Такое отношение к неверным определяется, по выражению аш-Шуайби, "не политикой", а тем, что они "неверные", то есть люди, которые следуют не той религии, которой следуют ваххабиты. Эта, пожалуй, главная линия в ваххабитской идеологии рассматривалась в "Независимой газете" буквально в первые дни после 11 сентября 2001 г. (http://www. ng.ru/ideas/2001-09-14/11_vahabizm.html). Необходимо подчеркнуть особо, что ненависть, враждебность к "неверным" (а это — все человечество за вычетом самих ваххабитов) предписаны — да, именно предписаны (по утверждениям ваххабитов, самим Аллахом в Коране, на самом же деле основателем ваххабизма — Ибн-Абд-аль-Ваххабом) и не связаны с тем, что "неверные" делают или не делают. Главная вина "неверных" заключается в том, что они не являются ваххабитами, не желают исповедовать ваххабизм и не хотят покориться ваххабитам. Перед "неверными", по логике ваххабитов, стоит жесткий выбор — либо оваххабититься, либо быть уничтоженными. Похоже, что очень многие их тех, кого ваххабиты зачислили в "неверные", не очень хорошо понимают эту логику и, заблуждаясь, тешат себя мыслью, что с ваххабитами можно столковаться.

"Неверные" — все не-ваххабиты (http://www.ng.ru/ideas/ 2001-09-14/11_vahabizm.html). В специальной фетве о том, как относиться к иудеям и христианам, аш-Шуайби объясняет, что они "неверные", ибо отвергают ислам, а в Коране сказано: "Кто же ищет не ислама как религии, от того не будет принято" (3:85). "Неверным", утверждает он, "является каждый, кто попустительствует последователям иной религии, кроме ислама, и последователям иного законоустановления, кроме шариата Мухаммада". И мусульмане тоже могут быть неверными. Здесь аш-Шуайби ссылается на основателя ваххабизма Ибн-Абд-аль-Ваххаба, который сказал: "Тот, кто не признал неверным многобожника или засомневался в его неверности, или признал правильным его направление, сам является неверным, [как о том гласит] согласное мнение исламских ученых" (http://www.gal3ah. org/sections.php?op=viewarticle&artid=3).

В фетве об 11 сентября 2002 г. постулируется, что Америка (и, кстати сказать, Россия) является "неверным" государством. "Если это (то есть предписанная Кораном "враждебность к неверным, ненависть к ним и непричастность к ним". — А.И.) установлено, то знай, что Америка — неверное (кафир) государство, враждебное исламу и мусульманам, достигшее крайней гордыни и нападавшее на многие исламские народы, как она это сделала в Судане, Ираке, Афганистане, Палестине, Ливии и других, в чем Америка сотрудничала с [такими] силами неверия (куфр), как Британия, Россия и другими в своей враждебности [исламским народам] и стремлении их уничтожить. Америка также изгнала палестинцев из их домов и в самый центр Палестины поместила братьев обезьян и свиней, встала на сторону распутного государства иудеев, используя для этого все имеющиеся у нее деньги, оружие и опыт. Как может Америка творить такое и не считаться врагом исламских народов, воюющим против них?"

Проблема "невинных" и "невиновных"

Следующая проблема той же самой фетвы связана с тем, что во время акций шахидов, как это и было 11 сентября 2001 г., погибают невинные, что возмущает нравственное чувство людей независимо от их религиозной принадлежности. По-видимому, волнует этот вопрос и молодых мусульман — будущих камикадзе. По данному пункту аш-Шуайби дает несколько разъясняющих ответов, из которых следует, что нет невинных и нет невиновных среди жертв акций геройского самопожертвования — самоубийственных террористических актов в том смысле, что вопрос так в шариатских терминах вообще не стоит. "Некоторые бормочут о прощении невинных, не зная, кто они такие эти "невинные"; так это результат восприятия западных терминов и [западных] СМИ, вследствие чего стали повторяться чужие термины и выражения, расходящиеся с шариатскими выражениями и понятиями".

