Главная ?> Авторы ?> Гонтмахер -> Регламент против волокиты
Версия для печати

Регламент против волокиты

Зачем, в принципе, нужны административные регламенты, которые один за другим разрабатывают различные министерства и ведомства? Если попытаться ответить на этот вопрос общими словами, то для того, чтобы выстроить нормальную иерархию во взаимоотношениях общества и государства.

Для нашей страны еще с советских времен было характерным, что при всех замечательных лозунгах типа "все во благо человека" в реальной жизни ее настоящим хозяином выступал чиновник, а все мы, обычные люди выступали в роли просителей. Для государственного аппарата, вообще-то, обязанного обслуживать определенные потребности граждан, обеспечивать реализацию их прав, защиту, на практике эти самые "граждане" были изрядной обузой.

Я уже не говорю о том, что, как правило, взаимоотношения эти тонули в бюрократизме, взяточничестве, коррупции. Даже всем известное выражение "слуги народа", формально отражавшее устройство общества, всегда произносилось с изрядной долей иронии.

При демократическом устройстве общества, как бы банально это ни звучало, взаимоотношения общества и государства выстраиваются с точностью до наоборот: именно госаппарат нанят обществом и состоит у него на службе.

Давайте вспомним историю: известный факт, когда Николай II, отвечая на вопросы при проведении первой всероссийской переписи населения, назвал себя по профессии "хозяином земли русской". Нынешний глава государства не раз заявлял о приверженности совершенно иной философии, прямо говоря о том, что все госчиновники являются наемными работниками у общества.

Но как этого добиться в реальной жизни? Как раз с помощью административных регламентов, которые детально расписывают все обязанности, все действия конкретных чиновников, работающих с населением.

Возьмем, к примеру, публикуемый сегодня регламент исполнения функций госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Всем известно, что операция эта сложная, отнимающая у людей массу сил, здоровья, денег. Консультацию получить невозможно, на сбор необходимых документов уходит масса времени. Такая ситуация характерна для большинства вопросов, которые граждане вынуждены решать в "присутственных местах".

Так вот, грамотный регламент детально прописывает всю процедуру работы чиновника с посетителем, устанавливает конкретные нормы, по которым происходит обработка заявления, требует, чтобы ответ был дан через вполне определенный срок, не допускает немотивированных отказов. Сказать "не знаю" чиновник уже не сможет. В принципе должны быть предусмотрены и такие "мелочи", как регулирование очереди (не "живая", а, к примеру, электронная), консультант, который помогает людям подготовиться к визиту в чиновничий кабинет. Наконец человек должен получить полную информацию по своему вопросу вплоть до того, где он может оспорить принятое решение, если оно его не устраивает.

Конечно, нам до такой идеальной картинки сегодня очень далеко. Думаю, существующий сегодня колоссальный рейтинг недовольства государством во многом создается именно из-за того, что человек, как и раньше, чувствует себя в чиновничьем кабинете просителем. Для того чтобы исправить это положение, нужны желание и политическая воля. И тогда административные регламенты могут стать тем инструментом, той "шкалой", с помощью которой чиновничество постепенно привыкнет выполнять свои обязанности добросовестно и доброжелательно. Конечно, потребуется какой-то переходный период, чтобы преодолеть и неизбежное сопротивление бюрократов, и инерцию. Надеюсь, этот срок не затянется надолго.

 

Источник: "Российская газета", 22 сентября 2006 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2016 Русский архипелаг. Все права защищены.