Главная ?> Авторы ?> Игнатенко -> Пока Россия пялилась на Запад, она пропустила идеологический удар с Юга
Версия для печати

Пока Россия пялилась на Запад, она пропустила идеологический удар с Юга

Российский двуглавый орел, воспарив над Евразией, зорко смотрит на Запад и Восток. А что делается внизу, на Юге он просто не в состоянии увидеть. Тому мешает геральдическая ригидность. Правда, мог бы, наверное, услышать. Все-таки четыре уха — не два.

Ну да Бог с ней, с физиологией геральдических существ. Если говорить об идеологической реальности новой, постсоветской России, то придется констатировать, что выстраивалась эта реальность — как спонтанно, так и целенаправленно — в соотнесенности с Западом. Оно и понятно. Именно от Запада Советский Союз потерпел поражение в "холодной войне" (дату поражения каждый россиянин может определить сам — апрель 1985, август 1991, декабрь 1991 и т.д.). Именно Запад отмобилизовал и начал расставлять по ключевым должностям в советской и пост-советской России туземную администрацию, рекрутировавшуюся в основном из бывших коммунистических чиновников. Именно Запад стал формировать в России удобную для него экономическую среду, благоприятствующие его экспансии правовые параметры, культурные стереотипы, наконец, идеологические ориентиры.

Либеральные ценности и русское почвенничество, глобализация и контрглобализм, демократия и государственничество, рынок и государственное регулирование, федерализм и унитарность, права человека и общественный интерес, религиозная свобода и государственная религия (вариант: религии) — эти и подобные альтернативы, рассматривавшиеся с оглядкой на Запад, будоражили и не перестают возбуждать творцов "национальной идеи".

А тем временем Россия стала объектом идеологической агрессии — целенаправленной, четко спланированной, организационно и финансово обеспеченной и не имеющей ничего общего с какими бы то ни было национальными интересами России, что бы под этими интересами ни понимали увлекшиеся спорами российские "западники" и "антизападники". Это — идеологическая агрессия ваххабизма. Она выражается в попытке заменить традиционный для России ислам иной системой религиозных представлений, этико-юридических норм, поведенческих правил, политических установок.

Идеология ваххабизма проста. Мир делится на ваххабитов и все остальное человечество, которое с ваххабитами не согласно. Все это человечество — "неверные" (куффар, ед. ч. кяфир), что само собой разумеется для ваххабитов в отношении христиан, иудеев, буддистов, политеистов, неверующих. Самое примечательное в том, что наиболее, по мнению ваххабитов, опасные "неверные" — мусульмане, которые не являются ваххабитами. В отношении таких мусульман проводится следующая политика. Их призывают принять ваххабизм, если же этого не происходит, эти мусульмане объявляются "неверными" (это называется такфир). Мусульмане оказываются в этом случае не просто "неверными", а "вероотступниками" (муртадда), которые подлежат убийству, если не покаются и не примут ваххабизм. Против всех "неверных" необходимо вести джихад, понимаемый как вооруженное насилие, целью которого является превращение неваххабитского населения разных регионов мира в ваххабитское.

Внедрение ваххабизма в исламскую (а тем более — в разноконфессиональную, например, исламско-христианскую) среду исключительно конфликтогенно. Ярчайшие примеры здесь — проникновение ваххабизма в Египет (70-е гг.), Алжир (80-е гг.). В последнем случае развязана идущая более 10 лет гражданская война, в которой полегло более 100 тыс. человек, а государство по сути дела разрушается. В 90-х годах ваххабизм стал массовидно проникать в Россию. (Первые ваххабитские эмиссары забрасывались на территорию СССР еще в 70-е гг.)

Действие ваххабитского вируса, поражающего в первую очередь регионы распространения ислама, в полной мере проявилось на российском Северном Кавказе. Мы не станем сейчас обсуждать постоянно муссируемые темы — агентами каких спецслужб являются ваххабитский "эмир" Хаттаб и его ваххабитский подручный Шамиль Басаев, кто кому платил деньги, в каких размерах и за что. Одно (ваххабитская агрессия) другому (разным привходящим обстоятельствам) не мешает. Наиболее яркое проявление ваххабитской агрессии — вторжение с территории Чечни в Дагестан дагестанских, чеченских и арабских ваххабитов. Но до этого была сочетаемая с идеологическим проникновением агрессия арабских ваххабитов на российскую территорию — в Чечню, ознаменованная учиненной ими бойней в ущелье Ярыш-Марды в апреле 1995 года, когда была уничтожена колонна 245-го мотострелкового полка (существуют видео-записи боя и "подведения итогов", из которых с очевидностью следует, что и сама засада, и все, что за ней последовало, — дело ваххабитов-арабов). До этого были бои между дагестанскими новообращенными ваххабитами и мусульманами-традиционалистами в Чабанмахи (май 1997).

Ваххабиты — как исконные, саудовские, так и обращенные в ваххабизм мусульмане — не соглашаются с тем, чтобы их называли ваххабитами. Они выступают от имени ислама как такового или "чистого ислама". Это — прием, облегчающий идеологическую агрессию ваххабизма в исламской среде. Ислам можно уподобить мощному дереву. У него есть исторические корни — Коран и Сунна Пророка (Писание и Предание). Оттуда идут животворные соки. Древо ислама медленно и в гармонии со средой растет, накапливает силу, отмечая свое развитие в годичных кольцах. Крона этого древа — исключительно разнообразная и богатая исламская культура, в которой есть и самостоятельные ветви, и неповторимое сочетание листков на каждой из этих ветвей...

Ваххабиты — своего рода дровосеки. Их проект чистого ислама заключается в том, что надо это древо срубить под корень. А из ствола сделать дубину. Конечно, в той дубине можно будет увидеть какое-то родство со срубленным деревом и спорить — деревянная дубина или не деревянная. А ваххабизм — исламский или неисламский...

Ваххабизм — учение, разработанное аравийским реформатором XVIII века Ибн-Абд-аль-Ваххабом в результате селекции положений ислама и адаптации его к конкретным общественно-политическим условиям Аравийского полуострова того времени с учетом целей местных племенных элит. Парадоксальность ситуации с проникновением ваххабизма на территорию России (да и других государств СНГ) — в том, что российский (и в целом евразийский) традиционный ислам старше ваххабизма, ибо существует и эволюционирует на просторах Евразии уж наверняка дольше, чем ваххабизм, — не с XVIII, а с VII века. Да и то сказать, с момента своего возникновения ваххабизм подвергался критике и отрицанию со стороны мусульман как нововозникшая ересь (бид'а)...

В России раздается, — и не только со стороны мусульман, но и из уст патриотов-немусульман, — призыв интегрировать в формируемую (или формирующуюся) "национальную идею" такую составляющую, как ислам, в качестве духовной основы общественного бытия значительной части населения нашей страны. Слов нет, дело правильное и необходимое. А ваххабизм пусть остается ваххабитам.

 

Источник: "Русский журнал", 3 июля 2001г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.