Когда говорят о "невинных", то имеют в виду женщин, детей, стариков. Но, во-первых, утверждает аш-Шуайби, на них распространяется положение о допустимости их убийства во время ночного нападения (баят), когда нельзя различить, где боец, а где мирный человек. "У Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) спросили о тех многобожниках, жителях мест, на которые совершается ночное нападение, во время которого поражаются их женщины и дети. Он сказал: "Они из них". Из этого хадиса следует, что женщин и детей, которых нельзя убивать поодиночке, разрешено убивать, если они смешаны с другими, а разделить их невозможно. Конечно, невозможно было отделить женщин, детей, стариков от всех остальных — ни в захваченных "Боингах", ни в башнях Всемирного торгового центра.

Во-вторых, использование определенных видов оружия против "неверных" исключает разделение убиваемых на воинов и "невинных". Так, "мусульманские полководцы использовали в своих войнах против неверных катапульту. А известно, что катапульта, если из нее выстрелить, не различает между бойцом и кем-то другим. И она может поразить кого-то, кого они (по-видимому, западные СМИ. — А.И.) называют невинными". А использование катапульты с такими результатами допустимо, утверждает аш-Шуайби, поскольку Пророк использовал ее против жителей Таифа (речь о битве мусульман против сопротивлявшихся им язычников-аравийцев в 630 г. — см.: О.Г. Большаков. История халифата. Ч. 1. Ислам в Аравии. М., 1989, с. 165). Надо полагать, что использование "Боингов" как аналогов катапульты оправдывает убийство так называемых "невинных", если при этом поражаются "неверные".

В-третьих, "исламские факихи (знатоки шариатского права. — А.И.) разрешили убийство [живого] щита (турс) из мусульман, если они оказались пленниками в руках неверных, а те неверные сделали их [живым] щитом, защищающим их от стрел мусульман". Здесь аш-Шуайби ссылается на классика ваххабизма Ибн-Таймийю. Тем самым заранее был вынесен приговор тем мусульманам, которые находились в зданиях Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.

В фетве рассматривается и проблема "невиновных" или "непричастных" (абрия"), которые гибнут в теракте. ("Невинные" — это те, кто ничего не сделал, потому что сделать что-то не в состоянии, например, младенец. А "невиновные" — те, кто мог бы воевать на стороне "неверных", но не стал или не смог этого делать.) Но и "невиновных" тоже, как утверждает аш-Шуайби, можно убивать в ходе самоубийственных террористических актов (в его терминах — акций геройского самопожертвования). Здесь несколько вариантов. Первый вариант: "Либо они из тех, которые не сражаются на стороне своих [неверных] государств, не оказывают им помощи ни усилием (букв. ни телом), ни деньгами, ни мнением, ни советом. Этот разряд нельзя убивать при условии, что принадлежащие к нему могут быть отличены от неверных, не будучи смешаны с ними. А если они смешались и нельзя их отделить, то тогда разрешается их убить заодно — пожилых, женщин, детей, больных, немощных, монахов".

Второй вариант: "Либо они не участвуют в битве на стороне своих [неверных] государств, но оказывают им поддержку деньгами или советом (букв. мнением) — таких людей нельзя называть невиновными, они — участники войны (мухариб), "люди помощи" (ахль ар-рид"), то есть пособники и помощники". Таких людей нужно убивать, так как пособничество рассматривается как соучастие. Отмечу, что уплата налогов рассматривается ваххабитами как "поддержка деньгами" "неверного" государства, тем самым любой законопослушный гражданин государства, провозглашаемого ваххабитами "неверным", оказывается "виновным" соучастником. Более того, "виновным" соучастником, как говорится в недавнем заявлении "Аль-Каиды", является каждый, участвующий в выборах, ибо своим голосом (не важно, как он голосовал) он поддерживает функционирование "неверного" государства (http://alneda. com/def.asp?subject=18=rec=5668tit=).

Третий вариант: "Либо они являются мусульманами — их нельзя убивать, если они [располагаются] отдельно. А если они смешались с другими, то их можно убивать — вопрос о [живом] щите рассматривался выше".

Эту линию аш-Шуайби заканчивает так: "Тот, кто рассуждает о вопросе убийства невинных, не уточняя и не конкретизируя [вопрос], должен [тогда] обвинить Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), его сподвижников и их последователей в том, что они — убийцы невинных в терминах тех, [кто это выражение употребляет], ибо Пророк использовал катапульту в битве при Таифе, а природа катапульты в том, что она не различает [между бойцом и не-бойцом]".

