Главная ?> Авторы ?> Громыко -> Вариант Послания, обеспечивающий бессмертие Путину и России
Версия для печати

Вариант Послания, обеспечивающий бессмертие Путину и России

Для всех  представителей экспертно-аналитического сообщества  совершенно очевиден процесс становления вполне определённой  политической линии Российской  власти,  логика которой  связана двумя  ключевыми действиями В.Путина.

Сентябрь 2005 года — проектная инициатива. Февраль 2007 года — цивилизационная инициатива.

По сути дела   проведение  между  этими двумя "точками" всего одной  и только одной прямой — это серьезный вызов-запрос  президента России интеллектуальной элите страны.

Особенно в преддверии его Послания  Федеральному собранию РФ.

Что может интеллектуальная элита предложить стране в  развитие  этой прямой  линии В.Путина?

Мы предлагаем свою версию, истоки которой  берут свое начало из целого ряда  положений российских научных и методологических школ. Тех  школ, разработки которых  находятся на переднем крае мирового развития. Попытка интегрировать и  связать  их концептуальные подходы  для  ответа на  запрос президента России привела к предлагаемой версии Послания"

   Прошедшие последние  8 лет управления  страной  подвели   наше  государство к  рубежу, после  которого должно  начаться  действительно принципиально новое  и решительно другое  движение: я  бы  сказал развитие  как  таковое. Мы  как  бы ещё раз  заново  обретаем собственную независимость. Это —  самый  трудный  тип  независимости, освоение  которой действительно является важнейшим достоянием  народа, заслуживающего уважения со стороны всех других  народов и  всегда  даётся  с  наибольшим  трудом — независимость  от  предрассудков  собственного мышления и  стереотипов  восприятия чужого  действия. Эти предрассудки  и стереотипы либо навязываются нам извне другими в  процессе  нашего общения, либо чаще  всего они  возникают из  наших не проблематизированных и не прошедших критическую обработку, не прояснённых  маниакальных внутренних желаний. 

Вожделенная  цель  встроиться всеми  силами в  настоящий  правильный западный мировой  рынок  по  его собственным законам, выбраться на единственно правильную дорогу мировой  цивилизации  оказалась недостижимой, как следование  в  пустыне  за  миражом. Это маниакальное  встраивание  представляет собой  странный тип вожделения наподобие  столь сильной  любви одного пола  к другому, когда под воздействием  сильного и  простого  чувства  существо  одного пола  идёт на  хирургическую  операцию  и превращает самого себя в  предмет вожделения —    в  существо другого пола, тем самым, уничтожая  сами  условия любви.  Так и  мы, стремясь  как  послушные, но  не   очень  умные ученики  с  упорством,  заслуживающим  лучшего  применения, сделать на  себе   западный  правильный  рынок, уничтожали  в себе  цивилизационную  идентичность, разрушая  собственную  самобытность, тем  самым   исключая  себя  из настоящего  межцивилизационного  и  межстранового рыночного (sic!) общения.  Поскольку  в  институтах  разнообразных  рынков  мы  интересны  другим только  как носители  инаковости, другого, иного взгляда на  вещи и, если  хотите, своеобразных национальных  недостатков, которые являются продолжением  наших достоинств. Подобную  ошибку  —  построение мифического  рынка, через  разрушение  себя  можно было бы назвать  институциональным  фетишизмом по аналогии с товарным  фетишизмом, про который писал  Карл Маркс. Мы  достаточно  свободны  и сильны для  того, чтобы  быть уважаемым  рыночным  партнёром для  любой   страны  и любой  корпорации — и  я  в этом лично  убеждался  многократно.

Другое  дело, какое  место нам  отводится в рынке, кем  мы там  являемся: поставщиками ресурсов, в  том  числе  и  самых  драгоценных — человеческих;  эксплуатируемыми; теми, кто повторяет  чужие  способы действия или  теми, кто задаёт новые  правила  игры. 

 Моё  личное  мнение состоит  в том, что Россия  всегда  стремилась сама  определять правила  и принципы  действия, и  становится  образцом  для  других стран, а не  повторять действия других. Мне  кажется, что мы  сегодня  не  хуже других  понимаем, что такое  рыночная экономика, в  чём  её  преимущества, и  в  чём  её  недостатки. С этой  точки зрения  проблема  состоит не  в том, чтобы  обсуждать: за  рынок мы  или  против, а в  том, чтобы  намечать формы  действия, которые  лежат за  рамками  разделений  на рынок  и не  рынок.

 В России должна  быть и сегодня  существует смешенная  внутренне конкурентная  экономика. В часть отраслей для  инфраструктурного перевооружение  и развития  вернулось государство, и надолго. Часть  корпораций  развиваются  исключительно в  рамках  частной  инициативы. И мы  будем  смотреть, где, у кого   и почему получается лучше. Бесполезно нас  "тыркать" тем, что  мы не доформировали  рыночную  экономику. Она  у  нас  существует в той  форме, в какой  она вообще  может существовать  в России. Никакой  иной  рыночной   России  не  может быть. Но это означает, что нам  надо перестать копировать Запад, и  теперь уже  полностью  начать жить своим  умом.  

Жить своим  умом  означает, в том числе,  и необходимость  переосвоить заново свою историю — то есть осознать опыт советской  истории, истории победы  в  Великой  Отечественной  Войне   и полётов  в  космос,  развитие   промышленности  и науки, историю, которой  лично я  горжусь. Вытравить  в  себе  советскую  историю —  это не выдавить до капли  из  себя  раба, но уничтожить свою  идентичность, предать своих  героев-родителей. Лично  я  на  это неспособен и  расценивал  бы  подобный  шаг как родовое  предательство. С другой стороны, я не  видел  ни одного  американца, который поносил бы  историю  США на основании мрачного периода  маккартизма, за который  всем  честным  американцам искренне  стыдно. История  США — это история постоянной  непрекращающейся  борьбы  разных  ценностей, политических  максим и  подходов, но также и групп людей вплоть до физического  уничтожения. Никакой  единой  монолитной  Америки не  существует  в природе. Но точно также  и    Россия, которая  обладает  тысячелетней историей  государственности,  содержит в  себе разные  периоды  борьбы  людей  и идей.

Почему  я  говорю  о США.  Поскольку  мне совершенно очевидно, что США  перестаёт играть роль  доминирующей  политической  и  культурной  силы  в мировом  целом. И это, конечно, трагедия  для  истеблишмента  США. Но однополярный  мир невозможен. Претензия  на  роль мировой империи тщетна —  это не получается   в Африке,  Афганистане,   Ираке, это не  получается нигде.   Мир финансовой  системы,  в  которой доллар давит рубль, юань, динар и  евро невозможен. И, следовательно,  США нужно будет примириться с  ролью не только  primus inter pares ( первого среди  равных), но возможно secundus, tertius ( второго, третьего)    и так далее. Пробуждение  призраков  холодной  войны  бессмысленно — яркий  свет межцивилизационного диалога разгоняет этих призраков.

