Главная ?> Авторы ?> Гонтмахер -> Приоритетные направления государственной политики в сфере образования
Версия для печати

Приоритетные направления государственной политики в сфере образования

Решение задачи обеспечения долгосрочной конкурентоспособности России в определяющей степени связано с качеством человеческого потенциала страны. Роль образования в этом процессе трудно переоценить.

С одной стороны, абсолютно недопустимо утратить фундаментальный характер образования, но, с другой стороны, условия глобальной конкуренции требуют усиления его практической направленности. В первую очередь это требование должно быть отнесено к профессиональному образованию, в широком смысле слова, и общему, то есть школьному образованию.

Надо иметь в виду, что мы стоим пред лицом серьезных вызовов. По международным сравнительным педагогическим исследованиям первых лет XXI века («ПИЗА», «ТИМСС» и др.), Россия выглядит далеко не блестяще. Причем если в проверке знаний наши школьники еще находятся где-то в середине общей межстрановой картины, то при проверке умений применять знания в жизни, на практике, мы попадаем, к сожалению, в конец списка стран, в которых проводились исследования. Конечно же, есть те области, где российское образование не только находится на уровне мировых требований, но и превышает их — это, например, математика, естественные науки и др. Здесь мы должны не только сохранить собственные позиции, но развивать программы работ с одаренной молодежью, школьниками и студентами.

К сожалению, впечатляющие достижения характерны, как правило, для отдельных учебных заведений и замечательных педагогов, но редко являются общим достоянием системы образования. Отмечается тревожная тенденция: в последние годы в разы увеличилось число молодых людей, поступающих в вузы, но это, увы, не сопровождалось ростом или хотя бы сохранением качества высшего образования. Одновременно быстро сокращалась численность молодых рабочих, подготавливаемых через систему начального профессионального образования. К сожалению, некачественное высшее образование культивируется не только частными вузами (это уже избитая тема), но и немалым числом государственных. Нередко мы имеем дело с завуалированной и растянутой во времени продажей дипломов — взамен предоставления качественных профессиональных знаний и практически значимых навыков. Здесь очень важно понимать, что качественное образование требует разработки и внедрения передовых образовательных технологий, создания системы непрерывного образования, оперативно реагирующей на запросы рынка и, может быть, даже в какой-то степени этот рынок формирующей.

Это тем более важно из-за нынешней слабой связи содержания и структуры профессиональной подготовки с потребностями рынка труда, что влечет за собой невозможность трудоустройства по специальности. Причем в большей степени это отражается на выпускниках вузов, получивших социальные специальности (учитель, специалист сельскохозяйственной сферы и др.), которые, как правило, работают не по специальности. По оценкам экспертов, не более 10% выпускников педагогических вузов работают в школах через 5 лет после выпуска.

Но речь, разумеется, не идет о бездумном механическом сокращении приема в вузы. Необходимо по-иному структурировать подготовку, резко повысить качество преподавания, точнее прогнозировать будущие запросы экономики, наладить постоянный диалог с организациями работодателей и другими структурами гражданского общества. Гражданское общество должно обеспечивать механизмы саморегуляции и самоконтроля. За рубежом, надо сказать, эффективность деятельности подобных объединений доказана жизнью.

Важную образовательную проблему, перерастающую уже в общесоциальную, составляет низкая доступность качественного образования для малоимущих. Формально образовательные программы, по крайней мере, на бюджетных местах вузов являются для студента бесплатными. Однако обучение сопровождается дополнительными платежами, которые не каждый может себе позволить. Сокращение общежитий, маленькие стипендии не позволяют детям из малообеспеченных семей — особенно из отдаленных городов и сел — получить качественное образование. В результате мы имеем тяжелую и глубокую проблему, причем с долгосрочными последствиями — образование, долженствующее обеспечивать здоровое «перемешивание» различных слоев общества и смягчение социальной дифференциации, начинает усугублять, консервировать структуру социального расслоения и фактического неравенства. Это никак не способствует решению задачи по преодолению бедности в стране.

Одна из задач государственной политики в сфере образования: не имущественное положение родителей, а исключительно уровень знаний должен определять возможность поступления в вузы. Для этого требуется прозрачная для общества и объективная система оценки знаний при поступлении в учебные заведения.

Сегодня в обществе идут споры о едином государственном экзамене, государственных именных финансовых обязательствах, введению профильной школы, о ряде других новаций. Накоплен большой опыт внедрения этих механизмов. Так может быть уже пора провести независимую общественную экспертизу сделанному, сохранить и приумножить то позитивное, что имеется в накопленном опыте, иметь мужество отказаться от неверных шагов? На этой основе можно было бы более уверенно продвигаться дальше.

Некоторые конкретные шаги уже наметились. Это, например, воссоздание в широком масштабе подготовительных отделений в вузах. Для уменьшения социальных различий в студенческом корпусе надо использовать механизмы адресного предоставления стипендий. Вряд ли имеет смысл растягивать во времени сегодняшнюю ситуацию, когда дети из обеспеченных семей, и дети из семей с низким прожиточным уровнем получают равную и незначительную стипендию. Общую идею, вероятно, здесь можно сформулировать примерно так: общий стипендиальный фонд растет, число стипендий уменьшается, величина стипендии увеличивается.

Для того, чтобы выпускники вузов работали по специальности, сейчас обсуждается предложение о введении в сфере образования договорных отношений. В своем недавнем Послании Федеральному Собранию Президент отметил: «Полагаю также возможным заключение договора со студентом, который после получения бесплатного образования должен отработать по специальности определенный срок либо вернуть деньги, затраченные государством на его обучение». В пользу такого подхода давно высказывались специалисты сферы образования. Теперь предстоит разработать и апробировать правовые и управленческие механизмы его реализации. В первую очередь новый подход будет применен к отдельным дефицитным специальностям.

Интересы обеспечения конкурентоспособности страны диктуют необходимость интеграции образовательной и научной деятельности, развития ведомственной науки и научно-образовательных центров. Для этого необходимо преодолеть все еще сохраняющиеся правовые и организационные барьеры интеграции.

Итак, процесс модернизации образования находится на очередной переломной точке. Важно подвести итоги сделанного, выработать программу конкретных действий и неуклонно ее реализовывать. В выполнении этой программы заинтересовано все общество. Поэтому важно не замыкаться в рамках профессиональной корпорации и сверять каждый шаг со всеми основными акторами — и прежде всего общественным мнением, которое должно превратиться из оппонента в союзника и непосредственного соавтора. Ведь от того, какое образование получают наши дети, зависит судьба каждого из них и судьба страны.

 

Источник: "Экономика и образование сегодня", 2005 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2016 Русский архипелаг. Все права защищены.