Если допустить, что кто-то среди погибших не только не питал враждебности к мусульманам, но и был верен им, то и здесь есть ответ: "А так же Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) убил всех созревших (достигших возраста зрелости — кулль ман анбата) иудеев — племя бану курейза, не различая между ними (см.: О.Г. Большаков. История халифата. Ислам в Аравии. С. 134).Таким было правильное водительство Пророка: если он заключил перемирие или установил договор с людьми, а они нарушили его или даже нарушил его кто-то из них, а соблюл кто-то другой, убитыми должны быть все, ибо все рассматриваются как нарушители". Здесь подразумевается принцип абсолютной коллективной ответственности "неверных". Если кто-то из "неверных" совершил деяние, рассматриваемое ваххабитами как нарушающее подчиненность ваххабитам, убитыми должны быть все взрослые "неверные". Если при этом пострадают дети, то это зависит от того, как будут наказываться "неверные" — если с использованием самолетов-"катапульт", да еще в условиях, когда детей нельзя отделить от взрослых, тут, конечно, действуют правила, приведенные выше.

Есть у аш-Шуайби и фетва (от 25 апреля 2001 г.) о законности с точки зрения шариата самих акций геройского самопожертвования (http://aloqla. com/mag/sections.php?op=viewarticle&artid=13), но в ней рассматривается не проблема жертв такой акции, а проблема самого жертвователя — шахида. Аш-Шуайби объясняет, что такая акция не является самоубийством (которое ислам запрещает) и уверяет будущих мусульман-камикадзе, что они попадут не в ад, который Аллахом предназначен всем самоубийцам, а в рай.

Наконец, если у будущего шахида может появиться сомнение, не является ли то, что он делает, терроризмом как деянием преступным, имеется и фетва "О смысле и реальности террора" (от 20 ноября 2001 г., http://www.gal3ah.org/sections.php?op=viewarticle&artid=15), в которой утверждается, что есть "законный террор (ирхаб), который в шариате нам Аллах установил и который нам наказал", при этом аш-Шуайби ссылается на Коран, где говорится: "И приготовьте для них, сколько можете, силы и отрядов конницы; ими вы устрашите (турхибун) врагов Аллаха, и вашего врага, и других, помимо них" (8:60), и также на Сунну Пророка, который говорил: "Был мне поддержкой ужас, [опережавший меня на расстояние] месячного перехода".

Вот с этими идеями в головах 11 сентября 2001 г. и загрузились в "Боинги" девятнадцать ваххабитских шахидов…

Информация к размышлению

По данным саудовской прессы (http://www.ain-al-yaqeen. com/issues/20020301/feat3en.htm), Саудовская Аравия финансировала строительство и оборудование следующих объектов в США: институт "Дар ас-салам" и мечеть в Фресно, Калифорния; Исламский центр в Колумбии, Миссури; Исламский центр в Ист-Лансинге, Мичиган; Исламский центр в Лос-Анджелесе, Калифорния; Исламский центр в Нью-Бренсвике, Нью-Джерси; Исламский центр в Нью-Йорке; Исламский центр в Тайда (Tida), Мэриленд; Исламский центр в Толедо, Огайо; Исламский центр в Вирджинии; Исламский культурный центр в Чикаго; мечеть короля Фахда в Лос-Анджелесе; мечеть албанского землячества в Чикаго; Большая Юго-Западная мечеть в Чикаго; мечеть Омара Ибн-аль-Хаттаба в Лос-Анджелесе; кафедра исламских исследований им. короля Абд-аль-Азиза в Калифорнийском университете, Санта-Барбара; кафедра исследований исламского шариата им. короля Фахда в Правовом колледже Гарвардского университета; Исламская академия в Вашингтоне (1200 студентов). Саудовская Аравия финансово поддерживает Американский университет Колорадо, Американский университет в Вашингтоне, Университет Дьюка (Duke University) в Северной Каролине, Университет Говарда (Howard University) в Вашингтоне, Университет Джона Гопкинса в Мэриленде, Институт Ближнего Востока в Вашингтоне, Университет Шоу (Shaw University) в Северной Каролине, Сиракузский университет в Нью-Йорке. Ваххабизм — официальная идеология Королевства Саудовская Аравия; финансируемые ею объекты за рубежом (мечети, культурные центры, учебные заведения) власти КСА используют для распространения ваххабизма. Интересно, какие идеи формируются у живущих на территории Соединенных Штатов мусульман, которые посещают все эти мечети, культурные центры, институты?

 

Источник: "НГ-Религии", 2002 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.