Здесь, конечно, на лицо проблема с  элитой  и  истеблишментом  США, который, с  одной стороны, невероятно устал  от перенапряжения  сил, стремясь реализовать  невыполнимую задачу —  быть лидером  мировой  империи в  условиях  развала  и упадка  американской  экономики. А с другой  стороны,  американский  истеблишмент не может  не быть в  центре внимания.  Этот невроз американской  элиты  —  быть при любых условиях спасителем  всего мира — а  на  самом деле, стремление всё  время навязывать другим  свой  способ  жизни,  является  своеобразным воспроизводимым  культом одной  цивилизации  и одной  нации.

Этот  навязываемый  и  усиленно разжигаемый  культ  цивилизации  сродни  культу личности. Культ  личности, своеобразная  личностная  "кумирня"  состоит отнюдь не в  том, что  один  человек  постоянно  присутствует  в  сознании других  людей, но в том, что он специально создаёт  условия ( часто невыносимые  для  других), в  соответствии  с которыми предлагаемые  стране  и народу  задачи  может решать  только  он. А если  эти задачи  являются ложными  и существует совершенно  другой  список  и набор задач?  Ситуация  лично  для  меня  усугубляется ещё  и  тем, что  у меня  существуют доверительные  личные  отношения  Джорджем Бушем на фоне всё  ухудшающихся  отношений  с  американским истеблишментом. И у меня  есть подозрение, что  президентские  компании 2008  года  в  России  и  США  будут  проходить  на фоне  всё  усиливающейся  антиамериканской  и соответственно антироссийской  риторики. Ей богу  жаль, что так  всё  происходит. Великий российский  народ  всегда был  другом  великого американского народа

 Но именно  в этом  контексте  возникает очень  серьёзный  вопрос. В какой  мере  Россия  готова к  выходу  в лидерскую позицию, после того, как США перестают быть мировым  лидером  и  больше  не смогут   реально  определять мировую политику,  выставляя  себя  в  качестве единственного  безукоризненного образца  для подражания?  Здесь  возникает  огромное  количество  серьёзнейших  проблем  и новых  задач.   Конечно, прежде  всего,  необходимо ответить на  тот  вызов,  который  формулируют США, утверждая, что никакого многополярного  мира  не существует. Либо  миром  в  интересах  всех управляет  кто-то один, наиболее способный  к  этому —  например, политическая и  финансовая  элита  США, либо на  смену  однополярному  миру  с его выстроенной  архитектоникой  и  простроенным порядком  придёт мир, устройство которого описал  английский  философ  Гоббс  на основе  своей  известной  максимы bella omnia contra omnis —  война  всех  против всех.

Нам  представляется,  что  возникает  значительная  область задач, сфера  инициатив геополитических, геоэкономических, геокультурных,  которые будут определяться  не  волевыми  усилиями   США, но других стран, в частности  России. Выделение  подобных  зон для  лидерского действия России связано с  возможностями  межцивилизационного диалога  между  Россией  и другими государствами. Но для того, чтобы  эти зоны  появились, необходимо расслоить и разделить существующие  финансовые клубы  и спроектировать новые  финансовые и  политические  институты, определяющие  присутствие  России в  мире. Основой  мессидж, который  посылает  американский  истеблишмент  европейской элите состоит в следующем: "Ваша  судьба  тесно связана  с нашей. Если  мы пойдём  на  дно, если  американская  экономика  подвергнется  глубочайшему  кризису и рецессии, то  тоже  самое  произойдёт и с  европейской  экономикой  и европейской промышленностью".

 Нам  представляется, что данное сообщение-сигнал не является верным. Оно тенденциозно и  сбивает  с толку  представителей  европейского сообщества.  Одна из  миссий  России  в сегодняшнем  мире  состоит в  том, чтобы  создать международные  плацдармы  развития в  интересах всего  планетарного человечества, на которых могли  бы  сотрудничать  и  взаимодействовать политические,  финансовые, промышленные, научные  институты разных стран. И создавая  подобные межинституциональные международные  плацдармы  развития,  нам  очень нужен  опыт экономического продвижения   США, который  был получен в  период руководства  страной  президентом  Франком Делано Рузвельтом. Таким  образом, мы  отнюдь не выступаем против  США, мы  выступаем  в поддержку вполне определённой парадигмы  развития  США, которую, как нам кажется,   сейчас  могла  бы  реализовать именно Россия, опираясь на соорганизацию  промышленных, финансовым, правовых, научных и  образовательных  институтов.  Ещё  раз повторюсь и подчеркну, что подобное  поле  самостоятельного автономного действия оказывается возможным именно в  рамках измерения  межцивилизационного диалога, который  ведёт  Россия  со всеми  цивилизациями планеты.

 Но Межцивилизационный  диалог —  это только одна  сторона  всех сложнейших задач, которые  встают перед  Россией. Межцивилизационный  диалог —  это взаимодействие  не только  дипломатов  и священников, но, прежде  всего,  учёных, финансистов, экономистов, промышленников, юристов   по поводу  принципиально новых  прорывных  проектов научно-индустриального, инфраструктурного переустройства жизни  огромных масс  людей.    Но  почему  мы  так  уверены, что именно Россия  в рамках  межцивилизационного диалога  может занять лидерские  позиции?  В чём  может быть лидирующая роль России, с  чем  мы  приходим  к другим  странам. Конечно  же, это ценности  более  справедливой,  более  достойной жизни  для  всех,  а не только  избранных, сумевших сформировать личное  богатство в  силу  своих  собственных уникальных  качеств,  умений  и стечения  обстоятельств. Но  эта более справедливая, более достойная жизнь для  всех групп населения, создание условий достойной  жизни для тех групп населения, которые  ещё не родились на Земле,  строится  для  нас  в  условиях межцивилизационного диалога  на  уважении национальной истории и   религиозных традиций понимания добра  и зла  народов  тех  цивилизаций, с которыми мы  находимся  в  ситуации общения  и диалога.   Эта  народная, цивилизационная  мудрость, глубокое  понимание добра  и  зла должны работать, а, следовательно, помогать находить выход из сложившейся  ситуации.

 И здесь  мы  видим, что российские  институты  фундаментальной  науки и образования имеют огромное  значение. Новая  более  справедливая  жизнь  возможна, если  перейти в  новые  технологические  условия, когда   создаётся избыток  ресурсов  в той  области, где сказывается их  постоянный  недостаток. Типичный  пример —  это проблема  мира на Ближнем Востоке, которая  во многом  выстраивается вокруг  проблемы дефицита пресной  воды. Если  с  помощью  Российских  учёных и инженеров здесь можно было бы построить несколько ядерных   электростанций, обеспечивающих  одновременно опреснение морской солёной  воды, возникла  бы  новая  ситуация. Это  не означает, что застарелая  вражда  и недоверие бы  исчезли. Конечно, нет, но в условиях  нового появляющегося ресурса возникает возможность, шанс  изменить своё  стереотипное поведение по отношению к  своему  противнику  и даже  врагу, сделать шаг к  принципиально новой непредсказуемой жизни. В условиях скованности  недостатком ресурсов  взаимодействие  легче  провоцируется  стандартными  привычными стереотипами  действия —  подозрительностью и враждой.  Но в той  ситуации, когда  возникает своеобразный  дар сверхнеобходимого, крайне нужного ресурса,  появляется  возможность  изменить свою жизнь. Создание избытка  ресурсов в  той  привычной  сфере, где  всегда  до этого  ощущался их  хронический  недостаток, можно добиться только на основе  новых  фундаментальных открытий, на основе  которых затем  могут  быть созданы новые  отрасли  человеческой  деятельности.

И здесь мы  затрагиваем  очень важную  современную  проблему —  понимания того, что такое  технологии.  Очень часто наши партнёры по взаимодействию — китайские, индийские друзья спрашивают: о каком  конкретном долгосрочном  научно-промышленном   сотрудничестве с  Россией   может идти  речь, если  западные  технологии, если  не  рассматривать системы  вооружения,   последние  30 лет были лучше, чем  советские. А тем более сейчас, после  развала  советской  индустрии и  огромного отставания российской  промышленности  в области, прежде  всего,  информационных технологий?  И здесь бы  я  хотел  предостеречь многих наших друзей  от упрощённого понимания  технологического развития  современного мира.   

Существует два  совершенно разных представления о том, что такое  технологии.  Первое понимание связано с  улучшением, сложившихся форм человеческой деятельности, когда  работа  человека  может быть заменена  деятельностью автоматов на основе  рационализации    сложившихся  форм работы, выделения  операций  деятельности  человека и перевод их в процедуры, которые  осуществляют  роботы и   автоматы. Но есть и другое  понимание технологий, когда на основе  новых  фундаментальных открытий или идей, человек  обнаруживает  новые  физические  принципы, которые  определяют  существования  нашей  планеты, активность солнца ( которое, как  рассказал мне профессор Лев  Зелёный, "через семь миллиардов лет погаснет и превратится в белого карлика, что очень огорчает"), воспроизводства  жизни, и затем на основе данных идей создаёт новые  области  практической деятельности, которых до этого не было.  Эти  формируемые  сегодня  новые  способы  деятельности тоже  требуют построения   различных  технологических  систем, без них  они  просто  невозможны, но  это технологии совсем  другого типа Их формирование  предполагает использование  фундаментальной  науки  и обнаружение  новых научных идей. Эти "технологии два", технологии второго типа  предполагают своеобразный  переход  от  мышления  к новой  практике.

России всегда  лучше удавалось формирование технологий  второго типа, и  их можно  легко обнаруживать в  создании новых систем  вооружения, которые  с  удовольствием  у нас  покупает весь мир. А  вот в создании   технологий первого  типа  огромного успеха  достигли  японцы и здесь  нам многое  надо осваивать. Но именно технологии  второго типа определяют резкое  продвижение  человека в  будущее —  к  новым  источникам  энергии, материалов, систем транспорта. —  Зачем  автоматизировать процесс  создания  керосиновой  лампы, если  уже сегодня  есть образцы фотонических  диодов более  эффективные,   чем  лампочка  накаливания  Эдисона. И здесь  как  раз мы  сталкиваемся с  проблемой информационных  технологий. Информационные  технологии действительно могут обеспечить процесс  создания  на компьютере  керосиновой лампы, которая затем  будем  произведена реально. Но  в  этом  случае информационные  технологии просто консервируют  старые  системы  деятельность и  задерживают создание  новых!

Так вот,  моё  глубокое  убеждение  состоит в том, что мы  стоим  на пороге  новой  научно- промышленной  революции,  для  реализации которой  необходимы  программы  15-30 летнего прорыва  к новых  системам техники и новым  сферам деятельности, которые  основываются  на  новом  мышлении. ( Именно  мышлЕнии, а не   МЫшленьи).  Эти новые невиданные  системы  техники и  новые  сферы, кластеры деятельности  образуют техно-промышленный  уклад  следующего поколения.  Как  раз   Россия, выступая  лидером,   совместно с другими  странами может стать пионером формирования этого нового техно-промышленного уклада.  Собственно  в  этой  точке  для  меня  заканчивается абстрактная  инновационная  экономика, в которой  не объясняется, что, откуда, и  куда инновировать и начинается практика развития, которая предполагает создание  новых  образцов  деятельности, инфраструктур, новых  систем жизнедеятельности,  новых  форм жизни. Само развитие  является внеэкономической   культурной категорией, поскольку  оно  обладает ценностью и  сверхценностью,  и не  обладает фиксированной стоимостью, но само определяет стоимость денег. 

Вопрос, "сколько стоит национальное  развитие? " бессмысленен, а  вопрос   сколько  стоят деньги  в условиях процессов  развития  имеет  глубинный смысл. "Воронка" социо-культурных процессов  развития, затягивая  в свою  деятельность функционирование  различных  институтов и  отраслей,  формирует экономику  развития. У развития, конечно же  есть своя  экономика, но она  появляется на  основе  взаимодействия финансово-экономических институтов, института государства  с социокультурными  процессами  развития.  А вот уже  на переходах  от систем  развития, сферы  экономики  развития  к сферам устойчивого  функционирования  может начинать складываться  инновационная экономика.

Мы начали  говорить  об  инновационной  экономике, особенно, не  выясняя, откуда мы  будем  заимствовать образцы  нового, меняя застарелое  и консервативное. Поскоьку  нам важно  было  продвигать страну  к  развитию. По умолчанию предполагалось, что источником  и  технологических и экономических новшеств  является  Запад. Германия, США, Великобритания и  Япония  являются  образцом  для подражания  и  источником инноваций. Правда  сегодня  таким  источником  вдруг становится Китай!

Стоп, давайте задумаемся! Сегодня  мы  дошли  практически  во всех областях  нашей  жизни  до осознания, что мы  сами  можем  быть источником  и сферой  новых образцов деятельности, новых  оригинальных  экономических институтов и новых технологий.  Для  этого у  нас  есть самое  важное — полномасштабные  производительные  силы:

Первое:фундаментальная  практико-ориентированная  наука, Второе: развивающее способности человека  образование  И третье:  инновационная промышленность.

 Поэтому следует признать, что не  имеющая  ни  конца  и не  начала  инновационная  экономика  производна и  вторична  от  организации процессов  социо-культурного развития и  экономики развития. 

Что же  образует основу  процессов социо-культурного  развития  —   на  наш взгляд, это прежде  всего формирование нового техно-промышленного уклада. Условием  освоения  нового техно-промышленного уклада  является новый  социо-культурный уклад —  новая форма  организации общественной жизни. А  вместе —  результаты построения  техно-промышленного  и  социо-культурного  уклада могут быть присвоены  каждым  жителем  планеты   в рамках   нового планетарно-цивилизационного  уклада. Основой  формирования  нового цивилизационного уклада может  стать  организация Шанхайского сотрудничества  как  новая  модель мироустройства, в  основе  которой как раз лежит диалог цивилизаций.  Одна   из  важнейших лидерских  возможностей России —  это предложить своё  видение  планетарно-цивилизационного уклада  с позиций  Российской  цивилизации.

В этом  собственно и  заключался  смысл  нашей  речи  в Мюнхене.  Период  идеологического противостояния  государств закончился. Было бы опасно  впасть в  непримиримое имперское  противостояние финансовых  капиталов, которые  за  основу  столкновения  выбирают некоторую  массовую  культуру потребления,  нечувствительную  и непроницаемую для  восприятия другой  цивилизации. "Культура"  потребления Макдональдсов  и Голливуда   как  стиля  жизни неспособная  воспринять тысячелетнюю культуру  российского государства, китайского  государства, индийского государства, иранского государства. Этой массовой "культурой" все  остальные  способы  жизни  воспринимает  просто как ресурс для  ассимиляции и  быстрого переосвоения и переваривания.

Но  у РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ  другие задачи. Нам  необходимо заново  заселить страну, сделать модной жизнь  в России  большой  многодетной  полноценной  семьи, в которой  есть мать, отец, дедушка, бабушка    и многочисленные  дети —  5 детей, семь детей, десять детей. И я  уверен, если мы создадим  условия  для  социокультурного развития, социального обеспечения, эффективного образования, предоставим молодым  семьям комфортное  жильё, создадим  условия для  стратегических  типов  занятости, обеспечивающих стабильный  заработок,   мода на большую многодетную  русскую семью  придёт. И тогда  окажется, что мы  не пропущены  через  мясорубку  сексуальной  революции как  западная цивилизация, результатом  которой  является культурный  пессимизм,  стерилизация стремления  жить  и старение  нации.  

Нам  необходимо инициировать процессы социо-культурного развития и  сформировать  экономику  развития. Поэтому  моя речь  в Мюнхене —  это  не возврат к стратегической  оборонной  инициативе  Рональда  Рейгана, но  попытка  приблизиться  к  стратегической цивилизационной  инициативе Владимира  Путина  с  позиции Российской  цивилизации. Смысл стратегической  оборонной  инициативы  состоял в том,  чтобы  в  условиях  идеологического противостояния  создать условия для  научно-технического рывка и  ухода  от кошмара  ядерной  войны. Но сегодня  нет идеологического противостояния. Поэтому  мы  смело можем  предлагать на суд  других  цивилизаций  своё видение  Общепланетарного Института Развития.

Этот  Общепланетарный Институт Развития  с позиций  Российской  цивилизации предполагает,  прежде  всего,   проектирование  коридоров  развития  на основе  транспортных коридоров. Огромное  геополитическое  и геоэкономическое  преимущество  России при наличии  сверхсовременных  транспортных технологий  состоит в  её  огромной евразийской  протяжённости. Россия  может  и должна  стать  центральным  шарниром  Евразии, обеспечивая координацию  всех  типов  потоков —  энергетических, товарных, водных, человеческих, информационных  через  пространства  Евразии  в  нужные  точки.   Именно  эта  организация  потоков  создаёт  совершенно  иное  видение  геополитических, геоэкономических  и геокультурных проблем  и  континента  и всей  планеты. Но мой  взгляд  устаревшими и неверными  являются  различного типа статические  блоки, структуры, треугольники типа Евросоюз США Пакистан  или  Россия Китай Индия, которые  неподвижны  и остановились.

Сегодня  на наших глазах  начинается  формироваться  своеобразная  геополитическая, геоэкономическая и геокультурная  динамика. Конечно, старая  силовая  геополитика статических блоков ещё  долго  будет противостоять  новой  динамической  геополитике и геоэкономике  развития.  Но возможности  подобной   геоэкономической и геополитической  динамики  связаны,  прежде  всего,  с процессами  формирования  новых инфраструктур  в России, Китае, Индии  и  Бразилии.

Российской  цивилизации необходимо  доосваивать, переосваивать целый  ряд огромных  протяжённых  пространств. И это освоение  меняет  целеустремлённость  и переорганизацию  страны в целом. Странное  дело  страна  в этом  случае  тоже  может начать двигаться, по неподвижному  глобусу,  как бы складываясь в  совершенно другую  силовую  структуру,  изменяя вектор  своих  вековых сложившихся ориентаций по отношению  к другим  странам. 

Ни для  кого не  секрет, что очень  многие  учёные  связывают новые  огромные  перспективы  экономического  и  социокультурного развития  с  бассейном  Тихого океана, со  странами  Азиатско-тихоокеанского региона. Но Россия тоже  входит в сообщество этих стран.  Было принято решение, что  русский, "нашинский"    город Владивосток  с символическим  названием "Владей Востоком", будет столицей    конференции АСЕАН.

Для  России —  это принципиальный  шаг, который  не может быть и  не должен быть  упущен. Ведь  в этом  случае Россия  открывает  в том числе  и другие  возможности  для  Евросоюза, для  старых  европейский  государств —  Германии  и Франции, приглашая  их к  сотрудничеству  и освоению  новых  тихоокеанских пространств  Камчатки и Приморья, Приамурья  и Якутии. С другой стороны, Россия  готова  поддержать инфраструктурное  движение  Японии с  островов  на  материк и  замкнуть его на  Российское, и  европейское  движение  с  материка  в  океан. Более того, появляется  возможность скоординировать  движение  Бразилии  и  России на основе вертикального планетарного коридора континет-океан-континент на основе трансконтинентального  транспортного коридора  через  Бразилию и  Перу, затем через  Тихий  океан и  затем  через  Россию в  Индию  и  Китай.  Или  движение  Индии, России   и Бразилии  в  рамках планетарного коридора  океан-континент-океан, когда Индия,  являясь  принципиальной  сверхдержавой  опёртой на  Индийский  океан ( и  Россия  готова помогать ей  в этом), через южный транспортный  коридор развития и  через  Иран  включается  в систему  Российских коридоров  развития, а затем  через Транссиб выходит  к Тихому  океану. Это, на наш  взгляд создаёт  совершенно новые перспективы  для  Индии, в  том числе  и для  развития информационных  технологий, поскольку  мы  говорим, ещё раз это подчеркну,  не  о чисто транспортных коридорах перевозки пассажиров  и грузов, но  о коридорах  развития.  Всё  выше  сказанное, конечно же.  не отменяет формирование  транспортных  коридоров  и  коридоров  развития с  участием  Индии  через  Китай.

Почему  мы  говорим  о подобных  коридорах развития на основе  транспортных коридоров?   Поскольку  мы  убеждены, что  новый виток  экономического развития, выход  из  рецессии и  развала  промышленности может быть  связан, прежде всего, с  запуском  крупных  инфраструктурных  мегапроектов.

Мы  не  согласны  с теми, кто утверждает, что мегапроекты  экономически  неэффективны  и всегда  связаны  с  перерасходом  финансовых  средств.  Нет, инфраструктурные  мегапроекты  являются локомотивами  индустриального и  научно-технического развития. Именно они создают условия для  стратегических типов занятости.   И на наш  взгляд, без  подобных  инфраструктурых  проектов не возможно достижение  не только что благоденствия, но нормального уровня  социальной  жизни для больших групп населения  ни  в  России, ни  в Китае, ни  в Индии.  Ориентация Китая  на  потребительские  рынки, прежде  всего США, а также  Европы  и  России на основе  производства  дешёвых товаров являются  формой  накопления  капитала.  С точки  зрения  принципиальных  вложений  Китай движется  на основе  принципа  догоняющей  индустриализации. Но возникает  вопрос, а какова  программа  выхода к  формированию  нового техно-промышленного уклада, который  является  завтрашним  днём  индустриального развития? Этот вопрос  очень интересует Россию, очень важен он, на наш взгляд  и для  Китая.  О каких  технологиях  следующего  шага  развития может идти  речь? Ориентация  Индии  на формирование  своеобразного инжинирингового  аутсорсингового центра  для  промышленности США не решает проблем ужасающей  бедности сельского населения. Индии  необходимы перспективные  типы  промышленной  занятости для  десятков  миллионов  людей. А для  решения  подобных  проблем  другого пути как реализации  крупных мегапроектов  инфраструктурного развития не  существует. Другое  дело, как должны  быть организованы  подобные  мегапроекты. Это — массовый  низко квалифицированный  тяжёлый  неэффективный  труд или  современный  высоко технологизированный  с  применением новейших информационных технологий?   Исходя  из  всего сказанного для  нас  очевидно, что построение трансконтинентальных коридоров  развития и  выход к следующему технопромышленному  укладу  отвечает интересам  нашим  стран.

Под  развитие и  формирование мегапроектов необходима серьёзная  реформа  мировой  финансовой  системы. Точнее  мы  бы сказали  расслоение весьма  разнородного мирового   клуба  финансовых  групп. Партнёрами  для  нас  должны  стать те  финансовые  институты, которых  интересовали бы  вклады  в долгосрочные  инвестиционные  проекты построения  новой  инфраструктуры  и  создание  новых  отраслей   промышленности  в  виде  кластерной  организации и  взаимосвязей  различных  отраслей  друг с  другом.   Работы по расслоению  финансовых  групп и  формирование  нового Межцивилизационного Финансового Клуба  Развития могли  бы  стать принципиальной  задачей  для  Российских инвестиционных банков  нового типа. Есть такая  точка зрения, которую  часто высказывают  в  личных  беседах немецкие  банкиры  старой  закваски, успешно реализовавшие в  своё  время  план  Маршалла  в Германии, что  реального  инвестиционного  процесса сегодня  в мире  не  существует. Что американские банки, играющие  в  финансовое  "казино" с  хедж-фандами, вообще  не  владеют реальностью долгосрочных  инвестиционных процессов. Они существуют в  условиях  финансового "казино" денежных  суррогатов  и  торговли  ценными  бумагами.  А нам  надо возрождать  именно финансовые  институты, которые  будут осуществлять инвестирование значительных  финансовых  средств  в  разработку  и реализацию  долгосрочных мегапроектов. Межцивилизационный Финансовый Клуб Развития  должен создаваться  не  против кого-либо, а лишь  для  создания условий    реализации  ещё одной  возможности — возможности  российского развития  с позиций  Российской  цивилизации.

Подобные  мысли, которые  я  Вам  высказал  сейчас,  говорят о том, что для  меня  проблемы  развития  являются  самыми серьёзными  и  самыми  насущными, предельно конкретными вопросами. Именно они  предполагают необходимость отбросить всё  скороспелое и  неверное  в нашем  мышлении и нашем  понимания  и по прямой  пойти к  центральной  задаче  21  века — реализации  русской  модели  планетарного развития в  диалоге  с  другими цивилизациями.  Только через  решение  подобной  задачи, через соответствующую философию  осмысления  этой  задачи  возможно  восстановление  российской  цивилизации  как  субъекта-лидера.

С точки  зрения  процессов  динамической  трансформации экономических и  социо-культурных  сил  нашей  страны  я вижу  три колоссальных рубежа, которые  взаимосвязаны  между  собой:  развитие  Дальнего Востока и  вытягивание  всего Евразийского континента через  Россию  в круг  стран  Тихоокеанского региона, о  чём  я уже  сказал. Второй  рубеж  — это возвращение к  задачам  построения  Российской  Северной  цивилизации, простирающейся  в  том числе  и в циркумполярный  Север. Это –та задача , о которой  постоянна говорят все   действительно крупные  русский  мыслители  от  Флоренского  до   Солженицына.  Северная  русская  цивилизация  непосредственно демонстрирует, что у  России совершенно  особые  задачи  и предназначение. И я уверен, что доживу  до того часа, когда  мода  на  освоение  Русского Севера, нехоженых  тундровых  троп  снова  придёт. Наконец, третья  колоссальная  задача  это освоение  ближнего и дальнего  космоса, формирование  полноценно-действующей  космической  индустрии — создании  принципиально новых  материалов, разработка  принципиально новых  источников  энергии, необходимых для  межгалактических полётов, наконец, воспроизводство  феномена  жизни  во вселенной  и колонизация  Марса вплоть до  воссоздания на этой  планете  земной  атмосферы. Каждый  следующий  рубеж основывается  на  освоении предыдущего как своеобразной  предпосылке  движения  дальше. Но можно  всё  перевернуть и  сказать  прямо наоборот, если  сейчас  уже  не  видеть горизонты  освоения  Севера, конструирования  систем нового жизнеобеспечения  в космосе, то не возможно будет освоить Дальний  Восток и осуществить прорыв  в построении коридоров  развития  к  Тихому  океану. Только дальние  многодесятилетние  планы  позволяют осуществлять маленькие  конкретные  шаги. И сейчас  уже  видно  зацепление  друг на друга   этих весьма разных рубежей — давайте  восстановим  космодром  Свободненский  в виде  Дальневосточного космического кластера!

Серьёзное отношение  к развитию предполагает, что  мы  должны  в  серьёз  начать реиндустриализацию  на  новых основаниях, я бы сказал  на постинформационных, то есть опираясь на все  имеющиеся достижения  современных  информационных технологий, но не подменяя  созданием информационных  сетей реальных процессов  инфраструктурной  индустриализации. На основании  формируемых  сегодня  промышленно-внедреннческих  и  инновационно-разработческих зон  предлагается  приступить к   созданию нового техно-промышленного уклада России — опережающих  производственных  систем для  автомобилестроения, авиастроения, вертолётостроения,  космической  промышленности, фармацевтической  промышленности, двигателестроения, медицинской промышленности,  химической промышленности, новой  электроники, энергомашиностроения и др. в форме федеральной сети кластеров промышленного развития. Это могло бы стать наиболее эффективным и практически единственно реальным механизмом развития регионов страны.

Для  решения  этой задачи   необходимо начать формирование кластеров, которые должны  заменить традиционные  для  советской  экономгеографии пространственные "мешки" в  виде   экономических  районов. Выстраивание федеральной сети кластеров предполагает  организацию системы  переговорных площадок  между полномочными представителями, губернаторами, промышленными  группами, инвесторами, представителями разработческой науки,  на которых  определяются стратегии  развития, структура  и контуры кластеров, ядерные  предпринимательские проекты  и  условия и  принципы финансирования работ по созданию кластеров.

Стратегия целевого  формирования  кластеров   принципиально отличается от хаотической случайной  договорённости  одного олигарха с другим. Для  разработки  реальных кластеров промышленного развития  необходимо предъявление правдоподобных институционально-организационных схем  в виде администрации управления  кластерами.

Для этого при Правительстве Российской Федерации должна быть создана специальная группа "по кластерам". Видимо, это задача  вице-премьера С.Б.Иванова.

Но намечая  задачи  индустриализации  и развития страны, не переходим  ли  мы  при подобной  постановке  целей  к советским  способам  административного безрыночного движения. На мой  взгляд, нет. Коридоры  развития и  кластеры должны  быть представлены  в виде  мегапроектов, вокруг  которых объединяются инвесторы, банки, производители, потребители, наука, власть.   Фактически  речь должна  идти о формирование международного рынка  мегапроектов  в России, финансирование  которых было бы  интересно членам Межцивилизационного Финансового Клуба  Развития.

Без рынка  мегапроектов  и   масштабных  программ  развития  отечественных  технологий  на основе  достижений  отечественной  науки у  нас нет  пути  в  будущее. Желание  российского человека  заработать, построить дом и  иметь достаток  в семье должны быть удовлетворено на основе стратегических  типов  занятости  при реализации  мегапроектов. Мы  должны  преступить к созданию  совершенно особой Российской  экономики на основе построения  всероссийской  вертикали  проектов.

И мне  здесь  не нравятся размышления  про  то, что мегапроекты  — это всегда  разворовывание  средств. Значит,  нам  нужен  другой  рынок  мегапроектов — без разворовывания. Нам вообще  надо перестать копировать запад — должны  появиться  наконец, свои  отечественные  оригинальные  экономические  разработки, но основанные  на  глубоком  знании опыта  мировой экономики ( в том  числе  Индии, Китая, Бразилии  и арабских стран),  преломлённые  через  своеобразие  нашей  ситуации и  нашей  страны. Бессмысленно  копировать опыт  Лихтенштейна, где-нибудь в  Читинской области  или  на Алтае.  В конце  концов,  мы  можем  создать специальную  законодательную базу  под обеспечение  прорывных  мегапроектов. В соответствии  с этой  законодательной  базой разворовывание средств  отпущенных под реализацию  мегапроектов будет приравниваться  к тягчайшему  преступлению против  Российской  государственности  и будущего наших  детей  с одновременным  сохранением  достаточно  либерального  законодательства  в  других  областях  экономической  жизни. 

Итак, политической предпосылкой для выхода России в активную позицию по   разработке  и  продвижению  трансконтинентальных  мегапроектов  являются  два моих  действия  как президента России:

1)   выступление в Мюнхене, в котором предложено независимое позиционирование России как  цивилизации. — о  чём  я говорил  уже раньше и 2) внутристрановая  инициатива перехода к проектному типу управления, заявленная в сентябре 2005 года,

Создаваемая  всероссийская  вертикаль  проектов ( ВВП)  — от национальных проектов до  локальных — не означает воспроизведение  командной  экономики.  Это будет  рыночная  экономика,  ядро  которой  составляет, как  я  уже  сказал рынок  мегапроектов, рынок  инвестиционных капиталов  и рынок  трудовых ресурсов. Последнее  тоже  очень важно — мы  стоим  перед  задачей  перезаселения  страны.  Мы  должны  приступить к созданию  Российской  экономики  развития  на основе построения  всероссийской  вертикали  проектов, объединяющие трансконтинентальные  мегапроекты,  стратегические  национальные  проекты  с  региональными  и инициативными  проектами.

Проектный  тип  управления предполагает  постановку  проблем разного масштаба и разного уровня  сложности, а  затем разработку  и  создание  проектов, обеспечивающих решение  данных проблем. Именно  выстраиваемая  всероссийская  вертикаль проектов  является способом  координации различных целевых  ориентиров  и различных проблем.

Можно совершено  чётко  сказать, что все те, кто считал, что  национальные проекты  — это  некоторая  временная  ПИАР-компания,  ошиблись. Введение  проектного управления это последовательно продуманный  кардинальный  долгосрочный  шаг изменения  систем  управления  в стране. Эта  система  не подменяет собой  рынок,  но предполагает, что в стране  должен  быть  сформирован ещё  одни  тип  рынка — рынок   проектов, в том числе  и  рынок  мегапроектов на  самом  высоком  уровне  постановки стратегических задач.

Выстраиваемая  всероссийская  вертикаль  проектов, в том  числе    умощнение  и технологическое  наращивание этой вертикали  является основной  преемственности сложившегося  курса, курса президента  Путина. Тот, кто хочет стать приемником  этого  курса  должен  продемонстрировать и  показать   возможность работать с  вертикалью  проектов.  При этом  всероссийская  вертикаль  проектов  и проектное  управление  не совпадают для  меня  с национальными  проектами. Всероссийская  вертикаль  проектов  должна  координировать и объединять в одно целое  всё  разнообразную совокупность проектов — транснациональные  и  трансконтинентальные  мегапроекты, национальные  проекты, региональные  проекты, предпринимательские  проекты  и т.д.

Я совершенно  не согласен с теми, кто  считает, что этот выстраиваемый  курс  и  вполне определённую систему  управления должен  продолжать лично  я. Если  нам удалось  сложить действительно  новую  систему  деятельности  и  принципы  управленческой  работы, то  в  неё  включиться  и её  освоить  может другой  талантливый, любящий  Россию человек.  Форма деятельности отделима  от конкретного лица. Правда, в  этом  случае всем  Вам  избирателям  будет необходимо  строить свой выбор не на основе  поведенческих особенностей человека,  его каких-то личностных  особенностей,  а на  его способности развёртывать  принцип  проектного управления  в России и  развивать всероссийскую вертикаль проектов.

Мне  кажется,  нам не следовало бы  в настоящий  момент менять конституцию с тем, чтобы  Президент  Путин мог остаться на третий президентский  срок. Это, прежде  всего, связано с тем, что мы действительно подошли  к  очень важному  рубежу, за которым  появляется  принципиальная  возможность осуществить планетарное  развитие  с  позиций  России. В этой  ситуации  мы  должны  быть  безукоризненны с точки  зрения  всего набора  международных  правовых норм. К нам  не  должны  быть предъявлены  никакие  претензии. Мы  жили  8 лет по нашей  конституции и  давайте  проживём  по ней  ещё  несколько  лет.  Мы не должны  менять конституцию  ради  конкретного человека. Собственно это означает, что  мы  осуществляет по всем  правилам  игру  под  названием демократия американского образца  с российской  спецификой и реализуем  систему  электорального права. Мы  имеем  полное  право на то, чтобы  эта общемировая  модель реализовывалось  в России  по-своему.

Другой вопрос, насколько  этот  тип общественного устройства  соответствует коренным  интересам России и  форме  традиционной  российской государственности. Пока  после  смены  авторитарного коммунизма  мы  живём  по этой космополитической  правовой  норме, которую мы  сами  выбрали.  К восстановлению традиционной  государственности  в  форме  православной  монархии с одновременным  вписыванием  включением  государя  в  сакральные , священные пантеоны  других  традиционных  для России мировых религий- буддизма, ислама,  иудаизма –мы  пока не готовы. При этом  я говорю  о православной  монархии как о  форме  государственности, а отнюдь не  о том, чтобы  В. В.Путина  выбрать в  качестве  монарха, к чему я, уверяю  Вас, совершенно не стремлюсь.

Но если  мы пойдём  дальше  по пути  развития,  и будем  восстанавливать свою  собственную российскую  идентичность, мы  обязательно вернёмся  к вопросу о традиционной  форме Российской государственности. И да поможет нам Бог на  этом  пути! 

Но когда  мы начинаем выстраивать всероссийскую вертикаль  проектов, вокруг которой  должны  двигаться финансы, знания, технологические  решения, регионы, коллективы  людей   и  не связываем  национальные проекты  исключительно со сбросом денег  на "социалку"  из  нефтяной  сферы, мы должны очень чётко понимать что  Всероссийская  вертикаль проектов  должна  опираться  на    Всероссийскую   вертикаль смыслов. А  за этой  вертикалью смыслов стоит оригинальная  отечественная  философия и  непротиворечивая  иерархия  ценностей  нашего общества. Для  того, чтобы  российский  человек  комфортно чувствовал  себя  и  мог  включаться  во всероссийскую вертикаль  проектов, безусловно, должна  появиться  иерархия  смыслов, определяющая  устремленность российского человека  в  будущее, открытого ко  всему  миру, но строящему  свою  жизнь именно в  России.

Основная  проблема  — это недостаточная  разработанность перспективной идеологии в  нашей  стране. Проведенные здесь  работы  находятся  ещё только на  самом  начальном этапе  их осуществления. Нам необходимо предъявить своё  понимание  формы  организации  российского общества на  основе оригинальной отечественной  философии и   фундаментальных  устойчивых  ценностей, лежащих  в основе   цивилизационной  идентичности и   разделяемых  большинством  населения.   Оригинальная  философия  и идеология  развития   должны  осваиваться  в школах и разъясняться  по телевидению вместо  секс- программ и  раскручивания  грязных скандалов.

Но смею  Вас  заверить, что  основы  подобной  оригинальной  отечественной  философии, на которой  может быть основана  идеология планетарного развития  с позиций  России,  у  нас  есть. Это — прежде  всего, философия  деятельностного подхода,  позволяющая  выделять  проектную  деятельность как важнейшую в  сегодняшнем  мире и анализировать формы  создания  нового знания,  в том числе  и  фундаментальных науках. Эта  философия  деятельностного подхода  позволяет  нам осуществить самое  главное — ответить на  вопрос, что мы  делаем  сегодня  и сейчас, когда  ставим  самостоятельные  цели. И нам понятно, что  мы делаем — мы разрабатываем  глобальные  проекты продвижения  с  цивилизационных позиций  России.

Здесь  мельком следует отметить, что  именно  на основе этой  оригинальной отечественной  философии становится  совершенно очевидно, почему  Россия — это не проект, и  почему  не может быть никакого проекта "Россия".  Поскольку  для  любящего страну  человека Россия  как историческая  живая  органическая  связь с  многими  миллионами  живших на  этой территории  людей является основой   огромного числа  проектов —продуктов  нашей  мыслительной  деятельности. При  этом  Россия  состоялась и будет  всегда существовать в  вечности, а наши  проекты, часто  в  силу  несовершенства  замысла, не понимания ситуации или  эффективного противоборства наших противников могут не состояться  и не быть реализованы.

Более того, можно  утверждать, что  в  этом выявлении оригинальной  отечественной  философии, определяющей  наши  подходы  к развитию,   мы движемся  очень близким  параллельным  курсом  с  китайскими  коллегами. Современные  китайские  философы  и идеологи  стремятся  сегодня показать, что традиционная  китайская неоконфуцианская  философия, отличающаяся от марксизма  и западной  либеральной  философии, способна ответить на вызовы,  сформулированные  постмодернизмом. Недавно, как известно,  умер один из последних крупных  философов  постмодернизма — Жак Бодрияр. Так  вот, один из  этих  вызовов  заключается в том, что философия  модерна, создавая  знаньевые  системы,    ничего не  говорит  о человеке, о благородном  муже — его формах  мышления  и  способах действия. Но именно неоконфуцианство отвечает на  эти вопросы, и  поэтому  неоконфуцианство  интересно всему  миру и  оно способно  разрешить проблемы, поставленные  постмодернизмом. Но точно также  и  российская  отечественная  философия  деятельностного подхода способна  ответить на другой  вызов  постмодернизма различить знание  и проект, исследование  и проектирование  и  чётко  указать на  то, что  новое фундаментальное  знание в  современном  мире  разрабатывается и  создаётся  при постановке  новых  целей, в  новой рамке  проектных  задач. Если  у нас  нет  масштабных проектов  развития, то  нам и  познавать нечего. Но, слава  Богу, новые проектные  задачи и новые  цели  у  нас появились.

Как я  уже  сказал, разработка  новой  лидерской  идеологии  Российской  цивилизации —  это перспективная,  пока  нерешённая задача, которая кстати очень интересует  меня  лично. И я  был бы  готов  взяться за неё, когда  кончится  срок  моего президентского правления. Правда, очень  важно понимать, что разработка  лидерской  идеологии и  философии, это — в  современном  мире  не столько  кабинетная работа, сколько  предъявление  и демонстрация  этой  новой лидерской  идеологии  на новых коммуникативных плацдармах — своеобразного сетевого института мирового  русского присутствия.. Для  её  разработки  нужна  структура  Мирового русского университета, имеющего кампусы  в различных  странах  мира. Поскольку лидерская  идеология  и  философия  российской  цивилизации и  российского государства должна  разрабатываться в  непрерывном межцивилизационном  взаимодействии  и межцивилизационном  диалоге. Мне представляется,  что подобный   Мировой  Русский  университет   мог бы  быть создан  на  основе  и  при участии  Дальневосточного государственного университета с  кампусами  в Китае, Корее, Японии, Малайзии, Индии, Германии, Франции, Великобритании, США, Бразилии, ЮАР и других  странах  мира.

Для  чего же  нам  нужна  оригинальная  философия  и идеология, которую как  я  уже  сказал должны изучать в  школе, после того, как она будет сформирована? Для  того, чтобы  преодолеть культурный  пессимизм  и  перезаселить Россию.  Чтобы  это  сделать, кроме  всего прочего  население  России  должно хотеть жить —  это вполне определённая  Жизнестратегия  и Умосостояние. Другое  дело, что мы должны пойти на беспрецедентные  меры  для обеспечения  условий жизни наших  людей, которые  хотят создавать большие  семьи  с 7-10- 15 детьми. В условиях  современной  медицины  это возможно. НО я  бы  предложил российским семьям  с  количеством  детей  больше   7 человек  передавать значительные  земельные  угодья  и  дом в  собственность без права  перепродажи. Подобное  беспрецедентное  стимулирование   процессов  развития  семей  должно  дать свои  результаты, если  к этому  добавить стратегические  типы  занятости  в регионах на основе участия  в  проектах  регионального развития, национальных и  транснациональных проектах.

Но остаётся ещё один  важный фактор без которого не  преодолеть культурный  пессимизм  и не заразить население  России желанием  жить — это  культура  нашего общества, телевидение, литература, кинематограф, средства  массовой  информации.    Переход  страны  в  режим  развития  и создание  экономики  развития  требует резкого повышения  культуры нашего общества. Поэтому  для  нас  очень важным является  идея  Российской  школы  будущего как  итог  реализации  национального проекта  образования.  Нам  нужно развитие  отечественного кинематографа  в  форме  кинематографа  Российской цивилизации,  литературы, живописи, музыки  российской  цивилизации. Очень важно, чтобы продукты  отечественной  культуры, создаваемые  на  русском  языке, пользовались повышенным  спросом  во всём  мире, чтобы  русский  язык   стал  языком  надежды на развитие  и  справедливое  мироустройство.  Резкое  повышение   культуры  нашего общества невозможно  без выделения  кардинального набора  устойчивых  ценностей, которые  определяют цивилизационную  идентичность российского человека.  И в частности  кинематограф  Российской цивилизации должен быть проводником  этих  русских идей  и ценностей, надежды  на более  справедливый  мир, а также  русской формой  интерпретации всей  мировой  истории. Было бы  очень странно, например, чтобы  про великую  историю  Византии  нам  сегодня рассказывал бы  Голливуд. И мне кажется, мы стоим  сегодня  на пороге  неслыханного возрождения  оригинального русского кино. 

Общество  с  высокой  культурой — это совершенно другая  информационная  среда, неагрессивная и  не стравливающая  одни  группы  населения с другими, но форма  общения,   предъявляющая  образцы  успешных  людей, позволяющая  осмыслять новые  схемы действия  и осваивать новые  понятия.

Заканчивая   произносить текст своего  послания,  которое  в этом  году,  безусловно является рубежным, и подводит очень важные итоги моей деятельности, открывая видения достаточно заманчивой  перспективы для  России,  я  бы хотел обратить внимание  на следующее обстоятельство.

С утратой американцами своего лидерства Россия с неизбежностью должна формировать новую повестку дня для всего мира, поскольку без такого действия она не сможет ни себе, ни соседям, ни всему миру объяснить суть своей внутренней и  внешней   политики. Для  того, чтобы  сформировать эту  новую  повестку дня необходимо попробовать мыслить новые  категориями  и  чуть по- новому, оставаясь в дружественном  контакте  с  Западом, но в  то же  время  с некоторой долей  независимости  от него. Это независимость не  означает сползание  в варварство или изоляцию. Наоборот, предъявление  своей  позиции, отличной  от  позиции  другого участника диалога  часто делает контакт ещё более прочным. Я сегодня   формулировал  позицию  России   в рамках моего ежегодного послания по возможности  независимо от политического, экономического и  культурно-ценностного языка  Запада.  Пусть на  моё место придёт богатырь, который  сделает это лучше. Да поможет ему  Бог!

 

Источник: "Миссия России. Московская методологическая корпорация", 22 апреля 2007 г .
Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2014 Русский архипелаг. Все права защищены.